Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста «Акварелька»
рабочая программа по рисованию (младшая группа) по теме

Тендентник Марина Николаевна

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста «Акварелька»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_akvarelka.doc450 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования

города Ялуторовска

"ДЕТСКИЙ САД № 9"

                                                                                                 

«АКВАРЕЛЬКА»

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Составитель: воспитатель

М.Н.Тендентник

Срок реализации: 1 год

Ялуторовск, 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

Паспорт программы

3

1.

Пояснительная записка

5

2.

Возрастные и индивидуальные особенности детей младшего  дошкольного возраста

7

3.

Создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации Программы

9

4.

Содержание программы

4.1. Учебно–тематический план

11

4.2. Календарно-тематическое планирование

12

5.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

26

5.1. Протокол выявления  уровня творческих способностей детей

через использование нетрадиционных техник рисования

27

5.2. Качественная  характеристика  уровней  овладения детьми

нетрадиционной техникой рисования

28

6.

Механизм реализации Программы

29

Список литературы

31

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

«Акварелька», программа дополнительной образовательной услуги художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста

Основание для разработки Программы

  • Федеральный Закон  от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 №26 «Требования к устройству, содержанию и  организации режима работы в дошкольных организациях»;
  • Письмо Минобразования РФ от 14.03.10 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
  • Устав  МАУДО «Детский сад№9»

Заказчик Программы

Педагогический коллектив ДОУ, родительская общественность

Составитель Программы

Тендентник Марина Николаевна, воспитатель МАУДО «Детский сад №9»

Целевая группа

Дети четвертого года жизни

Срок реализации Программы

1 год

Цель Программы

Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования.

Задачи Программы

  • Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
  • Формировать технические умения и навыки рисования.
  • Развивать мелкую моторику детей.

Координация и контроль реализации Программы

Осуществляется администрацией МАУДО «Детский сад №9» и родителями (законными представителями) детей младшего  дошкольного возраста.

Формы предоставления результатов:

  • итоговые занятия;
  • слайдовые презентации;
  • выставки детских работ в детском саду;
  • составление альбома лучших работ;
  • участие в  конкурсах художественно-эстетической      направленности различного уровня
  • презентация детских работ родителям;
  • отчет о реализации Программы.

Краткое

содержание Программы

Программа включает в себя 45 занятий, направленных на формирование творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования. Занятия проводятся в игровой  занимательной форме, с использованием мультимедийного оборудования, фонотеки, художественной литературы, дидактических игр, пальчиковой гимнастики, динамических пауз. В процессе реализации Программы, дошкольники приобретают практические навыки использования разнообразных нетрадиционных изобразительных материалов в творческой деятельности.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне….»

Э. Успенский

Дошкольное детство – очень важный период  в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно – продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что–то красивое, необычное. ФГОС выделяют художественно-эстетическое развитие в отдельную образовательную область, одной из задач которой стоит формирование элементарных представлений о видах искусства, развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства.

         Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на педагога – воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания. Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциала нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. И ведь изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Задача педагога – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения. В учебный процесс можно включить размывание краски пальцами, рисование воском, мылом, нитками, пластилином и так далее, а также комбинировать разные материалы, используя смешанные изобразительные техники.

Включить в учебный процесс самые необычные средства изображения: коктейльные трубочки, парафиновую свечку, расческу, зубную щетку, ватную палочку, нитки и многое другое. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушить правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком да в краску. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие возможности.

Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также определенные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Программа разработана на основе программы Т.С. Комаровой,  А.В. Антоновой, М.Б. Зацепиной «Красота, радость, творчество» и технологии Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».

Значимость программы в том, что среди разнообразных занятий в детском саду для детей с нарушениями речи изобразительная деятельность занимает одно из ведущих мест в системе средств коррекционного воздействия на ребенка с дефектами речи.

Цель учебной программы – развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования.

Задачи программы:

- Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.

- Формировать технические умения и навыки рисования.

- Развивать мелкую моторику рук.

При определенных условиях обучения рисование позволяет решать  образовательные, коррекционно-воспитательные и лечебно-восстановительные задачи, обуславливающие всестороннее развитие личности и коррекцию его здоровья.

 Коррекционная работа:

На занятиях по рисованию решается ряд весьма важных коррекционных задач:

- усиление и активизация полисенсорного восприятия при анализе объекта;

- конкретизация и активизация речи и мышления в процессе восприятия и отображения;

- преодоление недостатков развития личностных качеств, обусловленных речевыми нарушениями, такими, как неуверенность, неумение преодолевать трудности, ранимость, робость, ощущение несостоятельности и др.

- развитие мелкой моторики руки.

Нетрадиционные техники должны отвечать следующим критериям:

- должны быть доступными детям с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими;

- должны развивать ручную умелость;

- должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам.

Программа рассчитана на 1 год обучения детей четвертого года жизни.

Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности, 1 раза в неделю во вторую половину дня, продолжительностью 15 минут. Занятия проводятся с сентября по июнь.

Учебный план

Таблица №1

Дополнительная образовательная услуга

Количество занятий в неделю/месяц

Кол-во часов в неделю/ месяц

Форма проведения

Кружок «Акварелька»

1/4

1/4

Подгрупповая

Итого в год:

45

180

Итоги реализации дополнительной образовательной программы подводятся в форме выставок детских работ в детском саду, составления альбома лучших работ, участия в конкурсах художественно-эстетической направленности различного уровня, презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам), творческого отчета руководителя кружка на педсовете.

2. ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

В младшем дошкольном возрасте происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы. Организм ребёнка отличается от взросло- го организма не только меньшими размерами, но и особенностями строения и деятельности. К особенностям относят: высокие энерготраты, быструю утомляемость при статических нагрузках, не совершенные адаптационные возможности растущего организма, следовательно, важно дозировать физические нагрузки.

Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребёнок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему ещё недоступно. Он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

На четвёртом году жизни ребёнок — субъект самостоятельной деятельности и социальных отношений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребёнок начинает осознавать, что он — индивидуальность, приобретает интерес к телесной конструкции человека.

Мышление

Активность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляются в постоянной готовности к деятельности. Ребёнок уже умеет гордиться успехами своих действий, критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: он может более чётко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличие. На основе наглядно-действенного к четырём годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребёнка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».

Восприятие

В этом возрасте ребёнок воспринимает предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность. Дети от использования предэталонов переходят к сенсорным эталонам — культурно выработанным средствам восприятия (к концу возраста восприятие до пяти и более форм предметов, до семи и более цветов, дифференциация предметов по величине, ориентировка в пространстве группы).

Речь

Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Развивается звуковая сторона речи. Интенсивно растёт словарный запас ребёнка.

Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы).

Память

У младших дошкольников память непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Ребёнок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Ребёнок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребёнка. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно, эмоционально окрашено. Тем не менее то, что запомнилось, сохраняется надолго. Ребёнок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при воспоминании.

Социальная ситуация развития

Изменяется место ребёнка в системе отношений (ребёнок уже не является центром своей семьи), развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений.

Внимание

Ребёнок не способен длительное время удерживать своё внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

Воображение

На четвёртом году жизни преобладает воссоздающее воображение, т.е. ребёнок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играют опыт и знания ребёнка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщенны и реальны для него.

Эмоциональная сфера

В эмоциональном плане характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, поэтому характеристики, которые ребёнок даёт другим людям, очень субъективны. И всё же эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм. В процессе общения со сверстниками и взрослыми ребёнок осваивает социальные формы выражения чувств. Изменяется роль эмоций в деятельности ребёнка, формируется эмоциональное предвосхищение.

Развитие мотивационной сферы

Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребёнка связывают начало становления его личности.

Уже в младшем дошкольном возрасте ребёнок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких, не реагировать на привлекательный предмет. Включаясь в новые системы отношений, новые виды деятельности, появляются соответственно и новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися моральными нормами, и некоторые другие. Особенно важны интерес к содержанию деятельности и мотивация достижения. Регулировать своё поведение дошкольнику помогает образ другого человека (взрослого, других детей).

Развитие самосознания

Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает чётко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребёнка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничения свободы. К трём годам у него в большей или меньшей степени формируется характер, ребёнок научается действовать человеческими способами, у него складывается определённое отношение к себе. С одной стороны, попытки отделить своё «Я» и формирования своих собственных желаний — тенденция прогрессивная. Но с другой — при объективном отсутствии умения высказывать своё мнение малыш выбирает наиболее доступный способ: противопоставление себя взрослым. Единственная цель ребёнка — дать понять окружающим, что у него есть своя точка зрения и все должны с ней считаться. Это проявление самостоятельности, самоутверждения.

Для ребёнка становится важным его успешность или неуспешность в делах и играх. Он начинает остро и бурно реагировать на оценки, учиться самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Отношения с взрослыми

По отношению к окружающим у ребёнка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.

Развитие ребёнка непосредственно зависит от того, как он взаимодействовал с взрослым.

Возможны два варианта:

а) если взрослый в целом позитивно оценивал личность ребёнка, тактично и аргументированно указывал на недостатки и промахи, умел поддержать и похвалить за старание и инициативность, то ребёнок научится гордиться собой и своими успехами;

б) если взрослый стремится добиться подчинения любой ценой, наказывает за своеволие, стремится подловить на обмане, то, скорее всего, у ребёнка разовьётся желание противостоять взрослому, победить его и ответно добиться своего. Во втором случае гневливость, раздражительность и упрямство укореняются, становятся чертами характера.

Отношения со сверстниками.

В 3—4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

Игровая деятельность.

