Личностно-ориентированный подход в деятельности дошкольной организации
статья на тему

Белянина Елена Николаевна

Материал для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 20.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Личностно-ориентированный подход в деятельности дошкольной      

                                           организации»

Воспитание –педагогически  рациональное  управление  процессом  развития        личности  ребёнка. Такое  его  понимание  находит своё  отражение  в  Федеральном  государственном  образовательном  стандарте  дошкольного  образования.

В  стандарте утверждаются  следующие  принципы – базовые    ценности  российского  дошкольного  образования:

  • поддержка специфики  и  разнообразия  детства;
  • сохранение  уникальности  и  самооценки  детства  как  возможного  этапа  в  общем  развитии  человека;
  • личностно –развивающий  и  гуманистический  характер  взаимодействия  взрослых  и  детей,  педагогических и  иных работников  и  детей;
  • уважение  личности  ребёнка  как  обязательное  требование  ко  всем  взрослым  участникам  образовательного  процесса;
  • реализация  Программы  в  формах,  специфических  для  детей  данной   возрастной  группы,  прежде  всего,  в  форме  игры,  познавательной  и  исследовательской  деятельности,  в  форме  творческой  активности,  обеспечивающей  художественно –эстетическое  развитие  ребёнка.

В  соответствии  с  этим  возникает  острая  необходимость  пересмотра  методов  и  технологий  работы  с  детьми  в  условиях ДОО, потребность  в  освоении интерактивных  технологий, направленных на  развитие  коммуникативной  культуры  ребёнка, обеспечивающих  условия  его  эффективной  социализации, развитие  индивидуальности  каждого  и  воспитание  его  личности  в ситуациях  общения  и  взаимодействия  людей  друг  с  другом.

Успешность  реализации  определённых  Стандартом  целей  и  задач  зависит  от  тесного  взаимодействия  педагогов  и  родителей  воспитанников, что  делает  очевидным  использование  новых  технологий  как  организации  жизнедеятельности  детей, так  и  в  работе  и  с их  родителями.

Педагогическая  технология – это  строго  научное  проектирование  и  точное  воспроизведение  гарантирующих успех  педагогических  действий.

Сегодня  от  педагогического  работника  ДОО  требуется  умение  организовать  своё  воздействие  таким  образом,  чтобы  его  конечным  результатом  стало  личностное  взаимодействие  на  педагогически  оптимальном  уровне.

Педагогическое  воздействие  и взаимодействие  обеспечивается  технологией,  которая  может  определена  как  научное  обоснование  выбора  оптимального  оперативного воздействия  педагога  на  ребёнка  в  контексте  взаимодействия  его  с  миром,  с  целью  формирования  у  него  ценностного  отношения  к  этому  миру.

Центральным  компонентом  технологии  является четко  заданная  конечная  цель,  выстроенная  на  диагностической  основе; точное  определение  конечной   и  промежуточной  целей  позволяет  разработать  оптимальный алгоритм  их  достижения, а  также  инструментарий  для  отслеживания  уровня  достижения  планируемых  результатов и,  при  необходимости, внести  пошаговые  коррективы.  Таким  образом, технология – это  инструмент  профессиональной  деятельности  педагога.

Сущность  педагогической  технологии  заключается в  том,  что  она  имеет  выраженную  этапность  (пошаговость), включает  в  себя  набор  определённых  профессиональных  действий  на  каждом  этапе. Педагогическую  технологию отличают  конкретность  и  четкость  цели  и  задач; наличие  этапов: первичной  диагностики; отбора  содержания, форм, способов  и  приемов  его  реализации; использования  совокупности  средств  в  определенной  логике  с  организацией  промежуточной  диагностике  достижения  цели, критериальной  оценки.

Общеизвестно, что  цели  деятельности  ДОО  в  реализации  ФГОС  могут  быть  достигнуты  только  в случае,  если  будет  обеспечено  конструктивное  взаимодействие  педагогов  и  родителей  в  воспитание  детей.  Поэтому  возникает  необходимость  использования  интерактивных  технологий  в  работе  со  всеми  участниками  образовательных  отношений.

В  дошкольной  педагогике  к  наиболее  значимым  видам технологий  относятся технологии  личностно – ориентированного  воспитания  и  обучения  дошкольников. Ведущий  принцип  таких  технологий – учёт личностных  особенностей  ребёнка, индивидуальной  логики  его  развития, учёт детских интересов и предпочтений  в  содержании и видах  деятельности  в  ходе  воспитания  и обучения.

