Статья на тему: поговорим о ПАЗЛАХ.
статья

Мартыненко Ирина Александровна

ПАЗЛЫ.  История создания. Для чего они нужны малышу? Как с ними играть?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pogovorim_o_pazlah.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:



Слово "пазл" происходит от английского puzzle - загадка, головоломка. Существует несколько версий изобретения этой занятной настольной игры-загадки. И, пожалуй, никто не может сказать с абсолютной уверенностью, когда и где впервые собрали первый пазл. По одной из версий, в 1761 г, английский картограф Джон Спилсбери решил облегчить детям изучение географии. Он наклеил на деревянную основу карту Европы и распилил ее на кусочки разных форм. Собирая карту из кусочков, внимательно разглядывая ее части, ребенок запоминал географические названия, расположения стран и городов. Причем происходило это в процессе увлекательного занятия, как бы само собой. Наверное, такое обучение было по вкусу ученикам. Карты-головоломки стали пользоваться большой популярностью, несмотря на то, что цена их была очень высока. Некоторое время пазлы использовались лишь как дидактический обучающий материал. Кроме различных географических карт, на них изображались даже хронологические таблицы с датами правления английских королей и королев.

Лишь в начале XX века разрезные картинки стали носить не только образовательный, но и развлекательный характер. Всего за несколько лет они превратились в модное салонное увлечение. Пазлы изготавливали из дорогих сортов дерева. На картинках изображались различные исторические и библейские события, портреты, пейзажи. Фрагменты головоломки еще не скреплялись между собой привычными для нас "puzzle-замками". Стоили такие мозаики дорого, и только богатые люди могли позволить себе подобное развлечение.

В 1909 г. американец Б. Паркер придумал, как можно соединять кусочки пазлов между собой, и создал фабрику, изготовляющую только пазлы. Бум популярности головоломки пришелся на 1930-е годы. К этому времени производители научились делать пазлы из картона, что значительно удешевило их и сделало весьма доступным развлечением. В Америке даже устраивали командные соревнования по скоростному собиранию пазлов из нескольких тысяч элементов. Но и сейчас интерес к головоломке не ослабевает.

Для чего они нужны?
Традиционно пазлы считались головоломкой для детей старше 3 лет. Но на самом деле даже полуторагодовалые малыши уже могут справиться с простенькими головоломками. Нужно лишь подобрать подходящую по количеству и размеру деталей картинку и показать маленькому умнику, как из разрозненных частей получается единое целое.

  Иногда можно услышать мнение мам, что пазлы - занятие бесполезное и ненужное. Но это далеко от истины: головоломка развивает интеллект малыша сразу во многих направлениях, причем весело и без на-пряжения.        Прежде всего, пазлы развивают то самое наглядно-образное мышление, о котором мы говорили. И пусть двухлетний карапуз еще не может мыслить цельными образами, пусть кусочек картинки для него ничем особо не отличается от целой, собранной картинки, но мы ведь хотим малыша развивать, мы стремимся, чтобы он вовремя овладел необходимыми навыками. Значит, начинать играть в пазлы никогда не рано. И, кстати, никогда не поздно. Конечно, добиться развития наглядно-образного мышления можно множеством других способов, предлагая малышу рисовать и лепить, строить дома из кубиков, выкладывать по схеме узоры из мозаики или собирать различные модели из конструкторов. Но в ряду всех этих полезных и интересных занятий пазлы стоят далеко не на последнем месте.

  Собирая разрезную картинку, ребенок учится логически мыслить, тренирует воображение, пространственное восприятие, память. Для того чтобы картинка получилась, маленькому творцу необходимо научиться переворачивать изображение в уме, различать элементы по цвету, размеру, форме. Не менее важны и усидчивость, терпение, умение концентрировать внимание, способность доводить начатое дело до конца. А развитие мелкой моторики, сенсорики, координации дви-жений - вообще первостепенные задачи в раннем возрасте, и в этом смысле пазл может оказать малышу неоценимую услугу. Вы сами с удивлением заметите, как после небольшого периода игры с мозаикой непослушные пальчики крохи станут более умелыми и научатся выполнять сложные действия.