Игровая деятельность оказывает значительное влияние на развитие ребёнка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом.

В процессе сюжетно-ролевой творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщённой форме в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребёнок, выбирая и исполняя определённую роль, имеет соответствующий образ — мамы, доктора, водителя, пирата — и образцы его действий. Но хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребёнка его реальной жизнью.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребёнка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребёнка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Происходят качественные изменения в психике ребёнка.

Дошкольник осваивает и изобразительную деятельность. Специфику рисования как особого вида деятельности составляет именно изобразительная, знаковая деятельность.

Центральные новообразования: новая внутренняя позиция; соподчинение мотивов, самооценка и осознание своего места в системе общественных отношений.

3. СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Предметно-пространственная среда содействует  развитию совместной партнерской деятельности взрослого и ребенка, свободной самостоятельной деятельности  детей. Развивающая предметно-пространственная среда  изостудии обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей.  На занятиях используются мольберты, мультимедийное оборудование, иллюстрации к занятиям, подборка художественной литературы, музыкальная  фонотека.

Для творческой деятельности детей имеются в достаточном количестве  разнообразные изобразительные материалы стандартной и нестандартной направленности: гуашь, акварель, карандаши цветные и  простые, восковые мелки, кисти различного размера и фактуры, поролон, печатки, природный материал, бумага разного формата. Развивающая предметно-пространственная среда изостудии содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Продуктивная изобразительная деятельность, в частности рисование, эффективно влияет на процесс развития ребенка, она выступает как эмоционально насыщенная, активизирующая все психические процессы деятельность, способствующая развитию мира чувств ребенка и творческих направлений. Рисование – одно из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.

4.1. Учебно-тематический план

Таблица №2

№ п/п

Тема  занятий

Количество занятий

Сентябрь

Мониторинг

2

«Встречаем осень»

3

Октябрь

«Овощи, фрукты»

4

Ноябрь

«Деревья»

4

Декабрь

«Птицы»/Новый год

5

Январь

«Животные»

3

Февраль

«Зимние забавы»

4

Март

«Цветы»

5

Апрель

«Игрушки»

4

Май

«Загадки Акварельки»

5

Июнь

«Лето! Ах, лето»

6


  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Таблица №3

Месяц/недели

занятия/ тема

Программное содержание

Методические приемы

Оборудование

Сентябрь 1-2 недели

1,2

1-2 неделя мониторинг

Выявление уровня художественных навыков

Сентябрь «Встречаем осень»

3 неделя

3.

«Веселый дождик»

( Рисование пальчиком)

Продолжить знакомить детей с техникой рисования пальчиком, закрепить знание основных цветов, воспитывать аккуратность

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • пальчиковая гимнастика
  • д/и «Когда это бывает»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность
  • итог занятия

Листы бумаги с нарисованным силуэтом тучки, гуашь, иллюстрации с изображением дождя, салфетки

4 неделя

4.

«Цветы на день рождения кукле Кате»

(Оттиск мятой бумагой)

Показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатка смятой бумаги, расширять знания детей о цветах, формировать представления о свойстве бумаги (мягкая), воспитывать самостоятельность,  эстетический вкус.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • пальчиковая гимнастика
  • д/и «Собери цветок»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность
  • итог занятия

Альбомный лист белой бумаги, гуашь, иллюстрации с изображением цветов, салфетки.

5 неделя

5.

«Корзинка с ягодами»

(Рисование пальчиком)

Продолжать знакомить детей с техникой рисования пальчиком и ватными палочками, Закрепить у детей представления о диких животных: белке и медведе, их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни, Способствовать возникновения интереса к экспериментированию, воспитывать

аккуратность.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • пальчиковая гимнастика
  • д/и «Подбери по цвету»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность
  • итог занятия

Гуашь, иллюстрации с изображением созревших ягод, ветки созревшей рябины, салфетки.

Октябрь «Овощи и фрукты»

  1 неделя

6.

«Осень на опушке краски разводила»

(оттиск листьями деревьев)

Познакомить с новым видом изобразительной техники - «печать растений», учить рисовать деревья с осенними листьями, воспитывать наблюдательность и интерес к рисованию.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • худ.слово
  • д/и «Найди такой же листик»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Листы бумаги, гуашь, стихи об осени, салфетки.

2 неделя

7.

«Веселый горох» (Рисование пальчиком)

Закрепить с детьми технику рисования пальчиком, учить детей набирать краску на палец, воспитывать наблюдательность и интерес к рисованию.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • худ. слово
  • д/и «Собери горошинки»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Листы бумаги, гуашь, изображение огорода, даров осени, салфетки.

3 неделя

8.

«У бабушки на даче»

( Рисование пальчиком, оттиск поролоном)

Продолжать работу в технике рисования пальчиками и оттисками из поролона, развивать воображение, фантазию, воспитывать интерес к нетрадиционным способам рисования.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Назови все красное»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Иллюстрации яблок, ягод, гуашь, поролоновые печатки, мисочки для печати, салфетки.

