Организации игровой деятельности дошкольников с использованием элементов ТРИЗ
методическая разработка по теме

Организация игровой деятельности дошкольников используя элементы ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по развитию игровой деятельности дошкольника.

Комплексный подход к формированию игрового опыта:

  1. Обогащение жизненного опыта детей.

Наблюдение, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание картин, видео, чтение книг, эксперименты с предметами, беседы, посильное участие детей в трудовых действиях взрослых и т.д.

Цель – дать детям яркие впечатления об окружающем мире.

  1. Обогащение игрового опыта детей.

Показы – инсценировки, игры-загадки, постановка проблемных вопросов, использование предметов-заместителей, игра с воображаемыми предметами и т.д.

Цель – развивать умение детей переводить жизненный опыт в условный план игры.

  1. Активизирующее общение педагога с детьми в процессе обучающих игр.

        Диалог воспитателей с детьми по ходу игры, обращение к детям в предполагаемой роли, напоминание о литературном герое, показ образца игры другого ребенка.

 «Где живет?» (гвоздь, огонь, вежливое слово)

  1. Игры на определение подсистемных связей

«Что можно сказать о предмете, если у него есть (присоски, много книг, нет света), если есть журчание, мотор, белый халат?»

  1. Игры на сравнение систем

«Раз, два, три – ко мне беги кто … (умеет петь, кто живет в поле, кто раньше был маленьким», «На что похоже? (дождь, кисть, звук «Р», мелодия вальса, улыбка, коробка цветных карандашей), «теремок» (в теремок попадают те, кто может назвать общие качества какого-то предмета и своего предмета)

  1. Игры на классификацию объекта

«все в мире перепуталось»

  1. Игры в сказках

                             «Что может придумать герой такой-то, чтобы изменить ситуацию?...»

 Использование игр с элементами ТРИЗ

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.

Педагог, применяя в своей работе игры с элементами ТРИЗ, учит детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешить эти противоречия.

Применяя ТРИЗ необходимо выслушивать каждого ребенка, давать оценку каждому ответу!

Игры с элементами ТРИЗ лучше планировать на вторую половину дня, прогулку, в свободное время.

Принципы построения ТРИЗ:

  • Минимально информации, максимально рассуждений!
  • Организация обсуждения проблемной ситуации
  • Системный подход
  • Включение всех мыслительных операций

Что дает?

  • Возможность проявить себя
  • Возможность творить
  • Развивать потребность познавательной деятельности
  • Формулировать свою точку зрения и умение ее доказать

Игры:

  1. Игры на формирование умения выявлять функции объекта

Игра «что умеет делать?», игра-дразнилка (суфиксы), игра «мои друзья»

  1. Игра на определение линии развития объекта

«Чем был, чем стал?», «Раньше-позже», «Паровозики»

  1. Игры на выявление подсистемных связей

Методы игр с элементами ТРИЗ

  1. Мозговой штурм
  • Как не ссориться с мамой?
  • Как спастись герою сказки?
  • Как сделать разноцветную льдинку?
  • Как найти самого умного человека в королевстве?
  • ……

Необходимо высказывать не менее 10 варианту!!!!

  1. Метод каталога

Когда дети сами придумывают сказку по картинкам или вытащенным словам, предметам. А у воспитателя заготовлены вопросы, чтобы связать все в единую историю.

  • О ком сочиняем сказку?
  • Он добрый или злой?
  • Что он сделал?
  • С кем он дружил?
  • Кто им мешал?
  • Чем все закончилось?

  1. Метод фокальных объектов

Один объект в фокусе, 3 объекта случайных. Необходимо свойства случайных объектов применить к фокусному объекту, объяснить, что получилось.

Например: Случайные – фея (добрая, красивая, воздушная), шар (расписной, летучий, мыльный), костер (большой, жаркий, яркий).

Фокусный – Матрешка = воздушная, мыльная, жаркая! Почему?

