Пальчиковые игры
учебно-методический материал на тему

Лоскутова Оксана Ивановна

Пальчиковые игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika.docx82.96 КБ

Предварительный просмотр:

                                             

                                           AN03500_   

                                 

                                                                                                   AN03500_                   

                                               «ЦВЕТОЧКИ»

                                           

  1. Как в лесу на кочке                        Поочерёдно выпускают из сжатого

     Расцвели цветочки                          кулачка (обе ручки) пальчики – распуска-

                                                                ются лепестки цветка.

Припев:

Цветики, цветики,   !  2 раза                Выполняют движение «фонарики» - вра-

Цветики, цветочки. !                             щение кистями обеих рук.

  1. С ветерком шептались,                   Трут ладошки друг о друга.

Солнцу улыбались.                          Кивают головками – «да, да, да».

     

     Припев: тот же.                                    Повтор движений.

                                         

                                          «КИСКА»

Есть у киски глазки,                                      показывают на свои глазки

Есть у киски ушки,                                        приставляют ушки к голове и шевелят

                                                                         ими, как ушками                    

Есть у киски лапки,                                       сжимают и разжимают кулачки,

Мягкие подушки.                                           пальчики врозь – «кошка выпускает

                                                                          коготки»)

Киска, киска, не сердись,                              грозят пальчиком                           

Не царапай деток,

Брысь!                                                              один раз звонко хлопают в ладоши

     AG00130_         AG00130_         AG00130_        AG00130_        AG00130_        AG00130_        AG00130_        AG00130_

                                              «ПРЯНИЧЕК»

Мы вот так, мы вот так                   Засучивают рукава и «мнут тесто» руками.

Тесто разминали.

Мы вот так, мы вот так                   «Катают скалкой» - пальчики вместе, движе -

Тесто раскатали.                              ние рук от себя и к себе.

Вот такой, вот такой                        Широко в стороны разводят руки.

Будет пряник золотой.

Вот такой, вот такой                       Поглаживают сначала одну ладошку, потом

Будет пряник золотой.                    другую.

Пряничек, пряничек                       «Пекут пирожки» - складывают ладошки

Испекли ребята.                                вместе.

Пряничек, пряничек

Очень, очень сладкий.

Кушайте, кушайте,                         Слегка вытягивают руки ладонями вверх

Угощайтесь, гости!

                                      

                                    «МОЯ  СЕМЬЯ»

Этот пальчик – дедушка,                    Большой пальчик.

Этот пальчик – бабушка,                    Указательный пальчик.

Этот пальчик – папочка,                     Средний пальчик.

Этот пальчик – мамочка,                    Безымянный пальчик.

Этот пальчик – это Я,                         Мизинчик.

Вот и вся моя семья!                           Сжимают пальчики в кулачок и снова раз-

                                                 жимают.

                                   

HH00687_HH00687_HH00687_HH00687_HH00687_HH00687_HH00687_HH00687_HH00687_HH00687_HH00687_HH00687_HH00687_HH00687_

                                             «НА  ЛУЖОК»

На лужок пришли зайчата,                   Сжимают и разжимают кулачок в ритме.

Медвежата, барсучата,                          при перечислении животных пальчиком 

Лягушата и енот.                                   одной руки загибают пальчики на другой

Приходи и ты, дружок!                         руке.

                               

                                  «ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК»

Пальчик-мальчик, где ты был?            Показывают большие пальцы на обеих 

                                                                 на обеих руках.

С этим братцем в лес ходил,                Поочередно соединяем их с остальными               

С этим братцем щи варил,                    пальцами.

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел!

                                           

                            «У  МЕНЯ  ПРОПАЛИ  РУКИ»

У меня пропали руки,                                Прячем руки за спину.

Может быть они от скуки

Убежали в сад?

Вот нашлись мои подружки,                    Показываем ручки ладошками вверх.

Они прятались за спинку.                        

Мои ручки просто – клад!                        Выполняем движение «фонарики».

                              «МОЙ  ВЕСЁЛЫЙ  КУЛАЧОК»

Руки в стороны, в кулачок,                 Выполнять движения по тексту.

Разожми и на бочок.

Руки вверх и в кулачок,

Разожми и на бочок.

Руки вниз и в кулачок,

Разожми и на бочок.