4 неделя

9

«Собираем урожай»

(Рисование пальчиком, оттиск поролоном)

Закрепить умение работать в технике рисования «печать от руки». Учить ребят наносить краску на часть ладони и оставлять отпечаток на бумаге оттисками из поролона, развивать воображение, фантазию, воспитывать интерес к нетрадиционным способам рисования

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Что лишнее?», «Побери по форме»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Корзина с овощами и фруктами, гуашь, поролоновые печатки, мисочки для печати, салфетки.

Ноябрь «Деревья»

1 неделя

10.

«Осенняя картина»

( Рисование пальчиком, оттиск листьями деревьев)

Продолжать учить детей комбинировать разнообразные техники, развивать чувство композиции, воспитывать эстетическое отношение к своей работе.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Каждой веточке свой листочек»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Иллюстрации с изображением осенних лесов и парков, гуашь,  сухие листья, мисочки для печати, салфетки.

2 неделя

11.

«Деревья у озера» (Монотипия)

Познакомить детей с новой техникой «монотипия». Учить детей наносить краску, не выходя за контур. Учить передавать композицию в сюжетном рисунке, развивать воображение, фантазию, воспитывать у детей стремление к достижению результата.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Назови дерево»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Иллюстрации с пейзажами, гуашь, поролоновые печатки, мисочки для печати, салфетки

3 неделя

12.

«Орешки для белочки»

(Оттиск поролоном)

Закреплять у детей умение рисовать при помощи оттисков из поролона, развивать представления об окружающем мире, воспитывать интерес к рисованию.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Большие-маленькие»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Иллюстрации с изображением белки, гуашь, поролоновые печатки, мисочки для печати, салфетки.

4 неделя

13.

«Белый снег пушистый»

(Рисование пальчиком, оттиск мятой бумагой, поролоном)

Учить детей комбинировать в рисунке различные техники изображения, передавать в рисунке характерные признаки изображаемого предмета, развивать представления об окружающем, воспитывать интерес к рисованию.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • худ. слово
  • д/и  «Что бывает белое?»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность;
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Тонированная бумага голубого цвета, гуашь, скомканная бумага, поролон, салфетки, стихи о снеге.

Декабрь «Птицы»/Новый год

1 неделя

17.

«Птичий двор»

Первое занятие

(Рисование пальчиком)

Продолжать знакомить детей с техникой рисования пальчиком, закрепить знания основных цветов, воспитывать самостоятельность,  эстетический вкус.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Что это такое?»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Лист бумаги с нарисованным силуэтом курицы, гуашь, салфетки.

2 неделя

18.

«Птичий двор»

Второе занятие

(Рисование пальчиком, оттиск мятой бумагой)

Познакомить детей с новой техникой рисования при помощи смятой в комочек бумаги, учить их рисовать в этой технике, воспитывать аккуратность.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Дети на прогулке»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Иллюстрации Ю. Васнецова, Е. Рачева, В. Сутеева и Е. Чару-шина с изображением домашних птиц, листы бумаги с нарисованным силуэтом утенка, гуашь, смятая в  комочки бумага, салфетки.

3 неделя

19.

«Снежинки»

(Рисование пальчиками)

Совершенствовать умения и навыки, необходимые для работы в нетрадиционных техниках. Развивать фантазию, воображение. Воспитывать самостоятельность,  эстетический вкус.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • худ. слово
  • д/и «Найди такую же снежинку»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность;
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Голубая  бумага, белая гуашь, салфетки.

4 неделя

20.

«Елочка пушистая»

(Тычок жесткой кистью)

Познакомить детей с новой техникой рисования тычком жесткой кистью, дать представления о предметах и фактурах которые можно  передать при ее помощи,  воспитывать интерес к рисованию в нетрадиционных формах.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • худ. слово
  • д/и «Чудесный мешочек»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность;
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Лист бумаги с нарисованным стволом и ветками, гуашь, жесткая кисть, салфетки, стихи о елке.

5 неделя

21.

«Новогодняя игрушка»

(Рисование пальчиком, оттиски)

Продолжать учить детей комбинировать разнообразные техники, развивать чувство композиции, воспитывать эстетическое отношение к своей работе.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «На что похожа эта форма?»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Силуэт новогодней игрушки, гуашь, поролон, салфетки, иллюстрации новогодних игрушек.

Январь «Животные»

 3 неделя

22.

«Зайчик»

(Рисование пальчиком, оттиск мятой бумагой)

Продолжать знакомить с техникой рисования мятой бумагой, дать представления о фактурах, которых можно передать, используя эту технику, воспитывать интерес к рисованию.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • худ. слово
  • д/и  «Какая игрушка?»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность;
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Лист бумаги с нарисованным силуэтом зайчика, гуашь, смятая в  комочки бумага, салфетки.

