Творческие игры
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Игра – добровольная деятельность, она несёт в себе чувство свободы. Нельзя играть по принуждению. Пожалуй, для дошкольника эта единственная деятельность, в которой он пользуется свободой и может выбирать, во что играть, с кем играть, сколько времени играть, какие игрушки брать.Игра- вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл творческие игры19.82 КБ

Предварительный просмотр:

                Организация и руководство творческими играми детей.

     Дошкольное детство – возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становления основ индивидуальности. Важнейшим условием развития ребёнка является освоение игровой деятельности.

    Игра – добровольная деятельность, она несёт в себе чувство свободы. Нельзя играть по принуждению. Пожалуй, для дошкольника эта единственная деятельность, в которой он пользуется свободой и может выбирать, во что играть, с кем играть, сколько времени играть, какие игрушки брать.                                                                                                                                                                      Игра- вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе.

      С.Д Рубенштейн (педагог и психолог) подчеркнул, что игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка со взрослым, ей присущи; эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество. Наиболее общий мотив творческой (сюжетно-ролевой) игры- стремление ребёнка к совместной социальной жизни со взрослыми.  Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ - дети создают игру. Дети – творцы настоящего будущего. В этом обаяние игры. В игре дети не ставят каких – то иных целей.

     Несмотря на всё многообразие игр, их можно разделить на две большие группы. Одни игры создаются самими детьми под руководством воспитателя - это творческие игры; другие созданы заранее, имеют готовое содержание и определённые правила - это игры с правилами.

    Таким образом, педагогика различает игры творческие, подвижные, дидактические. Детская творческая игра существенно отличается от игр подвижных и дидактических. Подвижные и дидактические игры предлагаются ребенку взрослым, в то время как творческая игра является продуктом своеобразного творчества самого ребенка, его изобретением. Вот почему отличается и содержание этих типов игр. Если содержание подвижных и дидактических игр представляет накопленный человечеством опыт, который и передается детям в сюжетах этих игр, в их правилах, то в изобретаемой самим ребенком сюжетной игре он сам как бы «завоевывает» этот опыт. В такой игре сюжет развивается самими детьми, от них исходят правила игры, которые связываются с исполнением ролей, нужных по замыслу игры. Творческие игры детей также построены на правилах, но в отличие от дидактических и подвижных игр, где правила даются в готовом виде, в творческих играх правила заимствуются детьми из той общественной среды, в которой они живут. Правилами общественной жизни дети первоначально овладевают именно в изобретаемых ими играх, разумеется, по-своему преломляя их. В этих играх ребенок живет интересами современности.                                Творческие игры, развиваемые самими детьми, имеют особое значение для воспитания. В них наиболее полно формируется личность ребенка. Творческая игра влияет на ребенка всесторонне; она является первой ступенью в самостоятельном общении ребенка с другими детьми.

      Правильное понимание характера и особенностей каждого вида игр имеет большое значение для методики руководства ими. При руководстве творческими играми задача педагога заключается в том, чтобы:

  • помочь детям выбрать тему игры, развить её сюжет;
  • помочь сделать нужную для игры постройку;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Основные приёмы руководства:

  • например: младший дошкольный возраст -внесение новой игрушки и внесение игровых материалов;
  • старший дошкольный возраст- советы, вопросы.
  • непосредственное участие в игре (младший и старший дошкольный возраст).

     В старшем возрасте педагог предоставляет воспитанникам возможность самостоятельно создавать игровые образы, если нужно, подсказывает, как лучше выполнить роль, дает фотографии, иллюстрации с целью более детального ознакомления с внешним видом того или иного героя, рассказывает о нем или его профессии. Роль игрового материала и игрушек: как показывает изучение игр, использование детьми материала (игрушек и т. п.) с возрастом значительно видоизменяется. У старших детей игровой материал является вспомогательным в игре, он сознательно ими привлекается или даже сознательно создаётся согласно замыслу игры.

     Игры со строительным материалом занимают особое место среди творческих игр детей. Творчество детей в строительных играх во многом зависит от содержания игры и от умений ребёнка обращаться со строительным материалом. Чем богаче замысел игры, тем больше требуется от ребёнка творческой фантазии, изобретательности. Поэтому, руководя строительными играми, воспитатель должен:

  • обогащать содержание игры;
  • развивать конструктивные способности детей;
  • учить их строить из разного материала.

Приёмы руководства в старшем дошкольном возрасте:

  • постройка по замыслу;
  • по условиям;
  • по предложенной теме.

      В этих группах основной акцент при руководстве строительными играми воспитатель в основном делает на объяснении, указании, наводящих вопросах, как сделать постройку более устойчивой высокой и т. д.

Нельзя забывать о таких моментах, как:

помощь в организации постройки, т. е. воспитатель помогает детям договориться о том, как и что они будут строить, распределить между собой работу.                                                                                                                                                  Выдающийся русский психолог Л.С.Выготский отмечал,что, хотя ребёнок создаёт в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, чувства , которые он при этом испытывает, самые настоящие. С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными.                                                                                  

Основными особенностями творческих игр являются:                                           1.Соблюдение правил: правила регламентируют действия ребёнка и воспитателя и говорит, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Важным этапом является сюжетно-ролевая игра , где подчинение правилу вытекает из самой сути игры.                                                                                               2. Социальный мотив игр- возможность ребёнка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений.                                                                 3.Эмоциональное развитие: творческая игра богата эмоциями, которые в жизни ребёнку ещё не доступны. Ребёнок отличает игру от действительности, в его речи присутствуют слова: «как будто», «понарошку», «по-правде».                                                                                4.Развитие интеллекта: развитие замысла в игре связано с общим умственным развитием ребёнка, с формированием его интересов. Продолжительное пребывание ребёнка в одной роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает.                                                        5.Развитие воображения и творчества; плановость, согласованность действий в играх сочетается с импровизацией.                                                                                                                   6. Развитие речи; Л.С Выготский( выдающийся педагог и психолог) доказал, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Задержанные в своём речевом развитии дети оказываются отсталыми и развитии воображения. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. Ребёнок словом обозначает свои действия.                                                                Виды сюжетно-ролевых игр:                                                                                                     1. Игры на бытовые сюжеты.                                                                                                                    2.Игры на производственные  и общественные темы , в которых отражается труд людей.                                                                                                                                                      3.Игры на героико-патриотические  темы (герои войны ,космические полёты )                                                                                                                          4.Игры на темы литературных произведений, кино, и т.д.                                                             5. «Режиссёрские игры»,  в которых дети заставляют говорить, выполнять действия кукол.                                                                                                                                                  Некоторые воспитатели, имеющие большой опыт работы с детьми, легко справляются с этим. Понятно, какое большое значение приобретает руководство творческими играми.                                                                                                                                Менее опытные педагоги ограничиваются созданием обстановки, условий для игры, подбором игрушек, материалов и на этом считают свои обязанности законченными. Другие делают попытки руководить играми, но, опасаясь, что их будут обвинять в возвращении к «стимулированным» играм, действуют нерешительно, с оглядкой. Если вовремя их не поддержать, они отказываются от этих попыток и ограничиваются наблюдением за играми детей. Поэтому необходимо помочь воспитателям в руководстве творческой игрой. Совершенно очевидно, что в этой области требуется высокое искусство воспитателя. Необходимы также и определенные знания, помогающие понять пути развития игры и тем самым определить характер руководства.                            

«Игра-путь к познанию мира, в котором живут дети и который они признаны изменить», писал А.М.Горький.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Творческие игры и развитие творчества в играх-драматизациях у детей дошкольного возраста"

Творческие игры имеют важнейшее значение для всестороннего развития личности, выступают связующем звеном в отношении к познаваемому. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности у ребен...

Информация для родителей: "Театрализованная игра, как вид творческой игры"

Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Игра, общение, учение, труд – вот основные ступени, являющиеся основными для развития ребенка....

Театрализованная игра как вид творческой игры.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Детские игры – явление неоднородное. Существуют различные игр...

Раздел «Творческие игры». Тема. «Обучение детей театрализованным играм»

Методическая разработка раздела комплексной  образовательной программы "Детство" В.И.Логиновой, Т.И Бабаевой, Н. А. Ноткиной....

Конструкт игровой деятельности (занятия) в старшей группе ( интеллектуально-творческая игра по инициативе взрослого) «Игротека Бусоград» Тема: «Путешествие в царство цветов или волшебные игры Феи Бусинки»

Данная работа представляет собой конструкт занятия с использованием развивающей методики "Бусоград" (автор - Родина М.И.). Данная методика актуальна своей новизной и соответствием всем требованиям ФГО...

Творческие игры: режиссерская игра.

Старший дошкольный возраст - период расцвета игры - фантазирования. Отмечается ее ценность как особой творческой деятельности, в ходе которой ребенок созидает новый сюжет в идеальном плане (в виде пре...

Сообщение на тему: "Развитие творческого мышления и воображения у детей через творческие игры и упражнения"

Сообщение из опыта работы на тему "Развитие творческого мышления и воображения у детей через творческие игры и упражнения"...