HH00687_ HH00687_HH00687_HH00687_HH00687_HH00687_HH00687_HH00687_HH00687_HH00687_HH00687_HH00687_HH00687_HH00687_                                       

         

                                                               AG00130_   

                                                                         

                                                                       AG00130_

AG00130_

                                          «ПОМОЩНИК»

Топором дрова колю,                                   Имитируем действия топора, двигаем                                   

                                                                        вместе ладошками вверх-вниз.

А потом пилой пилю.                                   Имитируем действия пилы, двигаем 

                                                                        Вместе ладошками вперёд-назад.

Отнесу их бабушке,                                      Показываем ладошки.

Чтоб пекла оладушки.                                  Хлопаем ладошками друг о друга,

                                                                        «печем оладушки».

                                                  «РЫБКИ»

Рыбки плавали, ныряли                       Сложить ладошки вместе, поднять большие

В чистой тёпленькой воде.                  пальцы вверх, имитировать плавание рыбок.

То сожмутся,                                         Сложить пальцы щепотью.

Разожмутся,                                           Сильно растопырить пальцы в стороны.

То зароются в песке.                             Сложив пальчики вместе, руками пооче-

                                                                рёдно совершаем движения, как будто

                                                                раскапываем песок.

                                  «НАДО  СПАТЬ»

А кто не лег в кроватку?                           Грозят пальчиком одной руки.

А кто не хочет спать?                                Грозят пальчиком другой руки.

Такого непослушного                                Щекочем пальчиками то одну, то

Я буду щекотать!                                        другую ладошку.

                                                    AG00135_

                                             

                                               «ТЕРЕМОК»

Стоит в поле теремок                         Ладошки домиком.

На дверях висит замок.                      Переплетаем пальчики, делаем замок.

Пришел котик - коток,                       Перекатываем руки, не расцепляя пальцы,

Трык–трок, трык-трок                        как змейкой.

И открылся замок.                              Расцепляем пальчики, трясем руками.

                                   

                                       «МЫ  ГОТОВИМ»

Мы варили суп-суп                            Делаем движения рукой по кругу(мешаем).

Из перловых круп-круп.                    Потираем ладошки.

Получилась каша.

То-то горе наше.                                Хватаемся за голову, покачиваем.

Замесили тесто,                                  «Месим тесто» кулачками на коленях

А оно ни с места.                               Удерживаем руки в покое.

Замесили на дрожжах                        Снова «месим».                   

Не удержишь на вожжах!                  Расставляем руки в стороны, как- будто

                                                             хотим удержать.

                               

                                         «НА  ПЕКАРНЕ»

Пекарь, пекарь из муки                      Выполнять движение «печем пирожки».

Испеки нам колобки,

Сушки -  Ванюшке,                             Соединить большой и указательный пальцы

                                                               На каждой руке отдельно.

Баранки – Танюшке,                            Соединить большие пальцы и указательные.

Бублики – Гришке,                               Слегка раздвинуть руки  в стороны.

Да крендель – Маришке.                      Кончики пальцев рук соединить, локти раз-

                                                                вести в стороны. 

                                                  AG00135_

       

           AG00135_AG00135_AG00135_AG00135_AG00135_AG00135_   

                                                                                         

                                                     

AG00135_AG00135_AG00135_AG00135_AG00135_AG00135_AG00135_

                                                 «КОРАБЛИК»

По реке плывет кораблик.                        Ладошки сделали «лодочку», «плывут»

Он плывет из далека.                                 (раскачиваем её).                           

На кораблике четыре                                 Показываем 4 пальца (раскачиваем

Очень храбрых моряка.                              в такт).

У них ушки- на макушке,                          Ручки к голове – показывают ушки.                       

У них длинные хвосты.                             Волнообразные движения руками. 

И страшны им только кошки,                   Делаем пальчиками «кошечку» (коготки),

Только кошки да коты!                              царапаем по коленочкам.

                              А. Барто

                                        «ГОРОХ»

Пять маленьких горошин                           Переплетя пальцы сжимаем руки 

Заперты в стручке.                                       в замок.

Вот выросла одна и тесно ей уже,              Выпрямляем большие пальцы.

Но вот растет вторая, и третья,                   Выпрямляем остальные пальцы 

А потом четвертая, пятая…                         поочередно.

Сказал стручок: «БОМ!»                              Хлопаем в ладоши.