4 неделя

23.

«Угостим ежика яблоками»

(Оттиск поролоном)

Закрепить умение работать в технике рисования оттисками из поролона, развивать воображение, воспитывать интерес к нетрадиционным способам рисования

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Что бывает круглое?»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Лист бумаги с силуэтом ежика, гуашь, мисочки для печати, салфетки.

5 неделя

24.

«Кто под елкою зимой спит в берлоге снеговой?»

(Рисование мыльными пузырями)

Познакомить с новым способом: рисование мыльными пузырями, развивать воображение, фантазию, воспитывать интерес к нетрадиционным способам рисования

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Угадай, что я делаю»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Елка, медведь (игрушка), снег в блюде, шампунь, гуашь; для каждого ребенка: соломинки, стаканчики, тарелочки, листочки белой бумаги

Февраль «Зимние забавы»

1 неделя

25.

«Веселые кляксы»

(Кляксография)

Познакомить детей с новым видом рисования   нетрадиционным способом «кляксографией», развивать внимание, воображение. Воспитывать аккуратность, интерес к рисованию.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Что пропало?»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Листы бумаги, гуашь, вода, трубочки для сока, салфетки, одноразовые ложечки.

2 неделя

26.

«Снеговик»

(Тычок жесткой кистью)

Учить рисовать снеговиков разных размеров; закрепить приемы изображения круглых форм в различных сочетаниях; совершенствовать технику тычком, развивать воображение, фантазию, воспитывать самостоятельность,  эстетический вкус.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • худ. слово
  • д/и  «Собери снеговика»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность;
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Игрушка снеговик, конверт с набором геометрических фигур, аппликационная бумага, клей, кисти, белая гуашь.

3 неделя

27.

«Открытка для папы»

(Рисование ватными палочками)

Закреплять навыки рисования ватными палочками (метод тычка), учить располагать изображение по всей поверхности предложенной формы, развивать воображение, эстетический вкус, воспитывать аккуратность.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • худ. слово
  • д/и «Чудесный мешочек»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность;
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Плакат с фотографиями пап, одетых в военную  форму на мольберте, поролоновые губки, гуашь, ватные палочки, кисти, бумага белая, влажные салфетки, иллюстрации и показ видео-записи салюта

4 неделя

27.

«На прогулку в зимний лес»

(рисование манной крупой)

Учить рисовать снеговиков,  используя технику рисования курппой,  развивать воображение, фантазию, воспитывать самостоятельность,  эстетический вкус.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги

  • игровой момент
  • худ. слово
  • д/и  «Собери снеговика»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность;
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Тонированные листы бумаги на каждого ребенка голубого цвета. Манная крупа, клей, кисточки, тарелочки для манной крупы, салфетки для рук. Сугробы из ткани, деревья, бумажные снежинки. Аудиозапись: «Времена года» П. И. Чайковского

Март «Цветы»

1 неделя

28.

«К нам  весна шагает»

(Рисование пальчиком, оттиски)

Закрепить умение детей рисовать пальчиком, выполнять оттиски, расширять знания детей о временах года, развивать воображение, воспитывать самостоятельность,  эстетический вкус.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Когда это бывает?»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Лист бумаги, гуашь, мисочки для печати, салфетки, иллюстрации о весне, тарелочки с манной крупой.

2 неделя

29.

«Тюльпаны для мамы»

(Рисование ладошкой)

Продолжать знакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования, учить рисовать при помощи ладошки, развивать воображение, воспитывать эстетический вкус.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Найди такой же цветок»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Бумага, гуашь, ванночки для гуаши, салфетки, иллюстрации тюльпанов.

3 неделя

30.

Весенние цветы

(Тычок жесткой кистью)

Развитие познавательных и творческих способностей детей посредством использования нетрадиционных техник рисования, расширение представлений  детей о  времени года – весне,  ее  признаках, о первых весенних цветах. способствовать  развитию творческого воображения, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, внимания;

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Найди такой же цветок»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Гуашь зеленого и голубого цвета; кисть с жесткой щетиной; светло-голубой лист бумаги; поролоновая губка-печать, зимний пейзаж, нарисованный на ватмане, изображение солнышка (грустного и веселого), весенняя дорожка с изображением цветов (тканная). Мультимедийная презентация по теме «Весна»

4 неделя

31.

«Мимоза для мишки»

(Рисование ватными палочками)

Совершенствовать умения и навыки, необходимые для работы в нетрадиционных техниках, развивать фантазию, воображение, воспитывать самостоятельность,  эстетический вкус.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме.

  • игровой момент
  • худ. слово
  • д/и  «Что бывает квадратное?»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность;
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Игрушка мишка, альбомный лист, гуашь, салфетки, иллюстрации с изображением мимозы, ветка мимозы

5 неделя

32.