Какие они бывают?

  Еще совсем недавно было практически невозможно купить игру-пазл для самых маленьких умников. Все, что предлагалось на нашем рынке, было совсем не для малышей из-за большого количества деталей и их маленького размера. С подобными пазлами крохе было никак не справиться. И мамы-рукодельницы делали для своих малышей самодельные пазлы, разрезая на 2-4 части открытки или картинки, наклеенные на картон. Сейчас ситуация в корне изменилась. Магазины развивающих игрушек пестрят всевозможными пазлами для любого возраста. Можно отыскать пазлы картонные, деревянные, поролоновые, из вспененной резины, плоские, объемные, большие, маленькие, книги-пазлы и коврики-пазлы. Что же подойдет для крохи в качестве первых головоломок?

  При выборе пазла для малыша обращайте внимание на количество и размер элементов, на качество игры, учитывайте симпатию ребенка к тем или иным сказочным персонажам или образам. Самые первые пазлы должны содержать максимум 6 достаточно крупных элементов. Еще лучше, если вам удастся отыскать головоломку, состоящую всего из 2-4 кусочков. Лучше, если они будут выкладываться в рамке-планшете. Обратите внимание на материал, из которого сделана игра. Картон должен быть толстым, не гнуться. На боковых срезах деревянных пазлов не должно быть зазубрин. Очень часто дети теряют интерес к пазлам именно из-за их плохого качества. Если шершавые стыки плохо соединяются между собой - это выведет из себя не только нетерпеливого малыша, а даже взрослого. Рисунок подбирайте крупный, яркий и понятный, с минимумом мелких деталей, обязательно добрый, вызывающий эмоциональный отклик у малыша. Для совсем маленьких это могут быть изображения игрушек и зверушек, для старших детей - герои любимых мульт- фильмов и сказок, машинки и другие интересные для них сюжеты. Было бы здорово отправиться за покупкой новой игры вместе с малышом. Пусть он сам выберет то, что ему понравится.

  Когда кроха будет легко справляться с простыми головоломками, увеличивайте число элементов, усложняйте рисунок. К 2,5-3 годам многие дети, с которыми рано начали собирать разрезные картинки, легко собирают пазлы из 24 и большего количества элементов...

  А еще есть пазлы, на которых картинки не простые, а развивающие. Современные производители, похоже, вновь возвращаются к изначальной идее познавательности этой головоломки. Для подросших умников и умниц есть пазлы с картами мира и материков, алфавитом и счетом. Маленькие любители астрономии обрадуются пазлам с планетами и созвездиями, юные биологи с удовольствие будут собирать картинки и изучать живых существ леса, моря, пруда, запоминать животных разных материков, учить строение собственного тела. Есть множество игр для малышей, основанных на puzzle-технологии. В них нужно подбирать домики для животных, находить детенышам мам, сопоставлять цвета, геометрические фигуры и т.п. Все это многообразие превращает пазлы из простой забавы в замечательный развивающий инструмент.


Учимся играть
Пазлы - не та игрушка, которую маленький ребенок сможет освоить самостоятельно. Если вы не научите его основам, не покажете, как подбирать и соединять детальки между собой, то через пять минут безуспешных попыток кроха забросит игру и вряд ли захочет вернуться к ней в ближайшее время. Поэтому наберитесь терпения, отнеситесь к малышу с пониманием, не ждите и не требуйте от него быстрых результатов, а просто играйте вместе с ним и искренне радуйтесь даже самым маленьким победам. Еще раз оговорюсь, что речь идет именно о 1,5-3-летних малышах. Если вы впервые предложили игру-пазл подросшему ребенку, то он, скорее всего, сможет разобраться с ней самостоятельно.

