ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИГРЕ НА ЛОЖКАХ
методическая разработка по музыке на тему

Ковинько Ирина Александровна

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИГРЕ НА ЛОЖКАХ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lozhki.doc55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИГРЕ НА ЛОЖКАХ.

                                          И.А. Ковинько

(АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС № 203 «Алиса», г.о. Тольятти)

    Исполнительство на ложках рассматривается как зарождающаяся модель проявления и становления музыкальных задатков детей дошкольного возраста, развития их личностных и коллективных качеств.

    Придумывая, исполняя собственные ритмы на ложках, импровизируя и создавая на них несложные ритмические сопровождения, дети учатся через собственное творчество познавать мир музыки, развивать своё слуховое восприятие и музыкальную память.

     Игра на ложках позволяет активно влиять на развитие координации движения и быстроты реакции, а также тонкой моторики при музицировании. Сама работа (игра) с музыкальным инструментом, осуществляемые движения при исполнительстве развивают ребёнка физически. Осознанные действия при музицировании координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти, создавая

предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов.

    Применяя только ложки, можно достаточно быстро создать ансамбль или оркестр ложкарей, активизируя процесс музыкального воспитания детей, придавая ему творчески – прикладной характер.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИГРЕ НА ЛОЖКАХ.

        

      За основу взята методика обучения на музыкальных инструментах оркестра « Дар», разработанная Д.А.Рытовым.

   Методика обучения игре на ложках зависит:

  1. От принадлежности инструмента к определённой классификационной группе и подгруппе;
  2. От принципа звукоизвлечения;
  3. От возраста исполнителя и поставленных перед ним задач;
  4. От уровня физического, музыкального, эмоционального развития исполнителя;
  5. От наличия условий (материальных, временных, организационных) для обучения игре на инструменте.

Методика обучения должна включать следующие этапы:

  1. Знакомство с инструментом – история создания, конструктивные особенности, исполнительские возможности.
  2.  Постановка исполнительского аппарата (рука, корпус, ноги, амбюшура и т.д.)
  3.  Освоение основных приёмов звукоизвлечения.
  4. Развитие исполнительского мастерства – работа над художественно – выразительным, эмоциональным, музыкально грамотным и технически совершенным исполнением музыкального произведения.
  5.  Работа над музыкальным произведением.

Влияние деревянных ложек на развитие ребёнка многогранно. Остановимся на основных аспектах.

  а)   воспитание бережного отношения к культуре своего народа. В процессе знакомства с историей создания и бытования инструмента, особенностей его применения в контексте традиционной и современной культуры.

  б)  формирование познавательной сферы ребёнка осуществляется через увлекательное изучение инструмента, стимулирующего развитие интеллектуальных и творческих способностей.

  в)  формирование личностных качеств и развитие способностей ребёнка. Свои  способности ребёнок реализует во время музицирования, выполняя в ансамбле сольную или аккомпанирующую функции.

  Придумывая и исполняя собственные ритмические рисунки на ложках, импровизируя несложное ритмическое сопровождение, дети учатся через собственное творчество познавать мир музыки.

  г)   создание в детском коллективе активного поля взаимодействия способствует быстрому формированию умения объективно оценивать свои результаты, что стимулирует музыкальное развитие детей.

  д)   развитие чувственно – эмоционального восприятия  в процессе                    участия детей в разнообразных речевых играх с применением ложек.

  е)   развитие слухового и зрительного восприятия, музыкальной памяти и чувства формы. Выполняя специальные задания, имеющие сенсорную направленность, дети определяют по звуку  или по внешнему виду инструмент.

       Музыкальная память развивается в процессе анализа звучания разных ударных  инструментов, а также во время игры на них.

       Художественное оформление (орнамент, рисунок и т.д.) ложек оказывает влияние на эстетическое развитие ребёнка – активизацию его зрительного восприятия,  умения распознавать формообразующие характеристики предмета.

       Знакомство со свойствами музыкального звука (длительностью, силой, высотой) развивает у ребёнка аналитическое мышление, умение самостоятельно рассуждать и отстаивать свою точку зрения.

  ж)  освоение на ложках темповых, динамических, тембровых соотношений.

Каждый инструмент обладает неповторимым тембром, который рождается под воздействием многих факторов (порода дерева, влажность обрабатываемой древесины, технологии изготовления…). От наличия и величины резонатора на ложках зависят сила и тембр их звучания.

