ПРОЕКТ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ « ЦВЕТОВАЯ МОЗАИКА»
проект (младшая группа) на тему

В рамках проекта было запланировано тесное сотрудничество с родителями, изготовление пособий для игр, различные игры с детьми, обучающие упражнения, изготовление творческих работ детьми.

Накопление сенсорных представлений, предусмотрев знакомство с цветом, включая по возможности основные разновидности этих свойств. Взаимодействие с родителями в обучении сенсорному развитию детей в 1 младшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_sensornomu_razvitiyu_muhina_m.e.docx746.65 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

« ЦВЕТОВАЯ МОЗАИКА»

 

АВТОР ПРОЕКТА:

МУХИНА М.Е. МБДОУ ДС ОВ №75 «МЕДВЕЖОНОК» дер. БУНЬКОВО

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитатель, дети первой младшей группы, родители.

В рамках проекта было запланировано тесное сотрудничество с родителями, изготовление пособий для игр, различные игры с детьми, обучающие упражнения, изготовление творческих работ детьми.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:

Недостаточность знаний сенсорных эталонов родителями заинтересованности и умений о способах подачи их детям.

Помочь правильно сформировать у детей сенсорные эталоны через игровую деятельность.

Развивать мышление и воображение ребёнка. Побуждение думать и анализировать, делать выводы и обобщения.

ЦЕЛЬ:

Накопление сенсорных представлений, предусмотрев знакомство с цветом, включая по возможности основные разновидности этих свойств. Взаимодействие с родителями в обучении сенсорному развитию детей в 1 младшей группе.

ЗАДАЧИ:

-Формировать у детей заинтересованность и умение играть в сенсорно — настольные игры.

-Формировать полноценное восприятие окружающего мира.

-Формировать умения обследовать предметы, выделяя их цвет.

-Упражнять в установлении сходства и различия между предметами имеющие одинаковое название, но разные по цвету, или большой мяч-красный, маленький — синий.

-Раскрыть творческие способности родителей в продуктивной и трудовой деятельности.

-Активизировать деятельность родителей в процессе обучения сенсорным эталонам, через игру.

          Проект — включает 3 этапа:

 

 

1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ       ЭТАП.

    

          Определение целей и задач; Создание условий для самостоятельной деятельности. Составление плана работы по реализации проекта. Разработка сценария развлечения «Праздник разноцветных шаров», непосредственной организованной деятельности. Разучивание жёлтого цвета. Подборка материала  игр и пособий для работы с детьми. Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста».

 

 

 

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП

РЕЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:

Образовательные области

Тема

Цели

Планируемые результаты

Материалы и оборудование

1

Коммуникация, Познание (ФЭМП сенсорное развитие)

РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИН «Ночное небо», «Ласковое солнышко»

Знакомство с цветом: учить различать желтый цвет.

Дети лучше и легко осваивают цвет.

Знакомит с желтым цветом. Проявляет интерес к окружающему миру природы при рассматривании картины Ночное небо», «Солнышко»

Иллюстрации по теме, игрушка солнышко.

2

Рисование

«Лучики для солнышка»

Учить замечать следы от карандаша на бумаге, держать карандаш в правой руке, различать желтый цвет, рисовать штрихи и короткие линии, формировать правильную позу при рисовании, воспитывать у детей интерес к процессу рисования.

Принимает активное участие в продуктивной деятельности (рисования лучиков для солнышка) по просьбе взрослого может рассказать об изображенном на картинке.

Иллюстрации по теме, коробка с карандашами, мольберт с нарисованным кругом желтого цвета

(солнцем), листы белой бумаги с нарисованным желтым кругом.

3

Дидактическая игра

«Машинки  и дорожки»

Учить располагать кирпичики в ряд узкой гранью друг к другу, учить различать цвета, развивать память, мышление, зрительное восприятие, моторику.

Сооружать элементарные постройки по образцу, проявлять желание строить дорожки самостоятельно, отвечать на простые вопросы.

Жёлтая и красная машинки,

жёлтые и красные кубики,

такого же цвета полоски разной длинны.

4

Развитие речи.

Художественная

Литература.

