Проект по ОО «Развитие речи» «Малые формы фольклора и младшие дошкольники»
проект (младшая группа) на тему
“Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор.”
Г.С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора
Срок реализации проекта: 2 месяца
Участники: Дети второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Цель проекта:
1.Воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству.
2.Учить вступать в общение с взрослыми при помощи речи и игровых действий.
3.Побуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в процессе знакомства с малыми формами фольклора.
Задачи проекта:
1. Развивать желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
2. Показать красоту русского языка. Формирование у детей интереса к детскому фольклору, обогащение словарного запаса детей.
3. Создавать необходимую предметно–развивающую среду.
4. Разнообразить музыкальную, художественно-игровую деятельность.
Ожидаемый результат:
1. Ознакомление с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками), с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.
2. Развитие художественно-речевой деятельности через обыгрывание произведений малых форм фольклора.
3.Вырабатывается умение взаимодействия со сверстниками, координировать своё поведение с поведением других, выстраивать межличностные отношения.
4.Научатся постоянному вниманию к сигналам воспитателя.
Актуальность темы.
В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных “шедеврах”, единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создает обстановку духовной бедности и художественной серости и не способствует гармоничному и нравственному развитию. Ведь никому не секрет, что современные родители (мамы, бабушки) не поют своим детям колыбельных. А жаль...
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. Поэтому в повседневной жизни мы уделяем большое внимание знакомству с родным языком. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы, сказки-первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Овладение навыками правильной речи; изучение малых поэтических фольклорных форм. Воспитание у детей интереса и любви к устному народному творчеству.
Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, тетральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.
Практическая значимость проекта.
Заключается в повышении качества воспитательного процесса, в формировании у детей умений воспринимать и понимать малые формы фольклора.
Создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.
Произведения народного фольклора способствуют пробуждению познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности детей младшего дошкольного возраста, для развития речевых навыков. Народные песенки, потешки, пестушки, прибаутки – все это представляет собой речевой материал, который можно использовать во всех видах деятельности при работе с детьми в условиях ДОУ.
Очень важно было создать развивающую среду.
Для младшего дошкольного возраста подобраны соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогают детям закрепить речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместились книги - игрушки, книги - раскладушки, книги -картинки, книжки - малышки. Здесь же мы поместили фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержания знакомых потешек.
Оформили мини-музей «Русская изба», в котором разместили предметы старинной утвари, образцы декоративно-прикладного искусства, помогающие детям ближе познакомиться с историей и бытом русского народа и сравнить с теми предметами, которыми люди пользуются сегодня в быту.
Для использования малых форм фольклора не только на мероприятиях по развитию речи, но и в музыкальной и продуктивных видах деятельности создали в группах центры музыки, театрализации и искусства.
Распределение работы по этапам деятельности:
1 этап - Подготовительный
Создание соответствующей развивающей среды, изучение соответствующей литературы, разработка планов по реализации проекта;
- подобран фольклорный материал, адекватно возрасту детей;
- составлена картотека разных видов детского фольклора для всех режимных моментов;
- Составление плана деятельности;
- подобрана иллюстрированная литература с фольклорными произведениями.
Этап 2. Аналитический.
План проекта «Малые формы фольклора»:
- Выбор темы и разработка проекта.
- Изучение и анализ литературных источников, учебно – методических и игровых материалов, современных научных разработок, рассказов о потешках, прибаутках.
- Составить анкету и провести опрос среди родителей. Проанализировать их отношение к поданному вопросу.
- Создать информационный стенд для родителей.
- Составление рабочего плана реализации проекта.
- Знакомство детей с малыми формами фольклора.
- Тема: герои малых форм фольклора (художественная деятельность, сюжетно – ролевые игры).
- Тема: предметы быта (театральные инсценировки, дидактические игры).
- Взаимодействие с родителями (постоянно).
Разработка проекта
Создать развивающую среду:
- Внести в группу картины с иллюстрациями к потешкам, прибауток.
- Пополнить уголок книги сборниками потешек, прибауток и т.д.
- Изготовить альбом «Потешки».
Организовать непосредственную образовательную деятельность.
- Речевое развитие. Тема: Чтение потешки «Козушка – белоногушка».
- Художественная литература. Чтение потешек.
