Самоанализ
статья на тему

Гладышева Юлия Николаевна

Самоанализ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz.docx37.44 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение ГБОУ гимназии

«Образовательный центр «Гармония»

г.о. Отрадный Самарской области «Детский сад №13»

Самоанализ

 работы  по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста

Воспитатель: Гладышева

Юлия Николаевна

                                         

2014 год

Современное дошкольное образование отражает общие, присущие образовательным системам внутренние цели – содействовать развитию человека, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизнь.

В своей работе пользуюсь основными нормативными документами определяющие правовое содержание работы с детьми и их родителями:

Международные документы, касающиеся прав детей.

  • Декларация прав ребенка.
  • Конвенция ООН о правах ребенка.
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Законодательные  акты.        

  • Семейный кодекс РФ.
  • Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
  • Закон «Об образовании».

Нормативные документы в области дошкольного образовательного учреждения:

  • Устав дошкольного образовательного учреждения.
  • Договор между дошкольным образовательным учреждением и родителями (лицами их заменяющими) ребенка.

В своей профессиональной деятельности я выбрала приоритетное направление экологическое воспитание дошкольников.  

 Существование целого ряда экологических проблем в нашей стране и других странах мира диктует необходимость проведения интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания и культуры природопользования. Начинать ее следует уже в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Дошкольное детство – один из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям.

Экологическое  воспитание,  несомненно, вносит свой весомый вклад в формирование тех качеств детей, которые необходимы социализации дошкольников.

Целью данного направления считаю, создание благоприятных условий развития личности  дошкольников через экологическое воспитание.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

  • формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста;
  • развитие познавательной активности через экспериментирование;
  • формирование умений и навыков наблюдения за природными объектами и явлениями;
  • развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, обществе;
  • воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.

Для более успешного экологического воспитания детей учитывала условия (материально-техническое обеспечение образовательно-воспитательного процесса, системность,  экологизация,   двусторонняя взаимосвязь с родителями). В нашем детском саду существует методический кабинет, в котором собрана богатая библиотека методической, научной литературы, в группе создана благоприятная предметно-развивающая среда для образовательно-воспитательного процесса детей.

Проведя мониторинг  по экологическому воспитанию, я увидела, что у детей  младшего возраста, недостаточно  сформированы положительные  и нравственные качества, побуждающие к соблюдению норм поведения в природе, обществе;  не сформированы познавательные, практические и творческие умения экологического характера.

Мною были определены следующие задачи:

1. Расширять представления детей о растениях и животных.

2. Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.

3. Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времён года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.

4. Дать представления о свойствах воды (льётся, переливается, нагревается, охлаждается), песка (сухой - рассыпается, влажный - лепится), снега (холодный, белый, от тепла – тает).

5. Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе.

6. Знакомить с правилами поведения в природе.

Учитывая возрастные особенности детей младшего возраста, я построила свою работу по принципу «что вижу, то и познаю». Основным условием моей работы является создание благоприятной творческой атмосферы. Для этого создаю в группе безопасную развивающую среду, которая способствует гармоничному развитию ребёнка, создаёт у него чувство уверенности в себе, а так же даёт возможность самостоятельно распоряжаться её составляющими. Моими  помощниками здесь стали наглядные средства. Сделали, с помощью родителей,  бутафорские деревья по сезонам, знакомые и понятные детям такого возраста цветы, птиц, жучков. И совместно с детьми совершаем прогулки к деревьям, цветам. Здороваемся с ними, узнаем, как у них дела, определяем  их настроение. С помощью красивой инструментальной музыки в сочетании со звуками природы учимся чувствовать красоту и доброту. Был изготовлен   календарь   погоды, где дети могут сами отмечать изменения с помощью картинок, предметов, фишек. Были подобраны картинки разных размеров с растениями и животными по сезонам и ореолу обитания. Был изготовлен альбом «Времена года» с движущимися картинками. Для   дидактической игры «Кукла Маша одевается на прогулку» была разработана мультимедийная презентация, где детям предоставлялась возможность выбирать одежду по погоде.

