"ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ИГРУ "
статья по обж (старшая группа) по теме

Рыбакова Александра Николаевна

Считаю данную тему актуальной, т. к. в настоящее время отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей. Поэтому формирование у детей умений заботиться о своём здоровье - одна из важнейших задач воспитательно - образовательной работы. Игра создаёт положительный фон, на котором все психические процессы протекают более активно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_attestatsiya.docx67.61 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

НА ТЕМУ

«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ИГРУ »

Автор работы

Рыбакова Александра Николаевна

Санкт-Петербург

2018 год


Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Приобщение детей к здоровому образу жизни через игру…….5

§1. Основы приобщения детей к здоровому образу жизни……………...5

§2. Значение игры для детей дошкольного возраста…………………….7

§3. Дидактические игры и их значение в приобщении детей к здоровому образу жизни………………………………………………………….8

§4. Театрализованные игры и их значение в приобщении детей к здоровому образу жизни……………………………………………………….....9

§5. Сюжетно-ролевые игры и их значение в приобщении к здоровому образу жизни……………………………………………………………………..11

§6. Подвижные игры и их значение в приобщении к здоровому образу жизни……………………………………………………………………………..13

Глава 2. Приобщение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к здоровому образу жизни через игру…………………..17

Заключение………………………………………………………………..22

Список литературы……………………………………………………….23

Приложение 1. ………………………………………………………..…..24

Приложение 2……………………………………………………………..45


Введение

Здоровье - это не только отсутствие болезней, определенный уровень физической тренированности, подготовленности, функционального состояния организма, который является физиологической основой физического и психического благополучия.

Игра - вид деятельности ребенка, который представляет сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной играющим. В игре удовлетворяются физические и духовные потребности ребенка, в ней формируются его ум, волевые качества. Единственной формой деятельности ребенка является игра, которая во всех случаях отвечает его организации. В игре ребенок ищет и часто находит как бы рабочую площадку для воспитания своих нравственных и физических качеств, его организм требует выхода в деятельности, соответствующей его внутреннему состоянию. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно.

Данная тема актуальна, так как в настоящее время отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, нарушениями осанки. Поэтому формирование у детей умений заботиться о своем здоровье – одна из важнейших задач воспитательно-образовательной работы. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие.

Глава 1. Приобщение детей к здоровому образу жизни через игру

§1. Основы приобщения дошкольников к здоровому образу жизни

В концепции воспитания детей дошкольного возраста отводится ведущее место решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для приобретения жизненно-важных знаний, умений, навыков. Именно в это время закладываются основы будущего здоровья, работоспособности человека, его психическое здоровье.

Сегодня здоровье детей рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, позволяющее ребенку быть активным в жизни и добиваться успехов в различных видах деятельности. Формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий и убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепление его возможно с помощью приобщения детей к здоровому образу жизни.

Цель работы в данном направлении: формирование осознанного отношения к соблюдению культурно-гигиенических требований и здоровьесберегающего поведения в повседневной жизни, эмоционального благополучия, социальных навыков и уверенности в себе.

Задачи работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни:

  • Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьесберегающего и безопасного поведения.
  • Формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья.
  • Способствовать развитию самостоятельности детей в выполнении культурно-гигиенических навыков и жизненно-важных привычек.
  • Развивать умение элементарно описывать свое самочувствие, умение привлечь внимание взрослого в случае неважного самочувствия, недомогания.
  • Развивать умение избегать опасных для здоровья ситуаций, обращаться за помощью взрослого в случае их возникновения.
  • Обеспечивать сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Решая задачи по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, педагог должен заботиться и о здоровье самого ребенка, применяя в работе здоровьесберегающие технологии, под которыми понимается система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его развития.

Одним из видов здоровьесберегающих технологий можно выделить технологии обучения здоровому образу жизни, к которым и относится игра.

Таким образом, определив важность и необходимость работы по приобщению детей к здоровому образу жизни, можно выделить игру, как здоровьесберегающую технологию.


§ 2. Значение игры для детей дошкольного возраста

Игра является основным видом деятельности в дошкольном возрасте. Сознательная установка дошкольника формируется именно в игре, но не просто в воспроизведении заданных правил игры, а и в самовыражении своего «Я» всеми возможными средствами. И здесь для нас интересно мнение А. Френка, который высказал предположение, что игра для детей – способ научиться тому, чему их никто не может научить. «…Включаясь в процесс игры, дети научаются жить в нашем символическом мире – мире смыслов и ценностей, в то же время,  исследуя, экспериментируя, обучая.»

В дошкольный период игра оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка. Под влиянием игры формируется личность ребенка. Психолого-педагогическими исследованиями установлено, что игра является своеобразной формой отношения ребенка к тому содержанию, которое в ней воплощается. Посредством игры происходит более эффективное усвоение знаний. Играя, ребенок без большого напряжения выполняет ряд заданий, разрешение которых при других условиях было бы для него затруднительно. Создавая положительные эмоции, игра оказывает стимулирующее влияние на умственную активность дошкольников, что и станет условием более эффективного их обучения. Понятием «игра» объединены самые разнообразные проявления активности ребенка, которые различаются, прежде всего, характером действий и их направленностью – то игры дидактические, театрализованные, сюжетно-ролевые, подвижные.

Таким образом, определив значение игры и виды игр можно отметить, что игра оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка, а, следовательно – на его здоровье.


§ 3. Дидактические игры и их значение в приобщении детей к здоровому образу жизни

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. Она имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Значение дидактической игры реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Использование дидактических игр является одним из многочисленных путей формирования у детей здорового образа жизни. Эти игры могут применяться в процессе совместной деятельности взрослого с детьми, с целью закрепления у детей знаний о здоровом образе жизни, а также овладением двигательными умениями и навыками. Также игры помогают детям научиться контролировать себя и свое поведение, настроение, овладеть культурно-гигиеническими навыками, заставят задуматься о своем здоровье.

Таким образом, отличительной особенностью дидактической игры является возможность обучения детей посредством активной и интересной для них деятельности, следовательно, приобщение дошкольников к здоровому образу жизни возможно посредством дидактических игр.


§ 4. Театрализованные игры и их значение в приобщении детей к здоровому образу жизни

Театрализованная игра, являясь одним из видов игровой деятельности, оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка.

Театрализованная игра – деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. Она приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Будучи по своему характеру синкретической деятельностью, она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, легкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости, не только образного, но и логического мышления, двигательной активности и т.п. Игра позволят ребенку глубже проникнуть в смысл человеческой деятельности путем эмоционального проживания различных познавательных ситуаций – ситуаций решения познавательных задач. В театрализованной игре дети получают возможность решать проблемные ситуации, перевоплощаясь в персонаж.

С помощью театрализованной игры у детей развиваются способности к успешному разрешению проблемных ситуаций за счет умения увидеть, проанализировать и продраматизировать ситуацию, сценарий с точек зрения разных персонажей, выделить новые свойства и условия разрешения проблемной ситуации, что способствует повышению степени их социальной компетентности.

Игра требует от ребенка отказа от сиюминутных желаний и подчинения требованию выполнения принятой на себя роли, что обеспечивает возможность формирования произвольности в проведении.

