Общее развитие детей посредством аппликации в технике бумажная пластика.
статья на тему

«Творчество». Слово такое знакомое и такое новое. В нем столько граней, сколько идей, планов и радости новых открытий. У каждого ребенка есть потребность в творческой деятельности: ребенок ищет возможность реализовать свой потенциал, через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gubanova.docx27.37 КБ

Предварительный просмотр:

Губанова А.Ю.

воспитатель первой квалификационной категории,

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 22 «Тополёк» Новосибирской обл., г. Бердск.

Общее развитие детей посредством аппликации в технике бумажная пластика.

 «Любое детское открытие, умозаключение

является полноценным тогда,

когда достигнуто через творчество».

В.А. Сухомлинский

В статье говорится о применение салфеточной аппликации для развития личности и познавательных процессов детей дошкольного возраста, развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Ключевые  слова:  творчество, дошкольник,  ФГОС  дошкольного  образования,  мелкая моторика, салфеточная аппликация.

«Творчество». Слово такое знакомое и такое новое. В нем столько граней, сколько идей, планов и радости новых открытий. У каждого ребенка есть потребность в творческой деятельности: ребенок ищет возможность реализовать свой потенциал, через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность.

 А.В.Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев, поэтому в работе детского сада большое внимание уделяется развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста. Положительный результат будет лишь тогда, когда дети выполняют задания с интересом и желанием.

Согласно требованиям ФГОС, одним из условий развития творческой активности и самостоятельности – это возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; поддержка инициативы и самостоятельности детей.

Бумажная пластика – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги.

Бумага играет важную роль в жизни человека, хотя и является привычным атрибутом повседневности. Педагоги высоко оценивают её возможности в развитии творческих способностей детей. Создавая поделки из бумаги, дошкольники не только овладевают комплексом новых знаний, умений и навыков, но и учатся рационально использовать благодатный материал.

Одним из эффективных видов деятельности для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, на мой взгляд, является салфеточная аппликация. Также через салфеточную аппликацию можно развивать такие качества как память, восприятие, мышление, внимание. Доказано, что дошкольный возраст - это самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей ребенка, когда кора больших полушарий окончательно не сформирована.

Техника салфеточной аппликации является эффективным способом реализации интеграции образовательных областей в совместной деятельности педагога и детей. Именно салфеточная аппликация может помочь развивать у детей мелкую моторику рук и координацию движений пальцев. Дети видят результат своего труда, повышается самооценка.

Цель моей работы - применение салфеточной аппликации для развития познавательных процессов детей дошкольного возраста, развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Работая с салфетками, я решаю сразу несколько задач: 

1. Познакомить детей с основными приемами салфеточной аппликации.

2. Развивать мелкую моторику пальцев, глазомер, умение делать комочки из салфеток, наклеивать на шаблоны.

3. Развивать художественный вкус, творческие способности, инициативу, фантазию у детей.

4. Формировать сенсорные эталоны формы, цвета и величины, развивать тактильную чувствительность рук.

5. Воспитывать интерес к салфеточной аппликации, уважительное отношение к своему и чужому труду.

6. Формировать умение доводить начатое дело до конца. 

Аппликацией из салфеток я начала заниматься с детьми с первой младшей группы. Работая с детьми, я решила постепенно ввести в режимные моменты короткие занятия салфеточной аппликацией. Предлагая детям сминать пучками пальчиков обеих рук кусочки бумажных салфеток, что способствовало активизации мелкой моторики рук.

На первом этапе создание рисунков было коллективным. На готовый контур дети наклеивали комочки салфеток, плотно прикладывая их друг к другу. Необходимый участок работы вначале промазывала клейстером сама, затем, когда дети становились старше, они самостоятельно промазывали необходимые участки рисунка. Вначале рисунки были одноцветные: солнышко, осенние листья. Дети в процессе работы закрепляли основные цвета: красный, синий, зеленый, желтый. Постепенно, с взрослением детей, рисунки усложнялись, кусочки салфеток брались меньшего размера, комочки становились плотными и совсем не большими, расширялась цветовая гамма: сиреневый, фиолетовый, оранжевый, голубой, розовый. Расширялся спектр оттенков: бледно – голубой, нежно – сиреневый, темно – розовый, ярко – оранжевый, светло – зеленый и т.д., что способствует умению детей отличать оттенки цветов. Постепенно усложнялся рисунок, что требует внимания, аккуратности и точности в работе. Приклеивание тонких линий, мелких деталей дает возможность дополнительно активизировать кончики пальцев рук.

