ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СКАЗОК
статья (старшая группа) на тему

Пономарёва Надежда Ивановна

Основная цель работы по художественно-эстетическому развитию детей   ДОО - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, обеспечивающей эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации через вовлечение в творческую  музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность.              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_2.docx23.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Приложение2

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СКАЗОК

Пономарёва Надежда Ивановна

воспитатель

Юго-Восточное управление МО и Н СО

СП-детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ с.Алексеевка

м. р.  Алексеевский Самарской области

Советская ул., д.39, Алексеевка, 446640

Тел./факс: 8 (84671) 2-16-13

aleksdou1@yandex.ru

тел.8 927 709 41 98

E-mail: Nadejdaponomareva2010@yandex.ru

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всестороннее развитие ребенка. Детский сад призван осуществлять всестороннее развитие детей дошкольного возраста. Наряду с физическим, умственным и нравственным развитием значительное место в работе детского сада занимает художественно-эстетическое развитие.

Исходя из цели Российской образовательной политики - "развитие личности, способной к самоопределению и самореализации", а также значимости развития эмоционального мира ребенка, работа нашего ДОО направлена на оптимизацию художественно-эстетического развития дошкольников.                              .
Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона развития  ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.       Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, музыка, театр, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало.                           .
Основная
цель работы по художественно-эстетическому развитию детей   ДОО - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, обеспечивающей эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации через вовлечение в творческую  музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность.              .
Для достижения поставленной цели нами сформулированы следующие задачи:

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Педагоги детского сада уделяют большое внимание разным сторонам художественно-эстетического развития. Оно происходит успешно при условии его непрерывного осуществления. Работа основывается на взаимодействии всех сотрудников: воспитатель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель.

Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны.  Это - игры, занятия, экскурсии, праздники, развлечения, театрализованные игры, игры-драматизации, использование и постановка музыкальных сказок.

Детям очень интересна такая форма деятельности, как использование и постановка музыкальных  сказок, так как жанр сказки наиболее доступен для восприятия детям дошкольного возраста, а язык сказки  близок и понятен. Между музыкальной и речевой интонацией много общего.

Музыкальный театр является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Однако в области дошкольного музыкального воспитания музыкально-театральная деятельность детей представляется наименее разработанным направлением, тогда как эффективность его очевидна. Этот факт и обуславливает наш интерес к этой теме.

По своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре. Музыкальная сказка отвечает психологическим особенностям дошкольного возраста, удовлетворяет основную потребность ребёнка – потребность в игре и создаёт условия для проявления его творческой активности и художественно-эстетического развития. Вовлечение детей в театрализованную деятельность помогает им преодолевать робость, неуверенность в себе, стеснительность, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения, инициативности и самостоятельности.      

Музыкальная сказка  дает уникальную возможность помочь детям раскрыть и развить творческие качества, столь важные для современного человека, дает ему ощущение своей особенности, приносит массу радостных минут.

Участвуя в различных постановках, дети через художественный образ, музыку, костюм, декорации познают окружающий мир. 

Начиная с младшей группы, мы совместно с музыкальным руководителем проводили с детьми этюды, способствующие развитию внимания, эмоциональной сферы личности, творческих способностей.  В средней группе мы инсценировали небольшие сказки  на праздники «Новогодняя сказка», «Как зайчата маму поздравляли», а в старшей группе на «День открытых дверей» показали музыкальную сказку «Детский сад для зверят».

Процесс создания музыкальных сказок очень интересный и трудоемкий. Работа  проходит в несколько этапов:

  • выбор произведения
  • работа над персонажами сказки
  • создание сценического пространства (Создание сценического пространства требует от детей умения  ориентироваться, определять границы данного действия, разделять пространство на сектора, линии, основное место действия)
  • создание костюмов и масок
  • распределение ролей

Детям доставляли радость и процесс подготовки спектакля, и, конечно, само выступление.

На выступлениях ребята проявляли  творческую  самостоятельность и часто вносили в исполнение ролей что-то личное, своеобразное. Также самостоятельно искали выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жесты. Исполняя роль, ребенок не только представляет, но и реально эмоционально переживает поступки изображаемого им персонажа.

Ведущее место в осуществлении художественно-эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач художественно-эстетического воспитания. И поэтому в нашу работу мы привлекаем родителей. Они с большим удовольствием участвуют в создании музыкальных сказок. Совместно с детьми создают костюмы и маски, участвуют в создании сценического пространства и, конечно, являются благодарными зрителями.

Результат  нашей работы -  это   неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

 Развивая художественные способности детей, их эстетические чувства и представления, оценочное отношение к прекрасному, педагог закладывает основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека.

   

Литература:

  1. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников. Дошкольное воспитание. — 2008. — № 6. — С.57–67.

  1. Григорович Л. А. Развитие творческого воображения. — М.,2007.-175 с.
  2. Мерзлякова С.И.  «Волшебный мир театра» (для детей 5-7 лет).

  1. Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников. Дошкольное воспитание. — 2009.-№ 1

«Заверяю»

Директор ГБОУ СОШ с.Алексеевка ______________ Чередникова Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект Формирование художественно – эстетического интереса у детей через использование сказок (во второй младшей группе).

1. Цели: Развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей. 2. Задачи:·...

Развитие самостоятельности, инициативности и творческих способностей ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности в воспитательно-образовательном процессе по художественно-эстетическому развитию в соответствии с ФГОС ДО

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих музыкальных способностей. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны и у них есть огромное желание познавать мир. И если ...

Консультация на тему: "Формирование образовательного процесса по художественно-эстетическому развитию дошкольников в ходе режимных моментов".

Художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка дошкольного возраста. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание ...

Практическое мультимедийное пособие «Времена года» (Художественно-эстетическое развитие дошкольников через восприятие музыкального цикла П.И.Чайковского)

Мультимедийное пособие включает в себя несколько авторских электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и направлено на художественно-эстетическое развитие дошкольников и младших школьников посредством ...

Особенности организации образовательного процесса по художественно - эстетическому развитию дошкольников»

laquo;Получить в детстве начало - эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному т...