Театрализованные игры могут протекать в виде сочинения сказок, импровизаций при исполнении коротких сценок, инсценировки готового литературного текста, воплощения в игре житейских ситуаций; конфликтных игр с контрдействием, игр по предложенным взрослыми обстоятельствам; использования художественно-образного действия, картин, кукольных представлений.

В театрализованных играх дети знакомятся с выражение эмоций и обучаются адекватному их воспроизведению в процессе превращения в животных и сказочных героев.

Таким образом, поскольку в основе театрализованных игр лежит сюжет, отражающий не только социальные отношения людей, но и представления о здоровом образе жизни, с их помощью возможно приобщение дошкольников к здоровому образу жизни. Так с помощью театрализованных игр по сказкам К. Чуковского «Мойдодыр» и «Федорино горе» у детей формируются культурно-гигиенические навыки, привычки к чистоте, по сказке К. Чуковского «Айболит» - у детей развиваются способности сочувствовать, сопереживать, осознавать необходимость лечения.


§ 5. Сюжетно-ролевые игры и их значение в приобщении детей к здоровому образу жизни

Сюжетно-ролевая игра является формой активного, творческого отражения ребенком окружающей жизни людей, поэтому она не сводится к простому копированию действительности. Ребенок вносит в нее свои выдумки, фантазии, поэтому в ней переплетается реальность и выдумка. Она дает ребенку возможность овладеть более широкой, непосредственно ему еще недоступной сферой предметной и социальной действительности, в которой действуют взрослые.

Значение сюжетно-ролевой игры для развития отдельных психических процессов и функций, а также личности ребенка в целом основано на его отношении к роли. Принимая на себя роль, играя ее, ребенок расширяет, обогащает и углубляет собственную личность. Это связано с тем, что в игре ребенок испытывает реальные, подлинные чувства. Играя, он воплощает в воображаемой ситуации, связанной с выполняемой ролью, собственные чувства, желание, замыслы.

В структуре сюжетно-ролевой игры как деятельности можно выделить следующие элементы: мотив, тема, сюжет, игровое действие, игровая роль, воображаемая ситуация, игровой материал.

Первоначальным мотивом игры ребенка выступает игровое действие, возникающее на основе развивающейся потребности в овладении ребенком предметным миром. Постепенно в игре ребенок начинает видеть в предмете не только то, как относится к нему человек, но и какие взаимоотношения возникают между людьми по поводу использования этого предмета. Таким образом, мотивом игры становится возможность взаимодействия с другими участниками игры.

Тема игра представляет собой ту область социальной действительности, которая отражается в игре (например, «семья», «поликлиника», «магазин»).

Сюжет определяют события, которые изображаются в игре в определенной последовательности.

Игровые действия определяются как целью, так и реальными предметными условиями.

Игровая роль – начальный «конституирующий» момент игры. Без роли не существует сюжетно-ролевой игры. Она представляет собой воспроизводимое ребенком действие.

Воображаемая ситуация служит обязательным элементом игры. Она возникает в процессе игры, как ее результат.

Таким образом, в сюжетно-ролевой игре происходит активная социализация ребенка, оперирование знаниями и изменениями, которые уточняются, обогащаются, закрепляются. Следовательно, представления детей о здоровом образе жизни также будут отражаться в сюжетно-ролевых играх.


§ 6. Подвижные игры и их значение в приобщении детей к здоровому образу жизни

Подвижные игры – самый доступный способ закрепления двигательных навыков и формирования физических качеств и способностей.

У детей ясельного и младшего дошкольного возрастов подвижные игры являются подражательными играми (игры под потешки и песенки взрослых, игры с игрушками).

В среднем и старшем дошкольном возрасте появляется подвижная игра с правилами.

В подвижных играх ребенок удовлетворяет свою врожденную потребность в двигательной активности, от которой зависит успешность физического развития. При ежедневной двигательной активности организм укрепляется, формируются не только двигательные умения и навыки, но и развиваются такие физические и психические качества, как быстрота, сила, ловкость, выносливость организма.

Подвижные игры можно проводить фронтально, индивидуально, с подгруппами детей в различное время: на занятиях, в процессе проведения режимных моментов. Дети могут играть в них под руководством взрослого и самостоятельно.

Подвижные игры различаются:

  • По движениям (с ходьбой, бегом, прыжками, метанием, лазанием и т.д.);
  • По степени воздействия на организм (игры с большой, средней и малой физической нагрузкой, игры оздоровительные, игры на координацию и ориентировку в пространстве);
  • По типу игр (игры сюжетные и бессюжетные, элементы спортивных игр, игры-соревнования, игры-забавы и т.д.)

Планируя подвижные игры, необходимо осуществлять индивидуальный подход и дифференцировать двигательные возможности детей. Условно, не зависимо от возраста, выделяются три группы детей, характеризующиеся большой, средне и малой подвижностью.

Малоподвижные дети вялы и пассивны, быстро устают, нерешительны, избегают участия в подвижных играх, уходят в сторону, даже не наблюдая за ходом игры. Роль педагога состоит в постепенном вовлечении таких детей в подвижные несложные игры с минимальным количеством правил, малой и средней физической нагрузки, в объединении таких детей в небольшие подгруппы и расширение их двигательного и игрового опыта.

Дети средней подвижности отличаются ровным спокойным поведением, адекватной подвижностью, они эмоциональны, обладают хорошими двигательными умениями. Такие дети любят играть в подвижные игры, могут играть самостоятельно.

Гиперактивные дети требуют индивидуального подхода, обладают высокой подвижностью, отличаются реактивностью, неуравновешенностью поведения. Для них характерны скоростные движения, повышенная интенсивность которых вызывает быстрое утомление. Движения таких детей не отличаются хорошей техникой выполнения, точностью и координацией. В подвижных играх гиперактивные дети нетерпеливы, часто спешат, не могут сосредоточиться, не запоминают правил и являются постоянными их нарушителями. Индивидуальный подход будет заключаться в уменьшении дозировки двигательной активности, переключении на более спокойные игры, использование похвалы за успешные двигательные действия.

Подвижные игры классифицируются по степени воздействия на организм: малой, средней и высокой степенью.

Игры малой степени воздействия – спокойные, малоподвижные. Они рекомендуются для снятия интенсивной физической нагрузки, тревоги, напряженности. Это игры со спокойными перемещениями, в спокойном и умеренном темпе (спокойная ходьба, ходьба с заданиями, движения руками, движения по кругу и т.п.). Их следует использовать в заключительной части физкультурного занятия, в утренние часы приема, в вечерние часы, в конце прогулки, в жаркие дни. Такие игры служат для отдыха, развлечения детей, для развития внимания, четкости, слаженности движений, развивают быстроту реакции и координацию движений. Примерами таких игр являются: «Найди игрушку», «Зайка беленький сидит», «Найди и промолчи», «Пройди тихо», «Узнай по голосу», «Угадай, кто ушел (спрятался)», «Найди свою пару», «Летает – не летает», «Слушай команду», «Пройди – не задень» и т.п.