                             

                                                «ЦВЕТОК»

Вырос цветок на поляне,                              Руки в вертикальном положении,

                                                                        ладони прижаты друг к другу,

                                                                        развести пальцы и слегка округлить их

                                                                        («бутон»).

Утром весенним раскрыл лепестки.           Развести пальцы рук.

Всем лепесткам красоту и питание             Выполнять ритмичные движения

                                                                        пальцами вместе – врозь.

Дружно дают под землей корешки.            Ладони опустить вниз и тыльной сто-

                                       Т. Ткаченко                   роной прижать друг к другу, пальцы

                                                                         развести.

                                            «ДВОРНИК»

Дворник дверь                           Ладони ребром держать параллельно друг другу.

Два дня держал,                        Руки поочерёдно в такт «закрывают дверь» на

                                                    себя.

Деревянный дом                       Руки по швам, одновременно с приседанием в такт.

Дрожал.                                      похлопывать по бёдрам.

Ветер дёргал                             Волнообразные движения руками.

Эту дверь.                                 Руки описывают круг и смыкаются.

Дворник думал:                        Руками берутся за голову.

Это зверь!

                                          «АПЕЛЬСИН»

Мы делили апельсин.               Пальцы обеих рук широко расставлены, соприка-

                                                    саются только кончики одноименных пальцев.

Апельсин всего один.               Слегка раздвинуть руки и выполнять легкие поворо

                                                    ты кистями в противоположные стороны. На сло-

                                                    во «один» большие пальцы обеих рук прижаты к

                                                    ладоням. Остальные пальцы вверх.

Эта долька для кота,                  Загнуть указательные пальцы.

Эта долька для ежа,                   Загнуть средние пальцы.

Эта долька для улитки,             Загнуть безымянные пальцы.

Эта долька для чижа,                 Загнуть мизинцы.

Ну, а волку – кожура.                 Поднять руки вверх и, быстро выполняя движение

                                                       «фонарики», опустить кисти рук вниз.

Он сердит на нас, беда!              Погрозить пальцем.

Разбегайтесь кто куда!               Спрятать руки за спину.

                                             «ДРУЖБА»

Дружат в нашей группе                        Пальцы обеих рук соединяются ритмично

Девочки и мальчики.                             в замок.

Мы с тобой подружим                          Ритмичное касание пальцев обеих рук.

Маленькие пальчики.

Раз, два, три,                                           Поочередное касание пальцев на обеих 

          Четыре, пять.                                руках, начиная с мизинца.

Начинай считать опять.                         Руки вниз, встряхнуть кистями.

Раз, два, три,                                           Поочередное касание пальцев на обеих

          Четыре, пять.                                руках, начиная с мизинца.

Мы закончили считать.                         Сжимаем и разжимаем пальцы рук в

                                                                 кулаки.

                                            «КОШЕЧКА»

Вышла кошечка вперед,                     Указательный и мизинец правой руки

                                                               Согнуты вверху, остальные пальцы прижа-

                                                               ты к ладони, причем большой палец сверху.

К нам идет, хвостом                             Левой ладонью махать у основания правой

                           играет.                         кисти.

Ей навстречу из ворот                         Большие пальцы обеих рук вверх, внутренняя

                                                               сторона ладоней к себе, остальные пальцы в

                                                               горизонтальном положении вместе, кончики

                                                               средних пальцев соприкасаются.

Две собаки выбегают.                         Указательные пальцы согнуть, мизинцы 

                                                               обеих рук опустить вниз, остальные пальцы

                                                               соединить вместе.

                                                                                                   

   

                                                 

       

                                                                                                                     

                                        «РИСОВАНИЕ  ШУМОВ»

      Цель:   узнать звуки, назвать их и нарисовать, переводя аудиальные образы и

                    визуальные. Рисовать можно пальцами рук (пуантизм), что будет раз-

                    ввивать и осязание. Для этого смешивают гуашь, клей, крупу(манную,

                    пшенную).

     Детям предлагают прослушать аудио запись голосов птиц, животных, шумов дождя, лесного ручья, морского прибоя; музыкой П.И. Чайковского, А. Вивальди и т.д., затем нарисовать то, что они услышали.

                              «ШУМЯЩИЕ  КОРОБОЧКИ»

    Для выполнения этого упражнения нужно подготовить несколько одинаковых наборов коробочек, заполненных различными шумовыми материалами (песок, крупа, скрепки и т.д.).