«На цветочной поляне»

(Монотипия)

Продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования «монотипия», умение выполнять простейшее композиционное расположение на листе бумаги, развивать воображение, воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Зашей коврик»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Большой цветок, аудиозапись, листы бумаги, гуашь, салфетки, поролон, мисочки для печати, иллюстрации с изображениями цветов.

Апрель «Игрушки»

1 неделя

33.

«Звездное небо»

(оттиск мятой бумагой)

Продолжить знакомство с приемом рисования мятой бумагой, Способствовать развитию детского творчества при самостоятельной дорисовке сюжета, учить располагать изображение по всей поверхности листа,  развивать воображение, эстетический вкус, воспитывать аккуратность.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Цвет и форма»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Половинки листов для сминания, гуашь желтого, зеленого, красного цветов в мисочках; листы тонированного черного цвета, игрушка - Лунтик иллюстрации звездного неба.

2 неделя

34.

«Путешествие в космос»

(Восковой мелок +акварель)

Познакомить детей с новым нетрадиционным способом рисования «проступающий рисунок», Закрепить начальное представление детей о космосе. Учить располагать изображение по всей поверхности листа, создавая простейшую композицию, развивать воображение, эстетический вкус, воспитывать аккуратность.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Назови правильно»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Иллюстрации: планет, звёздного неба, космонавта, восковые мелки, акварельные краски (фиолетовая, тёмно-синяя), альбомные листы с нарисованными белым восковым мелком звёздами, кисточки, салфетки, игрушка Лунтик

3 неделя

35.

«Разноцветные мячи»

(Рисование пальчиками)

Формировать умение рисовать пальцем круглую форму, Упражнять в различии  основных цветов, в группировке  предметов по цветам, развивать представления об окружающем мире, воспитывать интерес к рисованию.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Большие - маленькие»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Бабушка (кукла би-ба-бо), игрушка- котёнок, мячи разноцветные, корзина с клубочками, клеёночки, листы, салфетки, баночки с водой, крышечки с краской.

4 неделя

36.

«Игрушка для Клепы» (неваляшка)

(Оттиск смятой бумагой)

Продолжать знакомить с техникой рисования мятой бумагой, дать представления о фактурах, которых можно передать используя эту техник, воспитывать интерес к рисованию.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • худ. слово
  • д/и  «Подбери пару»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность;
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Сказочный герой Клепа, игрушка неваляшка, платок, чудесная коробочка, мячики, обручи большой и маленький, мольберт, гуашь, листы бумаги с копией неваляшек по числу детей

Май «Загадки Акварельки»

1 неделя

37.

«В гостях у красок»

(оттиск поролоном)

Закрепить знания и умения детей применять в рисунке нетрадиционные техники рисования. Поддерживать интерес к изодеятельности. Доставить детям радость и удовольствие.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Продолжи узор»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Гуашь, поролоновые печатки, мисочки для печати, салфетки, иллюстрации вазочек.

3 неделя

38.

«Сегодня мы - волшебники»

(кляксография)

Совершенствовать навыки нетрадиционного рисования кляксография. Развивать умение узнавать того, кто прячется в цветном пятне.

Развивать у детей фантазию, воображение.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «На что похоже?»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Трубочка для сока, пластиковая ложка, бумага, гуашь, кисть, вода, салфетка, ноутбук. Мольберт, игрушка из картона «Живая-Клякса», рисунки из кляксы

4 неделя

39.

«Гуси-лебеди»

(Рисование ладошкой)

Продолжать учить рисовать знакомые образы при помощи своих ладошек, развивать воображение, воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Парочки»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Листы тонированной бумаги формата А4 зелёного цвета – по количеству детей и для воспитателя, поролоновые губки, пропитанные гуашевой краской (белая, жёлтая) салфетки бумажные, салфетки влажные. Картина «Домашние птицы. Гуси». Игрушка – лебедь

Июнь «Лето! Ах, лето»

1 неделя

40.

«Вот и лето пришло»

Развивать у детей желание рисовать; учить самостоятельно, придумывать сюжет, использовать полученные умения; активизировать самостоятельные действия детей; совершенствовать двигательные умения и навыки.

.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Когда это бывает?»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Листы бумаги, гуашь, ванночки для гуаши, салфетки, иллюстрации солнца, лето

Июнь 2 неделя

41.

«Летняя полянка»

(Рисование мыльными пузырями)

Упражнять в рисовании в технике рисование мыльными пузырями, учить располагать изображение по всей поверхности листа, создавая простейшую композицию, развивать воображение, эстетический вкус, воспитывать аккуратность.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Найди такой же цветок»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Стаканчики с цветным мыльным раствором; коктельные трубочки по количеству детей; ватман; салфетки; клей; бумажные цветы и пчелки. Веселая музыка.

Июнь 3 неделя

42.

