Интегрированное занятие для детей подготовительной группы «Матрёшки»
план-конспект занятия на тему

Солдатова Татьяна Леонидовна

Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой через интеграцию занятий музыкального и ИЗОдеятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение:

     детский сад № 1 «Аленушка» города Асино Томской области

           Интегрированное занятие

для детей подготовительной группы

                  «Матрёшки» 

                                                                      Музыкальный руководитель:

                                                                 Солдатова Татьяна Леонидовна                             

                                 г. Асино

                     Интегрированное занятие

             для детей подготовительной группы

                              «Матрёшки»

Цель занятия: Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой через      интеграцию занятий музыкального и ИЗОдеятельности.

Психолого – педагогические задачи:

            1. Познакомить детей с историей матрёшки.

              2.  Изготовить плоскостную игрушку – матрёшку.

              3. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного ха-

               рактера.

              4.  Развивать интерес детей к народному творчеству.

      5.  Развивать творческие способности детей через приобщение  к    

                   народному творчеству и прикладному искусству.

              6. Воспитывать любовь к народному искусству.

              7. Расширять культурный кругозор детей.

              8. Осваивать  различные приемы рисования матрешки.

              9. Развивать театрально – сценические способности.

 

Формы и средства обучения: образно-художественные, игровые, практические, музыкальные, наглядные.

Материально-техническое обеспечение: музыкальное сопровождение  (русская народная мелодия «Русская изба», мелодия песни «Поезд», русская народная мелодия «На горе то калина» в обработке Ю. Чичикова, русская народная мелодия «Колпачок», песня Ю. Вережникова «Русская матрёшка», песня «Матрёшки» музыка И. Арсеевой, слова И. Черницкой, русские народные мелодии в записи, русская народная мелодия в обработке Т. Ломовой, русская народная песня «Русская матрёшка») медиа ресурсы (презентация « Матрёшка»), костюм Матрёшки, платки для девочек, музыкальные инструменты (ложки, бубен малый), домик для Матрёшки, лавочка.

Оформление: У окна столы, на которых лежат заготовки матрёшек. В центре зала стоит домик матрёшки. Возле домика  лавочка, клумба с цветами.

Ход занятия

1 блок.  Организационный.

Под фонограмму русской народной мелодии «Русская изба» дети заходят в зал и рассаживаются на стульчиках.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте детишки,

                                                     Девчонки и мальчишки!

                                                     Рада видеть всех вас я

                                                     В музыкальном зале у меня.

Дети: Здравствуйте!

Музыкальный руководитель: Ребята, а вы любите ходить в гости?

Дети: Да, любим!

Музыкальный руководитель: Сегодня я вам предлагаю отправиться в гости, а вот к кому пойдём – догадайтесь сами. Я загадаю вам загадку, а вам нужно будет отгадать её.

                                   Алый шёлковый платочек,

                                   Яркий сарафан в цветочек,

                                   Упирается рука

                                   В деревянные бока.

                                   А внутри секреты есть:

                                   Может – три, а может, шесть.

                                   Разрумянилась немножко.

                                   Это русская ………

Дети: Матрёшка.

Музыкальный руководитель: Правильно, матрёшка!

                                                    Путь не близкий будет, что же, не беда!

                                                    С музыкой нам весело, хорошо всегда!

                                                    Ну что, готовы в путь дорогу?

Дети: Да.

Музыкальный руководитель:  А вот на чём мы поедем в гости?

Дети: На паровозе!

Музыкальный руководитель: Все за мною становитесь,

                                                    Друг за другом повернитесь!

                                                    Я – ваш новый паровоз,

                                                    Ничего, что нет колёс!

                                                    Друг за другом мы пойдём,

                                                    За вагончиком вагон.

Под музыку песни «Поезд» ( CD «Танцуй малыш» Т. Суворова) дети выполняют музыкально-ритмические упражнения. Дети замечают домик, из которого выходит матрёшка – ребенок.

2 блок.  Познавательно-развлекательный.