  Начните с самого простого. Сначала сами соберите картинку на глазах у малыша, попутно комментируя свои действия. Затем рассмотрите вместе с крохой изображение, обратите внимание на детали, придумайте маленькую сказочку по картинке, окрасив ее положительными эмоциями. Это дополнительно привлечет внимание крохи к игре и будет способствовать развитию речи. А теперь можно приступить к обучению. Достаньте из собранной картинки 1-2 фрагмента, положите их рядом и предложите ребенку найти место, где они стояли. Если он затрудняется, подскажите ему. Например: "Посмотри, у собачки ушка не хватает! Плачет собачка. Давай поможем ей, найдем ушко и поставим на место!" Когда нужный фрагмент найден, покажите малышу, как правильно повернуть и соединить кусочки между собой, Пусть он держит фрагмент в ручке, а вы своей рукой помогите ему, сначала соединив выпуклую часть с отверстием, а затем опустив на место и весь фраг-мент. Этот важный момент нельзя упускать из виду. Не научившись соединять элементы, малыш не сможет двигаться дальше. Потренируйтесь немного, и навык будет освоен. Можно на первых порах подобрать пазлы без скрепляющих "замков", но для развития мелкой моторики хороши именно классические мозаики. К тому же, непослушным детским пальчикам сложно аккуратно совмещать кусочки пазлов, которые не скрепляются между собой, Чуть сдвинул фрагмент - и картинка уже не совпадает. Несколько подобных неудач, и желание возиться с пазлами исчезнет надолго.

  Когда ваш сын или дочурка будут уверенно справляться с заданием, предложите собрать всю картинку целиком, Помогайте малышу в случае затруднения. Он должен чувствовать, что у него получается, должен слышать вашу похвалу и одобрение ("Ура! Молодец!"). Не беда, если, выучив порядок сборки наизусть, ребенок собирает одну и ту же картинку несколько раз подряд. Это очень важно для его самооценки, дает ощущение уверенности в собственных силах. Ведь крохе так важно чувствовать себя ловким и умелым. А кроме этого, малыш развивает память, запоминая месторасположение тех или иных кусочков.

Совершенствуем мастерство .
  Взрослеет малыш - усложняются игры. И вот уже в игрушечном арсенале ребенка появляются более сложные пазлы. Растет количество деталей, уменьшается их размер. Бывает так, что легко справляясь с крупными "малышовыми" пазлами, при игре с более сложными головоломками ребенок теряется, у него никак не получается собрать картинку. В этом случае имеет смысл вновь прийти к нему на помощь. Но только совсем чуть-чуть. Подросший ребенок собирает пазлы немного иначе, чем крошечный карапуз. Если кроха, подбирая кусочки мозаики, больше ориентируется на геометрию этих самых кусочков, то для ребенка постарше первостепенна картинка. Он подбирает элементы пазлов не по форме выступа, а ищет на фрагментах недостающие части изображения. Собирая разрезную картинку, каждый выбирает свой способ. Вы можете подсказать малышу несколько вариантов, и пусть он выберет то, что ему удобнее, или изобретет свой собственный способ.

Прежде всего, удобно перевернуть все кусочки "лицом" вверх. Затем обратите внимание малыша на угловые фрагменты. Можно начать собирать картинку с них, выложив сначала рамку. Если элементов много, имеет смысл разложить их на кучки по оттенкам (например, отдельно все, где есть небо, отдельно - с зеленой травой и т.п.). Тогда нужный кусочек придется искать в своей группе, а не во всех фрагментах, что значительно легче. Часто малыши любят собирать центральные фигуры картины. Для них это и легче, и интереснее. Ничего, так тоже можно: собрать по отдельности несколько фрагментов, а потом соединить все вместе.

 А если не хочет?
  Бывает так, что вы впервые дали малышу пазлы, а он отказывается играть новой игрушкой, разбрасывает фрагменты или вовсе не интересуется ими. Расстраиваться не стоит, Отложите игру на время, а потом снова попробуйте заинтересовать ею кроху. Не беда, что соседская девочка уже давно собирает сложные картинки, а вашего неугомонного карапуза хватает лишь на то, чтобы высыпать кусочки головоломки из коробки. Все малыши разные. Один может очень долго заниматься кропотливой работой, рисовать, лепить, а другой и минуты на месте не усидит. Возможно, время пазлов для вас придет чуть позже. Ведь главное здесь не результат, а то удовольствие, которое получает малыш от созидания.