 Младший возраст, самый  благоприятный  для  сенсорного воспитания, для  накопления  представлений  об  окружающем  мире. Поэтому в непосредственно организованной деятельности  я широко использую  наглядные пособия, предметы которые ребенок может взять в руки. Так, при ознакомлении с овощами и фруктами, дети обследовали их тактильно, при помощи запаха, пробовали на вкус, рассматривали их, отмечали цвет, форму, вкусовые качества. В непосредственно организованной деятельности  я широко использую  наглядные пособия, предметы которые ребенок может взять в руки. НОД с детьми я строю  в форме игры. Главное звено игры – воображаемая ситуация и игровая мотвация, которую я поддерживаю в течение всего НОД: «Путешествие к Лесовичку», «В гости к бабушке Матрене», «Заколдованное письмо» и т.п.. На них дети слушают аудиозаписи, помогают животным и героям  художественных произведений, изготавливают поделки и т.д.

     Для стимулирования умственной  активность   ребёнка, расширения  круга  его  интересов проводились  занимательные игры:  «Построй  дорогу  для  зайчика  из  камней», «Снежинка  в  гостях  у  ребят», «Великие  помощники», «Купание куклы Даши».  Такие виды деятельности создают предпосылки для раскрытия эмоционального потенциала ребенка, воспитания элементарного экологического сознания.

В середине учебного года я увидела, что дети с трудом усваивают полученный материал по экологическому воспитанию, и я решила создать опытно-экспериментальный центр в группе, в котором дети с совместной деятельности со мной имели возможность проводить простые опыты. С этой целью был  привлечен  родительский комитет группы. С помощью родителей мы организовали опытно-экспериментальный уголок  (был привезен речной песок, камни, ракушки, глина, приобретен материал для опытно-экспериментальной деятельности). После того, как организовали опытно-экспериментальный уголок, работа стала проходить более насыщенно и интересно.  Для формирования представления о свойствах воды и песка, проводили с детьми опыты с водой: рассматривали  чистую  и  грязную  воду, холодную  и  горячую, опыты с песком: сухой - рассыпается, влажный – лепится.  В зимнее время года проводили опыт с снегом и льдом, определяли что быстрее растает лед или снег и т.д. Опыт и наблюдения повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду и наоборот. Проводимые итоговые комплексные занятия дают возможность обобщить материал и оставляют яркий след в душе ребенка.

В опытно-экспериментальном  уголке дети не только проводят опыты, но и проводят самостоятельную деятельность. В центре воды и песка малыши играют: пересыпают песок из ладошки в ладошку, из совка в формочку, закапывают в него различные предметы и откапывают их, строят горки, дорожки и др.

После того, как обеспечили группу опытно-экспериментальным  уголком , работа стала проходить более насыщенно и интересно. Дети стали более активны в играх, беседах, во время целевых прогулок.

   Природный уголок  был дополнен  карточками  с правилами поведения в природе, и было изготовлено электронное дидактическое пособие «Береги природу!»    

С помощью родителей была обогащена развивающая среда  дидактическими играми: «Вершки-корешки», «Чудесный мешочек», «Чей детеныш».

В конце учебного года проведя мониторинг я у выдела, что поставленные задачи мной  были решены не все. Таким образом, возникла необходимость для дальнейшего апробирования системы работы по повышению уровня экологической воспитанности детей.

         Вывод: Проведенная работа   по экологическому воспитанию  позволила прийти к следующим результатам:

  • дети стали  больше интересоваться окружающей природой, миром

 растений и животных;

  • у детей сформировались  первоначальные представления о себе

 (человек - часть природы и подчиняется ее законам), о самоценности природы, положительное отношение к ней;  

  • у детей выработались  первые навыки экологически грамотного и

 безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой. 

Исходя и этого, были поставлены задачи на следующий возрастной период: 

- освоение ближайшего окружения и соответствующий возрасту выход за его пределы;

- расширение и систематизация элементарных географических, естественнонаучных и экологических представлений дошкольников;

- формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;

 - формирование навыков заботливого отношения к объектам живой и неживой природы, к месту, в котором живёшь;

 - развитие способности воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления;

            -привлечь к активному сотрудничеству родительское сообщество.

Дети старшего дошкольного  возраста  имеют  более  высокий  уровень  знаний, оценок  и  установок  поведения. Они  владеют   довольно  большим  словарным  запасом, что даёт  им  возможность  передавать  в  рассказах  объективные  связи  и  свои  ощущения,  свой   чувственный  опыт,  связанный  со  свойствами  природных  явлений. В  этом  возрасте  экологические  представления  конкретизируются  и  дополняются  новым  материалом.

При построении системы работы по экологическому воспитанию старших дошкольников я выделила следующие основные направления:

  • познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников;
  • познавательно – развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и не живой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме;
  • практическое направление работы способствуют привитию бережного отношения детей к родной природе через трудовое воспитание и тесное сотрудничество с родителями;
  • исследовательское направление работы осуществляется через экспериментальную деятельность детей, экскурсии и наблюдения за природой.