Русская народная песенка

«Петя - петушок…»

 

Познакомить с содержанием русской народной песенки, развивать навыки общения,   учить внимательно слушать художественное произведение

Проговаривать звукоподрожающие слова, выполнять движения соответствующие тексту,

знакомить детей с понятием «Семья»,

 

Проявляет активность и эмоциональную отзывчивость при прослушивании и пении русской народной песенки «петушок, петушок…»

Иллюстрации с изображением петушка

(как он клюет зёрнышки).

Игрушка петушка.

5

Лепка. Петушка накормлю, дам я зёрнышек ему.

«Зёрнышки для петушка»

Учить пользоваться изобразительным материалом (пластилином), вызывать интерес к лепке. Учить от большого куска отщипывать много маленьких комочков пластилина, раскатывать их между ладонями круговыми движениями, складывать на дощечку. Знакомить с жёлтым цветом.

Принимает участие в игре с несложными движениями

«Зарядка для петушка», в продуктивной деятельности

(Лепка зёрнышек для петушка)

Сюжетная картинка по теме или иллюстрации.

Игрушка петушок.

Пластилин

Желтого цвета,

дощечки, тарелочка, зерно (пшено ).

 

6

Художественная

Литература

Потешка «Петушок,

петушок…»,

стихотворение

А.Барто

«Смотрит солнышко в окошко»,

Познакомить с содержанием русских народных песенок, потешек;

Учить внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы.

Эмоциональная отзывчивость при прослушивании литературно-художественных произведений;

 

 

7

Дидактическая игра

«Собери мячи в ведёрко»

Закреплять у детей умения групп

пировать однородные объекты по цвету.

Формирование сенсорных эталонов через игровую деятельность.

Помогает развивать мелкую моторику

Обогащает чувственный опыт ребёнка.

Дидактическим материалом послужат мячи 4 цветов:

Красные,

зелёные,

синие и жёлтые.

Ведёрки таких же цветов.

8

Консультация для родителей.

«Развитие сенсорных

способностей детей раннего возраста».

Обогащение знаний родителей о сенсорном развитии детей раннего дошкольного возраста.

Для родителей

будут

проведены выставки:

рисунки детей,

фото с постройками детей,

фото НОД и праздник шаров).

 

9

Развлечение

«Праздник  разноцветных шаров».

Активизировать словарь по теме; развивать память, внимание, моторику, ориентироваться в пространстве, чувство формы, пропорций; умение выделять характерные детали; сформировать представления о геометрических фигурах круг, шар.

Принимать участие в играх. Проявлять активность и эмоциональную отзывчивость на красоту окружающих предметов ( воздушных шаров).Закрепляет знания о цветах, геометрических формах(шар, круг).

Надувные шары (синего, красного, зелёного и жёлтых цветов). Сюжетная картинка, ИКТ с изображением двух детей на празднике, с разными шарами). Фланелеграф с разными по цвету шарами и нитками. На каждого ребёнка пол листа замшевой бумаги; по 2 шарика и в коробочке разного цвета шерстяные ниточки.

Занятие по сенсорике

«В мире цветов»

Закрепить знания об изученных цветах

Знакомство с основными цветами, нахождение предмета основного цвета; развитие внимания, памяти, интереса к игровой деятельности; развитие мелкой моторики.

Игрушечные мышки, домики для мышек, волшебный мешочек, шарики четырех цветов.


3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

 

— Развлечение «Праздник разноцветных шаров».

— Оформление работ на доске, выставки.

— Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста».

— Промежуточный фото отчёт по реализации проекта.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

 

1. «Сенсорные способности малыша». Э.Г.Пилюгина

2. «Раннее детство: познавательное развитие с 1 до 3». Л.Н.Павлова, Э.Г.Пилюгина, Е.Б.Волосова.

3. «Математика для малышей». Е.В.Сербина.

 


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №75

Конспект комплексного занятия

«Ласковое солнышко», «Ночное небо»

                                                                         Мухина Марина Евгеньевна.

                                                                          воспитатель первой

                                                                          квалификационной категории

2015 г.



Конспект комплексного занятия (первая младшая группа)

Тема: «Ласковое солнышко»

Программные задачи:

Познакомить детей с содержанием стихотворения «Смотрит солнышко в окошко» А. Барто.

Развивать навыки внимательного слушания ,обогащать словарь.

Учить рисовать пальчиками короткие линии ,круг ,глаза , нос, рот.

Развивать мелкую моторику рук , воспитывать интерес к процессу рисования.

Материалы и оборудования:

Иллюстрации по теме, краски в коробочке ,мольберт , лист белой бумаги , влажные салфетки.

 

Словарная работа: Луна, звезды.

Подготовка к занятию: читала « программу воспитателя в детском саду», рассматривание иллюстраций «Ночное небо»,»Солнце».

 

Ход занятия

1.Организационный момент

В. Посмотрите ,как светло у нас сегодня в группе. Вы знаете, почему?

(ответы детей).Солнышко заглянуло к нам в окошко , и его лучи осветили все вокруг.

2.Основная часть. Рассматривание картин «Ночное небо», «Солнце».

В. Что же мы увидим в окошке ночью(ответы детей)? Если мы посмотрим в окно ночью, то увидим совсем другую картину (показываю картину с изображением ночного неба)-тёмное ,почти черное небо.

Что еще мы видим в окошке? (луну, звезды). В темноте ночного неба светят нам яркие звездочки и луна. Покажите звездочки и луну. Но светло ли нам от нам от них? (ответы детей). Конечно нет, их сияние на столько малое, что его хватает только высоко в небе, а до земли сверкание звезд не достигает. Когда солнышко просыпается и протягивает нас свои лучики, становится светло и радостно. Посмотрите на картину. (показываю картину с изображением солнца) .Что вы на ней видите?( ответы детей).На картине мы видим желтое круглое солнышко ,которое направило свои лучики во все стороны. Вот  и к нам оно заглянуло ,чтобы порадовать нас солнечным светом и  теплом. Читаю стихотворение «Смотрит солнышко в окошко» А. Барто.

 

 

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату…

Мы захлопали в ладошки:

Очень рады солнышку…(дети хлопают в ладоши)

 

В. Какое у вас настроение в этот солнечный день(ответы детей).Радостное!

Как вы думаете , какое настроение у солнышко? (показываю детям игрушку солнышко).У солнышко тоже веселое настроение. Почему вы там думаете? (ответы детей).Правильно солнышко улыбается, значит у  него тоже хорошее настроение.

 

3.Физкультминутка.

Ночь в окошке заглянула (наклоняем голову)

Наше солнышко уснуло (подкладываем под щеку ладошки)

Солнце просыпается  (поднимаем руки вверх)

Деткам улыбается (улыбаются друг другу)

 

4.Рисование «Лучики для солнышка»

В. Посмотрите у меня в окошке тоже светит солнышко. ( обращая внимание  детей на мольберт на котором прикреплен лист бумаги с нарисованным желтым кругом). Только ,мне кажется, что у моего  солнышко чего – то не хватает!

Как вы думаете ,чего? Сейчас нарисую солнышку лучики. Чем это можно сделать? (ответы детей). У меня есть чудесные помощники. Вот они.( показываю детям краски в коробке). Как вы думаете .что здесь лежит ?( ответы детей).Это краски. Полюбуйтесь на них. (показываю краски).Теперь я смогу нарисовать  солнышко с лучиками. Кто знает ,какую краску я должна взять для этого? (желтую).Правильно ,солнышко у нас  желтого цвета .И поэтому краску мы выбираем тоже желтого цвета( показываю и объясняю приемы работы). А рисовать я буду не кисточкой ,не карандашами, а пальчиками .( напоминаю детям , как нужно опускать пальчик в гуашь и рисовать вокруг солнышка короткие линии.)

Объясняю, что лучики у солнышка бывают разные : прямые и волнистые, длинные и короткие. Лучики у нашего солнышка будут направлены во все стороны. Пусть оно светит всем людям! ( приглашаю детей индивидуально к мольберту в процессе рисования вместе с ним провожу линии, комментирую сделанное: «Какой длинный луч получился? А этот луч короткий». (пальчики вытираем влажной салфетки.)

5.Заключение.

Художественное слово: Солнышко ,солнышко ,

                                          Выгляни в окошко!

                                          Ждут тебя детки

                                          Маленькие детки.

 В. Посмотрите, как ярко наше светит солнышко! От этого теплого яркого света и нам становится веселее. Солнышко согреет и нас. Без каких помощников у нас не было бы такого красивого солнышка (ответы детей)?

Правильно, без красок. Поэтому им надо сказать спасибо за помощь и аккуратно поставить на столик (дети прощаются).


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №75

Дидактическая игра

«Машины и дорожки»

                                                                         Мухина Марина Евгеньевна.