Матрёшка: Здравствуйте, дети!

Дети:  Здравствуй, матрёшка!

Матрёшка: Я матрёшечка, я круглёшечка!

                       Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях.

                       Я в деревне родилась и на славу удалась.

                       Щёчки пухленькие, сама кругленькая

                       А на голове платок, словно яркий цветок.

Звучит русская народная мелодия песни «На горе то калина» в обработке Ю. Чичикова  матрёшка выполняет танцевальные движения, дети хлопают в ладоши.

Матрёшка: Не одна я в домике была, а с подружками своими.

           Отдаёт музыкальному руководителю матрёшку – игрушку.

Музыкальный руководитель: Да где же они, подружки твои? Ребята вы видите подружек?

Дети: Нужно матрёшку раскрыть и подружек достать.

Музыкальный руководитель раскрывает матрёшку и расставляет всех   матрёшек на стол.

Музыкальный руководитель: Ребята, а что вы знаете о такой русской народной игрушке, как матрёшка?

1 ребёнок: Матрёшка на окошке

                   В ярком сарафане,

                   И вся семья в матрёшке

                   Как в доме деревянном.

2 ребёнок: Очень любят все матрёшки

                   Разноцветные одёжки:

                   Всегда расписаны на диво

                   Очень ярко и красиво.

3 ребёнок: Они игрушки знатные,

                   Складные и ладные.

                   Матрёшки всюду славятся

                     Они нам очень нравятся.

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки. Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад. (Слайд 2 презентации «Русская матрёшка» )

          Однажды русский купец привез из Японии интересную  игрушку, которая называлась «кокэси».  Это была деревянная игрушка – добродушный  лысый мудрец Фукурума. Фигурок было несколько, они были полые и вкладывались одна в другую. Эту игрушку увидел русский художник С.В. Малютин, и у него родился образ русской национальной игрушки – матрёшки, которая стала символом русской деревенской  красавицы. Раскроешь ее, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.    Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.

                              (Слайд 3 презентации «Русская матрёшка»)

Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки  и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёшей.

Наиболее известны три вида матрёшек:

(Слайд 4 презентации «Русская матрёшка»)

Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка. Их названия зависят от того места, где их расписывают. Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрёшек.

(Слайд 5 презентации «Русская матрёшка»)

В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название – Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что  весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. Самый главный цвет -  …….

Дети: Жёлтый, лимонный, зелёный, малиновый.

Музыкальный руководитель: Правильно вы заметили.

                                                    Ну, ребятки не зевайте,

                                                    А в кружочек все вставайте.

                                                    Хотите поиграть немножко?

                                                    Нарядитесь тогда вы матрёшкой.

Из детей выбирают 3-х матрёшек. Им на головах завязывают платочки. Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрёшка» на мотив русской народной песни «Колпачок»

                    Эх, матрёшечка, матрёшка

                    Аленький платочик

                   Сарафан в цветочек

                  Мы тебя кормили,

                 Мы тебя поили.

                 На ноги поставили

                Танцевать заставили.

               (говорком) Танцуй сколько хочешь,

               Выбирай кого захочешь.

                           (Игра «Матрёшечка - матрёшка»)

                     (Слайд 6 презентации «Русская матрёшка»)

Музыкальный руководитель:  Следующая матрёшка из села Загорск – Загорская матрёшка. Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове……

Дети:  Платок.

Музыкальный руководитель:  А поверх сарафана………

Дети:  Фартук.

Музыкальный руководитель: Платок матрёшек украшает роспись.

                                                     Наши девочки – матрёшки

                                                     Не устали ваши ножки?

                                                     В центр зала выходите

                                                     Как танцуете нам покажите.

                                                     А вы мальчишки не зевайте

                                                     На музыкальных инструментах играйте.

Девочки исполняют танцевальную картинку «Матрёшка» под  песню «Русская матрёшка» CD «Хлопайте в ладоши» Ю. Вережников . Мальчики играют на музыкальных инструментах.

