Мастер-класс для педагогов-психологов дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений на тему «Использование метода рифмотерапии в работе с родителями дошкольников и младших школьников»
методическая разработка на тему

Здомищук Ирина Леонидовна

В данном материале рассмотрен вопрос использования метода рифмотерапии в работе педагога-психолога. Проанализированы характерные особенности рифмотерапии. Показана значимость и весомость рифмотерапии как метода. Продемонстрированы способы и приемы практического применения рифмотерапии в работе педагога-психолога. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Мастер-класс по рифмотерапии95.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt2.43 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ (ЯСЛИ-САД) № 13 «СКАЗКА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОПЕРЕКОПСК РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Мастер-класс для педагогов-психологов дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений на тему

«Использование метода рифмотерапии в работе с родителями дошкольников и младших школьников»

Разработала:

Николаенко И. Л.,

педагог-психолог

МБДОУ № 13 «Сказка»

2016 г.

        Цель: обучение способам применения метода рифмотерапии на практике.

Задачи: 1. познакомить с понятием «рифмотерапия», с ее особенностями.

2. показать способы и приемы применения римфмотерапии в работе с родителями дошкольников и младших школьников.

3. активизировать творческую деятельность педагогов посредством упражнений.

4. создать обстановку взаимодоверия и взаимопонимания.

Ход мероприятия:

Теоретическая часть

Давно известно воздействие звуков на живые организмы. Голоса природы, поэзия, пение, музыка, молитвы могут помочь нам преодолеть множество болезней.

Эти факты дали возможность разработать научную теорию о влиянии различных видов звука на человеческие психику и организм. Метод лечения звуком подразделяется на четыре основных составляющих: словотерапию, музыкальную терапию, лечение ультразвуком и звуками природы.

Одно из направлений словотерапии – рифмотерапия (или стихотерапия) – лечение стихами. Данный метод разработал Анатолий Иванович Попов, автор системы «Физвокализа». О влиянии ритмической речи на человеческую психику известно давно. Стихотворения, песни могут успокоить или возбудить человека, помогают переключиться, расслабиться, перейти в желаемое эмоциональное состояние. Около 10 лет назад провели необычное исследование в Гетингемском университете Германии: группа испытуемых-добровольцев помогала определить, что эффективнее: медикаментозные препараты для сна либо записи колыбельных песен. В результате, люди спали спокойно и крепко во многом благодаря применению мелодий, а не лекарственных средств. Рифмотерапия стимулирует деятельность речевого аппарата, тренирует и улучшает произношение.

Как методика рифмотерапия довольно молода и слабо освоена. Суть ее заключается в составлении и чтении вслух и мысленно специально подобранных стихотворений. Каждому отдельному человеку подойдут не все стихи, а только гармонирующие с его внутренним миром, самочувствием, особенностями темперамента и чертами характера, настроением в настоящий момент. Неправильно подобранное человеку стихотворение может оказаться для него неэффективным и даже вредным, хотя другому оно может подходить идеально.

Рифмотерапия может использоваться как самостоятельный метод лечения, так и в комплексе с другими методиками и технологиями.

Эффективность рифмотерапии обусловлена тремя важными причинами.

1. Генетическая.

        Недавние исследования позволяют сделать вывод: окружающие звуки, и в основном информация, заложенная в человеческой речи, оказывают влияние на ДНК, то есть на генетический код, в котором заложена вся информация о человеке. Воздействие звуковых волн может быть как отрицательным, так и положительным, и записанный звук действует ничуть не меньше «живого».

2. Биохимическая.

Согласно недавним исследованиям японского ученого Эмото Масару, любые звуки, будь то слова, музыка, пение, стихи, изменяют структуру воды, которая составляет от 80% до 90% состава организма человека. Слова, произнесенные или даже просто записанные на бумаге либо формируют красивые, совершенные структуры («спасибо», «пожалуйста», «люблю», «верю» и т.п.) либо уродуют и ломают структуру воды («ненавижу», «дурак», «боюсь», «боль» и т.п.). По этому принципу строится отбор слов для использования в рифмотерапии.