«Мы рады солнышку»

(Рисование ладошкой)

Продолжать учить рисовать знакомые образы при помощи своих ладошек, развивать воображение, воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Что бывает круглое?»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Листы бумаги, гуашь, ванночки для гуаши, салфетки, иллюстрации солнца.

Июнь 4 неделя

43.

«Воздушные шары»

( Оттиск смятой бумагой)

Продолжать знакомить с техникой рисования мятой бумагой, дать представления о фактурах, которых можно передать, используя данную технику, воспитывать интерес к рисованию.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «На что похоже?»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Альбомные листы; разноцветная гуашь в мисочках; кисточки; надутые воздушные шарики на каждого ребенка.

«Сказочные животные»

(Тычок жесткой кистью)

Продолжать знакомить детей с техникой выполнения рисунка способом тычкования жесткой кистью, развивать представления о предметах и фактурах, которые можно рисовать в этой технике, воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме.

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «Рисуем в воздухе»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Иллюстрации с изображением животных, силуэты животных, гуашь, кисть с жестким ворсом, салфетки.

«Волшебные картинки»

(Кляксография)

Продолжать знакомить детей с «кляксографией», развивать внимание, воображение. Воспитывать аккуратность, интерес к рисованию.

Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги

  • игровой момент
  • рассматривание иллюстраций
  • д/и «На что похоже?»
  • показ и объяснение
  • практическая деятельность
  • пальчиковая гимнастика
  • итог занятия

Лист бумаги, кисть №6, гуашь, салфетки.

44.

Мониторинг

Выявление уровня творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования

45.


5. СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ

ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Мониторинг проводится  2 раза в год: определение стартового уровня развития способностей у воспитанников проходит на 1-2 неделях, итоговый результат – на 35-36.

Мониторинг из серии заданий.

1 серия заданий проводится в виде индивидуальной беседы и направлена на выявление интереса ребенка к рисованию.

Беседа:

- Любишь ли ты рисовать?

- Где тебе больше нравиться рисовать: дома или в детском саду?

- Что тебе больше всего нравиться рисовать?

- Какие материалы при этом любишь использовать?

2 серия заданий направлена на передачу образа предмета средствами нетрадиционных техник:

Задание 1. «Мой маленький друг»

Цель: определить передачу эмоциональной выразительности.

Задание 2. «Выставка животных»

Цель: определить выразительность образа.

Задание 3. «Пейзаж»

Цель: определить владение детьми нетрадиционными  техниками.

Задание 4. «Времена года»

Цель: определить отношение к создаваемому образу в рисунке.

Диагностика детей младшего дошкольного возраста проходит в естественных условиях в две серии, индивидуально и фронтально (графическое  изображение).


5.1. Протокол выявления  уровня творческих способностей детей

через использование нетрадиционных техник рисования

Дата: _____________                                                                                                                                  Ф.И.О. воспитатель: Тендентник М.Н.

Ф.И,

Ребенка

Различает и называет некоторые цвета спектра (красный, зеленый, желтый, зеленый)

Различает и называет некоторые

геометрические фигуры

(шар, куб, круг, квадрат, треугольник)

Использует сенсорные эталоны

Располагает рисунок на всей поверхности листа.

Владеет  техникой пальчикового рисования (оттиск ладонью,

пальчиком – точку, мазок, линию)

Владеет техникой печатанья (картофелем, пробкой, поролоном)

Умеет рисовать в технике тычка жесткой кистью

Эмоционально откликается на художественный образ

Самостоятельно экспериментирует с материалами

нс

сф

с

нс

сф

с

нс

сф

с

нс

сф

с

нс

сф

с

нс

сф

с

нс

сф

с

нс

сф

с

нс

сф

с

Багышова Хадижа

Гренц Настя

Зубарева Кристина

Коновалова Дарья

Корепанов Сергей

Кривых Никита

Кузовенкова Полина

Лапшина Лера

Мандровская Лера

Матасова Катя

Моисеенко Ксюша

Мулюков Данил

Некрасова Дарья

Нурмухаметова Вика

Ожгибесова Валя

Ожгибесова Оля

Прибытков Антон

Рауш Алексей

Сафонов Денис

Семенова Варя

Сидоров Лаврентий

Султанова Алена

Тюлюбаев Бакытбек

Уколова Настя

Фоминов Артем

Якупов Даниил


5.2. КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ ОВЛАДЕНИЯ ДЕТЬМИ

НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКОЙ РИСОВАНИЯ

Навыки сформированы: Ребенок по собственной инициативе использует нетрадиционные техники рисования. Знает и  экспериментирует с изобразительными и нетрадиционными материалами для создания изображения. Достаточно хорошо владеет навыком рисования карандашом и кистью, моторные навыки развиты на должном уровне. Знает основные цвета и хорошо подбирает их в процессе выполнения, точно передает простые формы. Видит и украшает всю плоскость или форму, создает простую композицию, в которой просматривается ритм. Эмоционально проявляет отношение содержанию изображения, может оценить свою работу. Проявляет самостоятельность, оригинальность, дополняет изображение дополнительными деталями. Задания выполняет самостоятельно, без помощи взрослого, в случае необходимости обращается с вопросами.