В играх средней степени воздействия (средней подвижности) двигательная нагрузка достигается за счет интенсивной ходьбы, спокойных перебежек, приседаний, подпрыгиваний, действий с предметами, имитации движения животных, общеразвивающих движений, частой и быстрой сменой движений, наличия нескольких ролей, попеременному их выполнению. Такие игры оказывают широкое выздоравливающие действие на все функции организма, параллельно развивается внимание, ловкость, равновесие, быстрота реакции, ориентировка в пространстве. Игры средней подвижности широко используются во всех возрастных группах в утренние часы, могут являться составной частью утренней гимнастики, спортивного досуга, физкультурного занятия, проводятся на утренней и вечерней прогулках. Примерами таких игр являются: «Тише едешь – дальше будешь», «Зайчики», «Совушка», «День и ночь», «Наседка и цыплята», «Мышеловка», «Море волнуется», «Зайцы и волк», «Кот и мыши», «Мы веселые ребята», «Карусель», «Два мороза», «Хитрая лиса» и др.

Игры высокой степени воздействия (высокой подвижности) применяются с дошкольниками только старшего возраста. Это игры с интенсивным и продолжительным бегом, прыжками, быстрой и частой сменой игровой ситуации на площадке, большим количеством правил, игры – соревнования, игры – эстафеты, спортивные игры, игры с мячом, со скакалкой, в воде. Эти игры связаны с азартом, принятием самостоятельных решений, выдумкой, фантазией, смекалкой. Они вызывают эмоциональное и психическое напряжение, потому что соревнование – это всегда соперничество, желание победить. Примерами таких игр могут быть: «Догони свою пару», «Космонавты», «Ловишки», «Салки», «Пятнашки», «Чье звено скорее соберется», «Ловля обезьян», «Не оставайся на полу», «Третий лишний», «Футбол», «Волейбол», «Бадминтон» и другие спортивные игры, игры – эстафеты с различными двигательными заданиями.

Вспоминая о характеристике детей малой, средней и высокой подвижности, для воспитателя становится ясно, что первые не могут участвовать в подобных играх, а последние – ограниченно.

Игра большой подвижности требуют большого пространства: это спортивный зал, участок детского сада, спортивная площадка, мини-стадион; проводятся на физкультурных занятиях и в часы дневной прогулки.

Если в игре участвуют не все дети, а подгруппа (команда), а остальные дети являются наблюдателями (болельщиками) или запасными игроками, то они тоже сопричастны к игре. Исследования подтверждают, что сопереживания, радость, гордость за проявленное упорство переполняет не только играющих, но и болельщиков, что естественным образом отражается на положительных реакциях организма.

Таким образом: подвижные игры дают выраженный оздоровительный эффект, обеспечивают эмоциональный подъем и постоянный интерес к ним детей, что обеспечивает возможность их использования в двигательном режиме, начиная с утреннего приема и заканчивая вечерней прогулкой.

Итак, можно отметить, что игра является ведущей деятельностью дошкольника, имеет огромное значение в развитии личности ребенка, и ее необходимо использовать в работе с детьми по приобщению к здоровому образу жизни.


Глава 2. Приобщение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к здоровому образу жизни через игру.

Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте.

Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.

Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического, психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка. Основной формой работы во всех образовательных областях программы является игровая деятельность.

Подбор игр по приобщению детей к здоровому образу жизни осуществляется в соответствии с Основной Программой ДОУ, тематическим планированием и учетом особенностей развития детей с ОНР.

С детьми необходимо проводить дидактические игры по приобщению к здоровому образу жизни в утренние и вечерние отрезки времени, а также как заключительную часть непрерывной образовательной деятельности. С помощью дидактических игр у детей формируются культурно-гигиенические навыки, представления о том, как устроен человек и необходимости заботиться о своем здоровье, о безопасном поведении. Дети подучают необходимые знания в результате дидактических игр: «Как мы устроены», «Отгадай что это?», «Узнай на вкус». Настольно - печатные игры: «За грибами», лото «Магазин», домино «Ягоды», «Мы любим спорт» -направлены не только на закрепление знаний детей, но и развивают внимание, память, интеллектуальное мышление.

Дидактические словесные игры «Назови ласково», «Меня зовут …, а тебя?», «Скажи друг другу хорошие слова» помогают создать в группе дружественную атмосферу, сгладить конфликты между детьми, что способствует сохранению психологического здоровья детей.

Развитию мелкой моторики способствует использование пальчикового театра. С помощью этого театра можно проводить режиссерские игры. В них ведущую роль берёт на себя воспитатель, придумывая ситуацию, произошедшую с его героем по теме «Здоровый образ жизни». Например, «У мишки болят зубы», «Зайчик промочил ножки», «У петушка заболело горлышко». Участники игры выбирают себе героев и включаются в игру. В таких театрализованных играх можно проверять знания детей, а также развивать детскую фантазию, диалогическую речь.

При организации сюжетно-ролевых игр дети испытывают трудности из-за недоразвития речи, неумения вести диалог, распределять роли. Поэтому на первоначальном этапе воспитатель принимает непосредственное участие или, наблюдая за игрой, помогает детям. Детям интересны такие сюжетно-ролевые игры, как «Дочки-матери», «На приеме у врача», «В прививочном кабинете». Такие игры способствуют не только формированию у детей представления о здоровом образе жизни, но и развитию диалогической речи, уверенности в себе, дружеских отношений.

Подвижные игры с детьми проводятся во время утренней гимнастики, физкультурных занятий, на прогулках, в утренние часы приема и вечерние часы. При планировании подвижных игр учитываются индивидуальные двигательные возможности детей. Малоподвижным детям в начале игры подбираются игры малой и средней подвижности: «Мышеловка», «Кот и мыши», «Наседка и цыплята». Постепенно такие дети становятся более активными и даже становятся инициаторами в проведении игр.

Гиперактивным детям требуется особый подход – переключение на более спокойные игры.

Подвижные игры высокой степени воздействия во время заключительной части физкультурных занятий  проводятся с подгруппой детей во избежание травм, так как у большинства детей с тяжёлыми нарушениями речи нарушена координация движений.

Подводя итоги использования игр в работе по приобщению детей к здоровому образу жизни, можно определить:

Достижения детей:

  • Ребенок мотивирован к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих его людей.
  • Имеет представление о своем здоровье, знает, как можно поддерживать, укрепить и сохранить его.
  • Ребенок умеет практически решать некоторые задачи здорового образа жизни и безопасного поведения:

-умеет обслужить себя и владеет полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены;

-умеет определить состояние своего здоровья (здоров он или болен), высказаться о своем самочувствии, назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела или орган;

- владеет культурой приема пищи (сидит спокойно, аккуратно пережевывает пищу, не торопится, не говорит с набитым ртом, использует правильно столовые приборы, пользуется салфеткой); различает полезные и вредные продукты питания;

- умеет выполнять физические упражнения, укрепляюще осанку, опорно-двигательный аппарат, утреннюю гимнастику;

- умеет различать отдельные съедобные и ядовитые грибы;

- готов оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть ранку, обратиться за помощью к взрослому).

-проявляет внимание к заболевшему близкому взрослому, умеет пожалеть расстроенного ребенка, старается отвлечь его от переживаний, развеселить, увлечь игрой.

Что нас настораживает в поведении детей, часто болеющих и имеющих сопутствующие заболевания:

  • Ребенок не проявляет интерес к проблемам здоровья и здоровьесберегающей деятельности, нет направленности на соблюдение в своём поведении основ здорового образа жизни.
  • Представления о правилах личной гигиены, необходимости соблюдения режима дня, о здоровом образе жизни, о правилах безопасного поведения носят поверхностный характер.
  • Ребенок испытывает затруднения в самостоятельном выполнении культурно-гигиенических навыков, в уходе за своим внешним видом, своими вещами и игрушками, в пользовании носовым платком, салфеткой, столовыми приборами. Требуется постоянное напоминание и помощь взрослого.
  • Не проявляет внимание к заболевшему близкому взрослому или ребенку, неохотно откликается на просьбы о помощи или заботе.
  • Вывод: дети с тяжелыми нарушениями речи – общим недоразвитием речи – это дети с ограниченными возможностями здоровья. Игра, являясь здоровьесберегающей технологией, оказывает благотворное влияние на развитие детей, на приобщение дошкольников к здоровому образу жизни. Посредством дидактических, театрализованных, сюжетно-ролевых и подвижных игр возможно формирование у детей представлений о здоровом образе жизни, двигательных умений и навыков.

Заключение

Определив возможность и необходимость работы по приобщению детей к здоровому образу жизни, можно выделить игру, как здоровьесберегающую технологию.

Игра оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка, а, следовательно – на его здоровье.

Отличительной особенностью дидактической игры является возможность обучения детей посредством активной и интересной для них деятельности, следовательно, посредством дидактической игры возможно приобщение детей к здоровому образу жизни.

В основе театрализованных игр лежит сюжет, отражающий не только социальные отношения людей, но и представления о здоровой образе жизни, следовательно, посредством театрализованной игры возможно приобщение детей к здоровому образу жизни.

В сюжетно-ролевой игре происходит активная социализация ребенка, оперирование знаниями и умениями, которые уточняются, обогащаются и закрепляются. Следовательно, представления детей о здоровом образе жизни также будут отражаться в сюжетно-ролевых играх.

Подвижные игры дают выраженный оздоровительный эффект, обеспечиваю эмоциональный подъем и постоянный интерес к ним детей, это обеспечивает возможность их использования по приобщению детей к здоровому образу жизни.

Игра, являясь ведущей деятельностью дошкольника, имеет огромное значение в развитии личности ребенка, и ее необходимо использовать в работе по приобщению детей к здоровому образу жизни.

Тема «Приобщение детей к здоровому образу жизни через игру» является актуальной и интересной и дает возможность работы в данном направлении.


Список литературы

1. Бабенкова Е.А., Параничева Т.М. Растим здорового ребенка. Новые стандарты.-М.: УЦ «Перспектива», 2011.-160с.

2. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие. –СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001./Серия «Коррекционная педагогика»/-416 с.

3. Раряева Л., Вечканова И., Загребаева Е. Театрализованные игры – занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии: Учебно-методическое пособие. – Спб.: Изд-во «Союз», 2001. – 310 с.

4. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях.-М.: Мазаика-Синтез, 2006.

5. Дедулевич М.Н. Играй-не зевай. Подвижные игры с дошкольниками [Текст] .- М.: Просвещение, 2007.

6. Зимонина В.М. Расту здоровым. Программно-методическое пособие для детского сада: В 2 ч. Ч.2.-М.:ТЦ Сфера, 2013.-240 с. – (Растим детей здоровыми)

7. Морозова Л.Д. Сюжетные игры-занятия и подвижные игры в детском саду / Под ред. Н.В.Микляевой. – М.: АРКТИ, 2012.-88с. (Растем здоровыми)

8. Полтавцева Н.В., стожарова М.Ю., Краснова Р.С. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. – М.:ТЦ Сфера, 2012.-128 с. (Библиотека Воспитателя) (4)

9. http://vospitatel.com.ua/zaniatia/igry/kartoteka-podvijnyh-igr.html . Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста. Автор-составитель: Борисова Е.Ю., инструктор по физической культуре МБДОУ №84 «Серебряное копытце» г. Набережные Челны.

Приложение 1.

Подвижные игры для детей дошкольного возраста

Вторая младшая группа

Найди свой цвет

Цель: формировать ориентировку в пространстве, приучать действовать по сигналу, развивать ловкость, внимание.

Ход игры:

Воспитатель раздает детям флажки 3-4 цветов. Дети с флажками одного цвета стоят в разных местах зала, возле флажков определенного цвета. После слов воспитателя «Идите гулять» дети расходятся в разные стороны. Когда воспитатель скажет «Найди свой цвет» дети собираются у флага соответствующего цвета.

Игра может сопровождаться музыкальным оформлением. Как усложнение, когда игра освоена детьми, можно менять ориентировочные флажки местами, располагая их в разных местах спортивного зала.

Солнышко и дождик

Цель: формировать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь, друг на друга; приучать действовать по сигналу.

Ход игры:

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель говорит «Солнышко!». Дети ходят и бегают по залу в разных направлениях. После сов «Дождик!», они бегут на свои места.

Игра может проходить с музыкальным сопровождением. После того как игра хорошо освоена, слова можно заменять звуковыми сигналами.

Воробушки и автомобиль

Цель: формировать умение двигаться в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга; совершенствовать умение реагировать на сигнал, развивать ориентацию в пространстве.

Ход игры:

Дети сидят на стульчиках на одной стороне зала. Это «воробушки» в гнездышках. На противоположной стороне – воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя «Воробышки полетели» дети поднимаются со стульев, бегают по залу, размахивая руками. По сигналу воспитателя «Автомобиль» , дети убегают на свои стульчики.

После того, как игра освоена детьми, вместо слов можно использовать звуковые сигналы.

Поезд

Цель: формировать умение ходить и бегать друг за другом небольшими группами, сначала держась друг за друга, затем не держась; приучать начинать движение и останавливаться по сигналу.

Ход игры:

Сначала к игре привлекается небольшая группа детей. первое время каждый ребенок держится за одежду впереди стоящего, затем свободно двигаются друг за другом, двигая руками, имитируя движения колес. Роль паровоза сначала исполняет воспитатель. Лишь после многократных повторений роль ведущего поручается наиболее активному ребенку.

Игра эмоциональнее проходит с музыкальным сопровождением.

Огуречик… огуречик…

Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.

Ход игры:

На одном конце зала – воспитатель, на другом дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:

Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик,

 Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.

После окончания речевки, дети убегают в свой дом. воспитатель произносит слова в таком ритме, чтобы дети могли на каждое слово подпрыгнуть два раза.

После того как игра освоена детьми роль мышки можно поручать наиболее активным детям.

Наседка и цыплята

Цель: совершенствовать умение подлезания под веревку, не  задевая ее; развивать ловкость, внимание; действовать по сигналу; воспитывать взаимовыручку, товарищество.

Ход игры:

Дети изображающие цыплят вместе с наседкой находятся за натянутой веревкой. Наседка выходит из дома и зовет цыплят «ко-ко-ко». По ее зову цыплята подлезая под веревкой бегут к ней. На слова «Большая птица» цыплята быстро убегают. Когда цыплята убегают в дом, можно приподнять веревку повыше, чтобы дети не задевали ее.

Пробеги тихо

Цель: воспитывать выдержку, терпение, умение передвигаться бесшумно.

Ход игры:

Дети распределяются на три группы и выстраиваются за чертой. Выбирают водящего, он садится посередине площадки и закрывает глаза. По сигналу одна подгруппа бесшумно бежит мимо водящего на другой конец зала. Если водящий услышит, он говорит «Стой!» и бегущие останавливаются. Не открывая глаз, водящий говорит какая группа бежала. Если он правильно указал группу, дети отходят в сторону. Если ошибся, они возвращаются на свои места. Так поочередно пробегают все группы. Выигрывает та группа, которая пробежала тихо и которую водящий не смог обнаружить.