  Попробуйте собирать разрезные картинки на глазах у малыша. Он заинтересуется, что же это делает мама, и, возможно, начнет вам помогать. Можно поддержать его интерес просьбами: "Ой, что-то я не умею это собирать! Может быть, ты меня научишь?" Или: "Даже не знаю, какой кусочек сюда поставить! Может, ты мне сможешь подсказать?" Бывает так, что ребятишки не хотят собирать пазлы самостоятельно, а вот с мамой или папой делают это с удовольствием.

  Тоже хорошо! Распределите "обязанности". Скажем, малыш собирает фигурку Винни-Пуха, а мама - небо и ствол дерева. Потом соединяем все вместе.

  Если купить две одинаковые коробочки с пазлами, можно даже устроить соревнование: кто быстрее соберет картинку - папа или мама вместе с малышом. А может, ваш кроха уже так здорово разбирается с этими разноцветными кусочками, что и сам составит конкуренцию любому взрослому?

  Возможно, малышу понравится идея не просто собрать головоломку, а превратить ее в картину, которой можно будет украсить детскую или подарить бабушке. Для этого, собранный пазл наклеивается на картонку или фанерку подходящего размера и покрывается сверху лаком. Можно добавить самодельную рамку, Все, шедевр готов!

  Бывает, что после периода активного увлечения пазлами ребенок забрасывает их на долгие месяцы. Периодически интерес вспыхивает и вновь затухает. И это тоже вполне нормально. Мы ведь и сами порой "загораемся" каким-то делом, а потом "остываем" к нему. И еще. Бывает так, что ребенок отказывается собирать не пазлы вообще, а не хочет собирать конкретно эту картинку. Ну, не интересна она ему, и все тут! А вот другую, интересную - с удовольствием! Например, малыш может остаться равнодушным к предложенной мамой иллюстрации из сказки "Бемби" с милыми и симпатичными зверушками, зато придет в полный восторг от картинки с динозаврами, машинками или космосом. Непременно учитывайте это.

  Если же все-таки никакие ваши старания и ухищрения не увенчались успехом и малыш так и не захотел собирать пазлы - и это не повод для огорчения. Не забывайте, что ваш ребенок - личность, индивидуальность. И он имеет полное право что-то любить, а что-то нет. На свете существует масса взрослых, которые терпеть не могут пазлы. Почему же тогда абсолютно все карапузы должны их любить? Значит, для вашего крохи непременно отыщется другое полезное занятие, которое придется ему по вкусу.

  И помните, что пазлы для малыша - это не только развивающее и развлекающее занятие. Это еще и прекрасная возможность пообщаться и поиграть с любимыми мамой и папой. Малыш будет взрослеть, собираемые им картинки станут сложнее. И, возможно, однажды, в дождливый выходной, уже вся ваша семья будет колдовать над бесчисленной россыпью пестрых кусочков, создавая общий шедевр...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Поговорим о пазлах"

Данная консультация содержит этапы обучения детей составлению пазлов....

Статья на тему: «Поговори со мной, мама».

Статья на тему: «Поговори со мной, мама»....

Статья на тему "Поговорим про зрение"

Полноценное развитие малыша невозможно без здоровых глаз. Поэтому очень важно следить за зрением с ранних лет, чтобы не допускать снижения его остроты....

Статья "Давайте сегодня поговорим о том, зачем вообще читать ребенку книги и почему это важно".

Совместное чтение - это процесс, когда мама (папа/бабушка/дедушка) принадлежат только ребенку. Попробуйте посмотреть на чтение книги глазами ребенка: вечно занятые родители наконец-то отвлекаются...

Статья "”O чем поговорить с ребенком по дороге в детский сад/из детского сада осенью?’’

rdquo;O чем поговорить с ребенком по дороге в детский сад/из детского сада осенью?’&rsquo...