3. Гуморальная.

Приятные и неприятные для слуха стихи регулируют выработку в организме эндорфинов – гормонов радости и счастья, увеличивают либо наоборот уменьшают их концентрацию в крови. Поэтому довольно часто в стихотерапии подбор «медикаментов» происходит по принципу «нравится – не нравится». Но в любом случае – «лечиться» лучше вслух, употребление «лекарства» про себя, «внутрь» действует хуже.

Способы применения рифмотерапии:

1. организовать небольшой подбор стихотворений и со временем его расширять. Сюда могут входить стихи, которые будут успокаивать читающего в раздраженном, возбужденном, нервозном состоянии; будут активизировать, стимулировать к действиям человека, пребывающего в депрессии, меланхолии, апатии; подтолкнут к мыслям о хорошем, приятном, поднимут настроение; станут собственным жизненным девизом и помогут вернуть веру в собственные силы.

Подбирая стихотворения, в том числе и белые, необходимо внимательно слушать свой внутренний голос и не руководствоваться чужими рекомендациями.

2. составить стихотворение самостоятельно. Соблюдение размера и ритма не обязательно. Ввиду того, что рифмотерапия является разновидностью словотерапии, внимание в ней акцентируется на сильных и слабых словах, а не на сильных и слабых слогах.

Чтобы стихотворение было эффективным, перед его составлением необходимо понять, что вас в данный момент беспокоит, в ком или в чем вы нуждаетесь. К примеру, если вам не хватает сейчас ваших близких, то результативными будут слова «дом, тепло, очаг, семья, любимый, ребенок, родные, встреча». Негативный эффект будут иметь слова «расставание, разлука, одиночество, грусть, тоска, далеко, потеря, горе» и т.п. Затем вы составляете уже само стихотворение, опираясь на выбранные слова.

Итог применения рифмотерапии:

1. человек учится получать своего рода сигналы, обращения от своего подсознания, интуиции.

2. у людей нормализуется психическое состояние, регулируется кровяное давление, снимается стресс, повышается сосредоточенность.

3. рифмотерапия, как вспомогательный метод психологического анализа, способствует выражению людьми своих эмоций, чувств, мыслей, проблем, желаний, сомнений, надежд, страхов, отношения к людям и т. д.

Стихи – мощный способ диссоциации. С их помощью мы можем отстраниться, отдалиться от проблемы, взглянуть на нее под другим углом, и, как следствие, увидеть новые способы и возможности ее решения.

Практическая часть

Тренинговое занятие с элементами рифмотерапии для родителей дошкольников и младших школьников

Цель: формировать педагогическую и психологическую сознательность родителей; способствовать анализу родителями своего личного педагогического опыта; способствовать оптимизации детско-родительских отношений, повышению внимания к потребностям ребенка, сохранению и развитию внутрисемейных ценностей, улучшению общего психологического климата семьи; побуждать родителей применять полученные знания на практике; создать благоприятную эмоциональную обстановку, получить удовольствие от взаимодействия друг с другом.

Материалы: картинки-иллюстрации, картинки-паззлы, ноутбук, доска с магнитами, шаблон солнца, шариковые ручки.

Ход занятия:

- Добрый день, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на нашем занятии, посвященном вопросам создания благоприятного эмоционального климата внутри семьи.

Мы живем в неспокойное время, насыщенное различными событиями – социальными, политическими, информационными и др. Жизнь задает нам бешеный темп. В таком ритме трудно сохранять психическое равновесие и душевный покой. Иногда мы срываемся на близких, нарушая благоприятный эмоциональный фон наших семей.

Есть замечательное высказывание «Хочешь изменить мир – начни с себя». Его можно адаптировать к нашему занятию: «Хочешь изменить ситуацию в своей семье – начни с себя».

