НОД "Знакомый Невидимка"
опыты и эксперименты (средняя группа) на тему

Усова Татьяна Александровна

НОД по эксперементированию с воздухом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomyy_nevidimka.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Педагог Усова Т А

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие;

Возрастная группа  средняя

Тема занятия «Знакомый Невидимка»

 

Цель: Создать условия для ознакомления с характерными особенностями воздуха, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.  

Образовательные задачи

  • Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
  • Расширить знания детей о воздухе и его свойствах (невидимый, прозрачный, не имеет запаха).
  • Дать представление о том, что ветер — это движение воздуха.
  • Учить определять воздух и его свойства с помощью элементарных опытов.

Развивающие задачи:

•        Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

•        Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.

•        Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

•        Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.

•        Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

            •          Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой

Оборудование и наглядный материал: полиэтиленовые мешочки (по количеству детей),кораблики из пенопласта с бумажными парусами; сосуд – «море» для корабликов; салфетки бумажные (по количеству детей);веера (по количеству детей); коробочки из под киндер сюрпризов,апельсин, чеснок; воздушные шары (по количеству детей),карточки-схемы.

 

Организационный момент

 

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

                Дети заходят в группу

 (Игра на общение)

         

           

            Стоят в кругу

Ответы детей

Идут к столам

Усаживаются за столы

Воспитатель:

Ребята, сегодня  к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)

Воспитатель: А  теперь мы встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

Станем рядышком, по кругу,

                                       Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

                                                   Если каждый улыбнётся —

                                                      Утро доброе начнётся.

                                                    — ДОБРОЕ УТРО!!!

Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! 

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами узнаем много нового про воздух, будем делать опыты, как настоящие учёные.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

Воспитатель:  Присаживайтесь за столы.

(В группу под музыку влетает Карлсон)

Воспитатель: Кого к нам ветром занесло?

Карлсон: Здравствуйте, ребята! Это я самый красивый и добрый Карлсончик. А что это вы здесь собрались?

Воспитатель:  Мы с ребятами будем говорить о воздухе.

Психологический настрой

Определение темы занятия

сюрпризный момент:

2. Основная часть занятия.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

     Ответы детей

     

Ответы детей

Ответы детей

Повторяют движения за воспитателем

Ответы детей

Повторяют движения

Ответы детей

Ответы детей

   

 Повторяют движения за педагогом

Садятся на места

Ответы детей

Повторяют движения

Садятся на стулья

Карлсон: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздуха! А вы ребята видите воздух?

Воспитатель: Раз мы его невидим, значит, какой воздух?

Дети: Невидимый

Карлсон: Вот-вот невидимый! Значит, его и нет вовсе!

Воспитатель: Погоди, погоди, Карлсон! Мы тоже воздух не видим, но знаем, что он всегда вокруг нас!

Карлсон: Ой, всё- то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

Воспитатель: Ребята, давайте докажем, что воздух всё-таки есть. Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Опыт 1. «Поймай воздух в пакет»

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пустой.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А мы его видим?

Дети: Нет

Воспитатель: Значит какой воздух?

Дети: невидимый, прозрачный.

Воспитатель: Теперь пакет раскрутим и выпустим из него воздух.

                     Пакет опять стал тоненьким. Почему?

(В нём нет воздуха).

ВЫВОД:

Воспитатель: Все ученые в конце своих опытов делают вывод..давайте и мы попробуем сделать такие же выводы..Ребята,скажите. мы можем  увидеть  воздух?Имеет ли он цвет? Воздух прозрачный, бесцветный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли поймать воздух и закрыть его в пакете, а потом выпустили

Карлсон: Ой, что-то мне стало жарко!

Воспитатель: Мы, Карлсон, на тебя сейчас ветерком подуем.

Дыхательное упражнение «Ветер»

А ветер щёки толстые надул, надул, надул,

И на деревья голые подул, подул, подул.

Ветер дерево качает, вправо- влево наклоняет.

Ветерок всё тише, тише,

Дерево всё выше, выше.

 

Карлсон: А ну-ка дайте я помашу

(Берёт веер, машет на себя)

(Машет на ребят веером) А что это такое? Этот ваш ветер?

Воспитатель: Ребята, а вы знаете что такое ветер? Это движение воздуха. Карлсон машет веером, толкает воздух и воздух движется, получается ветерок.

Карлсон: Ребята, а мы с Малышом любим пускать кораблики. Хотите поиграть со мной?

Опыт 2. «Кораблики» 

Воспитатель: Посмотрите, Карлсон махнул веером, появился ветер и кораблики задвигались.

Воспитатель: Если он не будем махать веером, толкать воздух, наши кораблики будут стоять на месте. А теперь вы подуйте на кораблики и они снова будут двигаться. 

Динамическая пауза «Ветер» 

Ветер северный подул: «С-с-с-с-…»

Все листочки с липы сдул. (Присесть).

Дождик стал по ним стучать: «Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (Попрыгать на месте.)

Снег потом припорошил, (Движения руками вперёд-назад.)

Одеялом их накрыл. (Руки над головой «домиком».)

 А сейчас я на вас подую и вы полетите на свои стульчики

ВЫВОД:

Воспитатель: Так что же такое ветер? Ветер — это движение воздуха.

Карлсон: Ой, что-то есть хочется? (принюхивается и идет к столу)

Опыт 3. «Воздух без запаха»

Карлсон: Ребята, что я нашёл? (Открывает лимонницу).

Воспитатель: Ребята, что это? (апельсин)

Воспитатель: Я поднесу к вам тарелочку с апельсином, что вы чувствуете? (Пахнет апельсином) А как вы думаете, пахнет воздух или апельсин издаёт такой аромат? (апельсин).

Карлсон: А вот и нет, это воздух пахнет! Я всегда чувствую, когда пахнет вареньем, и без труда его нахожу.

Воспитатель: Давайте проверим.

Игра «Отгадай по запаху»

Воспитатель: Возьмите коробочки, понюхайте и определите что там.

Воспитатель: Что спрятано в оранжевой коробочке? А что спрятано в жёлтой?

Воспитатель: Да, в оранжевой коробочке я спрятала дольку чеснока, в желтой коробочке ничего нет, там только воздух.

ВЫВОД:

Воспитатель:  Скажите пож-ста имеет ли воздух запах?Значит, сам воздух запаха не имеет, он ничем не пахнет, а воздух только передает запах.

Воспитатель:.

: Скажите, ребята, человек может существовать без воздуха? (Нет)

Почему? (Человеку нужно дышать)

Карлсон: Совсем нет! Я могу без воздуха обойтись!

Опыт 4 «Не дышите»

Воспитатель: Давайте проверим, может Карлсон прав? Наберите воздуха и, попробуйте, не дышать. (Дети пробуют)

Воспитатель: А теперь, Карлсон ты сделай тоже. Мы с ребятами будем считать, сколько Карлсон сможет не дышать. (Дети считают.)

Карлсон: Ой, ой, ой! Лучше я буду дышать. Значит, без воздуха действительно невозможно жить.

ВЫВОД:

Воспитатель: Нужен ли человеку воздух?Да, человеку нужен воздух.

А кому ещё нужен воздух?  людям, животным, рыбам, растениям.

Карточка №1

На столе стоит таз с водой, в котором плавает кораблик.)Карточка №2

коробочки из-под киндер-сюрпризов одна пустая, а вторая с долькой чеснока)

Карточка №3

   Карточка  №4

3. Заключительная часть занятия:

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

     

           Смотрят на карточки

          Ответы детей

Уходят

Рефлексия.

Воспитатель: Давайте, вспомним, что мы узнали о воздухе?

1.Воздух какой ? Воздух бесцветный, прозрачный, невидимый. (Мы его не видим, чтобы увидеть надо поймать.)

2. Когда воздух движется,что  получается?- ветер.

3. Имеет ли Воздух  запах?не имеет запаха, передаёт чужие запахи.

4. Кому нужен воздух?Воздух нужен для жизни людям, животным и растениям.

Воспитатель: Вам понравилось наше занятие?

А куда у нас Карлсон исчез?

Карлсон: Я тут! (Дует шар) Я надувал воздухом шарики и хочу подарить их всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо вам ребята!

Пойду, теперь расскажу Малышу всё, что сегодня узнал! (Раздаёт шарики детям)

Дети: До свидания!

Воспитатель-ну а нам пора собираться на улицу-дышать свежим воздухом

 

Сюрпризный момент


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности формирование элементарных математических представлений и художественное творчество: ( аппликация) в старшей группе с использованием ИКТ – технологий. Тема: «Знакомая и не знакомая русская матрешка»

- Развивать мыслительные операции, самоконтроль,  классификацию, зрительное восприятие;- Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук- Воспитывать доброжелательность, выражать с...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ для детей старшей группы Тема: «Знакомьтесь: воздух-невидимка»

Материал НОД по ознакомлению со свойствами воздуха сотавлен в соответствии ФГОС дошкольного образования и предназначен для воспитанников старшей группы детского сада....

Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ для детей старшей группы.Тема "Знакомьтесь: воздух-невидимка"

Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ для детей старшей группы.Тема "Знакомьтесь: воздух-невидимка"...

Проект «КОСМОС знакомый и не знакомый».

Интерес детей к космосу, определил тему проекта «КОСМОС знакомый и не знакомый». Это одно из познавательных направлений, всегда интересных детям....

ООД ФЦКМ "Знакомый Невидимка"

открытое занятие по ФЦКМ "Знакомый Невидимка"...