Приобщение детей старшего дошкольного возраста к игре на хомусе
рабочая программа (старшая группа) на тему

Пестерева Лариса Александровна

Перспективное планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezis_k_dokladu_homus.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование приобщения детей старшего дошкольного возраста к хомусу.

Месяцы

Тема занятий

Формы организации занятий

Методы и приемы

Материалы к занятиям

Сентябрь

Октябрь

« Чарующие звуки хомуса»

Посиделки у камелька, обыгрывание игрового персонажа

Слушание ,

беседа,  диалог с детьми, рисование по впечатлению, анализ и обсуждение  рисунков.

Иллюстрации художников, аудиозаписи со звуками хомуса.

( С. Шишигина, П. Оготоева, А. Дегтяревой, Ф. Гоголевой)

Ноябрь

Декабрь

« История хомуса»

 Совместная работа с родителями, консультации и семинары  для родителей.

Слушание экскурсовода, беседа с детьми,показ экспозиций, впечатления обсуждение

Экспозиции в музее, видеоклипы с участием  хомусистов- виртуозов Якутии, видеозаписи об изготовлении хомуса.

Январь

Февраль

« Мы играем на хомусе»

Совместная работа с педагогом дополнительного образования по якутскому языку и руководителем изостудии

Набор детей по желанию в кружок « До5ордоьуу- Дружба», выполнение творческих работ по эскизам, выполненным на предыдущих этапах

Аудиозаписи с мелодией хомуса, музыкальный инструмент- хомус, бумага –А3, восковые мелки, гуашь.

Март

Апрель

Фестиваль « Этигэн хомус»,  городские и республиканские мероприятия « Туой тойук, дуорай хомус!», « Полярная звезда», « Творческая мозаика», конкурсы рисунков.

Участие в детском саду на фестивале, участие в городских и республиканских мероприятиях, совместная работа с родителями.

Выступления детей  перед родителями, педагогами и детьми старших и подготовительных групп

Национальные якутские костюмы, хомус.

Май

Национальный праздник « Ысыах»

Участие на утреннике

ТЕЗИСЫ  К ДОКЛАДУ

Тема моего выступления:

ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ХОМУСУ.

Данная тема приобретает особую актуальность в условиях таких поликультурных регионов Российской Федерации, как наша Республика Саха ( Якутия), где проблема создания условий для формирования поликультурной личности, то есть осознания ими своей принадлежности к определенной культуре, выбор и осуществление культуросообразного образа жизни, способствующего самоопределению, доброжелательному отношению к другим людям вне зависимости от национальности, вероисповедания, готовности к диалогу культур приобретает особую значимость.

Мы не зря обратились к хомусу, этому удивительному и необыкновенному инструменту. Хомус – символ духовной культуры земли Олонхо распространен более чем в 100 странах мира, и имеет 162 разновидности .Сотни названий, и одни древние истоки. По мнению ученых, появился варган, 5000 лет назад, и является ровесником египетских пирамид. У нас  в Республике Саха ( Якутия) хомус – музыкальный инструмент № 1. Его история происхождения в Якутии трактуется по – разному. Самая главная версия говорит о тюркскоязычных корнях хомуса из стран Азии, другие предполагают, что коренные народности имели костяные и деревянные разновидности хомуса. Есть даже космическая версия происхождения варгана.

Хомус всегда был рядом. В старину музыка хомуса помогала нашему народу пережить долгие зимы, воспевая красоты пробуждающей природы, солнечных дней и унося в далекий мир сказочных богатырей Олонхо. Шаманы с помощью хомуса входили в транс, так удаганка Дьэрэлийэр вместе с группой молодых людей ездила по улусам и лечила больных. Использовалась музыка хомуса и во время рыбалок и охоты.

Мы считаем, что хомус соединяет нас со своими корнями, сближает людей разных национальностей и поддерживает связь между поколениями.

Стремление показать ребенку, что уникальность родной культуры можно познать и почувствовать в сравнении с общественными ценностями, через « диалог культур», побудило нас, создать технологию формирования поликультурной личности посредством приобщения детей старшего дошкольного возраста к хомусу.

Нами выделены цели, задачи, принципы технологии, на которых мы не будем останавливаться подробно.

Остановимся на технологии реализации:

Технология формирования поликультурной личности  посредством приобщения детей старшего дошкольного возраста к хомусу реализуется поэтапно через систему занятий. Нами разработан календарно – тематический план и система занятий. Эту работу можно включить и в обязательные занятия по ФЦКМ ( ознакомление с окружающим миром), или проводить в свободное от занятий время.

1 этап технологии проводится в два месяца ( сентябрь, октябрь).Занятия обьединяются общей темой « Чарующие звуки хомуса».Цель занятий- формирование интереса к звукам музыки хомуса в прекрасном исполнении хомусистов- виртуозов Якутии С. Шишигина, П. Оготоева, А. Дегтяревой, Ф. Гоголевой. Аудиозаписи должны быть хорошего качества. На этом этапе дети, слушая хомусиста- виртуоза, всегда удивляются красоте звучания хомуса, очень естественно улавливают связь музыки с природно- эмоциональным началом. После слушания музыки - диалог и беседа с детьми, рисование по впечатлению: здесь дети делятся с впечатлениями, рассказывают, рисуют. Воспитателю необходимо развивать в детях внимание, воображение, фантазию. Методы и методические приемы, используемые на занятиях 1 этапа – слушание, беседа, диалог, посиделки у камелька, графическая речь, обыгрывание игрового персонажа, создание игровой ситуации, анализ и обсуждение рисунков – эскизов.