Наше занятие направлено на предупреждение негативных моментов нашей жизни.

Психогимнастика «Воздушный шар»

(Выполняется под музыкальное сопровождение)

- Чтобы настроиться на позитивный лад, мы с вами попутешествуем. Расположитесь как можно удобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох, затем шумный выдох. Наше путешествие начинается.

(Стихотворение автора)

Представьте, что идете вы по лесу.

Вокруг растут деревья и цветы.

Сквозь кроны проникает лучик солнца.

Вам хорошо от этой красоты.

Поют на все лады лесные птицы,

Тихонько копошатся муравьи.

Вы вышли на широкую полянку

И что же разглядели впереди?

Воздушный шар, уже готов к полету.

Немедля, вы в корзинку забрались,

Веревку отвязали вы, и тут же

Воздушный шар поднялся прямо ввысь.

Вы смотрите на землю с поднебесья.

Становится все сказочно мало.

Серебряною лентой стала речка,

А лес похож на чудо-полотно.

И весело с полей вам машут люди,

С земли передавая свой привет.

Они как-будто маленькие точки.

Что хочется вам крикнуть им в ответ?

Тихонько шар спускается к полянке.

Вы снова оказались на земле.

Глаза откройте. Вдох, а после выдох.

Ну, как вам было, расскажите мне?

- Кто желает рассказать о своих ощущениях?

Упражнение «Мух лучше ловить на мед»

- Для выполнения нашего первого упражнения вам необходимо разделиться на пары с помощью картинок-паззлов.

(Каждый участник выбирает фрагмент картинки и ищет недостающую часть)

Цель упражнения: показать, что подход с позиции силы не всегда самый эффективный способ общения и воспитания, побуждения детей и взрослых к смене поведения.

- Станьте лицом друг к другу. Одному из пары нужно сжать руку в кулак и держать его перед партнером. Задание другого – как можно быстрее разжать кулак партнера. Итак, начнем.

(Через 10 секунд психолог останавливает упражнение)

- Получилось ли у вас выполнить задание? Каким способом вы пытались разжать кулак партнера? Применял ли кто-нибудь другие способы побудить партнера разжать ладонь? Какие это могут быть способы?

- Большинство из вас пытались заставить партнера разжать ладонь силой, но чем больше сил вы прикладывали, тем сильнее было сопротивление. Очень часто различные вопросы и ситуации с детьми, и со взрослыми в том числе, люди разрешают с помощью силы, забывая о том, что ребенок – это маленькая личность, заслуживающая нашего уважения. Очевидно, что более эффективными являются другие виды действия (вежливая просьба, убеждение, поглаживание и т.п.), поскольку здесь проявляется уважение к другому человеку.

Упражнение «Ассоциации»

- Какая же существует первоочередная альтернатива силе? Конечно, это слова. Чему мы учим детей, которые дерутся, пытаются выяснить отношения кулаками? Тому, что нужно говорить, решать проблемную ситуацию словами. Мы знаем, что словами можно обидеть, но можно и исцелить. Главное – правильно их подобрать.

Сейчас я буду показывать вам картинки, а вы скажете, с какими словами они у вас ассоциируются.

(Демонстрация картинок)

Варианты ассоциаций: любовь, забота, доброта, ласка, внимание и поддержка

- Слова, которые мы с вами перечислили, очень важны для нас. А для детей – в особенности. Ведь если малыши каждый день получают хотя бы частичку любви, доброты, внимания и поддержки от своих родных, то эти же чувства они привнесут в свои будущие семьи и по таким же принципам будут воспитывать своих детей.

Упражнение «Закончи стихотворение»

- Я вам предлагаю попробовать написать стихотворение с этими словами. С моей помощью. Я буду читать строки, а вы добавите слово, где это будет необходимо. (Стихотворение автора)

Семья – это не только родственная кровь.

В семье, самое главное, конечно же, … (любовь)

Хорошим быть родителем – нелегкая работа.