В дошкольном возрасте предметом личностно-ориентированной педагогики является формирование эмоционально-положительного отношения к себе, гордости за свои успехи и достижения интереса к окружающим, инициативности, активности, самостоятельности, целеполагания и целеустремленности, развития самосознания (критического отношения к оценке взрослого и сверстника, самооценка, осознание своих физических и психических возможностей), умения мотивировать самооценку, самокритичности и т.д.

Популярность личностно-ориентированного подхода обусловлена рядом обстоятельств: во-первых, динамичное развитие российского общества требует развития в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку оставаться самим собой. Во-вторых, психологи и педагоги отмечают появление у современных детей раскрепощенности, некоторой прагматичности, что требует от  педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с детьми. В третьих, современное образование нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в его демократизации.

Что же такое личностно-ориентированный подход?

По определению личностно-ориентированный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

Суть образовательного процесса согласно личностно-ориентированному подходу заключается в порождении человека как субъекта активности в единстве четырех составляющих: вхождение в мир природы, в рукотворный мир, приобщение к миру значимых других, возникновение самосознания. Задача, стоящая перед воспитателем, состоит в том, чтобы, используя принципы эффективного общения, поддержать и развить самоценную активность ребенка. Тем самым достигается искомое взаимопроникновение, в чем и состоит основная идея личностно-ориентированной дидактики.

Личностно-ориентированная дидактика, опирающаяся на теоретическую модель трансактного анализа Э.Берна, предполагает реализацию трех стратегических принципов: вариативности, синтеза интеллекта, аффекта и действия, приоритетного старта.

1. Принцип вариативности. Взрослый, работающий с дошкольниками, ответственен за то, чтобы в модели обучения, которую он предлагает ребенку, была заложена возможность выбора собственной модели учения. Принцип предусматривает как вариативность содержания, методов и форм обучения, так и вариативность организации среды в детском саду.

2. Принцип синтеза интеллекта, аффекта и действия.

Работа с детьми в одинаковой мере должна вовлекать их в процессы познания, действия и эмоционального освоения мира. Идеалом личностно-ориентированной дидактики является конструирование таких условий образовательной работы с детьми, которые порождают гармонию трех названных аспектов освоения деятельности ребенка.

3. Принцип приоритетного старта.

Начинать работу следует с тех видов деятельности, которые самоценны для каждого конкретного ребенка, непременно учитывать стартовые предпочтения детей.

Кроме того, необходимо учитывать и склонности педагога, который также должен быть увлечен.

Реализация данных принципов предполагает “через-себя-понимание”, создание общего психологического пространства, игровое построение процесса образования, а в качестве форм работы с детьми — организацию дискуссий, диалогов, совместных наблюдений и экспериментов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности построения личностно-ориентированного занятия для детей старшего дошкольного возраста.

Комплект «Предшкола нового поколения» воспитывает и развивает у каждого ребенка положительное отношение к себе и окружающему миру; познавательную и социальную мотивацию, инициативность и самостоятельн...

Личностно-ориентированый подход в деятельности дошкольного учреждения

Консультация для педагогов и воспитателей по общепедагогическм технологиям...

Презентация "Личностно-ориетированный подход в деятельности дошкольного учреждения"

Цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических к...

Аналитическая записка "Использование личностно-ориентированной технологии в образовательной деятельности детей с ОВЗ (нарушение интеллекта)"

Аналитическая записка участника конкурса "Мастер педагогических технологий в сфере дошкольного образования" Газимовой Е.А....

Презентация "Технология личностно-ориентированного взаимодействия (руководство самостоятельной деятельностью детей)"

Сейчас существует огромное количество интересных технологий и методик взаимодействия с дошкольниками. Мне очень близка мягкая технология личностно-ориентированного взаимодействия, основой которой явля...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЕТСКАЯ АНИМАЦИЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ рассматривается проектная деятельность государственного дошкольного образовательного учреждения по вопросам воспитания патриотизма и гражданственности старших дошкольников. ...

Научно-практическая конференция «Инновационные подходы к деятельности образовательной организации»

quot;АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТАБЛИЧНОГО ПРОЦЕССОРА MICROSOFT EXCEL В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОО"...