Самолеты

Цель: формировать умение двигаться в разных направлениях не наталкиваясь друг на друга; приучать действовать по сигналу.

Ход игры:

Перед игрой необходимо показать все игровые движения. Дети становятся на одной стороне площадки. Воспитатель говорит «К полету готовы. Завести моторы!». Дети делают вращательные движения руками перед грудью. После сигнала «Полетели!» разводят руки в стороны и разбегаются по залу. По сигналу «На посадку!» играющие направляются на свою сторону площадки.

Игра эмоциональнее проходит с музыкальным сопровождением.

Найди свой домик

Цель: формировать умение действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость, внимание, умение двигаться в разных направлениях.

Ход игры:

С помощью воспитателя дети делятся на группы, каждая из которых становится у определенного места. По сигналу они разбегаются по залу в разные стороны. После сигнала «Найди свой домик» - дети должны собраться группами у того места, где стояли вначале.

После освоения игры, исходные дома можно менять местами. Игра эмоциональнее проходит с музыкальным сопровождением.

Кролики

Цель: формировать умение прыгать на двух ногах продвигаясь вперед; развивать ловкость, смекалку, уверенность.

Ход игры:

В одной стороне зала полукругом расставлены стулья – это клетки кроликов. На противоположной стул – это дом сторожа. Дети сидят на корточках за стульями. Когда сторож выпускает кроликов на лужок – дети один за другим проползают под стульями, а затем прыгают продвигаясь вперед. По сигналу «Бегите в клетки» кролики возвращаются на свои места, снова проползая под стульями

Игра проходит эмоциональнее с музыкальным сопровождением.

Пузырь

Цель: научить детей образовывать круг, меняя его размер в зависимости от игровых действий; формировать умение согласовывать действия с произносимыми словами.

Ход игры:

Дети вместе с воспитателем, взявшись за руки, образуют круг и проговаривают слова:

Раздувайся пузырь, раздувайся большой.

Оставайся такой да не лопайся.

Играющие в соответствии с текстом отходят назад держась за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет «Лопнул пузырь!». Тогда играющие приседают на корточки и говорят «Хлоп!». И идут в цент круга со звуком «ш-ш-ш». затем снова становятся в круг.        

Где звенит колокольчик?

Цель: развивать глазомер, слуховую ориентацию, умение ориентироваться в пространстве.

Ход игры:

Дети стоят на одной стороне зала. Воспитатель просит их отвернуться. В это время другой взрослый спрятавшись звенит колокольчиком. Детям предлагают послушать, где звенит колокольчик и найти его. Дети поворачиваются и идут на звук.

Звонить в колокольчик нужно сначала громко, затем понижать звук.

Цветные автомобили

Цель: закреплять знание цвета, совершенствовать ориентировку в пространстве, развивать реакцию

Ход игры:

Дети размещаются по краям зала, они – автомобили. Каждому свой цветной круг. Воспитатель в центре зала, в руках у него три цветных флажка. Он поднимает один, де, имеющие круг этого цвета разбегаются по залу в разных направлениях. Когда воспитатель опускает флажок, дети останавливаются. Воспитатель поднимает флажок другого цвета и т.д.

Игра проходит эмоциональнее с музыкальным сопровождением.

Где постучали?

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.

Ход игры:

Дети стоят в кругу. Водящий встает в середину и закрывает глаза. Воспитатель бесшумно обходит круг сзади, останавливается возле кого-нибудь, стучит палочкой и кладет ее так, что бы не было видно. Отходит в сторону и говорит «Пора!». Стоящий в кругу должен отгадать, где постучали и подойти к тому у кого спрятана палочка. Отгадав он становится на место ребенка за которым была спрятана палочка, а тот становится водящим.

Средняя группа

Кот и мыши

Цель: совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, избегать столкновений; двигаться в общей игровой ситуации.

Ход игры:

С одной стороны зала огораживается участок – это дом мышей (высота 50 см.). на другой стороне зала дом кота. Воспитатель говорит:

Кот мышей сторожит, притворился будто спит!

Дети проползают под рейками и бегают.

Воспитатель приговаривает:

Тише, мыши, не шумите.

И кота не разбудите!

Дети бегают легко и бесшумно. Со словами «Кот проснулся», ребенок изображающий кота бежит за мышами. Дети не подлезают под рейки, а вбегают в норки через неогороженную часть.

У медведя во бору

Цель: закреплять умение двигаться врассыпную, имитировать игровые движения, двигаться в соответствии с текстом.

Ход игры:

Дети располагаются на одной стороне зала, а водящий на другой. Игроки двигаются к спящему медведю со словами:

У медведя во бору

Грибы-ягоды беру.

А медведь не спит

И на нас рычит.

Медведь с рычанием пытается поймать детей, те убегают. Поймав кого-либо, отводит к себе. Игра повторяется.

Мышеловка

Цель: развивать быстроту, ловкость, внимание; учить согласовывать слова с игровыми действиями.

Ход игры:

Играющие делятся на две неравные подгруппы. Меньшая образует круг – мышеловку. Остальные – мыши. Игроки в кругу двигаются и приговаривают

Ах, как мыши надоели, развелось их просто страсть.

Все погрызли, все поели, всюду лезут – вот напасть.

По окончании слов дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По сигналу дети опускают руки и приседают. Мыши, не успевшие выбежать, считаются пойманными. Они тоже встают в круг. Игра продолжается. Когда большая часть детей поймана, подгруппы меняются местами.        

У кого мяч?

Цель: развивать внимательность; закреплять умение выполнять игровые действия в соответствии с правилами игры.

Ход игры:

Играющие образуют круг. Выбирается водящий, который стоит в центре. Остальные игроки плотно придвигаются друг к другу, руки у всех за спиной.

Воспитатель дает кому-нибудь мяч, и дети за спинами передают его друг другу. Водящий старается угадать, у кого находится мяч. Он говорит «Руки!» и тот к кому обращаются должен выставить обе руки. Если водящий угадал, он берет в руки мяч и становится в круг. Игрок у которого забрали мяч становится водящим.

Лохматый пес

Цель: совершенствовать умение двигаться врассыпную, двигаться в соответствии с текстом, развивать ориентировку в пространстве, ловкость.

Ход игры:

Дети стоят на одной стороне зала. Водящий – пес – на другой стороне. Дети тихо подходят к нему со словами

Вот лежит лохматый пес, в лапы свой уткнувши нос.

Тихо, смирно он лежит, не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим,   и  посмотрим что-то будет!

После этих слов пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, а пес старается их поймать.  

Береги предмет

Цель: приучать детей действовать по сигналу; развивать ловкость, выдержку, глазомер.

Ход игры:

Дети становятся в круг. У ног каждого ребенка лежит кубик. Воспитатель находится в кругу и старается взять кубик то у одно то у другого ребенка. Играющий, к которому приближается водящий, приседает и закрывает кубик руками и не дает до него дотронуться. Вначале водящий не забирает кубики у детей, а только делает вид. Затем при повторении он может взять кубик у игрока, не успевшего закрыть его руками. Этот ребенок временно не участвует в игре.