  з)  развитие координации движений и быстроты реакции, а также мелкой моторики.  Игра на ложках физически развивает ребёнка, координирует работу мышц и мозга. Полученные навыки закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов. Игра на ложках в разных ритмах делает руки ребёнка ловкими и умелыми.

    Знакомство детей с деревянными ложками способствует формированию у ребёнка музыкального вкуса. Главная цель создания ансамбля ложкарей – музыкальное воспитание детей на основе русской народной культуры, стимулирование их к творческой активности в процессе индивидуального и коллективного музицирования.

      В процессе знакомства с ложками дети:

 -   узнают об истории его создания;

 -  изучают конструктивные особенности, исполнительские (в том числе технические ) возможности;

 -  выделяют характеристики, определяющие специфику конкретного инструмента;

 -  устанавливают принадлежность  к подгруппе по звукообразующему элементу;

 - познают, как образуется звук (от удара ложек друг о друга, в результате скольжения…);

 -  познают свойства звука (неопределённая высота, тембровые характеристики, динамические возможности…);

 -  приобретают знания  об особенностях применения деревянных ложек (создание остинатного ритмического фона, звукоизобразительных эффектов, звукоимитаций, игра соло, в ансамбле, усиление динамических оттенков…).

  Так как методика ориентирована, прежде всего, на детей дошкольного возраста она включает и игровые приёмы.

    При игре на ложках главная роль принадлежит кисти руки, хотя в той или иной степени участвуют также плечо и предплечье.  Подвижная, гибкая, эластичная кисть творит чудеса, выполняя замысловатые ритмические фигуры, богатые тембровые красками.

    Ложки следует в руках держать крепко, но без напряжения. Основным способом звукоизвлечения является удар, складывающийся из нескольких фаз:  замах руки направленное движение к источнику звука, отскок – возвратное движение руки. Для получения красивого звука необходим постоянный слуховой контроль за направленностью, силой и качеством удара. Развитие мышц кистей рук, координации движения достигается в процессе систематических занятий. С помощью специальных упражнений вырабатываются необходимые умения и навыки (например, эффективно исполнять партию ритмического сопровождения в медленном темпе). По мере усвоения и закрепления исполнительских навыков, доведения их до автоматизма, можно прибавлять темп. Рекомендуется исполнять ритмические рисунки, меняя динамику, что активизирует слуховое  восприятие.

   Процесс обучения игре на ложках следует начинать со специальной пропедевтической разминки рук без инструмента. Это позволяет подготовить к игре исполнительский аппарат, сформировать и отрефлексировать необходимые  для игры мышечные ощущения, развить координацию рук.

 Характер производимого по инструменту удара (жёсткий или мягкий, скользящий или прямой), изменение его силы и определение точки соприкосновения с инструментом, по которому будет произведён удар, обусловлены музыкально – художественными и исполнительскими задачами. Порядок чередования рук в этом случае определяется метрическим строением такта или удобством амплитуды при исполнении конкретного произведения.

  Ложки являются шумовыми ударными инструментами. С освоения простейших приёмов начинается обучение игре на ложках. Возможность без специальной подготовки выполнять самые сложные ритмические рисунки, позволяет детям сразу включиться в процесс музицирования. Игровые элементы, которые используются при проведении занятий, способствуют повышению активности ребёнка, помогают ему реализовать свои творческие способности. Упражнения следует подбирать с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, уровня его музыкального развития. Упражнения могут выполняться со следующими изменениями:

 -  размера  (2\4; 3\4; 4\4…);

 -  темпа;

 - динамических оттенков (forte, piano, fortissimo ,pianissimo ,  diminuendo, kreschendo, т.д.);

 -  последовательности ритмических фигур;

 -  состава инструментов.

Эти «вариации» в рамках одного упражнения тренируют у детей быстроту реакции, помогают им умело и быстро  действовать  в любой «музыкальной» ситуации. Меняющаяся последовательность ритмических фигур не только активизирует внимание детей, но и учит их действовать в коллективе ( в ансамбле), выполняя общую поставленную задачу.

 В роли педагога при выполнении упражнений может выступить любой ребёнок, выбранный детьми или музыкальным руководителем. Этот приём усиливает мотивационные установки детей на качество выполняемого задания. Целесообразно также детям предлагать самим  выбирать вариант упражнения, или придумать свой.

 Звучание ложек хорошо сочетается со звучанием других инструментов. Умение играть на ложках – это начальная ступень к освоению более сложных музыкальных инструментов.

