Мастер-класс "Обучение игре на ложках"
материал на тему

Халина Анна Вячеславовна

Мастер-класс для педагогов и родителей по игре на деревянных ложках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klasc_obuchenie_igre_na_lozhkah.odt16.1 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Мастер-класс

                      «Обучение игре на ложках»

Внедрение инновационного опыта

«Обучение игре на ложках как средство развития

речедвигательной сферы детей»

                                                    Халина Анна Вячеславовна

                                                   музыкальный руководитель

                                      ГБОУ лицей №1568

                                                         структурное подразделение №3

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Участники:

Музыкальные руководители, педагоги ДОУ

Оборудование:

Ложки

Компьютер

Проектор

Музыкальный центр

Цель мастер-класса: обучение участников приемам игры на ложках в целях использования как средства развития речедвигательной сферы детей в  рамках воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Задачи:

  1. Познакомить участников с истории возникновения ложки как музыкального инструмента
  2. Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами игры на ложках.
  3. Познакомить с приемами игры и упражнениями, которые позволяют развивать четкую координацию ритмических движений с текстом и музыкой.
  4. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в практике.

Актуальность:

Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной. К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации. Ребенок начинает принимать за музыку произведения исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, избитыми ритмами. Его уже в раннем возрасте программируют на одностороннее, упрощенное миросозерцание. Избежать этой ситуации можно, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнительство на народных инструментах. Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле принесет детям радость, создаст предпосылки для дальнейших занятий музыкой, сформирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях. Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть   на    народных    инструментах    и     стремление    более полно развивать у детей  уже  имеющиеся  музыкальные  способности,  побудило нас организовать  в  детском  саду  ансамбль  русских  народных  инструментов «Ложкари».

Такая форма работы помогает в  формировании слухо-зрительно-двигательной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития средствами музыкально-ритмических занятий.  Именно музыка помогает детям на занятиях изображать волшебный музыкальный мир с помощью своих мышечно-двигательных ощущений. Эти ощущения дети начинают отображать с помощью слов, что очень важно для детей с речевыми нарушениями.

Обучая детей игре на народных музыкальных инструментах, могу следующие этапы:

а) Знакомство с инструментом, его особенностями и исполнительскими возможностями.

Начинать обучение нужно со знакомства с историей ложки и просмотра видеороликов качественного исполнения на ложках, ставя перед собой главную задачу на этом этапе – увлечь детей и зародить в них желание научиться играть и узнать о русских традициях.

б) Постановка исполнительского аппарата - корпуса.

в) Освоение основных приемов игры, ритмическая тренировка.

Начинать обучение приемам игры на ложках желательно с пропедевтической разминки кистей рук:

  1. «Шофер» - характерные движения кистями имитирующие крутящий руль.
  2. «Домик» - левая рука расположена над левым бедром, правая показывает между ними – потолок, или пол (позже удары с ложками).

Эти упражнения помогаю приготовить исполнительский аппарат, тренируют мышечную память, не позволяя в дальнейшем зажиматься мышцам кистей рук при быстрой игре.

Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается характерный красивый звук. Предлагая детям попробовать тот или иной прием игры, обязательно нужно развивать их умение анализировать, поэтому характеризуя звук, попутно беседуем с детьми задавая наводящие вопросы, там самым мы дополнительно пополняем словарный запас ребенка и фонематический слух.

         Обязательно включение в занятия речевого материала в самых разнообразных формах, а поскольку наша задача еще и  обогащение духовной культуры детей через игру на народных музыкальных инструментах мы используем также малые фольклорные формы (потешки, прибаутки…), тексты песен и т.д.

Сейчас вместе, дружно попробует сыграть на ложках. Вы должны сначала послушать внимательно, а потом вместе со  мной, четко и громко повторять слова и ударять в ложки.

Ритмическое упражнение

1,2,3 – ты на ложки посмотри,

1,2,3,4 – вот мы ложечки купили

1,2,3,4,5 – будем мы на них играть!

«Маятник»   - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника.    Ударяют    тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;

«Весенняя телеграмма»

Дятел сел на толстый сук – тук да тук.

 Всем друзьям своим на юг – тук да тук.

 Телеграммы срочно шлет – туки-туки-тук,

 Что весна уже идет – туки-тук, туки-тук,

 Что растаял снег вокруг – туки-туки-тук,

 Что подснежники вокруг – туки-туки-тук.

 Дятел зиму зимовал – тук да тук,

 В жарких странах не бывал – тук да тук.

 И понятно, почему – скучно дятлу одному.

Главный принцип – сделать занятия интересными в игровой форме, поэтому изучая следующий прием называем его «Лошадка» - напоминает цоконье копыт, но пропедевтическую игру можно назвать «Зайка»: прячем черпачок в ладошку и ударяем по нему открытой ложкой. Зайка прячет ушки – звук более глухой, открывает ушки – звук звонче (черпачок в руке выполняет роль резонатора).

Изучая прием,  вновь используем фольклорный материал:

Русская народная песня «Как на тоненький ледок», чтобы выполнить главную задачу – сочетать ритмичные удары с четким проговаривание текста используем проектор.

Следующий прием «Мячики» - в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена. Затем этот прием усложняют;

«Трещотка» самый  распространенный  исполнительский  прием — ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;

Приемы игры осваиваем под русскую народную песню «Во кузнице», снова четко пропевая текст песни.

Детям, обязательно даем задания, в которых игра на музыкальных инструментах сочетается и  тесно переплетается с танцем, ритмическими движениями или песней.       Игра в ансамбле русских народных инструментов заметно меняет детей - активизируется их внимание, память, творческая инициатива. Дети лучше понимают музыку, стремятся дальше заниматься ею. Многие поступают в музыкальную школу. Дети становятся внутренне сдержаннее и духовно богаче.

Таким образом,  цель воздействия музыки, слова и  движения (в данном случае четкое отстукивание ритма  и  упражнения на развитие чувства ритма)  - преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы у детей с речевой патологией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей"Искусство игры на ложках"

Адресованная родителям и воспитателям консультация, проясняет вопросы, связанные с использованием ложек в работе музыкального руководителя детского сада. ...

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИГРЕ НА ЛОЖКАХ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИГРЕ НА ЛОЖКАХ....

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИГРЕ НА ЛОЖКАХ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИГРЕ НА ЛОЖКАХ....

Методическая разработка по теме: "Обучение игре на ложках"

В работе описаны основные приёмы обучения игре на деревянных ложках, значение музицирования в ансамбле русских народных инструментов....

Презентация по теме: "Обучение игре на ложках"

В презентации показаны виды ложек и детский оркестр ложкарей....

Приёмы и игры для игры на ложках

На музыкальных занятиях очень важно делать опору на создание образно-игровых ситуаций,  должен использоваться опыт музыкальных игр, инсценировок, игр-драматизаций....