Мною реализуются  пути по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

  • создание условий (экологизация, программно – методическое обеспечение);
  • повышение собственной экологической грамотности;
  • изучение и применение современных методик и технологий в обучении и воспитании детей;
  • экологическое просвещение родителей.

В своей работе большое внимание уделяла поисково-экспериментальной деятельности, поэтому все занятия с детьми строю используя не только методы прямого обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный), но и проблемные методы обучения (проблемного изложения, частичнопоисковый, исследовательский). 
 Также в занятия включала моменты экспериментирования, как демонстрационного, так и самостоятельного.

Продолжала работу в опытно-экспериментальном уголке,  экспериментальная работа вызвала у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и т.п.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка. В течение года, родители пополняли экспериментальный центр пособиями и природным,  бросовым материалом, колбочками, пробирками, микроскоп, лупы, компасами.   Очень ответственным является конечный этап эксперимента - анализ результатов и формулирование выводов. Дети дошкольного возраста мыслят образами. Поэтому зачастую не могут выразить то, что понимают. В этом случае я не устраиваю фронтальный опрос, а предоставляю детям возможность в непринуждённой форме поделиться радостью открытия.  Эксперимент позволяет знакомить детей с правилами техники безопасности при проведении эксперимента.

При подборе материала для проведения непосредственно образовательной деятельности, я ориентируюсь на то, что наши дети не только любознательны, но и очень подвижны, их внимание недостаточно устойчиво, а в памяти фиксируются только яркие эмоциональные события и образы. Чтобы освоение новых знаний приносило детям радость, я провожу занятия с использованием игр, музыкального, телевизионного сопровождения. Это разнообразные игры, фильмы о животных, природных явлениях, презентации. Мною подобран различный материал на цифровых носителях о живой и не живой природе, составлены разнообразные презентации «Космос», «Жители леса», «Подводный мир», «Комнатные растения», «Царица водица». В занятия по ознакомлению с окружающим миром включала разнообразные экологические электронно-дидактические игры: «Кто, где живет?», «Что растет…?», «Что, кто лишний?», «Экологические цепочки», «Кто с кем дружит?», «Лесной дом», широко использую игры с природным материалом, словесные игры. Все это помогает детям справиться с трудностями в обучении, лучше и легче сосредоточиться, дольше удерживать внимание, правильно его распределять, а также развивает слуховую и зрительную память, формирует словарный запас детей, умение общаться, а самое главное позволяет сделать процесс обучения привлекательным и интересным для ребенка, помогает легче усваивать материал.

В течение каждого занятия предусматривла время для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 2-4 минуты. Содержание таких физкультминуток подбирала, опираясь на тематику занятия и ориентируясь на состояние детей. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением, пальчиковая гимнастика, упражнение для глаз, при работе в логопедических группах использую проговаривание чистоговорок с движениями, упражнения для язычка.

В совместной и самостоятельной деятельности использовала различные формы организации детей.  Предлагала детям настольно-печатные игры «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Времена года», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», парные картинки, также в работе использовала игры – инсценировки.  Каждое утро с детьми проводила «Зарядка для ума», в которой использовала разнообразные словесные экологические игры, загадки, задачки, игры с мячом.

В группе при помощи родителей, в соответствии с возрастными особенностями, мы организовали  «Уголок природы», в котором находится календарь природы, где мы с детьми отмечали состояние погоды.   Так же при  помощи родителей была создана «Экологическая библиотека», гербарии, уголок для самостоятельного экспериментирования, настольно- дидактические игры  ««Кто чем питается?»,  «Кто где живет?», «Четвертый лишний», «Кому нужна вода» и т.д., подобраны различные иллюстрации и репродукции о природе и временах года, макеты. Ребенок может в любое время играть в этом уголке, проводить опыты и эксперименты. Также в «Уголке природы» находится коллекция дидактических часов, они помогают детям закрепить знания о временах года, месяцах, сутках. В «Уголке природы» действует постоянно обновляющаяся выставка детских работ о природных явлениях, животных, птиц, обитателях морей и т.п. Ежедневно осуществляется совместная деятельность в уголке природы (дежурство), что приобщает детей к трудовым обязанностям, развивает трудолюбие, чувство ответственности, самостоятельность, умение чутко относиться к делу.

В ходе прогулок я знакомила детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках мы вместе с детьми организовывали игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Детям очень нравится играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", "Разноцветные ленточки". Через такие игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.

