Советы психолога
консультация на тему

Огнёва Алёна Васильевна

Советы психолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety_psihologa.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Советы психолога

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С РЕБЕНКОМ ВО ВРЕМЯ
АДАПТАЦИИ ЕГО К ДЕТСКОМУ САДУ.

  1. Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.
  2. Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.
  3. Будьте терпеливы.
  4. Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены.
  5. Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.
  6. Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.
  7. Если увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).
  8. Говорите с малышом короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения.
  9. Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь?» На вопрос «Почему ты это делаешь?» он ответит, когда подрастет.
  10. Каждый день читайте ребенку.
  11. Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления.
  12. Занимайтесь с малышом совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте…
  13. Поощряйте любопытство.
  14. Не скупитесь на похвалу.
  15. Радуйтесь вашему малышу!

Советы психолога

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ
РАННЕГО ВОЗРАСТА.

В раннем возрасте происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются устойчивые качества личности.

Важной характеристикой этого возрастного этапа является неустойчивость эмоциональной сферы ребенка. Его эмоции и формирующиеся в это время чувства, отражающие отношения к предметам и людям, еще не фиксированы и могут быть изменены в соответствии с ситуацией. В связи с этим более предпочтителен мягкий, спокойный стиль общения с ребенком, бережное отношение к любым проявлениям его эмоциональности.

В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная, она оказывает влияние на все сферы психики детей, определяя во многом специфику их общения с окружающими. Происходит развитие восприятия детей, определяемое тремя основными параметрами: рассматривание предметов, ознакомление с сенсорными эталонами и их сравнение.

Большое значение для развития ребенка имеет общение со взрослым. Надо помнить, что представления о себе, самооценка детей в это время зависит от оценки взрослого. Поэтому не следует постоянно делать ребенку замечания, упрекать его, так как это может привести к неуверенности в себе и снижению желания осуществлять любую деятельность.

Для малыша очень важно постоянство окружающего мира. Поэтому следует уделять внимание режиму дня ребенка. Режим дня дома должен соответствовать режиму дня в детском саду.

Советы психолога

ХОТИТЕ РАЗВИТЬ ДЕТСКУЮ ПАМЯТЬ?

У ребенка плохая память! Это приводит родителей в отчаянье. Однако, как считают психологи, во многих случаях неспособность ребенка запомнить и воспроизвести требуемый объем информации никак не связана с какими-либо дефектами памяти. На самом деле причины могут быть разнообразны.

В тех случаях, когда способность к взаимопонимание у ребенка хромает, не следует впадать в панику. Для начала определите, какой вид памяти развит у сына или дочки лучше – двигательная, эмоциональная, зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая, словесно-логическая, знаковая.   Постарайтесь использовать его при запоминании. При, казалось бы, совершенно слабых природных задатках память можно развить. Для этого существует масса приемов, упражнений и даже игр.

Вот несколько из них:

  1. Нарисуйте на листе смешного человечка. Пусть ребенок рассмотрит его и отвернется. Пририсуйте новые детали и попросите вспомнить, чего не было прежде.
  2. Нарисуйте на листе множество двигающихся человечков. Уберите лист и попросите воспроизвести движения.
  3. Прочитайте ребенку короткий рассказ и попросите пересказать его. Вы можете также зачитать вслух набор слов или цифр, чтобы ребенок постарался воспроизвести их. Предлагайте ему поиграть в так называемые интеллектуальные игры, в которых присутствуют элементы запоминания.

Советы психолога

                 ЕСЛИ ТЕРПЕНИЕ УЖЕ КОНЧАЕТСЯ…

Иногда родители чувствуют, что не в силах более выносить эмоциональные выплески своего ребенка. Они опасаются, что могут не сдержаться и физически или экспансивно причинить ему вред.

Если вы чувствуете, что близки к этому, обратитесь за помощью, дабы избежать неожиданных последствий для вас и вашего ребенка. Может быть, вам недостает помощи и поддержки. У вас самих слишком много неприятностей.

Первый, к кому стоит обратиться за советом – лечащий врач вашего ребенка. В любом случае, он порекомендует вам направление дальнейших шагов. Мы дадим вам несколько практических советов:

  1. Если ваш ребенок не делает чего-то по-настоящему опасного, сосчитайте до 10 прежде, чем принять какое-то ответное действие.
  2. Не пытайтесь объяснить ему того, что спровоцировало его возмущение, - он вас не услышит.
  3. Не требуйте от ребенка больше того, на что он способен.
  4. Справиться с капризом ребенка – это не значит прекратить его рёв, скорее, это суметь совладать с тем состоянием, до которого он вас доводит.
  5. Постарайтесь не говорить ребенку «ужасных» вещей – особенно, что вы оставите его дома одного или, наоборот, выгоните вон. Вы не выполните ваших угроз, но ребенок этого не знает.
  6. Не расстраивайтесь от мысли, что ваш ребенок вырастет в настоящее чудовище. Вспышки эмоций постепенно пойдут на убыль, хотя происходить это будет постепенно и растянется на несколько лет.
  7. Постарайтесь понять и запомнить, какие уроки ребенок извлекает из таких ситуаций.