Впоследствии роль водящего может быть предложена наиболее активным детям.

Автомобили

Цель: развивать ловкость и быстроту; закреплять умение передвигаться по площадке врассыпную.

Ход игры:

Каждый играющий получает руль. По сигналу водящего (поднят зеленый флажок) дети разбегаются в рассыпную так, чтобы не мешать друг другу. На другой сигнал (красный флажок) автомобили останавливаются. Игра повторяется.

Игра проходит эмоциональнее под музыкальное сопровождение.

Старшая группа

Мы веселые ребята

Цель: развивать ловкость, увертливость; совершенствовать умение соблюдать правила игры.

Ход игры:

Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне также проводится черта – это дома. В центре площадки находится ловишка. Играющие хором произносят

Мы веселые ребята, любим бегать и скакать

Ну, попробуй нас догнать. 1,2,3 – лови!

После слава «Лови!» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка старается поймать их. Тот кого ловишка успеет задеть до черты, считаются пойманными и отходят в сторону, пропуская одну перебежку. После двух перебежек выбирается другой ловишка.

Найди себе пару

Цель: развивать ловкость, умение избегать столкновений, действовать по сигналу быстро.

Ход игры:

Для игры необходимы платочки по количеству детей. половина платочков одного цвета, половина другого. По сигналу воспитателя дети разбегаются. На слова «Найди пару!» дети имеющие одинаковые платочки встают парой. В случае если ребенок остался без пары, играющие говорят «Ваня, Ваня не зевай, быстро пару выбирай».

Слова воспитателя можно заменить звуковым сигналом. Игра эмоциональней проходит с музыкальным сопровождением.

Удочка

Цель: развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.

Ход игры:

Играющие стоят по кругу, в центре воспитатель, он держит в руках веревку, к которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их. Описав мешочком два три круга, воспитатель делает паузу, во время которой подсчитывают количество попавшихся.

Не попадись

Цель: развивать ловкость, быстроту; играть, соблюдая правила; совершенствовать прыжки на двух ногах.

Ход игры:

Играющие располагаются вокруг шнура положенного в форме круга. В центре – двое водящих. По сигналу воспитателя дети прыгают на двух ногах в круг и из него по мере приближения ловишек. Кого успели запятнать, тот получает штрафное очко. Через 40-50 секунд игра останавливается, подсчитываются проигравшие, и игра повторяется с новым водящим.

Пожарные на учении

Цель: закреплять умение влезания на гимнастические стенки, развивать ловкость, быстроту; совершенствовать умение действовать по сигналу.

Ход игры:

Дети становятся в 3-4 колонны лицом к гимнастическим стенкам  - это пожарные. Первые в колоннах стоят перед чертой  на расстоянии 4-5 метров от стены. На каждом пролете на одинаковой высоте привязаны колокольчики. По сигналу дети стоящие первыми, бегут к гимнастической стенке, взбираются по ней и звонят в колокольчик. Спускаются вниз, возвращаются к своей колонне и встают в ее конец воспитатель отмечает того кто быстрее выполнил задание. Потом дается сигнал и бежит следующая пара детей.

Не оставайся на полу

Цель: развивать ловкость, быстроту, увертливость; играть, соблюдая правила.

Ход игры:

Выбирается ловишка, который вместе со всеми детьми бегает по залу. Как только воспитатель произносит слово «Лови1», все убегают от ловишки и взбираются на предметы. Ловишка старается осалить убегающих. Дети до которых он дотронулся, отходят в сторону. По окончании игры подсчитывается количество пойманных и выбирается новый ловишка.

Ловишки с ленточками

Цель: развивать быстроту, ловкость, глазомер; совершенствовать ориентировку в пространстве, бег врассыпную.

Ход игры:

Дети стоят в кругу, у каждого имеется цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре круга стоит ловишка. По сигналу дети разбегаются в разные стороны, а ловишка старается вытянуть у них ленточки. На сигнал остановки дети собираются в круг, водящий подсчитывает ленточки.

Игру можно проводить с усложнением:

- в кругу стоят двое ловишек.

- ловишки нет, мальчики собирают ленточки у девочек, а девочки у мальчиков.

Лиса и куры

Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, учить действовать по сигналу, развивать ориентировку в пространстве.

Ход игры:

На одной стороне зала находится курятник (можно использовать скамейки). На насесте сидят куры. На другой стороне – нора лисы. По сигналу куры спрыгивают с насестов и свободно передвигаются по свободному пространству. Со словами «Лиса!» куры убегают в курятник и взбираются на насест, а лиса старается поймать курицу. Не успевшую спастись она уводит в сою нору. Когда водящий поймает 2-3 кур, выбирается другой ловишка.

Подготовительная к школе группа

Ловишки

Цель: Развивать увертливость, ловкость, быстроту.

Ход игры:

Дети выстраиваются за чертой на одной стороне площадки. Они должны добежать до противоположной стороны так, чтобы ловишка, стоящий посередине, их не поймал. Кого осалят, считается пойменным. После 2-3 пробежек пойманные подсчитываются. Выбирают нового ловишку.

Два Мороза

Цель: развивать быстроту реакции, ловкость; закреплять умение согласовывать игровые действия со словами.

Ход игры:

На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома. Играющие располагаются в одном из них. Водящие  - Мороз Красный нос и Мороз Синий нос встают посередине, лицом к играющим и произносят текст

Я – Мороз Красный нос. Я – Мороз Синий нос.

Кто из вас решится в путь дороженьку пуститься?

Играющие хором отвечают: "Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!"

После этих слов дети перебегают на другую сторону площадки, а Морозы стараются их поймать и заморозить. «Замороженные» останавливаются на том месте, где до них дотронулись и до окончания пробежки стоят не двигаясь.

Сети

Цель: развивать ловкость, смекалку, ориентировку в пространстве, умение соблюдать правила игры.

Ход игры:

Одни дети встают по кругу и держат обручи. Другие  - «рыбки» - снуют туда-сюда через обручи. Далее возможны варианты:

1. Щука гоняется за рыбками.

2. Дети с обручами медленно двигаются, по сигналу бегут по кругу, и тогда из него не возможно выбраться

3. Дети с обручами стоят неподвижно и только по сигналу начинают двигаться.

Ведется подсчет улова.

Гуси-лебеди

Цель: развивать ловкость, быстроту реакции; закреплять умение выполнять действия взятой на себя роли; согласовывать слова с игровыми действиями.

Ход игры:

На одном краю зала обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположной – стоит пастух. Сбоку – логово, в котором живет волк. Остальное – луг. Выбираются дети исполняющие роли волка и пастуха, остальные – гуси. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся.

Пастух: Гуси, гуси!

Гуси: Га-га-га!

Пастух: Есть хотите?

Гуси: Да-да-да!

Пастух: Так летите.

Гуси: Нам нельзя, серый волк под горой не пускает нас домой!

Пастух: Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!

Гуси, расправив крылья, летят, а волк старается их поймать. После нескольких перебежек подсчитывается количество пойменных.

Воздушный футбол

Цель: совершенствовать ловкость, силу, смекалку; развивать координацию движений.

Ход игры:

Дети из положения сидя, зажимая ногами брусок, перекатываются на спину и бросают брусок через сетку, в ворота или вдаль. Вместо бруска можно использовать мяч.