     Основная цель – прислушаться к шуму одной из коробочек, которую озвучивает воспитатель, а затем, перебирая и прослушивая свои коробочки, найти аналогичную.

                                «ПОСЛУШАТЬ  ТИШИНУ» 

      По предложению взрослого дети закрывают глаза и последовательно прислушиваются к звукам, доносящимся с улицы, затем в комнате, к своему дыханию, биению сердца. Словесно описывают ощущения, стараются передать звуками услышанное.

                                    «УЗНАЙ  ПО  ГОЛОСУ»

     Дети выстраиваются в круг (или шеренгу). Один из участников игры встает в середину круга и закрывает глаза. Один из детей произносит какое-то слово. Задача первого участника – узнать говорящего по голосу и назвать его имя.

J0099168

                 

   

                                                                                                       

                                         

      Цель:  развивать умение ориентироваться в пространстве, двигаться по залу равномерно и в разном темпе, не натыкаясь на других «бабочек». Тренировать внимание и ловкость.

     Ход игры: дети изображают красивых бабочек. По сигналу взрослого начинают двигаться по залу – «порхать на лугу».

     Педагог предостерегает от столкновения: можно повредить хрупкие крылышки, и бабочки не смогут долететь домой.

     Примечание: персонажей можно менять (пчелы, мотыльки, муравьи и т.д.), а также менять скорость движения.

                                     

     Цель: развивать умение снимать поочередно напряжение мышц шеи, корпуса, рук, ног; закреплять умение ходить «гусиным шагом».

     Ход игры: дети изображают барахтающихся в пруду утят. Затем по команде мамы-утки (педагога) выходят из воды, стряхивают с себя капли (снимают напряжение): с головы, туловища, крылышек, лапок и вперевалочку идут за мамой-уткой.

     Примечание: дети могут также изображать промокших под дождем щенят, котят, цыплят.

                                           

     Цель: развивать согласованность в действиях с партнёром, ориентировку в пространстве, внимание.

     Ход игры: дети медленно идут по залу цепочкой, ставя ногу только в освободившийся «след» впереди идущего. Нельзя наступать на ноги, торопиться и торопить других.

   

                                                     

     Цель: учить взаимодействовать с партнером, ориентироваться в пространстве.

Ход игры: дети стоят в шеренге, прижавшись плечом к плечу («у края обрыва»); первый ребёнок поворачивается к «обрыву» спиной, лицом к детям, и идет «по краю обрыва», держась поочередно за каждого ребенка. Дети, в свою очередь, поддерживают его. Как только один ребёнок прошел, сразу же идет другой.

AG00130_                                              AG00130_                                                            AG00130_

 

                          AG00130_                                                  AG00130_                                                                                                                 

                                         

                                       

 

         

AG00130_                                                         AG00130_                                                   AG00130_

                                   

     Педагог предлагает спеть знакомую песенку необычным способом: зажав нос пальцами; держа зубами платочек; втянув щеки внутрь; набрав в рот воды; шепотом; мычанием с закрытым ртом  и т.д.

                                     

                                     

                                       

      Перед детьми размещены посуды (ложка и стакан, вилка и тарелка, чашка и блюдце, крышка и кастрюля). Нужно беззвучно расставить посуду. Так же беззвучно можно перекладывать кубики, переставлять стульчики и т.д.

                                           

                                             

     Дети слушают пьесу В.Селиванова «Шуточка».

     Педагог предлагает пофантазировать на тему «Игрушки танцуют». Каждый ребенок импровизирует танцевальные движения в образе какой-либо игрушки под прослушанную музыку (неваляшка, мишка, зайка, кукла).

                                         

                                         

      Детям предлагается выразить чувство радости, приподнятого настроения под звучание пьесы  П.И.Чайковского «Новая кукла».

                             

     Педагог предлагает  детям после прослушивания «Вальса цветов» П.И.Чайковского «превратиться» в Золушек и Принцев. Дети придумывают произвольные движения для исполнения танца «на балу».

                                     

      Под пьесу П.И.Чайковского «Марш деревянных солдатиков» предложить детям маршировать, как на смотре войск перед парадом. Менять ведущего.                                  

     

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...

Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....

Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.

Как правильно  проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....

Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"

Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...