                                                                          воспитатель первой

                                                                          квалификационной категории

2015 г.


Дидактическая игра: Машинки и дорожки

Цель: Научить располагать кирпичики в ряд, научить различать цвета, развить память, мышление.

Ход игры

Выставляются кирпичики (кубики) двух основных цветов: жёлтые и красные.

Воспитатель: Какого цвета наши кирпичики?

Дети: Красные! (Жёлтые!)

Воспитатель: Даша и Никита будут строить дорожку из красных кирпичиков, а Егор с Любой построят дорожку из жёлтых кирпичиков.

Затем дети строят дорожки и показывают свою работу воспитателю.

Воспитатель: Молодцы ребята, хорошие дорожки у вас получились. А теперь, Арсений, принеси маленькие машинки жёлтого цвета, а Катя – машинки красного цвета. Пусть красные машинки поедут по красной дорожке, а жёлтые машинки по жёлтой дорожке. Поехали!

Молодцы ребята, наши машинки едут по правильным дорожкам и не собьются с правильного маршрута.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №75

Занятие по развитию речи

«Петя-петушок»

                                                                         Мухина Марина Евгеньевна.

                                                                          воспитатель первой

                                                                          квалификационной категории

2015 г.


Занятие по развитию речи "Петя – петушок" в 1 мл.гр.

Задачи:

1. Развивать речевую активность детей, упражнять в правильном звукопроизношении, в выразительном чтении стихотворения.

2. Учить действовать в соответствии со словами стихотворения.

3. Закрепить и углубить знания о петушке.

 

Материал: петушок (игрушка), поднос, чашечка с зерном.

Ход занятия

Воспитатель: Ребятки, я сейчас загадаю загадку, а вы мне поможете ее отгадать.

Загадка:

Беленькие перышки,

Красный гребешок,

Кто сидит на бревнышке?

Дети: Петя – петушок!

Воспитатель: Молодцы, правильно, это петушок. А где же он? Дети находят петушка закрытого салфеткой. Воспитатель берет петушка в руки и вместе с детьми рассматривает.

Воспитатель: Детки, а что у петушка есть на голове?

Дети: Глазки, клювик.

Воспитатель: А еще что?

Дети: Гребешок, бородка.

Воспитатель: А какого цвета гребешок и бородка у петушка?

Дети: Красного.

Воспитатель: Молодцы, ребятки, красного цвета гребешок и бородка у нашего петушка. А что еще есть у петушка на тельце?

Дети: Лапки, хвостик, крылышки.

Воспитатель: Правильно, умнички. А как поет петушок?

Дети: Ку-ка-ре-ку (звукопроизношение)!

 

Физминутка

Воспитатель: Ребятки, давайте походим как петушки. Дети выполняют имитацию ходьбы петушка.  А теперь мы с вами расскажем петушку стихотворение.

Дети: Да!

 

Петушок – петушок, золотой гребешок,

Маслена головушка, шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь, голосисто поешь,

Деткам спать не даешь.

Петушок пропевает ку-ка-ре-ку!

 

Воспитатель: Хорошо петушок поешь, громко, всех радуешь. За твою хорошую песенку, мы тебя угостим. Ребятки, а что кушает петушок?

Дети: Зернышки.

Петушок говорит деткам спасибо (ку-ка-ре-ку).

Воспитатель: Ребятки, пока петушок будет клевать зернышки, мы с вами поиграем.

 

Игра «Курочка и цыплята».

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,

А за ней ребятки желтые цыплятки.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко не ходите далеко,

Лапками гребите, зернышки ищите,

Съели толстого жука, дождевого червяка,

Выпили водицы, полное корытце.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №75

Конспект занятия по лепке

«Зёрнышки для петушка»

                                                                         Мухина Марина Евгеньевна.

                                                                          воспитатель первой

                                                                          квалификационной категории

2015 г.


Тема: Зернышки для петушка

Цель:    воспитывать отзывчивость, вызвать желание сделать приятное петушку; укреплять навыки скатывания мелких круглых форм

Материал

  • Глина (пластилин)
  • Дощечки
  • игрушка - петушок

Ход занятия

Воспитатель загадывает загадку про петушка:

Он кричит «Ку-ка-ре-ку!»

Солнцу, речке, ветерку.

И летит на всю округу: «Добрый день! Ку-ка-ре-ку!»

