Приёмы и игры для игры на ложках
методическая разработка по музыке (средняя, старшая группа)

Матвеева Галина Владимировна

На музыкальных занятиях очень важно делать опору на создание образно-игровых ситуаций,  должен использоваться опыт музыкальных игр, инсценировок, игр-драматизаций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл приемы игры на ложках18.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Приёмы игры на ложках

На музыкальных занятиях очень важно делать опору на создание образно-игровых ситуаций,  должен использоваться опыт музыкальных игр, инсценировок, игр-драматизаций. Обучать игре на ложках можно всех детей. Знакомить детей с ложками можно уже с младшего возраста.

Знакомство начинаем с рассматривания расписной деревянной ложки, ее части: у ложки есть ручка и та часть, которой черпают суп – «чашечка», обратная ее сторона называется «пяточка».

Давая малышу в руки инструмент, осваиваем 2–3 приема игры на ложках: «прямые удары», «скользящие удары»,  игра  ручками  ложек и удары ручкой о «пяточку» –развивается чувство ритма.

Играя приемом «прямые удары», дети передают ритмический рисунок слов

с одновременным его проговариванием («кук-ла» – 2 удара, «ку-кол-ка» – 3 удара).

Ударяя ручками ложек, изображают, как капает дождь (2 удара – «кап-кап), пошел сильный дождь (играют ручками ложек).

С детьми  старшего дошкольного возраста, которые уже  не испытывают сложности игры в ансамбле, проводятся игры-упражнения с использованием различных приемов игры на ложках:

прохлопывание простого ритмического рисунка знакомой попевки, потешки, песенки, затем этот ритм простукивается на ложках; или, например, игра «Музыкальное эхо»: педагог простукивает ритм – дети повторяют, затем один ребенок простукивает ритм – остальные повторяют.

Приемов игры очень много. Повторим приемы игры на двух ложках, которые доступны всем детям.

Ложки в двух руках держат за ручки:

1. «Ладушки»

Одновременно двумя руками «пяточкой» по «пяточке».

2. «Блинчики»

Ложки в горизонтальном положении, удары по «пяточке» левой ложки, потом по «пяточке» правой ложки.

3. «Тарелочки»

Руки вытянуты вперед, скользящие удары «пяточкой» по «пяточке».

4. «Бубен»

Одна ложка опорная в согнутой в локте руке или вытянутой вперед, другой ложкой удары по «пяточке».

5. «Часики»

Круговые движения руками перед собой.

6. Удары вправо-влево, вверх-вниз одновременно двумя ложками.

Все эти приемы можно выполнять, поменяв положение ложек: одна ложка – за ручку (в правой руке), другая в левой руке приемом «коробочка» (чашечка зажата в ладони, ручка направлена вверх).

Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном.

В следующих приемах обе ложки держат в правой руке тыльной стороной друг к другу следующим образом: одна между 1-ым и 2-ым пальцами, другая – между 2-ым и 3-им.

1. Ударяют по ладони левой руки: перед собой, справа, слева.

2. «Мячики» (выполняют сидя, нога на ногу). Удары по колену, ложки, как

                                                                                  мячики, отскакивают.

3. Ложки ставят между коленом и ладонью левой руки, согнутой перед грудью, локоть приподнят.

4. «Качалочка». Ладонь левой руки открыта вверх на уровне плеча. Удары по колену и по ладони, одновременно делать небольшие наклоны влево-вправо.

5. Сидя, ноги рядом, ударять по очереди по коленям (длительность восьмая), затем по ладони (длительность четвертная).

6. «Соседи»

а) ударять ложками по ладони левой руки и по плечу соседа слева;

б) ударять ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа;

в) «раз» – удар по колену,

– «два» – удар по ладони слева,

– «три» – удар по колену,

– «четыре» – удар по левой ладони, вытянутой вправо с наклоном туловища вправо;

г) «раз» – удар по колену,

– «два» – по локтю левой руки;

д) сидя нога на ногу, «раз» – удар по ладони, «два» – по колену, «три» – по ладони, «четыре» – по пятке левой ноги.

Приемы игры  на ложках в парах:

1. Сидя в полуоборота друг к другу: один держит ложки в двух руках чашечкой к себе на уровне плеч, другой ударяет по ложкам партнера одновременно или попеременно каждой ложкой (ритм четвертные или восьмые).

2. Поменять положение рук: согнуть в локтях перед собой, чашечкой вниз. Партнёр ударяет по ложкам сверху-вниз (ритмы разные).

3. «Раз» – удар в свои ложки, «два» – по ложкам друг друга.

4. «Ладушки»:

– «раз» – удар в свои ложки,

– «два» – правой ложкой по правой ложке друг друга,

– «три» – удар в свои ложки,

– «четыре» – левой ложкой по левой ложке друг друга.

Эти приемы можно выполнять в положении стоя друг напротив друга.

Игры-загадки  для  освоения приемов игры на ложках

После знакомства с приемами игры на ложках можно играть

в «Музыкальные загадки».  Педагог загадывает «загадку», а дети простукивают ответ на ложках, используя известные им приемы игры.

«Вот лягушка на болоте      - дети играют на ложках приемом «пяточка в

Очень весело живет               пяточке» по ладони левой руки, отстукивая

Вы послушайте, ребята,                                      ритм «раз-два-три».

“Ква-ква-ква” – она поет!» 

                                                 

«Дождик капает по крыше:

“Тук-тук-тук, тук-тук-тук”. -  дети стучат ручками ложек

Еле слышно, еле слышно:

“Тук-тук-тук, тук-тук-тук!”»  - дети стучат ручками ложек

 «Воробьи развеселились,         - дети стучат ручкой по «пяточке»

Зернышки клевать пустились, - дети стучат ручкой по «пяточке»

От других не отстают,              - дети стучат ручкой по «пяточке»

Все клюют, клюют, клюют».   - дети стучат ручкой по «пяточке»

 «Вот течет ручеек,      -  дети стучат круговыми движениями перед собой

 Видно его путь далек,

Так журчит, плескается,

Убежать пытается!»

Во время подготовительной работы к разучиванию того или иного приема игры на ложках создаются различные варианты упражнений, вплоть до импровизаций. Одни и те же задания исполняются с различными изменениями темпа, динамических оттенков. Необходимо уделить особое внимание импровизационной игре и детским авторским сочинениям, можно подкреплить игру речевым аппаратом и движением рук, что помогает более быстро выработать необходимые навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей"Искусство игры на ложках"

Адресованная родителям и воспитателям консультация, проясняет вопросы, связанные с использованием ложек в работе музыкального руководителя детского сада. ...

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИГРЕ НА ЛОЖКАХ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИГРЕ НА ЛОЖКАХ....

Приёмы игры на ложках .

Знакомство с различными народными инструментами и их использованием в процессе музыкального воспитания в ДОУ....

Обучение детей приёмам игры на ложках

     Знакомство детей с приёмами игры на ложках....

Игровые приёмы и игры с ложками

Игра на ложках позволяет ребёнку накопить первоначальный опыт слухового восприятия, развивает инициативность, формирует  потребность к самостоятельному мышлению....

ИГРА НА ЛОЖКАХ способы и приёмы

В старину народные песни и пляски часто сопровождались игрой на ложках. При этом к ним иногда привязывались бубенчики. Применяют их в оркестрах русских народных инструментов. А иногда организуют и сам...