Советы психолога

 

РАЗВИВАЕМ ВООБРАЖЕНИЕ

«ПАНТОМИМА» – это упражнение предназначено для развития воображения и творческих способностей. Попросите ребенка изобразить жестами и мимикой, звуками какой-нибудь предмет (поезд, машину, самолет и т.д.). Старайтесь придумать смешные варианты. Если у него не получается, покажите сами. Предложите ему угадать, что вы изобразили.

«НЕЗАКОНЧЕННЫЙ РИСУНОК» - развивает воссоздающее воображение. Возьмите любую картинку и заклейте отдельные элементы. Предложите ребенку определить, что здесь нарисовано. Если он не справляется, добавьте один элемент. Так делайте до тех пор, пока ребенок точно не охарактеризует сюжет.

«ТОЧКИ» - с помощью этого упражнения ребенок разовьет творческое мышление. Расставьте на листе бумаги в произвольном порядке точки. Покажите ребенку, как соединяя точки, можно создать рисунок. Затем пусть он попробует сам нарисовать что-нибудь таким образом. Использовать все точки необязательно.

«ЧТО ОЗНАЧАЕТ ИНТОНАЦИЯ» - предложите ребенку прочитать одну и ту же сказку разными голосами, попытаться придать тексту каждый раз новую эмоциональную окраску. Пусть он сделает это грустно, ласково, весело, сердито, по-доброму, жалобно, безразлично. Такое чтение развивает воображение на слуховые образы.

Советы психолога

У РЕБЕНКА ВОЗРАСТНОЙ КРИЗИС

Что могут сделать родители в период кризисных проявлений, как реагировать на капризы и упрямство.

1. Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.

2. Как только ребенок начинает капризничать, оставайтесь рядом, дайте ему понять, что вы его понимаете. Постарайтесь отвлечь его от каприза.

3. Если вам не удалось сделать этого, оставьте ребенка в покое, не обращайте на него внимания. Дайте отвести душу, но не принимайте в этом участие.

4. Не пытайтесь в это время что-то внушить ребенку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще больше его взбудоражат.

5. Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

6. Не сдавайтесь, даже если приступ происходит в общественном месте. Лучше взять его за руку и увести.

7. Оставайтесь спокойным и равнодушным к его поведению, чтобы он не делал. Главное – как можно меньше вмешиваться и торопить ребенка.

8. Когда буря утихнет, поговорите с ребенком ласково. Уверьте ребенка, что вы его все равно любите и убеждены, что это больше никогда не повторится.

9. Используйте отвлекающие маневры.

10. Для нормального развития малыша важно, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ и друг. Поэтому чаще просите у него совета, звоните ему по телефону, делайте «взрослые» подарки (шариковая ручка, блокнот и т.п.).

Советы психолога

В ПОДАРОК РЕБЕНКУ ВЫ ПОКУПАЕТЕ ИГРУШКУ…

1. Покупая подарок маленькому ребенку, по возможности учитывайте уже имеющиеся у него игрушки. Кстати, большинство детей совершенно не возражают против прямого дублирования.

2. Если вы приобретаете подарок «по возрасту», старайтесь сделать покупку слегка «на вырост» (например, 2 летнему малышу лучше купить игрушку с надписью «с 3 лет»). Во-первых, дети очень быстро растут, а во-вторых, ребенок в игре должен все время стремиться к новым рубежам, это стимулирует его развитие.

3. Если случилось так, что подарок предназначен для ребенка, отстающего в развитии, то следует приобрести развивающую игру, соответствующую возрасту, на год-два меньшему, чем возраст ребенка.

4. Не следует покупать совсем маленькому ребенку игру или игрушку, в которой много мелких деталей. В лучшем случае ребенок их потеряет, в худшем – может проглотить.

5. Хорошо, если подарок для ребенка будет ярко, красиво и сложно упакован. Разворачивание подарка для маленького ребенка – отдельное и очень интересное действо.

Советы психолога

ЕСЛИ МАЛЫШ НЕ МОЖЕТ ЗАСНУТЬ…

Как правило, родители хотят, чтобы, взрослея, ребенок становился более самостоятельным, и постепенно приучают малыша спать одного. Когда ребенок упрямится и не хочет отправляться в постель, многое нередко прибегают к маленьким хитростям: вознаграждают упрямца любимыми лакомствами, обещают на утро выполнить одну из его просьб. Ребенок быстро усваивает, что «торг здесь уместен» и начинает выдвигать свои условия. На такие провокации лучше не поддаваться. Гораздо мудрее бы превратить сон в элементы игры.

Ваш ребенок боится темноты? Оставьте у его кроватки включенный ночник, назовите его волшебным фонариком. Перед тем, как выйти из комнаты, выключите свет, обнимите малыша и покажите ему, что в комнате никого нет.

Малыш привык брать в кроватку любимую игрушку? Напомните ему, что мишка или зайчик хочет спать и его нельзя оставлять в кроватке одного.

Попробуйте уложить малыша, пожелать ему доброй ночи и удалиться. Если ребенок начал плакать – вернитесь, но не сразу. Постарайтесь успокоить ребенка, но не задерживайтесь возле кроватки. Если капризы продолжаются, возвращайтесь на некоторое время, постепенно увеличивая интервал.

Ни в коем случае не пытайтесь уложить ребенка «любой ценой», прибегните к своим маленьким хитростям. Расставаться перед сном всегда лучше по-доброму.

Советы психолога

КАК СНЯТЬ НАПРЯЖЕНИЕ РЕБЕНКА.

Дети устают в детском саду по разным причинам. Наиболее распространенный источник напряжения – присутствие вокруг большого количества чужих людей. Поэтому хорошо, если вернувшись домой ребенок имеет возможность уединиться, поиграть в отдельной комнате, за ширмой, в кукольном уголке. Не надо слишком назойливо расспрашивать ребенка о том, что с ним происходило в детском саду. Он сам расскажет вам об этом, когда отдохнет.

Постарайтесь не слишком спешить, забирая ребенка домой – небольшая прогулка неторопливым шагом позволит ему перестроиться на вечерний режим. Будет лучше, если с вами больше никого не будет. Дети очень ценят именно прогулки вдвоем.

Если ребенку предстоят дополнительные занятия, то следует иметь в виду, что спортивные скорее способствуют перевозбуждению. Музыкальная школа – это тоже большая нагрузка для ребенка.

Ребенок может соскучиться и по родителям – поэтому не следует, переступив порог дома, сразу же бросаться к выполнению домашних дел. Пусть ваш малыш посидит у вас на коленях, пусть он расслабиться от ваших прикосновений. Не пожалейте времени для того, чтобы побыть с ним вдвоем, почитать или поиграть.

Понаблюдайте за собственным ребенком – к чему он стремиться, возвращаясь, домой (музыка, животные, аквариум, брат или сестра, книжки), именно это и является для него источником стихийной психотерапии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кризис трёх лет: как договориться с ребёнком. Советы психолога.

Знать о том, что такое кризис трех лет, и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно. Ведь это поможет сформировать вам правильное отношение к происходящему: ма...

Советы психолога «Адаптация к школе»

Школьники любого возраста обязательно проходят период адаптации к школе. Причем этот период длится достаточно долго: у первоклашек - 1,5 месяца, у пятиклассников - месяц, учащиеся остальных классов пр...

Советы психолога. Арт-терапия ."Творческие минутки" игры с песком.

Материал может быть использован родителями, воспитателями и педагогами ДОУ для благополучного творческого и психологического развития детей дошкольного возраста. Описание методики "Творческие мин...

Адаптация ребенка к условиям ДОУ. Советы психолога.

Что такое адаптация, каой она бывает. Что должен знать и уметь ребенок 3 лет. Срветы психолога....

ШКОЛА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Социально -личностное развитие ребенка (взаимодействие с семьей)» Советы психолога «Упрямство и капризы» Педагог-психолог Шмакова Г.Д

Работа посвящена вопросам воспитания ребенка в семье, трудностям, с которыми могут столкнуться при этом родители. Даются рекомендации в отношениях между взрослыми и детьми, предлагаются основные напра...

ШКОЛА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Социально -личностное развитие ребенка (взаимодействие с семьей)» Советы психолога «Упрямство и капризы» Педагог-психолог Шмакова Г.Д

Работа посвящена вопросам воспитания ребенка в семье, трудностям, с которыми могут столкнуться при этом родители. Даются рекомендации в отношениях между взрослыми и детьми, предлагаются основные напра...

ШКОЛА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Социально -личностное развитие ребенка (взаимодействие с семьей)» Советы психолога «Упрямство и капризы» Педагог-психолог Шмакова Г.Д

Работа посвящена вопросам воспитания ребенка в семье, трудностям, с которыми могут столкнуться при этом родители. Даются рекомендации в отношениях между взрослыми и детьми, предлагаются основные напра...