          Таким образом, игра детей на ложках является фактором их эстетического воспитания. Непосредственный, живой язык инструмента доступен детям, пробуждает у них желание к самостоятельному исполнительству. Художественное оформление деревянных ложек активизирует остроту восприятия детей, влияет на развитие индивидуального отношения ребёнка к красоте, к миру народного искусства. Ложки создают атмосферу радости и праздника, оказывают значительное воздействие на развитие эмоциональной сферы ребёнка. Изучение и популяризация народных инструментов, в частности деревянных ложек, их активное включение в музыкальное воспитание детей окажут реальную помощь в деле сохранения культурных традиций, позволяет лучше узнать и понять духовные истоки своего народа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агажанов А. «Русские народные музыкальные инструменты». - М.; Л., 1949

2. Анлреев В.В. Материалы и документы /сост.  и прим. Б.Б.Грановского. – М.;1986

3. Белов В.И. «Очерки о народной эстетике».- М.,1982

4. Буданов О., Вахутинский М., Петров В. «Практический курс на русских народных духовых и ударных инструментах». М., 1976

5. Васильев Ю., Шумаков А. «Рассказы о русских народных инструментах».-М., 1976

6. Вертков К. «Русские народные музыкальные инструменты». М., 1976

7. Гусев В.Е. «Русская художественная народная культура: теоретические очерки» - СП – б, 1993

8. Дмитриев Г.П. «Ударные инструменты: трактовка и современное состояние». - М., 1991

9. Ихманицкий М.И. « У истоков русской народной оркестровой культуры».- М., 1987

10. Карамзин М.Н. «История Государства Российского». в двенадцати томах.- М.,1989

11. Каталог собрания музыкальных инструментов ЛГТИМиКА\ сост.Г.И.Благодатова.- Л.,1972

12.Келдыш Ю.В., Левашова О.Е. «История русской музыки. С древнейших времён до середины 19 века». учебник, вып.1\ общ.ред.и предисловие А.И Кандинского.-4-е изд., доп.и переработ.-М ., 1990

13. Коринфский А.А. «Народная Русь». -Самара,1995

14. Колпакова Н.П. « У золотых родников. Записки фольклориста».- Л., 1975

15. Костомаров Н.И. «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в 16 и 17 столетиях».-М.,1992

16. Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка: Сб. статей и материалов в 2-х частях.- М.,1987

17. Некрасова М.А. «Народное искусство как часть культуры»-М., 1983

18. Некрылова А.М., Головин В.В. « уроки воспитания сквозь призму истории. Традиционные формы у русских крестьян в 19-начале 20 веков».-СП-б., 1992

19. Орлова Е.М. «Лекции по истории русской музыки». М., 1948

20. Попонов В.Б. «русская народная инструментальная музыка».-М., 1984

21. Рытов Д.А. «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. Русские народные инструменты». Учебник-методическое пособие-М., гуманитарный издательский центр «Владос», 2001

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТОЧКА УЧАСТНИКА

Фамилия :   Ковинько

Имя:         Ирина

Отчество:  Александровна

Учёная степень, звание:

Организация, должность:  АНО ДО «Планета детства «Лада», д/с № 203 «Алиса», музыкальный руководитель

Телефон (сотовый):   89608452629

Тематическое направление сборника:   Проблема воспитания музыкально-эстетической культуры дошкольников

Название статьи:  Приобщение детей к игре на ложках

Ф.И.О. научного руководителя и его личная подпись

Дата сдачи материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к памяти событий времён ВОВ через игру и музыкально – спортивные мероприятия»

Патриотическое чувство, чувство Родины… Оно начинается  у ребенка с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, брату, сестре. Ребенок впервые открывает Родину в семье...

Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через народные подвижные игры"

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что трево...

Игры по приобщению детей старшего дошкольного возраста к основам здорового образа жизни: формирование психического здоровья.

В разработке представлены игры для детей 5 - 7 лет по формированию психического здоровья....

Мини-музей «Олимпийские игры» как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре ЗОЖ

ПРОЕКТ «МИНИ МУЗЕЙ «ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ» в старшей группе с фотоотчетом. Мини-музей «Олимпийские игры» как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре ЗОЖБДОУ детский «сад ком...

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИГРЕ НА ЛОЖКАХ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИГРЕ НА ЛОЖКАХ....

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к игре.

в данной работе представлена информация о приобщении детей младшего дошкольного возраста к игре...