Ведь терпеливым нужно быть и проявлять … (заботу)

Не ограничена семья совместным проживанием,

Ведь друг от друга вам нужны поддержка и … (внимание)

И даже если для других ты одеваешь маску,

Она с родными не нужна, нужна с родными … (ласка)

Поможет этот мир спасти не только красота.

Поможет мир спасти семья, в которой – … (доброта)

Упражнение «Импровизация»

- Иногда, в порыве злости и гнева, мы говорим родным слова, о которых после жалеем. Старайтесь не грубить и не кричать. Лучше с самого утра настройте себя и свою семью на позитивный лад. Пара стихотворных строк однозначно развеселит вашего ребенка, плюс малыш будет гордиться тем, что его мама умеет складно и красиво говорить. Такой метод подойдет и для взрослых – для супруга, родителей, коллег. Попробуем это сделать вместе прямо сейчас. Я говорю первую строчку, а вы, импровизируя, продолжаете вторую.

Например, утро можно начать так –  проснуться, умыться, посмотреть в зеркало, улыбнуться и произнести:

С добрым утром, моя ты красавица!

… (варианты участников).

Замечательный сегодня будет день!

… (варианты участников).

- Затем можно разбудить своего малыша и приветствовать его:

Пора уже, малыш, проснуться…

… (варианты участников).

Скорей кроватку заправляй…

… (варианты участников).

- Мужу тоже нужен заряд позитива:

Милый, возвращайся поскорей…

… (варианты участников).

Кстати, мама в воскресенье приезжает…

… (варианты участников).

- В завершение мне хочется прочитать вам замечательное стихотворение. Пока я буду читать, пусть каждый думает о своей семье и представляет счастливые лица и улыбки своих родных. Ведь они для вас – самые лучшие и дорогие на свете.

У каждого на свете должны быть папа с мамой –

У тех, кто всех послушней, и непослушных самых.

У каждого на свете должны быть братья, сестры,

Чтоб жизнь была веселой и от улыбок пестрой.

У каждого на свете, детишек, птиц, зверья,

Должны быть те, кто дорог – родимая семья!

У каждого на свете должны быть папа с мамой,

Семья – большое счастье! Подарок самый-самый!

Упражнение «Солнышко»

Цель упражнения: рефлексия по поводу впечатлений от занятия.

- Семья – это солнце в жизни ребенка, которое освещает ему путь, согревает и оберегает его от жизненных бурь и невзгод. Предлагаю всем вместе изобразить солнышко в честь нашей сегодняшней встречи. У вас на столах лежат солнечные лучики. Напишите на них свои впечатления и эмоции от проведенного занятия и прикрепите к солнцу. Озвучьте то, что написали.

В зависимости от высказанных впечатлений, солнцу подбирается соответствующее выражение «лица» (улыбается, спокойное, грустное, сердится и т.п.).  

- Что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего запомнилось? Каковы ваши пожелания на следующее занятие?

- Я желаю вам всегда хорошего настроения, счастья, успехов! И благодарю вас за внимание!

Список использованных источников:

  1. Белов А. Музыко-, слово- и рифмотерапия: целебная сила живого звука: [Электронный ресурс] // MedWeb.ru – информационный портал о здоровье и здоровом образе жизни. URL: http://www.medweb.ru/articles/muzyko-slovo-i-rifmoterapiya-celebnaya-sila-zhivogo-zvuka.
  2. Ефименко Глеб Валентинович: [Электронный ресурс] // Психологи на b17.ru. Сайт профессиональных психологов – психологическая помощь и онлайн-консультации. 2015 г. URL: http://www.b17.ru/neslovami/.
  3. Кириченко Г. А. Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по психологии «Лечение словом»: [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования «Наша сеть». 2015 г. URL: http://nsportal.ru/npo-spo/gumanitarnye-nauki/library/2015/03/12/metodicheskaya-razrabotka-vneauditornogo-meropriyati-1.
  4. Ковалева Ю. Н. Методическая разработка на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в вокально-хоровой работе с детьми»: [Электронный ресурс] // Infourok – презентации, планы-конспекты уроков, тесты для учителя. 2015 г. URL: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-na-temu-ispolzovanie-zdorovesberegayuschih-tehnologiy-v-vokalnohorovoy-rabote-s-detmi-587399.html.
  5. РифмоТерапия: [Электронный ресурс] // Академия Развития «АкРа». Уникальный Центр Интеллектуального и Творческого развития по методу ТЭД-Технологии Эффективной Деятельности Елены Зуйковой для детей и взрослых (детский коучинг). 2010 г. URL: http://deloted.ru/?cat=19.
  6. Хмелевский Ю. В. Рифмотерапия: [Электронный ресурс] // Здоровье. МЭИ. Поликлиника № 100. 2000 г. URL: http://health.mpei.ac.ru/rifm.htm.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тренинговое занятие с элементами рифмотерапии для родителей дошкольников и младших школьников Подготовила: педагог-психолог МБДОУ (ясли-сад) № 13 «Сказка» муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым Николаенко Ирина Леонидовна

Слайд 2

Добрый день, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на нашем занятии, посвященном вопросам создания благоприятного эмоционального климата внутри семьи .

Слайд 3

Мы живем в неспокойное время, насыщенное различными событиями – социальными, политическими, информационными и др. Жизнь задает нам бешеный темп. В таком ритме трудно сохранять психическое равновесие и душевный покой. Иногда мы срываемся на близких, нарушая благоприятный эмоциональный фон наших семей. Есть замечательное высказывание «Хочешь изменить мир – начни с себя». Его можно адаптировать к нашему занятию: «Хочешь изменить ситуацию в своей семье – начни с себя». Наше занятие направлено на предупреждение негативных моментов нашей жизни.

Слайд 4

Чем больше сил вы прикладываете, тем сильнее сопротивление!

Слайд 5

Более эффективными являются другие виды воздействия, при которых проявляется уважение к другому человеку .

Слайд 11

Семья – это не только родственная кровь. В семье, самое главное, конечно же, любовь. Хорошим быть родителем – нелегкая работа. Ведь терпеливым нужно быть и проявлять заботу. Не ограничена семья совместным проживанием, Ведь друг от друга вам нужны поддержка и внимание. И даже если для других ты одеваешь маску, Она с родными не нужна, нужна с родными ласка. Поможет этот мир спасти не только красота. Поможет мир спасти семья, в которой – доброта!

Слайд 12

У каждого на свете должны быть папа с мамой – У тех, кто всех послушней, и непослушных самых. У каждого на свете должны быть братья, сестры, Чтоб жизнь была веселой и от улыбок пестрой. У каждого на свете, детишек, птиц, зверья, Должны быть те, кто дорог – родимая семья! У каждого на свете должны быть папа с мамой, Семья – большое счастье! Подарок самый-самый!

Слайд 13

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология работы педагога-психолога Негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №98 открытого акционерного общес

Технология работыпедагога-психолога Негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №98 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»г. Тимашевска...

Консультация для учителей-логопедов дошкольных учреждений на тему «Использование метода пиктограмм в работе с детьми, имеющими тяжёлые речевые нарушения»

Данная работа представляет интерес для воспитателей, учителей-логопедов, родителей. Работа посвещена методу пиктограмм,и его использованию в работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи....

Доклад по теме: «Использование дифференцированного подхода к работе с родителями дошкольников»

Всестороннее гармоническое развитие детской личности требуетединства, согласованности всей системы воспитательно-образовательныхвоздействий взрослых на ребенка....

Мастер – класс на тему: «Использование метода «синквейн» в работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста»

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к пр...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей «Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей» на тему: ««Десант пап» нетрадиционная форма работы с родителями»

laquo;Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей» на тему:««Десант пап» нетрадиционная форма работы с родителями»...