Действенной формой при формировании экологических представлений у детей стали экологические проекты: «Этот удивительный лед», «Огород на окне», «Вода, вода».  В содержании проектов входило экспериментирование и опыты. Опыты строились на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В ходе работы я обращала внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Именно на прогулке в ходе опытов дети знакомились со свойствами песка, земли, снега, льда, воды.

Большое значение при закреплении экологических знаний у детей я придавала ведущей форме деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания).  Для удобства использования экологических игр на занятиях мною были изготовлены картотеки экологических игр по возрастам. Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка симпатии к животным, растениям, объектам неживой природы, например «Приготовь лекарство», «Построй домик животному».

Хорошей традицией у нас стала забота о зимующих птицах. Еще с младшей группы проводились различные занятия, беседы с детьми о птицах. Вместе с детьми на прогулках зимой мы подкармливали птиц, наблюдали за тем, какие птицы прилетают на участок, как они клюют корм, как перемещаются по нашему участку. У детей это вызывало огромный интерес и желание заботиться о зимующих птицах. Видя этот интерес детей к птицам я решила при помощи родителей организовать акцию «Покорми птиц зимой» с целью - воспитывать чуткое отношение к птицам, желание помочь им зимой. Где дети при помощи родителей сделали кормушки и развесили по всему городу для того чтобы жители кормили птиц, так же в   течение года проводила акции  «Украсим землю цветами», провожу ресурсосберегающую акцию «Береги водицу нашу», «Елочка красавица». Родителям понравилось учувствовать в подобных акциях  и предложили мне совместно организовать экологическую газету «Прикоснись к природе сердцем».

Я организовала проект «Огород на окне» где главными учасниками стали родители, они приносили семена, землю, папы сделали ящики для рассады.  Дети с удовольствием выращивают рассаду для цветников. Такая форма работы позволяет выявлять и развивать в ребенке новые способности, развивать гуманистические и эстетические черты личности ребенка, способность сопереживать, бережно относиться к вещам не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что это материалы, взятые из природы.

Для работы с родителями оформляю папки-передвижки на экологическую тему, например: «Экологические законы», «Деревья-целители», «Комнатные растения и экология жилища» и др. Провожу родительские собрания (темы: «Учите детей чувствовать природу», «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников», «Ребенок и природа». Совместно с родителями выпускаем экологическую газету «Прикоснись к природе сердцем».

Привлекаю родителей к совместному с детьми творчеству по изготовлению поделок из природного, бросового материала, с которыми участвовали в конкурсах «Осенний калейдоскоп» и «Зеленая планета . Работа с родителями помогает достичь желаемых результатов в экологическом воспитании ребенка. Только совместными усилиями можно развивать личностные качества  дошкольника.

Таким образом, считаю, что экологическое образование положительно влияет на развитие личности ребенка. Помимо образовательных знаний и умений развивает и воспитывает эстетические и этические качества личности дошкольника, воспитывает чувство ответственности за родную природу, край, чувство гражданственности и патриотичности, воспитывает гуманную личность, нравственно и физически здоровую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

самоанализ профессиональной деятельности

Создала самоанализ по экспертному заключению...

СХЕМЫ по АНАЛИЗУ (САМОАНАЛИЗУ), ОЦЕНКЕ ЗАНЯТИЙ и др.

Вашему вниманию предлагаю несколько видов схем анализа и самоанализа занятий в дошкольном учреждении. А также вы познакомитесь с правилами посещения занятий и мероприятий, организацией и проведением з...

самоанализ

самоанализ по теме "Роль экологического воспитания в развитии личности старшего дошкольника"...

Самоанализ к занятию" Советский город спорта"

Основной целью моего занятия было донести до детей мысль о том, что в нашем городе Советский много спортивных сооружений, что в них можно заниматься разными видами спорта, укреплять здоровье и с...

САМОАНАЛИЗ МОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МОИХ ВОСПИТАННИКОВ.Диагностика разработана мной самостоятельно.Тесты которые могут проверить знания дошкольников по экологическому воспитанию....

Памятка для самоанализа занятия воспитателем.

Анализ собственной деятельности вызывает затруднения у некоторыз воспитателей (особенно начинающих). Приведенные в памятке вопросы - не жесткая схема, которой должны следовать все воспи­татели, а ...

САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГА САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГА

Уровень профессиональной подготовки, реализуемый в сфере образования, и содержание современных концептуально - законодательных  документов ориентируют педагогов на сохранение, совершенствование п...