Летает, не летает

Цель: закреплять знания детей о летающих и не летающих объектах; воспитывать выдержку, терпение.

Ход игры:

Дети стоят или сидят по кругу, в центре – воспитатель. Он называет одушевленные и не одушевленные предметы, которые летают и не летают. Называя предмет, воспитатель поднимает руки вверх. Дети должны поднять руки вверх, если предмет летает.

Возможен вариант с мячом.

Море волнуется

Цель: дать знания о различных пароходах,  старинных парусниках, предметах такелажа.

Ход игры:

Играющие сидят на стульях, каждому присваивается определенное название. Затем капитан начинает двигаться по внешнему кругу, называя предметы, необходимые для плавания. Все названные предметы встают. На слова «Море волнуется» дети начинают двигаться под музыку, изображая движения волн. Команда капитана «Море утихни!» служит сигналом к тому, что нужно как можно скорее занять места на стульях. Оставшийся без стула становится капитаном.

Почта

Цель: развивать игровую фантазию, умение соблюдать правила игры.

Ход игры:

Игра начинается с переклички игроков и водящего:

- Динь, динь, динь!

- Кто там?

- Почта!

- Откуда?

- Из города…

- А что в том городе делают?

Водящий может сказать, что танцуют, поют, рисуют и т.д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот кто плохо выполняет задание,

 отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Потом фанты выкупаются, выполняя различные задания.

У Мазаля

Цель: совершенствовать согласованность движений.

Ход игры:

Участники сидят на стульях, выбирают деда Мазаля. Все остальные отходят от него и договариваются, что будут показывать. После чего идут и говорят:

«Здравствуй, дедушка Мазаль с длинной белой бородой, с карими глазами, с белыми усами»

- Здравствуйте, детки! Где вы были, что делали?

- Где мы были - мы не скажем, а что делали - покажем.

Все выполняют движения, о которых договаривались. Когда дед отгадает, играющие разбегаются, а он их ловит.

Птицелов

Цель: учить различать и имитировать крики различных птиц; развивать умение ориентироваться с закрытыми глазами.

Ход игры:

Играющие выбирают себе названия птиц. Встают в круг, в центре птицелов с завязанными глазами. Птицы водят хоровод

Во лесу в лесочке,

На зеленом дубочке

Птички весело поют.

Ах, птицелов идет,

Он в неволю нас возьмет.

Птицы, улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши и начинает искать птиц. Кого поймали, кричит подражая какой-либо птице.

Водящий должен угадать имя игрока и птицу.

Четыре стихии

Цель: развивать внимание, память, ловкость.

Ход игры:

Играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из игроков, произнося при этом какое либо из слов стихии (например - воздух). Тот кто поймал мяч должен назвать обитателя воздуха. Если названа земля – животное, если вода – рыбы. При слове огонь все должны несколько раз повернуться кругом, помахивая рукам

Черный, белый не берите, «Да» и «Нет» не говорите

Цель: развивать внимательность, умение следить за своими ответами в ходе игры, закреплять знания об окружающем.

Ход игры:

Игра начинается так:

Вам прислали сто рублей,

Что хотите, то купите,

Черный, белый не берите,

«Да», «Нет» не говорите.

После этого водящий ведет разговор, задавая вопросы. Тот кто сбился в ответе, отдает водящему фант. После игры, проштрафившиеся выкупают свои фанты, выполняя различные задания.

Краски

Цель: закреплять знание цвета и оттенков; совершенствовать навыки основных движений.

Ход игры:

Выбирают хозяина и двух продавцов. Все остальные игроки – краски, которые выбирают себе цвета. Покупатель стучится:

- Кто там?

- Покупатель.

- Зачем пришел?

- За краской.

- За какой?

- За голубой.

Если данной краски нет, хозяин говорит

Скачи на одной ножке по голубой дорожке.

Выигрывает тот покупатель, который угадал больше красок.

Цветы

Цель: закреплять знания о цветах (или каких либо других предметах, например спортивный инвентарь), совершенствовать реакцию, скоростные качества.

Ход игры:

Каждый играющий выбирает себе цветок. По жребию выбранный цветок начинает игру. Он вызывает любой другой цветок, например мак. Мак бежит, а роза его догоняет. Потом мак может назвать любой другой цветок. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.

Подбери пару

Цель: развивать логическое мышление, учить играть коллективом.

Ход игры:

Детям предлагается пара слов, находящихся в определенной логической связи. Например: причина-следствие, род-вид. Необходимо к указанному третьему слову подобрать из рада уже имеющихся, то слово, которое находится с ним в той же логической связи.

Например: школа – обучение, больница – доктор, ворота – футбол ит.д.

И третьи слова: ученик, лечение, больной, мяч, футболка.

Снежный ком

Цель: учить формировать последовательность в словах, запоминать предыдущие слова, согласовывать движения со словами.

Ход игры:

Групповая игра заключается в постепенном формировании последовательности слов, причем каждый следующий участник игры должен воспроизвести все предшествующие слова с сохранение их последовательности, добавив к ним свое слово. Игра проводится с передачей мяча.

Запретный номер

Цель: способствовать развитию внимания.

Ход игры:

Играющие встают в круг. Нужно выбрать цифру, которую нельзя говорить, вместо нее надо хлопнуть в ладоши, молча нужное количество раз.

Слушай команду

Цель: способствовать развитию внимания, совершенствовать умение самостоятельно организовываться, успокаиваться.

Ход игры:

Дети идут под музыку. Когда музыка замолкает все останавливаются и слушают произнесенную шопотом команду и тот час ее выполняют.

Противоположное слово

Цель: учить детей обосновывать свое решение, подбирать слова, противоположные указанному.

Ход игры:

Предложить детям подобрать слова противоположные по смыслу к данным.

Для слов допускающих неоднозначное значение (например - сырой), предлагается найти все возможные слова противоположного смысла и обосновать свое решение.

Угадай слово

Цель: совершенствовать умение соблюдать правила игры, развивать навык классификации, выделение наиболее значимых признаков.

Ход игры:

Детям предлагается угадать названия произвольно выбранных предметов, задавая при этом уточняющие вопросы, на которые можно получить ответ «Да» или «Нет».

Птицы

Цель: закрепить знания детей о различных птицах; совершенствовать умение соблюдать правила игры.

Ход игры:

Играющие выбирают хозяйку и ястреба. Остальные  - птицы. Прилетает ястреб. Хозяйка говорит

- Зачем пришел?

- За птицей!

- За какой?

Ястреб называет. Если названной птицы нет, хозяйка прогоняет его. Игра продолжается до тех пор, пока ястреб не переловит всех птиц.

Ловля рыб

Цель: закреплять знания детей о различных видах рыб, совершенствовать умение действовать по правилам.

Ход игры:

Игроки делятся на две группы. Одни становятся напротив других на расстоянии нескольких шагов. Одна группа – рыболовы, вторая – рыбы. В начале игры у них происходит разговор:

- Что вы вяжете? (рыбы)

- Невод. (рыбаки имитируют движения)

- Что вы будете ловить?

- Рыбу.

- Какую?

- Щуку.

- Ловите.

Рыбы поворачиваются и бегут до черты. Рыбаки стараются выловить как можно больше рыбы.

Винт

Цель: развивать творческую фантазию, воображение, пластику движения.