Ответ детей: петушок. Воспитатель показывает игрушку - петушка, и читает рассказ Ушинского «Петушок с семьей».

Воспитатель: «Петя - петушок сам зернышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во все горло закричал: ку-ка-ре-ку!» Давайте, слепим много-много зернышек для петушка, чтобы он смог поделиться и с курочкой и с цыплятами. Воспитатель показывает детям, как отщипывать небольшие кусочки глины (пластилина) и скатывать их в маленькие шарики. По окончании работы все слепленные «зернышки» расположить перед игрушечным петушком.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №75

Дидактическая игра

«Собери мячи в ведёрко»

                                                                         Мухина Марина Евгеньевна.

                                                                          воспитатель первой

                                                                          квалификационной категории

2015 г.


Дидактическая игра «Собери мячи в ведерко» (3 мин.)

Цель: развивать умение группировать однородные объекты по цвету.

Выставляет 4 корзинки основных цветов.

Воспитатель: - Какого цвета эта корзинка?

Дети: - Красного.

Воспитатель: - Несите красные шарики. Положите в эту корзинку только красные шарики. У кого еще такие же шарики?

Воспитатель: - Алина, какого цвета у тебя шарик? В какую корзинку ты его положишь?

Воспитатель: - Максим, у тебя красный шарик, положи его в красную корзинку.

Аналогично группируем по цвету шарики в остальные 3 корзинки.

Воспитатель: - Арина, у тебя такой шарик, как эта корзинка, зеленый. Положи зеленый шарик в зеленую корзинку.

- Вот какая красота, правильно нашли цвета!

- Молодцы, ребятки. Все шарики положили в корзинки.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №75

Развлечение

«Праздник разноцветных шаров»

                                                                         Мухина Марина Евгеньевна.

                                                                          воспитатель первой

                                                                          квалификационной категории

2015 г.


Развлечение «Воздушные шары»
(первая младшая группа)
Цель: Воспитывать культуру общение, эмоциональную отзывчивость, развивать эстетический вкус.
Задачи: 
1.Развивать речь детей, общую и мелкую моторику. 
2.Продолжать учить различать и называть основные цвета: красный, синий, зеленый, желтый.
3. Способствовать развитию двигательной активности детей, закреплять умение становиться в круг, согласовывать слова с движениями.
4. Развивать коммуникативные навыки, умение общаться с взрослым.
Игровой материал: воздушные шары основных цветов (красный, синий, зеленый, желтый), дудочка.
Действующие лица: воспитатели, клоун.
Ход:
Дети входят в музыкальный зал.
Воспитатель: - Дети, сейчас к нам придет гость, давайте спрячемся за ширму и посмотрим кто это?
(фото 1)
В зал входит клоун с разноцветными воздушными шарами и дудочкой.
Клоун: - А где дети?
Игра «Прятки», игра проводится под музыку В. П. Петровой, слова Н. Кругляк.


Я по комнате хожу
Деток я не нахожу.
Ну, куда же мне идти?
Где же деток мне найти?
Надо дудочку достать
И на дудочке сыграть.
Все услышат, прибегут,
И со мной играть начнут!


Клоун играет на дудочке, дети выходят из-за ширмы и произвольно пляшут.
Воспитатель: - Дети, кто пришел к нам в гости?
Дети: - Клоун.
Клоун: Здравствуйте дети! Я пришел с вами играть и веселится. Я загадку загадаю, но о чем в ней, я не знаю. Помогите мне отгадать загадку.

Я большой, но пустой.
Ниткой толстою опутан.
Я с детьми всегда был дружный,
И зовусь я...

Дети: Шар воздушный.
Клоун:- Правильно - это воздушный шар. Я принес вам много воздушных шаров, и хочу вам их подарить. Но сначала поиграйте со мной.


Чтобы не было нам скучно,
Я забаву отыщу: 
Я надую шар воздушный
И на волю отпущу.
Игра-хоровод «Воздушный шар» (2-3раза).
Раздувайся наш шар,
Раздувайся большой.
Оставайся такой да, 
Да не лопайся.
Он летел, летел, летел
И за веточку задел.
Ш-ш-ш-лопнул.

Клоун:- Какие вы все молодцы! Как много надули воздушных шаров.
Клоун раздает шары детям.
Воспитатель: - Легкий шарик мой воздушный,
Дернул нитку не послушно.
Оборвал, сказал: Пока!
И умчался в облака.
Игра с шарами: «Кто дальше бросит шарик». Дети бросают шары и бегут за ними.
Воспитатель: - Какие красивые, разноцветные шары подарил нам клоун.


Если шарик накачать,
Будет он тогда летать.
Надо нитку привязать
Чтобы шарик удержать.
Созданы для детворы
Разноцветные шары.

Проводится игра «Найди свой цвет»
Дети по сигналу воспитателя находят стульчик с шариком нужного цвета.
Воспитатель и клоун:
Сегодня все ликует!

В руках у детворы
От радости танцуют 
Воздушные шары.
Все подбрасывают шары вверх. Клоун прощается с детьми и уходит.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №75

Консультация для родителей

«Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»

                                                                         Мухина Марина Евгеньевна.

                                                                          воспитатель первой

                                                                          квалификационной категории

2015 г.


Консультация для родителей на тему «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»

Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно – двигательного, слухового.

Одной из важнейших особенностей развития детей третьего года жизни является развитие ребёнка. Дети начинают понимать смысл высказываний взрослого. Речь теперь является для них регулятором поведения. Активная речь, появившаяся на втором году жизни, значительно расширилась как в объёме, так и по содержанию. Активный словарь стал шире.

С развитием речи начинает развитие мышления. Для нас это очень важно, так как обобщённое значение приобретают слова, обозначающие сенсорные качества предметов – цвет, форму, величину, вкус, вес, температура.

Сенсорное развитие детей во все времена было и остаётся важным и необходимым для полноценного воспитания. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Деятельность детей носит характер предметной деятельности. Они постоянно обследуют предметы, исследуя их свойства. Результатом проводимых детьми экспериментов являются их первые умозаключения. Дети совершенствуются в способах выполнения заданий. Они переходят от способа «проб и ошибок» к способу «примеривания» и зрительного соотнесения.

В три года происходит ускоренное сенсорное развитие. Дети начинают обозначать сенсорные свойства предметов. Теперь, действуя с предметами, они учитывают их форму, величину, цвет, расположение в пространстве. Выполняя определённые действия, дети могут следовать словесной инструкции взрослого. Также совершенствуется координация движений руки под контролем глаза – это открывает новые возможности при выборе дидактического материала.

Все линии развития базируются на сенсорной основе, поэтому сенсорный опыт детей значительно расширяется. Дети во второй половине третьего года начинают употреблять слова – названия цвета.

Усвоив обобщающее слово, обозначающее признак предмета, дети приобретают способность сравнивать предметы по качеству, а для этого им необходимо развивать чувствительность пальцев, которая обеспечивает восприятие таких свойств предмета, как мягкость – твёрдость, форма, вес (лёгкий – тяжёлый, температура (холодный – горячий – тёплый, особенность поверхности (гладкий – шершавый) .

Узнавание детьми предметов на ощупь в дальнейшем даёт возможность правильно держать кисть, регулировать силу её захвата и улучшает тонус мышц, что делает движения руки более точными. При систематической работе по развитию тактильного восприятия значительно активизируются познавательные процессы детей, расширяется их активный и пассивный словарь.

Игры с водой («Поздоровайся с водичкой», «Поймай рыбку», «Попади в колечко», «Водичка дырочку найдёт», «Времена года», «Лёд и вода» и т. д.) помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук, повысить их работоспособность, увеличить объём активных движений, что создаёт основу для новых возможностей в формировании умений и навыков.

Консультация для родителей на тему «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»

Пальчиковые игры («Сорока – белобока», «Семья», «Пальчики здороваются», «Идёт коза рогатая», «На поляне дом стоит», «Замок» и т. д.) помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза». Игры имеют развивающее значение, так как дают малышам возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела. Соединение «слово – палец» наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики, но и речи.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-138583-1420355342.jpg

Упражнения на нанизывание («Собери пирамидку (матрёшку) », «Собери бусы», «Ловим раков», «Светит солнышко» и т. д.) с их помощью у детей развивается умение самостоятельно чем - то себя занять и производить осмысленные действия с предметами: собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать банки, коробки, нанизывать кольца на стержень и др.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-138583-1420354926.jpg

Игры на выкладывание (Пазлы, кубики – картинки) развивают щипковый захват указательным и большим пальцами; совершенствует движение «рука – глаз», развивают воображение; обогащают словарный запас; совершенствуется зрительное восприятие.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-138583-1420355393.jpg

В настоящее время на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры) .

Эти игры выполняют следующие функции:

- развивают мелкую моторику рук;

- развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, слева, справа;

- формируют навыки шнуровки;

- способствуют развитию речи;

 развивают творческие способности.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №75

Занятие по сенсорике

«В мире цвета»

                                                                         Мухина Марина Евгеньевна.

                                                                          воспитатель первой

                                                                          квалификационной категории

2015 г.


Занятие по сенсорике в 1 мл. группе «В мире цвета»

Цель: Закрепить знания об изученных цветах

Задачи: -продолжить знакомить детей с основными цветами (красный, желтый, синий, зеленый) ;

-учить сравнивать цвета по принципу «такой - не такой»;

-учить называть цвета, находить предмет определенного цвета по образцу;

-развивать внимание, память, интерес к игровой деятельности;

-мелкую моторику, координацию движения рук.

Оборудование: Игрушечные мышки (красная, желтая, синяя, зеленая, домики для мышек (красный, желтый, синий, зеленый, игрушечная кошка, волшебный мешочек, шарики 4х цветов (красный, желтый, синий, зеленый) .

Ход занятия:

В. : Здравствуйте ребята! Сегодня мы опять с вами поедем в мир цвета, ну что готовы? Тогда отправляемся!

Дети встают за воспитателем и изображают поезд, во время поездки обращаем внимание, что небо синее, трава зеленая, солнце желтое, цветы красные.

В. : Ну вот и приехали, садитесь на стульчики. Ребята посмотрите какой красивый здесь лежит мешочек, давайте посмотрим что там?

В волшебном мешочке лежат шарики 4х цветов, воспитатель приглашает детей, чтобы достать шарики из мешочка. Выходят по одному.

В. : Какого цвета этот шарик? Ребята найдите в нашей группе игрушки такого же цвета что и этот шарик.

Воспитатель при необходимости помогает детям.

В:. Молодцы! Пока вы искали игрушки к нам пришли мышки, они не могут найти свои домики и очень боятся, что их поймает кошка.

Поможем мышкам спрятаться? Давайте вспомним, как мы прячем мышек (Пальчиковая игра «Кошка») :

Вот кулак, а вот ладошка,

На ладошку села кошка

Хочет мышек посчитать,

Раз, два, три, четыре, пять…

Мышки кошку испугались,

Быстро в норки разбежались.

А теперь давайте поможем мышкам найти их домики, домики у мышек такого же цвета что и они сами.

Воспитатель выборочно спрашивает у детей какого цвета мышка и домик?

Занятие по сенсорике в 1 мл.  группе «В мире цвета»

Дети находят мышкам домики соответствующих цветов. Приходит игрушечная кошка и проверяет все ли мышки в своих домиках.

В. : Какие же вы умницы! Мышки очень рады, что нашли свои домики и приглашают нас поиграть с ними в игру:

Мыши водят хоровод

На лежанке дремлет кот

Тише мыши не шумите

Кота Ваську не будите

Вот проснется Васька кот

Разобьет весь хоровод.

В. : Нам пора отправляться в нашу группу, поехали? Садитесь на стульчики.

А куда мы сегодня ездили?

Кто приходил к нам в гости?

Какого цвета были мышки?

Ребята понравилось вам наше путешествие?

Поедем в мир цвета еще?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по сенсорному развитию в первой младшей группе «Разноцветное настроение»

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей....

Проект по сенсорному развитию в первой младшей группе

Проект по сенсорному развитию в первой младшей группе...

Проект по сенсорному развитию в первой младшей группе «Разноцветное настроение»

Проект по сенсорному развитию в первой младшей группе «Разноцветное настроение»...

Отчётная презентация «Проект по сенсорному развитию в первой младшей группе»

Формирование и развитие сенсорных представлений (о форме, цвете, величине предметов, их свойствах) у детей раннего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений....

ПРОЕКТ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ЦВЕТОВАЯ МОЗАИКА»

ПРОЕКТ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮВ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ЦВЕТОВАЯ МОЗАИКА»...

проект по сенсорному развитию во второй младшей группе "Цветовая мозаика"

проект по сенсорному развитию во второй младшей группе...