2 этап технологии. На данном этапе ( ноябрь, декабрь) занятия обьединяются темой « История хомуса». Здесь детей знакомим с историей возникновения хомуса в мире и у нас в республике, подчеркиваем многонациональность хомуса, говорим о том, что 30 ноября провозглашен у нас в республике днем хомуса, так как в этот день в 1990 году был открыт в Якутске Музей хомусов народов мира .Здесь широко используется воспитателями информация из разных источников, в том числе из Интернета, занятия проводятся с использованием ТСО. Наш сад традиционно каждый год совершает экскурсии в Музей хомусов народов мира. Сотрудники музея проводят для наших детей беседы и экскурсию, это взаимодействие с музеем очень полезно.

На данном этапе широко используется метод проектов и интегрированный метод. Детям предлагается сделать проект истории хомуса, нарисовать модель хомуса, историю хомуса, о создателях хомуса- кузнецах. Здесь необходимо отметить, что при выполнении проектов взаимодействие с родителями обязательно. Для этого проводятся родительские собрания, консультации и семинары для родителей.

3 этап технологии ( январь, февраль). « Мы играем на хомусе» - это приобщение к игре на хомусе по желанию и в зависимости от возраста ребенка. Нам часто задают вопрос, могут ли дети дошкольного возраста играть на хомусе? Не вредит ли это на неокрепшие зубы и десны? В своей книге « Игра на хомусе», адресованной руководителям кружка хомусистов, С. Шишигин советует учить детей играть на детском, мягком хомусе, до 6 лет достаточно научить умению фиксировать хомус между зубами, правильно ударять по язычку, вдыхать и выдыхать, извлекать основной звук, выполнять простейшие приемы игры.

На данном этапе мы набираем детей по желанию в кружок « До5ордоьуу- Дружба», где дети учатся играть не только на хомусе, но и на других национальных якутских инструментах. Эта работа ведется совместно с педагогом дополнительного образования по якутскому языку.

Также ведется совместная работа воспитателя с руководителем изостудии детского сада по выполнению творческих работ по эскизам, выполненным на предыдущих этапах, Из эскизов, выполненных в группе, руководитель изостудии выбирает наиболее удачные и интересные. С этими детьми проводится работа по выполнению картины в условиях изостудии. Темы « Чарующие звуки хомуса», « Мы в музее», « Хомус в эпосе олонхо», « Хомусы и народы мира» и др.

4 этап – обобщающий ( март, апрель). На обобщающем этапе в детском саду устраивается фестиваль « Этигэн хомус». Участники фестиваля – дети подготовительных групп, зрители – старшие и подготовительные группы детского сада, родители и педагоги. В рамках фестиваля – участие в городских и республиканских мероприятиях « Туой тойук, дуорай хомус», « Полярная звезда», « Творческая мозаика», конкурсы рисунков.

В марте проводится конференция участников проекта, где дети в празднично убранном музыкальном зале, представляют свои проекты, выполненные на втором этапе, по итогам участников выдаются сертификаты и дипломы, благодарности родителям.

Таким образом, данная технология хорошо вписалась в опытно – экспериментальную работу детского сада по формированию этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста, дала хорошие результаты. Мы это судим, и, по отзывам детей и родителей, и по результатам участия в различных конкурсах. Так, на городском конкурсе этно – ансамбль детского сада « До5ордоьуу» отмечен сертификатом ( 2011год), рисунки Белостоцкой Ани, Мавленбаевой Озоды, Фролова Вовы, Новогодиной Анжелы отмечены дипломами 1 и 2 и 3 степени республиканского конкурса рисунков детей « Чарующие звуки хомуса» ( 2011год), в научно – методическом журнале для работников дошкольного образования и родителей « Чемчуук саас» вышла статья « Технология формирования этно – культурной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к хомусу» ( 2012год), участие в детской телепередаче «Кунчээн» на НВК  Саха ( 2010 год), на городском фестивале якутского фольклора « Туой хомус, дуорай тойук» и 1 детском конкурсе хомусистов « Куланик» среди воспитанников ДОУ Республики Саха ( Якутия) этно – ансамбль « До5ордоьуу» отмечен сертификатами ( 2013 год).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к памяти событий времён ВОВ через игру и музыкально – спортивные мероприятия»

Патриотическое чувство, чувство Родины… Оно начинается  у ребенка с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, брату, сестре. Ребенок впервые открывает Родину в семье...

Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через народные подвижные игры"

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что трево...

Игры по приобщению детей старшего дошкольного возраста к основам здорового образа жизни: формирование психического здоровья.

В разработке представлены игры для детей 5 - 7 лет по формированию психического здоровья....

Мини-музей «Олимпийские игры» как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре ЗОЖ

ПРОЕКТ «МИНИ МУЗЕЙ «ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ» в старшей группе с фотоотчетом. Мини-музей «Олимпийские игры» как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре ЗОЖБДОУ детский «сад ком...

Программа приобщения детей старшего дошкольного возраста к спортивной игре бадминтон "Весёлый воланчик"

Программа приобщения детей старшего дошкольного возраста к спортивной игре бадминтон "Весёлый воланчик" знакомит детей с игрой бадминтон и историей её возникновения. Объясняет выбор игры бад...

"ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ИГРУ "

Считаю данную тему актуальной, т. к. в настоящее время отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей. Поэтому формирование у детей умений заботиться о своём здоровье - одна из важнейших задач воспит...

Памятки для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста и приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению.

Советы родителям по развитию речи детей.1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой ,правильной. Разговаривайте   всегда спокойным то...