                              (Слайд 7 презентации «Русская матрёшка»)

Музыкальный руководитель: И третья матрёшка из села Полхов – Майдан. У этих матрёшек нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами.

(Слайд 8 презентации «Русская матрёшка»)

Матрёшка: Ах, матрёшечка – матрёшка.

                      Хороша не рассказать!

                      Очень любят с тобой детки

                      В детском садике играть!

Музыкальный руководитель: А давайте мы песенку споём про матрёшек.

Дети исполняют песню «Матрёшки» музыка И. Арсеевой, слова                     И.Черницкой.

                   После исполнения песни дети усаживаются за столы.

Музыкальный руководитель:  А сейчас, дорогие ребята,

                                                     На минутку закройте глаза.

                                                     Позабудьте заботы, усталость,

                                                     Ведь начнутся сейчас чудеса!

                                         Сегодня мы с вами сделаем каждый свою матрёшку.

                        (Слайд 9 презентации «Русская матрёшка»)

3 блок. Продуктивный.

       Дети усаживаются за столы, на которых лежат матрёшки.

Нашим матрёшкам нужно придумать рисунок и раскрасить  матрешку по своему усмотрению. Приступаем к работе.

Звучат русские народные мелодии в записи дети с музыкальным руководителем разукрашивают матрёшек.

4 блок.  Рефлексия.

Музыкальный руководитель: Вот и матрёшки наши готовы.

                                     

                                    На мольберте вывешиваю работы.

Музыкальный руководитель: А сейчас, ребятки, я хочу у вас спросить

                                                    Что нового узнали вы  сегодня?

                              Понравилось  ли вам ребята в гостях у Матрёшки?

Дети: Да, понравилось.

Музыкальный руководитель:  А чем же мы с вами занимались сегодня?

                                                 Ответы детей.

Давайте скажем одно волшебное слово нашей Матрёшке за то, что она нас у себя в гостях принимала. Какое это слово?

Дети: Спасибо!

Матрёшка: Ну, а сейчас пришло время расставанья

                      До свиданья!

Дети: До свиданья!

Музыкальный руководитель: А нам пора возвращаться в свою группу. В паровозик все вставайте и из зала уезжайте.

Под музыку «Поезд» ( CD «Танцуй малыш» Т. Суворова) дети покидают зал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы с использованием технологиии ТРИЗ

Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки. Формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания. Уточнить представления детей о ж...

Интегрированное занятие для детей подготовительной группы "Прогулка в лес"

Интегрированное занятие для детей подготовительной группы детского сада "Прогулка в лес" (занятие с элементами математики и физкультуры). Задания объеденены одним сказочным сюжетом....

Интегрированное занятие для детей подготовительной группы.

Приобщать детей к русскому народному творчеству (колыбельные песни, пестушки, потешки, игры, хороводы). Развивать умение использовать в речи детей русский народный фольклор. Эмоционально обогатить...

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы "Поездка в Букландию".

Данное занятие направлено на  закрепление знаний детей по теме «Транспорт»; поставленные задачи способствовуют  усвоению детьми звуко-буквенного анализа,  упражняют в д...

Интегрированное занятие для детей подготовительной группы "Музей юных пожарных" с учетом ФГТ

Данное занятие  « Музей юных пожарных»представлено из тематического цикла «Пожарная безопасность и дети», расчитано на десять дней. Занятие -проект является завершающим этапом данной темы, где де...

Интегрированное занятие для детей подготовительной группы, тема занятия: «Урок красоты»

Самое красивое в нашем мире – человек и, научившись видеть, беречь и создавать красоту, мы научимся беречь и создавать человека и его мир, научимся жить по-человечески. Именно поэтому я выбрала эту те...

Открытое интегрированное занятие для детей подготовительной группы. План-конспект музыкального занятия. Тема: « Зимняя музыкальная прогулка»

Открытое интегрированное занятие для детей подготовительной группы.План-конспект музыкального занятия.Тема: «Зимняя  музыкальная прогулка»...