Или придумать животное Левобезьян.

  1. Метод системного анализа

Помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов.

Например: Лягушка

Подсистема – лапка, глаза, кровеносная система

Надсистема – водоем

Что было бы, если бы все лягушки исчезли? Для чего они нужны?

Или найти лишние слова из ряда, объяснить почему.

Или подобрать к «системе» несколько слов, например – «Лес» - охотник, лиса, деревья, грибы, птицы.

  1. Метод морфологического анализа

- комбинирование разных вариантов характеристик определенного объекта при создании нового образа этого объекта.

Например, изобретаем стул.

Форма – круглый, квадратный

Материал – деревянный, стеклянный

……

Стул = круглый, стеклянный. Подойдет для феи.

Например придумать новый образ Ивана Царевича

- место жительства

- возраст

- средства передвижения

- одежда

- новый фасон платья, часы, зАмок, машину….

  1. Метод «Золотой рыбки»

Заключается в разложении сказки на возможные и невозможные части. Далее невозможную часть опять – на возможную и невозможную. И так до тех пор, пока

  1. Метод ММЧ (метод маленьких человечков)

Способ объяснения сложных физических понятий путем олицетворения частиц.

Например, в твердых объектах маленькие человечки крепко держаться за руки.

В жидкостях – стоят рядышком

В газообразных – разбегаются

Вода с кипятильником. Кипятильник – это маленькие человечки, которые весело скачут, «заводят» статичных водяных маленьких человечков – кипятят.

Можно использовать в групповой работе «Отгадай что?» (твердый, жидкий, стакан с водой, роса на ветке, лужа с водой)

  1. Метод проб и ошибок

- «Научный тык», переборы вариантов с целью поиска решений.

Этот метод подходит не для всех случаев и требует много времени.

Например, предложите 20 способов передачи сообщения на расстоянии полкилометра.

  1. Мышление по аналогии

Несколько видов:

  • По свойствам (теплое, мягкое, сладкое)
  • По функциям (печка- грелка, нора-улей)
  • По образам (карлсон –вертолет)

  1. Типовые приемы фантазирования
  • Изменение ситуации в знакомый сказках
  • Сказка про носовой платок
  • Сказка про самого себя

Если увеличить зонтик, ничего не меняя больше, как тогда его можно использовать?

Уменьшать-увеличивать

Деление-объединение

Признаки времени

Оживление- окаменение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концептуальное изложение «Авторская идея в моей педагогической практике» «Формирование исследовательской деятельности у дошкольников через использование элементов ТРИЗ - технологии»

Одним из результативных способов формирования исследовательской деятельности дошкольников является технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, умелое использование приёмов и методов...

Организация игровой деятельности дошкольников с использованием технологии «дополненная реальность» в дошкольном образовательном учреждении.

Игровая форма с использованием технологии «дополненной реальности» позволяет активизировать познавательную деятельность детей, сделать  освоение образовательной программы  более ...

Статья: "Организация игровой деятельности дошкольников с использованием технологии «дополненная реальность» в дошкольном образовательном учреждении"

Уникальная технология дополненной реальности дает возможность для создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, послужит...

Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников с использованием элементов ТРИЗ-технологии "Мы дружим с ветром"

План-конспект по окружающему миру с использованием элементов ТРИЗ-технологии (средняя группа)...

Использование развивающей предметно - пространственной среды в организации игровой деятельности дошкольников

Использование развивающей предметно - пространственной среды в организации игровой деятельности дошкольников...

Развитие речи дошкольников через использование элементов ТРИЗ технологий.(мозговой штурм, системный оператор)

      Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта.Г. С. ...

«Особенности использования технологии проблемного обучения в организации игровой деятельности дошкольника»

Целостное развитие ребенка заключается не только в приобретении им конкретных знаний и умений, а в первую очередь в развитии у него способности самостоятельно мыслить, принимать решения, уметь рассужд...