Когда дети освоили эту технику, я стала добавлять усложнённый способ - торцевание. У детей появился большой интерес к созданию поделок, и вызывало радость, гордость за свой труд.

Положительных результатов в работе с детьми я достигла благодаря работе с родителями. В группе я проводила беседы на тему: «Развитие мелкой моторики рук ребенка», собрание: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста», оформила папку – передвижку «Салфеточная аппликация в детском саду и дома».

Родителям я рекомендовала, что можно изготовить дома, как организовать совместную деятельность, советовала какую литературу можно использовать для занятий со своим ребенком. Дома дети сами проявляли интерес к изготовлению поделок. Родители тоже очень серьезно относились к выполнению домашнего задания с детьми. Работая в тесном контакте с родителями и детьми, мы добились хороших результатов в творчестве детей.

Аппликации из салфеток – это простой, интересный и, что особо важно, полезный вид творчества. Выполнить поделку своими руками смогут как самые маленькие, так и детки постарше. Главное, что это доступно и занимательно, а подготовка не потребует много времени и финансовых затрат.

Таким образом, у детей развивается художественное и пространственное воображение, фантазия, образное и конструктивное мышление, творческие способности, мелкая моторика и тактильные ощущения. Воспитывается аккуратность, усидчивость, коллективность, взаимопомощь, проявляется индивидуальность, инициатива и самостоятельность во всех видах деятельности.

Конечно же, ребенку нужна будет ваша помощь - первоначально он будет прикладывать много усилий для сминания и скручивания. Но постепенно процесс перестанет утомлять ребёнка и он с удовольствием будет показывать гостям свои творческие работы, испытывая при этом чувство радости и гордости за свой труд!

И кто знает, может быть, интерес к работе с бумагой, пробуждённый в детском саду, с возрастом не угаснет и кто-либо из ребят станет дизайнером, инкрустатором, создаст шедевр прикладного искусства. Ведь основа заложена… 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

4.ГаврилинаС.Е.,Кутявина Н.Л. Развитие руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль,2002.

5. Жукова О. Дошкольный возраст: о ручной умелости. - Дошкольное воспитание, 2008 №8

6.Косинова Е. М. Гимнастика для пальчиков. – Москва » Олма  - Пресс,2002.

7. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей 4 – 7 лет. – С. –ПБ.: Литера, 2007.

8. Синицина Е.И. Умные пальчики. – М,1999.

9. Сидоренко Л. Мои пальчики расскажут.-Дошкольное воспитание, 2008 №7

13.Моисеева Р. Пальчиковые игры – упражнения. – Дошкольное воспитание,2000 №

14.Агеева С.И. Обучение с увлечением / С.И Агеева. – М., 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по аппликации в технике бумажная пластика "Елочка"

Самый любимый праздник для всех - это Новый год, а главный атрибут этого праздника - елочка. Мы с малышами сделали свою новогоднюю елочку....

Конспект по аппликации в технике бумажная пластика "Снеговик"

Я люблю заниматься с детьми аппликацией в технике бумажная пластика, дети тоже любят этот вид деятельности...

Конспект занятия по аппликации в технике бумажной пластики "Морской пейзаж"

Краткий конспект занятия в учебной группе для детей 6 лет, занимающейся по программе "Игровое конструирование" (см. приложенный файл).Техники: аппликация, бумажная пластика. Работа: кораблик, плы...

Конспект НОД по области познания в подготовительной группе Тема: «Экологическое развитие детей посредством художественной деятельности. Техника кляксография.»

формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей. Расширение представлений о нетрадиционных видах художественной деятельно...

Конспект занятия по аппликации в технике бумажная пластика с детьми 1 младшей группы на тему "Хоровод"

   Бумажная пластика - одно из средств развития мелкой моторики у младших дошкольников в продуктивном творчестве...

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ АППЛИКАЦИИ В ТЕХНИКЕ БУМАЖНАЯ ПЛАСТИКА

laquo;Любое детское открытие, умозаключениеявляется полноценным тогда,когда достигнуто через творчество».В.А. Сухомлинский...