- Продуктивная деятельность (рисование) – «Подарок Петушку», «Блинчики, оладушки такие, как у бабушки».
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
- Изготовление с детьми карточек с иллюстрациями к потешкам;
- Экскурсии по территории детского сада;
- Наблюдение на прогулке;
- Чтение художественной литературы по теме проекта;
- Беседа с детьми по содержанию потешек.
Самостоятельная деятельность детей.
- Настольные и дидактические игры;
- Сюжетно – ролевые игры.
Взаимодействие с семьёй.
- Подготовить анкету для родителей;
- Выставка рисунков детей и их родителей с иллюстрациями к потешкам.
3 этап – Практическая деятельность по решению проблемы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 224.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №17 общеразвивающего вида»
г. Печора
Проект по ОО «Развитие речи»
«Малые формы фольклора и
младшие дошкольники»
Воспитатель: Панюкова Екатерина Анатольевна
“Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор.”
Г.С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора
Срок реализации проекта: 2 месяца
Участники: Дети второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Цель проекта:
1.Воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству.
2.Учить вступать в общение с взрослыми при помощи речи и игровых действий.
3.Побуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в процессе знакомства с малыми формами фольклора.
Задачи проекта:
1. Развивать желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
2. Показать красоту русского языка. Формирование у детей интереса к детскому фольклору, обогащение словарного запаса детей.
3. Создавать необходимую предметно–развивающую среду.
4. Разнообразить музыкальную, художественно-игровую деятельность.
Ожидаемый результат:
1. Ознакомление с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками), с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.
2. Развитие художественно-речевой деятельности через обыгрывание произведений малых форм фольклора.
3.Вырабатывается умение взаимодействия со сверстниками, координировать своё поведение с поведением других, выстраивать межличностные отношения.
4.Научатся постоянному вниманию к сигналам воспитателя.
Актуальность темы.
В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных “шедеврах”, единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создает обстановку духовной бедности и художественной серости и не способствует гармоничному и нравственному развитию. Ведь никому не секрет, что современные родители (мамы, бабушки) не поют своим детям колыбельных. А жаль...
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. Поэтому в повседневной жизни мы уделяем большое внимание знакомству с родным языком. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы, сказки-первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Овладение навыками правильной речи; изучение малых поэтических фольклорных форм. Воспитание у детей интереса и любви к устному народному творчеству.
Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, тетральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.
Практическая значимость проекта.
Заключается в повышении качества воспитательного процесса, в формировании у детей умений воспринимать и понимать малые формы фольклора.
Создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.
Произведения народного фольклора способствуют пробуждению познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности детей младшего дошкольного возраста, для развития речевых навыков. Народные песенки, потешки, пестушки, прибаутки – все это представляет собой речевой материал, который можно использовать во всех видах деятельности при работе с детьми в условиях ДОУ.
Очень важно было создать развивающую среду.
Для младшего дошкольного возраста подобраны соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогают детям закрепить речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместились книги - игрушки, книги - раскладушки, книги -картинки, книжки - малышки. Здесь же мы поместили фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержания знакомых потешек.
Оформили мини-музей «Русская изба», в котором разместили предметы старинной утвари, образцы декоративно-прикладного искусства, помогающие детям ближе познакомиться с историей и бытом русского народа и сравнить с теми предметами, которыми люди пользуются сегодня в быту.
Для использования малых форм фольклора не только на мероприятиях по развитию речи, но и в музыкальной и продуктивных видах деятельности создали в группах центры музыки, театрализации и искусства.
Распределение работы по этапам деятельности:
1 этап - Подготовительный
Создание соответствующей развивающей среды, изучение соответствующей литературы, разработка планов по реализации проекта;
- подобран фольклорный материал, адекватно возрасту детей;
- составлена картотека разных видов детского фольклора для всех режимных моментов;
- Составление плана деятельности;
- подобрана иллюстрированная литература с фольклорными произведениями.
Этап 2. Аналитический.
План проекта «Малые формы фольклора»:
- Выбор темы и разработка проекта.
- Изучение и анализ литературных источников, учебно – методических и игровых материалов, современных научных разработок, рассказов о потешках, прибаутках.
- Составить анкету и провести опрос среди родителей. Проанализировать их отношение к поданному вопросу.
- Создать информационный стенд для родителей.
- Составление рабочего плана реализации проекта.
- Знакомство детей с малыми формами фольклора.
- Тема: герои малых форм фольклора (художественная деятельность, сюжетно – ролевые игры).
- Тема: предметы быта (театральные инсценировки, дидактические игры).
- Взаимодействие с родителями (постоянно).
Разработка проекта
Создать развивающую среду:
- Внести в группу картины с иллюстрациями к потешкам, прибауток.
- Пополнить уголок книги сборниками потешек, прибауток и т.д.
- Изготовить альбом «Потешки».
Организовать непосредственную образовательную деятельность.
- Речевое развитие. Тема: Чтение потешки «Козушка – белоногушка».
- Художественная литература. Чтение потешек.
- Продуктивная деятельность (рисование) – «Подарок Петушку», «Блинчики, оладушки такие, как у бабушки».
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
- Изготовление с детьми карточек с иллюстрациями к потешкам;
- Экскурсии по территории детского сада;
- Наблюдение на прогулке;
- Чтение художественной литературы по теме проекта;
- Беседа с детьми по содержанию потешек.
Самостоятельная деятельность детей.
- Настольные и дидактические игры;
- Сюжетно – ролевые игры.
Взаимодействие с семьёй.
- Подготовить анкету для родителей;
- Выставка рисунков детей и их родителей с иллюстрациями к потешкам.
3 этап – Практическая деятельность по решению проблемы
Формы работы | Содержание |
1.Непосредственная образовательная деятельность | Познавательная деятельность (речевое развитие). «Петушок и его семья». «Коровка и бычок», «Уж как я ль мою коровушку люблю». «В гостях у Бабушки- Загадушки», «Во дворе у бабушки», « Васькин поясок». Знакомство детей с потешками. Проговаривание отдельных фраз за воспитателем. Социально – личностное развитие. Тема: «Катя умывается», «Маша кушает». Художественная литература. Чтение сказок про животных, о людях; потешек, используемых во время режимных моментов. Продуктивная деятельность (рисование). Тема: «Подарок для Петушка», «Блинчики, оладушки такие, как у бабушки». |
2.Совместная деятельность с детьми, осуществляемая в ходе режимных моментов | Утренняя гимнастика: «Петушок, петушок…», « Ладушки» Игровая деятельность: с/р игры: «Катя умывается», «Уложим куклу Оля спать», «Маша обедает» и другие. Экскурсия по территории детского сада. Чтение фольклорных потешек , пословиц, закличик: « Ваня, Ваня простота», «Огуречек, огуречек», «Ладушки», «Уж как я свою коровушку люблю», « Ай лады, лады, лады!», « Дождик», « Водичка, водичка, умой моё личико», «Наши уточки с утра», « Жаворонушки, прилетите к нам». Знакомство с другими видами фольклора. Беседа с детьми «Какие потешки я знаю». |
3.Самостоятельная деятельность детей | Использование пальчиковых игр. «Весёлые пальчики», «Коза», « Пальчики», « Дождик» Рассматривание картин, иллюстраций к потешкам, прибауткам, песенкам и т.д. Рисование животных, птиц героев. Раскрашивание раскрасок с животными и птицами. Сюжетно-ролевые игры: «Укладывание Маши спать», « Купание куклы Кати» Лепка горошка, пряничков для животных. |
4.Взаимодействие с семьёй | Наглядное пособие для родителей, папка-ширма: «Фольклор в детском саду» Подготовка анкеты для родителей. Информация на стенде. Консультации для родителей о значении фольклора при воспитании детей. |
Составлен перспективный план на основе реализуемой образовательной программы с учетом возрастных особенностей, уровня развития каждого ребенка. Для реализации поставленных нами задач включили в перспективное планирование игровую, художественную и литературную деятельность, формирование культурно- гигиенических навыков и систематизировали работу.
4 этап – Анализ проектной деятельности и оценка результатов.
Анализ деятельности детей и соотношение полученных результатов с поставленными задачами.
4 этап - Презентация проекта
Организация презентации проекта через театрализованную деятельность.
Приглашение на театрализованную сказку.
План реализации проекта
- Анкетирование родителей;
- Заучивание малых форм фольклора;
- Диагностическое обследование детей;
- Работа с родителями:
-Памятка для родителей «Для чего нужно читать детям сказки»;
- Консультация для родителей «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста»
- Анкета для родителей «Фольклор в жизни детей»
- Работа с детьми:
- Беседы, игры;
-Тематические занятия с использование устного народного творчества;
- Просмотр видеофильма, рассматривание иллюстраций;
-Заучивание потешек, прибауток, закличек и т.д.
- Консультация для педагогов «Развитие речи у младших дошкольников
посредством малых форм фольклора»
- Оформление мини-музея «Русская изба»
Конкурс совместного творчества детей и родителей «театрализованная сказка»
Организационно-педагогическая деятельность
1. Создание предметно-развивающей среды
2. Разработка перспективного плана по работе с детьми и родителями.
3. Создание системы мониторинга качества реализации проекта.
4. Организовать работу с родителями и педагогами: родительские собрания; беседы; консультации; анкетирование; привлечение к подготовке к конкурсам; открытые, практические занятия.
Научно-методическое сопровождение
1. Разработка критериев и показателей оценки результативности реализации проекта;
2. Разработать конспекты занятий;
3. Выставка научно-методической литературы по теме проекта.
Информационное сопровождение
1. Изготовить информационные стенды для родителей;
2. Оформить папки-передвижки;
Материально-техническое сопровождение
1. Технические средства обучения (ТСО): музыкальный центр; комплекты компакт-дисков и аудиокассет с детским репертуаром; цифровой фотоаппарат.
2. Стенды для оформления выставки.
ВЫВОД
В результате работы на данном этапе можно сделать следующие выводы:
1.Увеличение словарного запаса
2.Повысилась общая звуковая культура речи детей
3.Улучшается связная речь и воображение.
Однако в перспективе мне предстоит ещё работа с младшими дошкольниками по формированию
их речи, навыков культурного поведения и умения правильно оценивать происходящее.
Известно, что наибольший эмоциональный отклик у ребёнка вызывает общение с родными, близкими ребёнком. Провела консультацию, как использовать произведения русского народного творчества дома. Тексты потешек, попевок, приговорок и рекомендации к их применению поместила в папку-передвижку.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Загоруля Г.А., Мазурик А.М. Путешествие в мир фольклора. - Ханты- Мансийск.: ГУИПП "Полиграфист", 1999.
2.Картушина М.Ю. Развлечения для самых маленьких. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
3.Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа - СПб: Акцидент, 1997.
4.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. - М.: "Карапуз - дидактика", 2007.
5.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.
6.Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе.- М.: Мозайка - Синтез, 2010.
7.Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности.- М.: Мозайка - Синтез, 2010.
8. С. Е. Большакова, Игры и упражнения. Творческий центр Москва, 2009г.
9. Т. Н. Караменко «Кукольный театр – дошкольника», 1982г.
10. «Знакомство детей с русским народным творчеством», Санкт-Петербург, 2002г.
11. О. А. Шорохова «Играем в сказку», Москва, 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на тему: «Использование малых форм фольклора в младшем дошкольном возрасте»
Все, что пришло к нам из глубины веков, принято называть народным творчеством. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир...
Из опыта работы «Устное народное творчество как средство развития детской речи» (малые формы фольклора, сказки)
Из опыта работы...
«Использование малых форм фольклора в младшем дошкольном возрасте»
Изучайте фольклор, учитесь на нём. Без знания прошлого нет будущего».А.М, Горький...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Малые формы фольклора — пословицы»
С помощью организованной образовательной деятельности дети знакомятся с малыми формами фольклора - пословицами. С их помощью дети составляют небольшие рассказы, которые отражают их суть. Рассматривая ...
Презентация «Использование малых форм фольклора детей младшего дошкольного возраста»
Актуальность:Использование в работе с детьми раннего возраста произведений устного народного творчества открывает широкие перспективы не только для развития выразительности детской речи, но и для их в...
Использование малых форм фольклора детей младшего дошкольного возраста
Предполагаемый результат:Дети познакомятся с устным народным творчеством и традициями соответственно возрасту. Это позволит расширить знания о культуре русского народа, о народ...
Статья по теме Использование малых форм фольклора в младшем дошкольном возрасте
Все, что пришло к нам из глубины веков, принято называть народным творчеством. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир...