Проект по ОО «Развитие речи» «Малые формы фольклора и младшие дошкольники»
проект (младшая группа) на тему

Панюкова Екатерина Анатольевна

“Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор.”

Г.С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора

Срок реализации проекта: 2 месяца

Участники: Дети второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Цель проекта:

1.Воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству.

2.Учить вступать в общение с взрослыми при помощи речи и игровых действий.

3.Побуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в процессе знакомства с малыми формами фольклора.

Задачи проекта:

1. Развивать желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

2. Показать красоту русского языка. Формирование у детей интереса к детскому фольклору, обогащение словарного запаса детей.

3. Создавать необходимую предметно–развивающую среду.

4. Разнообразить музыкальную, художественно-игровую деятельность.

Ожидаемый результат:

1. Ознакомление с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками), с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.

2. Развитие художественно-речевой деятельности через обыгрывание произведений малых форм фольклора.

3.Вырабатывается умение взаимодействия со сверстниками, координировать своё поведение с поведением других, выстраивать межличностные отношения.

4.Научатся постоянному вниманию к сигналам воспитателя.

Актуальность темы.

В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных “шедеврах”, единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создает обстановку духовной бедности и художественной серости и не способствует гармоничному и нравственному развитию. Ведь никому не секрет, что современные родители (мамы, бабушки) не поют своим детям колыбельных. А жаль...

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. Поэтому в повседневной жизни мы уделяем большое внимание знакомству с родным языком. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы, сказки-первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Овладение навыками правильной речи; изучение малых поэтических фольклорных форм. Воспитание у детей интереса и любви к устному народному творчеству.

Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, тетральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.

Практическая значимость проекта.

 Заключается в повышении качества воспитательного процесса, в формировании у детей умений воспринимать и понимать малые формы фольклора.

 Создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.

 Произведения народного фольклора способствуют пробуждению познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности детей младшего дошкольного возраста, для развития речевых навыков. Народные песенки, потешки, пестушки, прибаутки – все это представляет собой речевой материал, который можно использовать во всех видах деятельности при работе с детьми в условиях ДОУ. 

Очень важно было создать развивающую среду.

Для младшего дошкольного возраста подобраны соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогают детям закрепить речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместились книги - игрушки, книги - раскладушки, книги -картинки, книжки - малышки. Здесь же мы поместили фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержания знакомых потешек.

Оформили мини-музей «Русская изба», в котором разместили предметы старинной утвари, образцы декоративно-прикладного искусства, помогающие детям ближе познакомиться с историей и бытом русского народа и сравнить с теми предметами, которыми люди пользуются сегодня в быту.

Для использования малых форм фольклора не только на мероприятиях по развитию речи, но и в музыкальной и продуктивных видах деятельности создали в группах центры музыки, театрализации и искусства.

 

 Распределение работы по этапам деятельности:

 

 1 этап - Подготовительный

 Создание соответствующей развивающей среды, изучение соответствующей литературы, разработка планов по реализации проекта;

 - подобран фольклорный материал, адекватно возрасту детей;
 - составлена картотека разных видов детского фольклора для всех режимных моментов;

- Составление плана деятельности;

- подобрана иллюстрированная литература с фольклорными произведениями.

 

Этап 2. Аналитический.

План проекта «Малые формы фольклора»:

  1. Выбор темы и разработка проекта.
  2. Изучение и анализ литературных источников, учебно – методических и игровых материалов, современных научных разработок, рассказов о потешках, прибаутках.
  3. Составить анкету и провести опрос среди родителей. Проанализировать их отношение к поданному вопросу.
  4. Создать информационный стенд для родителей.
  5. Составление рабочего плана реализации проекта.
  6. Знакомство детей с малыми формами фольклора.
  7. Тема: герои малых форм фольклора (художественная деятельность, сюжетно – ролевые игры).
  8. Тема: предметы быта (театральные инсценировки, дидактические игры).
  9. Взаимодействие с родителями (постоянно).

Разработка проекта

Создать развивающую среду:

  • Внести в группу картины с иллюстрациями к потешкам, прибауток.
  • Пополнить уголок книги сборниками потешек, прибауток и т.д.
  • Изготовить альбом «Потешки».

Организовать непосредственную образовательную деятельность.

  • Речевое развитие. Тема: Чтение потешки «Козушка – белоногушка».
  • Художественная литература. Чтение потешек.
  • Продуктивная деятельность (рисование) – «Подарок Петушку», «Блинчики, оладушки такие, как у бабушки».

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

  • Изготовление с детьми карточек с иллюстрациями к потешкам;
  • Экскурсии по территории детского сада;
  • Наблюдение на прогулке;
  • Чтение художественной литературы по теме проекта;
  • Беседа с детьми по содержанию потешек.

Самостоятельная деятельность детей.

  • Настольные и дидактические игры;
  • Сюжетно – ролевые игры.

Взаимодействие с семьёй.

  • Подготовить анкету для родителей;
  • Выставка рисунков детей и их родителей с иллюстрациями к потешкам.

 

 3 этапПрактическая деятельность по решению проблемы

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx224.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17 общеразвивающего вида»

г. Печора

                      Проект по ОО «Развитие речи»

«Малые формы фольклора и

 младшие дошкольники»E:\КАТЯ\портфолио\фото\IMG_4634.JPG

                                                 

                                 

                                     Воспитатель: Панюкова Екатерина Анатольевна

“Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор.”

Г.С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора

Срок реализации проекта: 2 месяца

Участники: Дети второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Цель проекта:

1.Воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству.

2.Учить вступать в общение с взрослыми при помощи речи и игровых действий.

3.Побуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в процессе знакомства с малыми формами фольклора.

Задачи проекта:

1. Развивать желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

2. Показать красоту русского языка. Формирование у детей интереса к детскому фольклору, обогащение словарного запаса детей.

3. Создавать необходимую предметно–развивающую среду.

4. Разнообразить музыкальную, художественно-игровую деятельность.

Ожидаемый результат:

1. Ознакомление с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками), с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.

2. Развитие художественно-речевой деятельности через обыгрывание произведений малых форм фольклора.

3.Вырабатывается умение взаимодействия со сверстниками, координировать своё поведение с поведением других, выстраивать межличностные отношения.

4.Научатся постоянному вниманию к сигналам воспитателя.

Актуальность темы.

В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных “шедеврах”, единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создает обстановку духовной бедности и художественной серости и не способствует гармоничному и нравственному развитию. Ведь никому не секрет, что современные родители (мамы, бабушки) не поют своим детям колыбельных. А жаль...

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. Поэтому в повседневной жизни мы уделяем большое внимание знакомству с родным языком. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы, сказки-первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Овладение навыками правильной речи; изучение малых поэтических фольклорных форм. Воспитание у детей интереса и любви к устному народному творчеству.

Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, тетральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.

Практическая значимость проекта.

 Заключается в повышении качества воспитательного процесса, в формировании у детей умений воспринимать и понимать малые формы фольклора.

 Создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.

 Произведения народного фольклора способствуют пробуждению познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности детей младшего дошкольного возраста, для развития речевых навыков. Народные песенки, потешки, пестушки, прибаутки – все это представляет собой речевой материал, который можно использовать во всех видах деятельности при работе с детьми в условиях ДОУ. 

Очень важно было создать развивающую среду.

Для младшего дошкольного возраста подобраны соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогают детям закрепить речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместились книги - игрушки, книги - раскладушки, книги -картинки, книжки - малышки. Здесь же мы поместили фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержания знакомых потешек.

Оформили мини-музей «Русская изба», в котором разместили предметы старинной утвари, образцы декоративно-прикладного искусства, помогающие детям ближе познакомиться с историей и бытом русского народа и сравнить с теми предметами, которыми люди пользуются сегодня в быту.

Для использования малых форм фольклора не только на мероприятиях по развитию речи, но и в музыкальной и продуктивных видах деятельности создали в группах центры музыки, театрализации и искусства.

 Распределение работы по этапам деятельности:

 1 этап - Подготовительный

 Создание соответствующей развивающей среды, изучение соответствующей литературы, разработка планов по реализации проекта;

 - подобран фольклорный материал, адекватно возрасту детей;
- составлена картотека разных видов детского фольклора для всех режимных моментов;

- Составление плана деятельности;

- подобрана иллюстрированная литература с фольклорными произведениями.

Этап 2. Аналитический.

План проекта «Малые формы фольклора»:

  1. Выбор темы и разработка проекта.
  2. Изучение и анализ литературных источников, учебно – методических и игровых материалов, современных научных разработок, рассказов о потешках, прибаутках.
  3. Составить анкету и провести опрос среди родителей. Проанализировать их отношение к поданному вопросу.
  4. Создать информационный стенд для родителей.
  5. Составление рабочего плана реализации проекта.
  6. Знакомство детей с малыми формами фольклора.
  7. Тема: герои малых форм фольклора (художественная деятельность, сюжетно – ролевые игры).
  8. Тема: предметы быта (театральные инсценировки, дидактические игры).
  9. Взаимодействие с родителями (постоянно).

Разработка проекта

Создать развивающую среду:

  • Внести в группу картины с иллюстрациями к потешкам, прибауток.
  • Пополнить уголок книги сборниками потешек, прибауток и т.д.
  • Изготовить альбом «Потешки».

Организовать непосредственную образовательную деятельность.

  • Речевое развитие. Тема: Чтение потешки «Козушка – белоногушка».
  • Художественная литература. Чтение потешек.
  • Продуктивная деятельность (рисование) – «Подарок Петушку», «Блинчики, оладушки такие, как у бабушки».

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

  • Изготовление с детьми карточек с иллюстрациями к потешкам;
  • Экскурсии по территории детского сада;
  • Наблюдение на прогулке;
  • Чтение художественной литературы по теме проекта;
  • Беседа с детьми по содержанию потешек.

Самостоятельная деятельность детей.

  • Настольные и дидактические игры;
  • Сюжетно – ролевые игры.

Взаимодействие с семьёй.

  • Подготовить анкету для родителей;
  • Выставка рисунков детей и их родителей с иллюстрациями к потешкам.

 3 этап – Практическая деятельность по решению проблемы

Формы работы

Содержание

1.Непосредственная образовательная деятельность

Познавательная деятельность (речевое развитие). «Петушок и его семья». «Коровка и бычок», «Уж как я ль мою коровушку люблю». «В гостях у Бабушки- Загадушки», «Во дворе у бабушки», « Васькин поясок».

Знакомство детей с потешками. Проговаривание отдельных фраз за воспитателем.

Социально – личностное развитие.

Тема: «Катя умывается», «Маша кушает».

Художественная литература.

Чтение сказок про животных, о людях; потешек, используемых во время режимных моментов.

Продуктивная деятельность (рисование).

Тема: «Подарок для Петушка», «Блинчики, оладушки такие, как у бабушки».

2.Совместная деятельность с детьми, осуществляемая в ходе режимных моментов

Утренняя гимнастика: «Петушок, петушок…», « Ладушки»

Игровая деятельность: с/р игры: «Катя умывается», «Уложим куклу Оля спать», «Маша обедает» и другие.

Экскурсия по территории детского сада.

Чтение фольклорных потешек , пословиц, закличик: « Ваня, Ваня простота»,  «Огуречек, огуречек», «Ладушки», «Уж как я свою коровушку люблю», « Ай лады, лады, лады!», « Дождик», « Водичка, водичка, умой моё личико», «Наши уточки с утра», « Жаворонушки, прилетите к нам».

Знакомство с другими видами фольклора.

Беседа с детьми «Какие потешки я знаю».

3.Самостоятельная деятельность

детей

Использование пальчиковых игр.

«Весёлые пальчики», «Коза», « Пальчики», « Дождик»

Рассматривание картин, иллюстраций к потешкам, прибауткам, песенкам и т.д.

Рисование животных, птиц героев.

Раскрашивание раскрасок с животными и птицами.

Сюжетно-ролевые игры: «Укладывание Маши спать», « Купание куклы Кати»

Лепка горошка, пряничков для животных.

4.Взаимодействие с семьёй

 Наглядное пособие для родителей, папка-ширма: «Фольклор в детском саду»

Подготовка анкеты для родителей.

Информация на стенде.

Консультации для родителей о значении фольклора при воспитании детей.

      Составлен перспективный план на основе реализуемой образовательной программы с учетом возрастных особенностей, уровня развития каждого ребенка. Для реализации поставленных нами задач включили в перспективное планирование игровую, художественную и литературную деятельность, формирование культурно- гигиенических навыков и систематизировали работу.

 4 этап – Анализ проектной деятельности и оценка результатов.

 Анализ деятельности детей и соотношение полученных результатов с поставленными задачами.

 4 этап - Презентация проекта 

Организация презентации проекта через театрализованную деятельность.

Приглашение на театрализованную сказку.

План реализации проекта

  • Анкетирование родителей;
  •  Заучивание малых форм фольклора;
  • Диагностическое обследование детей;
  • Работа с родителями:

 -Памятка для родителей «Для чего нужно читать детям сказки»;

- Консультация для родителей «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста»

-   Анкета для родителей «Фольклор в жизни детей»

  • Работа с детьми:

 - Беседы, игры;

 -Тематические занятия с использование устного народного творчества;

 - Просмотр видеофильма, рассматривание иллюстраций;

 -Заучивание потешек, прибауток, закличек и т.д.

  • Консультация для педагогов «Развитие речи у младших дошкольников

 посредством малых форм фольклора»  

  • Оформление мини-музея «Русская изба»

 Конкурс совместного творчества детей и родителей «театрализованная сказка»

Организационно-педагогическая деятельность 

1. Создание предметно-развивающей среды

2. Разработка перспективного плана по работе с детьми и родителями.

3. Создание системы мониторинга качества реализации проекта.

4. Организовать работу с родителями и педагогами: родительские собрания; беседы; консультации; анкетирование; привлечение к подготовке к конкурсам; открытые, практические занятия.

 Научно-методическое сопровождение 

1. Разработка критериев и показателей оценки результативности реализации проекта;

2. Разработать конспекты занятий;  

3. Выставка научно-методической литературы по теме проекта.

 Информационное сопровождение 

1. Изготовить информационные стенды для родителей;

2. Оформить папки-передвижки;

Материально-техническое сопровождение 

1. Технические средства обучения (ТСО): музыкальный центр; комплекты компакт-дисков и аудиокассет с детским репертуаром; цифровой фотоаппарат.

 2. Стенды для оформления выставки.

ВЫВОД

В результате работы на данном этапе можно сделать следующие выводы:

1.Увеличение словарного запаса

2.Повысилась общая звуковая культура речи детей

3.Улучшается связная речь и воображение.

Однако в перспективе мне предстоит ещё работа с младшими дошкольниками по формированию

их речи, навыков культурного поведения и умения правильно оценивать происходящее.

Известно, что наибольший эмоциональный отклик у ребёнка вызывает общение с родными, близкими ребёнком. Провела консультацию, как использовать произведения русского народного творчества дома. Тексты потешек, попевок, приговорок и рекомендации к их применению поместила в папку-передвижку.

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Загоруля Г.А., Мазурик А.М. Путешествие в мир фольклора. - Ханты- Мансийск.: ГУИПП "Полиграфист", 1999.

2.Картушина М.Ю. Развлечения для самых маленьких. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

3.Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа - СПб: Акцидент, 1997.

4.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. - М.: "Карапуз - дидактика", 2007.

5.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.

6.Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе.- М.: Мозайка - Синтез, 2010.

7.Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности.- М.: Мозайка - Синтез, 2010.

8. С. Е. Большакова, Игры и упражнения. Творческий центр Москва, 2009г.

9. Т. Н. Караменко «Кукольный театр – дошкольника», 1982г.

10. «Знакомство детей с русским народным творчеством», Санкт-Петербург, 2002г.

11. О. А. Шорохова «Играем в сказку», Москва, 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы воспитателя МАДОУ №3 г. Курганинска Л.Я.Евсюковой «Развитие речи через театрализованную деятельность с младшими дошкольниками»

Становление связной речи – актуальная задача на рубеже подготовки детей к школьному обучению. Это объясняется тем, что, собственно,  речь считается приемом формирования и формулирования иде...

Сообщение на тему: «Использование малых форм фольклора в младшем дошкольном возрасте»

Все, что пришло к нам из глубины веков, принято называть народным творчеством. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир...

«Использование малых форм фольклора в младшем дошкольном возрасте»

Изучайте фольклор, учитесь на нём. Без знания прошлого нет будущего».А.М, Горький...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Малые формы фольклора — пословицы»

С помощью организованной образовательной деятельности дети знакомятся с малыми формами фольклора - пословицами. С их помощью дети составляют небольшие рассказы, которые отражают их суть. Рассматривая ...

Презентация «Использование малых форм фольклора детей младшего дошкольного возраста»

Актуальность:Использование в работе с детьми раннего возраста произведений устного народного творчества открывает широкие перспективы не только для развития выразительности детской речи, но и для их в...

Использование малых форм фольклора детей младшего дошкольного возраста

Предполагаемый результат:Дети познакомятся с устным народным  творчеством  и традициями соответственно  возрасту. Это позволит расширить знания о культуре  русского народа, о народ...