Навыки на стадии формирования: Ребенок нетрадиционные техники рисования используют фрагментарно, чаще всего после подсказок педагога. Не достаточно знает виды материала,   экспериментирует с материалами в основном по предложению педагога.  Не достаточно владеет навыками работы карандашом, кистью, моторика рук не развита на должном уровне.  Иногда путает цвета, не умеет их подбирать, немного искажает форму. Имеет место скученное изображение, нет единой композиции, ритм слабо выражен. Проявляются отдельные элементы эмоционального отношения к процессу изображения, затрудняется делать эстетическую оценку. Работы не отличается оригинальностью и самостоятельностью,  по просьбе педагога дополняет рисунок деталями, обращается за помощью.

Навыки не сформированы: Ребенок не знает нетрадиционные техники рисования, использует их только под руководством педагога. Не знает виды материала, не умеет и не желает экспериментировать с изобразительными материалами для создания изображения.  Не умеет работать карандашом и кистью, моторные навыки слабо развиты. Не различает основные цвета, не может самостоятельно их подобрать, искажает форму, в изображении нет единства, отсутствует композиция, не просматривается ритм. Эмоционально-эстетическое отношение к процессу изображения не проявляет, не умеет делать эстетическую оценку. Выполняет работу так, как указывает взрослый, не проявляет  самостоятельности и инициативы, отсутствует интерес. С вопросами к педагогу  обращается, нуждается в поддержке и стимуляции деятельности со стороны взрослого. В работе руководствуется образцом.


6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программные мероприятия реализуются в установленном порядке исполнителями программы.

Координацию деятельности по выполнению программы осуществляет администрация МАУДО «Детский сад№9».

Исполнителем программы «Акварелька» является педагог кружка дополнительного образования Тендентник Марина Николаевна.

Организационно-методическое и информационное сопровождение Программы осуществляет заместитель заведующего по воспитательной и методической работе.

Координатор:

разрабатывает перечень показателей для контроля за ходом реализации Программы;

анализирует ход выполнения плана мероприятий по реализации программы, вносит предложение по ее корректировке;

подготавливает предложения по совершенствованию механизмов реализации Программы.

Исполнитель:

- несет ответственность за своевременную, качественную подготовку и реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств ее реализации;

- обеспечивает методическое и организационно–техническое сопровождение реализации Программы;

участвует  в реализации мероприятий Программы;

проводит мониторинг реализации Программы.

Отбор детей в кружок происходит на основании заявлений родителей (законных представителей). Время проведения – согласно установленному расписанию.

Расписание занятий

Таблица №4

Дни недели

Время проведения

Четверг

16 час. 30мин.-16час.45 мин.

Продолжительность занятия 15 минут

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1, - М.: Издательство Скрипторий 2003, 2007. – 80 с.
  2. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2, - М.: Издательство Скрипторий 2003, 2007. – 72 с.
  3. Красота. Радость. Творчество: программа эстетического воспитания детей 2-7 лет / Под ред.Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой,  М.Б. Зацепиной. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
  4. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и родителей. – СПб.: КАРО, 2007.- 96с. +с. цв.вкл.
  5. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.
  6. Утробина, К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 -7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 64
  7. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошк. учреждений / Г.С. Швайко. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.- 175 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей младшего дошкольного возраста «Волшебные превращения из бумаги»

ЛГ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида № 4 «Золотой петушок»...

ПРОГРАММА дополнительного образования естественно – научной направленности для детей старшего дошкольного возраста «МИР ВОЛШЕБСТВА»

  Актуальность программы  заключается в том, что детскоеэкспериментирование как форма деятельности используется в практикенедостаточно широко, хотя является эффективным средством разв...

Программа дополнительного образования «Путешествие по сказкам» для детей младшего дошкольного возраста

Цель программы: Развитие творческих и артистических способностей детей через устное народное творчество, выраженное в сказках....

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для детей младшего дошкольного возраста «Экологическая мозаика»

АктуальностьЭкологическое воспитание детей — это забота о будущем планеты. Современная образовательная система признаёт за экологическим воспитанием право одного из приоритетных направлений псих...

Образовательная программа дополнительного образования по развитию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством художественного творчества «РАЗВИВАЕМ ТВОРЧЕСТВО»

В условиях реализации ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретают вопросы развития творческих способностей и творческого потенциала подрастающей личности как субъекта отношений с самим ...

Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста «Умелые ручки»

Цель кружка: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи и гармонич...

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Волшебный комочек» детей младшего дошкольного возраста

Программа дополнительного образованияпо художественно-эстетическому развитию«Волшебный комочек»детей младшего дошкольного возраста...