Выполнение:

И.П. Основная сойка. Корпус поворачивается вправо и влево. Руки свободно следуют за корпусом.

Раз, два, три, четыре, пять –

Тебе в космос улетать!

Шалтай–болтай

Цель: развивать творческую фантазию, умение вживаться в образ, передовая характерные движения, выполнять движения одновременно с текстом

Выполнение:

Педагог проговаривает слова:

Шалтай-болтай сидел на стене

Шалтай-болтай свалился во сне…

Ребенок поворачивает туловище вправо – влево. На слова «Свалился во сне»

Резко наклоняет корпус вниз.

Факиры

Цель: тренировать отдельные группы мышц, развивать умение передавать характерные признаки образа.

Ход игры:

Дети сидят, ноги скрестно, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены. Голова опущена, подбородок касается груди. Глаза закрыты.

Под соответствующую музыку у детей «оживают» сначала кисти, затем поднимаются руки и голова, корпус вытягивается вперед-вверх.

Приложение 2

Дидактические игры для детей старшего возраста

Дидактическая игра «Как мы устроены»

Задача: закреплять умение находить части тела (показать на кукле и на себе)

Ход:

Воспитатель предлагает на кукле показать голову, туловище, руки, ноги, лицо, брови, нос, глаза, ресницы, щеки, подбородок, уши, губы, ладони, локоть, плечо, колени, ступни.

Затем воспитатель называет части тела и просит детей показать их на себе.

Воспитатель показывает части тела на кукле, а дети их называют.

Дидактическая игра «Кто позвал?»

Задача: развивать слуховое внимание.

Ход:

Дети становятся в круг, выбирается ведущий (используется считалка), он встает в круг и закрывает глаза. Воспитатель тихо показывает, кто из детей будет его звать. Ведущий отгадывает. Если ошибся, ему предлагают выполнить какое-нибудь задание (спеть, потанцевать и т.д.).

Можно использовать стихотворение:

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились,

Ты Алеша (Наташа) отгадай,

Кто позвал тебя, узнай.

Дидактическая игра для детей 4-5 лет «Подбери обувь для Маши»

Цель: формировать у детей представление о том, что в каждой ситуации нужна своя обувь, здоровье человека во многом зависит от того, правильно ли мы обуты.

Материал: детские туфли, сандалии, резиновые сапоги, валенки, чешки, кожаные сапоги.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям подобрать нужную обувь для Маши.

1. На улице светит солнышко. Лето. Маша взяла ведерко, совок и собралась погулять во дворе. Что ей лучше всего обуть? (сандалии).

2. Зимой Маша любит кататься на санках, но на улице очень холодно. Что ей обуть, чтобы не простудиться? (валенки, зимние кожаные сапоги).

3. Осенью на улице идет дождь, а папа позвал Машу в магазин. Помогите, ребята, выбрать ей нужную обувь. (резиновые сапоги)

4. В детском саду Маша с удовольствием ходит заниматься физкультурой. Что ей обуть, чтобы ногам было удобно заниматься? (чешки).

5. Летом маша часто гуляет в парке. Но утром пошел дождь, трава еще мокрая. Что ей обуть, ребята?

В каждом случае воспитатель помогает детям объяснить их выбор с точки зрения сохранения здоровья; вместе с детьми рассматривает, из чего сделана обувь и почему в данной ситуации она подходит лучше всего.

Дидактическая игра «Не так, а как?»

Цель: закрепить знания детей о том, какие действия вредны для здоровья, а какие полезны; развивать умение детей обосновывать свой выбор.

Карточки - картинки, изображающие:

1. Девочка режет хлеб, а сама смотрит в окно.

1а. Девочка режет хлеб и смотрит на нож.

2. Девочка хочет вымыть руки, но не обращает внимания, что вода очень горячая (идет пар)

2а. Девочка проверяет рукой температуру воды, чтоб затем вымыть руки.

3. мальчик забивает гвозди, а сам смотрит телевизор.

3а. Мальчик смотрит на гвозди и молоток, когда работает.

4. Мальчик зажигает спичку и отвлекается на кошку.

4а. Мальчик зажег спичку и подносит ее к свечке (газовой плите).

5. Босые ноги «идут» по мусору (по опасным поверхностям)

5а. Босые ноги идут по песку, ковру и т.п.

6. Девочка гладит незнакомую кошку.

7. Мальчик играет с кошкой, а та протягивает лапы к его лицу.

8. Девочка носит обувь со смятым задником.

8а. Девочка носит правильно обувь, не сминая задника.

9. Мальчик облизывает рану языком.

9а. Мальчик смазывает ранку зеленкой (йодом).

10. Девочка выдавливает прыщики на лице.

10а. Девочка протирает лицо лосьоном.

· Два поля размером А-2 красного и зеленого цвета.

Играть могут 2 и более детей.

Ход:

Дети раскладывают картинки на поля и объясняют свой выбор, объясняя правильность или неправильность выполнения действий, изображенных на карточках.

Дидактическая игра «Кто быстрее соберет овощи (фрукты) в корзину»

Цель: закрепить знания детей об овощах (фруктах), развивать внимание.

Материал: корзинка, муляжи с фруктами и овощами.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям отправиться в сад (огород) за фруктами (овощами). Дети поочереди выбирают любой фрукт (овощ), называют его и складывают в корзинку

Игру можно усложнить: детям нужно выбрать определенный овощ или фрукт. Для этого необходимо отгадать загадку о нем.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Цель: развивать умение определять на ощупь овощи и фрукты, правильно их называть.

Материал: чудесный мешочек, муляжи или настоящие фрукты и овощи.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям чудесный мешочек и предлагает детям отгадать, что в нем находится. Каждому ребенку предлагается нащупать один из предметов и определить, как называется этот фрукт или овощ. Затем ребенок вынимает этот предмет из мешочка и проверяет, правильно ли он его назвал.

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по теме «Здоровые зубы»)

Цель: закрепить знания о полезных и не полезных для здоровья зубов продуктах, развивать доказательную речь.

Материал: 4 картинки с изображениями овощей, фруктов, молочных продуктов, сладостей.

Ход игры:

Воспитатель предлагает вниманию детей картинки и просит назвать лишнюю. Дети называют картинку и объясняют, почему сладости не полезны для здоровья зубов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: Приобщение детей старшей группы к здоровому образу жизни

Приобщение детей старшей группы к здоровому образу жизни...

Программа по обучению детей старшего дошкольного возраста здоровому образу жизни «Здоровяк»

Данная программа разработана для создания системы оздоровительной работы с воспитанниками, благодаря которой у детей формируется правильное отношение к своему здоровью и снижается уровень заболеваемос...

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста (Здоровый образ жизни)

Дидактическая игра «Хорошо-плохо» -  закреплять знания детей о том, как помочь своим зубам быть здоровымиДидактическая игра «Мы делаем сердце крепким»  - уточнить знания о влиянии физич...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ По теме: формирование у детей старшего дошкольного возраста здорового образа жизни "Путешествие в город Здоровье"

Конспект занятия Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное  развитие, физическое развитие....

Выступление на педагогическом совете по теме: "Технологии обучения детей старшего дошкольного возраста здоровому образу жизни "

Главной задачей воспитания привычки к здоровому образу жизни дошкольников  является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореа...

«Приобщение детей старшей группы к здоровому образу жизни»

Представление опыта работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни....