Главные вкладки

    Образовательная программа дополнительного образования по развитию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством художественного творчества «РАЗВИВАЕМ ТВОРЧЕСТВО»
    рабочая программа (младшая, средняя группа)

    Князева Татьяна Николаевна

    В условиях реализации ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретают вопросы развития творческих способностей и творческого потенциала подрастающей личности как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Федеральный Государственный Стандарт направлен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, развитие любознательности, мотивация в достижении успеха. Поэтому отличительной особенностью Программы является развитие познавательной активности детей младшего дошкольного посредством художественного творчества.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_dop_knyazeva.docx69.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

    УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

    «ШКОЛА № 842»

    (ГБОУ «ШКОЛА № 842)

    Образовательная программа

    дополнительного образования

    по развитию познавательной активности детей

     младшего дошкольного возраста посредством

     художественного творчества

    «РАЗВИВАЕМ ТВОРЧЕСТВО»

    Срок реализации 2 года

    Воспитатель

    Князева Татьяна Николаевна

    Москва, 2020 г.

    Содержание

    1. Пояснительная записка………………………………………………………...3

    2. Содержание программы………………………………………………………..8

    4. Методическое обеспечение…………………………………………………...23

    5. Список источников……………………………………………………………24

    6. Приложение……………………………………………………………………27

    1. Пояснительная записка

            Данная дополнительная образовательная программа «Развиваем творчество» разработана в соответствии с требованиями Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Инновационной программы дошкольного образования (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой, 2019 г.) и методических рекомендаций по развитию художественного творчества И.А. Лыковой. Программа полностью соответствует ФГОС ДО.

            Программа «Развиваем творчество» вводит ребенка в удивительный мир художественного творчества и дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у детей мелкой моторики пальцев рук, изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности и познавательной активности.

            Актуальность и отличительная особенность программы

    На сегодняшний день проблема развития творческих способностей у детей дошкольного возраста не нова, но до сих пор актуальна. Актуальность развития творческой личности, способной принимать нестандартные решения, владеть ситуацией новизны, расширять границы известного обосновывается современными тенденциями развития отечественной системы образования в направлении подготовки личности, соответствующей требованиям развивающегося общества.

    В условиях реализации ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретают вопросы развития творческих способностей и творческого потенциала подрастающей личности как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Федеральный Государственный Стандарт направлен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, развитие любознательности, мотивация в достижении успеха. Поэтому отличительной особенностью Программы является развитие познавательной активности детей младшего дошкольного посредством художественного творчества.

            Программа «Развиваем творчество» направлена на развитие у детей творческого и познавательно-исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Также в процессе реализации Программы у младших дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму и к учебной деятельности.

            Принципы построения педагогического процесса:

            - всестороннее развитие каждого ребенка, в том числе развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и  ответственности ребенка;

            - принцип возрастного соответствия — предлагает содержания и методы дошкольного образования в соответствии с психологическими законами развития и возрастными возможностями детей;

            - сочетание принципов научной обоснованности и  практической применимости;

            - объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на  основе традиционных российских духовно-нравственных и социокультурных ценностей;

            - принцип позитивной социализации детей на основе принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

            - учет индивидуальных особенностей, возможностей и интересов детей;

            - личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, что означает понимание (признание) уникальности, неповторимости каждого ребенка; поддержку и развитие инициативы детей в различных видах деятельности;

            - принцип эффективного взаимодействия с семьями воспитанников.

            Цели программы: создать условия для развития личности ребенка, способного к творческому самовыражению и познавательной активности через овладение изобразительными навыками в художественной деятельности. Обеспечить развитие личности, поддержку ее индивидуальности, уникальности, неповторимости, предоставить свободу способов самореализации, открыть путь самостоятельного творческого поиска. Для реализации целей педагог должен поддерживать инициативу ребенка на всех этапах:

            - заметить проявление детской инициативы;

            - помочь ребенку осознать и сформулировать свою идею;

            - способствовать реализации замысла;

            - создать условия для представления (предъявления, презентации) ребенком своих достижений социальному окружению, способствовать тому, чтобы окружающие увидели и оценили полученный результат;

            - помочь ребенку осознать пользу и значимость своего труда для окружающих.

            Задачи:

            Образовательные задачи:

            - способствовать овладению воспитанниками навыками художественно-изобразительной деятельности;

            - обучать навыкам работы с различным изобразительным материалом;

            - сформировать систему умений и навыков в художественно-изобразительном творчестве.

            Развивающие задачи:

            - развивать творческие способности, эмоциональную отзывчивость в ходе изобразительной деятельности;

            - развивать воображение, фантазию, внимание, наблюдательность, нестандартность мышления в процессе изготовления продуктов детской деятельности;

            - формировать ручную умелость и мелкую моторику;

            - развивать инициативность и самостоятельность;

            - развивать коммуникативные навыки.

            Воспитательные задачи:

            - Воспитывать дружеские отношения, чувства личной ответственности, толерантности по отношению к сверстникам;

            - воспитывать и развивать художественный вкус.

            Направления работы:

             1. Развитие творческих способностей.

             2. Художественно-эстетическое развитие.

             3. Познавательное развитие.

            Сроки реализации

            Программа рассчитана на 2 года обучения.

            Образовательная деятельность (далее ОД) проводится 2 раза в неделю во второй половине дня, продолжительность ОД: 15 мин. (для детей младшей группы) и 20 мин. (для детей средней группы).

            Основной формой работы является совместная образовательная деятельность. Формы проведения ОД: игра, творческая мастерская.

            Структура ОД:

            1. Коммуникативная игра.

            2. Сюрпризный момент, сказочный сюжет (мотивация создания работы).

            3. Беседа с детьми, дидактическая игра.

            4. Объяснение приёмов создания работы, исследование материала.

            5. Пальчиковая гимнастика.

            6. Практическая деятельность.

            7. Анализ готовых работ.

            Физкультминутка проводится по мере утомления детей.

            Ожидаемый результат

             Решение задач данной программы поможет детям овладеть основными приемами в технике аппликации, освоить навыки работы с клеем.         

            Освоение программы предполагает овладение детьми знаниями, умениями, навыками, обеспечивающими в целом ее практическую реализацию:

            - дети познакомятся со свойствами бумаги и ее возможностями как материала для художественного творчества;

            - приобретут основные знания в области композиции, формообразования, цветоведения;

             - овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, склеивание;

            - научатся последовательно вести работу (замысел, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);

            - научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;

            - познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезывания, аппликация, конструирование);

            - научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления работ из бумаги (выбор материалов, способы обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль).

            Способы определения результативности

            Проведение педагогического мониторинга, включающего в себя диагностику познавательной активности (диагностика Г. Степановой «Индивидуальный профиль социального развития ребенка»)  и диагностика развития художественного творчества (Т. Комаровой). Данная система оценочных средств позволит проконтролировать и оценить результат освоения программы. Виды проводимого контроля: начальный (с целью определения уровня развития детей), текущий (определение степени освоения материала) и итоговый.

            Итогом в реализации программы являются:

            - результаты диагностики с позитивными изменениями в развитии детей;

            - проявление детьми инициативы и самостоятельности в различных видах детской деятельности, проявление активной жизненной позиции, умения творчески подходить к решению различных задач;

            - выставки детских работ в детском саду;

            - участие в творческих конкурсах;

            - презентация результатов на педагогическом совете.

    2. Содержание программы

    2.1. Учебный план

    Учебный план работы в младшей группе (2020 – 2021 уч. год)

    Кол-во ОД в неделю

    Длительность ОД

    Кол-во ОД в месяц

    Кол-во ОД в год

    Кол-во воспитанников

    2

    15 мин

    8

    64

    6

    2.2. Учебный пан работы в средней группе (2021 – 2022 уч. год)

    Кол-во ОД в неделю

    Длительность ОД

    Кол-во ОД в месяц

    Кол-во ОД в год

    Кол-во воспитанников

    2

    20 мин

    8

    64

    10

    2.3. Календарно-тематическое планирование

    2.3.1. План работы в младшей группе (2020 – 2021 уч. год)

    Календарно-тематический план

    (возраст 3-4 года)

    Образовательная деятельность

    Наименование  темы

    Цель

    Сентябрь

    Мониторинг развития познавательной активности

    Октябрь

    1

    ОД №1

    Экспериментирование с бумагой

    Развитие интереса к исследовательской и творческой деятельности

    2.

    ОД №2

    Экспериментирование с бумагой

    3

    ОД №3

    «Мячики»

    Учить создавать аппликативные картинки: ритмичное раскладывание готовых форм (одинаковых по размеру, но разных по цвету) и аккуратно наклеивать на цветной фон. Развитие чувства формы и ритма.

    4

    ОД №4

    «Воздушные шарики»

    Создание аппликативных картинок: ритмичное раскладывание готовых форм (разных по размеру и по цвету) и аккуратное наклеивание на цветной фон. Развитие чувства формы и ритма.

    5

    ОД №5

    «Бусы»

    Наклеивание готовых форм - кругов разного цвета и размера - в соответствии с замыслом. Нанесение клея по окружности. Воспитание аккуратности, уверенности, самостоятельности.

    6

    ОД №6

    «Кто живёт в домике?»

    Наклеивание готовых форм – квадратов и треугольников разного цвета и размера - в соответствии с замыслом. Воспитание аккуратности, уверенности, самостоятельности.

    7

    ОД №7

    «Что лежит на тарелочке?»

    Наклеивание готовых форм - кругов разного цвета и размера - в соответствии с замыслом. Нанесение клея по окружности. Дорисовывание фломастерами. Воспитание аккуратности, уверенности, самостоятельности.

    8

    ОД №8

    «Мячик на  дорожке»

    Наклеивание полосок бумаги и кругов разного цвета и размера - в соответствии с замыслом, дорисовывание фломастерами или красками (по выбору детей). Воспитание инициативности, самостоятельности.

    Ноябрь

    9

    ОД №1

    «Яблоки»

    Создание предметных аппликативных картинок из 2-3 элементов (яблоко и 1-2 листочка): составление композиции из готовых (разнородных) элементов на фоне и поочерёдное наклеивание деталей.

    10

    ОД №2

    «Тучи»

    Аппликативное изображение тучи: наклеивание готовых форм на фон, приклеивание рваных кусочков бумаги вторым слоем. Рисование дождя цветными карандашами.

    11

    ОД №3

    «Машинки»

    Наклеивание прямоугольников и кругов разного цвета и размера - в соответствии с замыслом, дорисовывание фломастерами или красками (по выбору детей).

    12

    ОД №4

    «Кто живёт за забором?»

    Наклеивание полосок бумаги с учётом исходной формы (прямоугольник), дорисовывание фломастерами или красками (по выбору детей).

    13

    ОД №5

    «Дождик»

    Аппликативное изображение тучи: наклеивание готовых форм на фон, приклеивание рваных кусочков бумаги вторым слоем. Рисование дождя цветными карандашами.

    14

    ОД №6

    «Фрукты»

    Наклеивание овалов и кругов разного цвета и размера - в соответствии с замыслом, дорисовывание фломастерами или красками (по выбору детей).

    15

    ОД №7

    «Овощи»

    Наклеивание овалов и кругов разного цвета и размера - в соответствии с замыслом, дорисовывание фломастерами или красками (по выбору детей).

    16

    ОД №8

    «В автобусе»

    Наклеивание прямоугольников и кругов разного цвета и размера - в соответствии с замыслом, дорисовывание фломастерами или красками (по выбору детей).

    Декабрь

    17

    ОД №1

    «Снежинки»

    Наклеивание шестилучевых снежинок из трёх полосок бумаги с учётом исходной формы (круг, шестигранник), дорисовывание узоров фломастерами или красками (по выбору детей).

    18

    ОД №2

    «Разноцветные огоньки в домиках»

    Наклеивание кругов разных по цвету. Закреплять знание цветов, развивать чувство ритма

    19

    ОД №3

    «Пирамидки»

    Учить передавать в аппликации образ игрушки. Закреплять навык изображения предмета из нескольких частей. Закреплять умение располагать детали в порядке уменьшающейся величины.

    20

    ОД №4

    «Салфетка»

    Учить составлять узор на бумаге квадратной формы, располагая по углам и в середине большие кружки одного цвета, а в середине каждой стороны – маленькие кружки другого цвета, развивать чувство ритма, воспитывать аккуратность.

    21

    ОД №5

    «Снеговик»

    Закреплять знание о круглой форме и знание о различении предметов по величине. Учить составлять изображение из частей. Развивать эстетическое восприятие.

    22

    ОД №6

    «Новогодние игрушки»

    Наклеивание готовых форм - кругов разного размера - в соответствии с замыслом. Нанесение клея по окружности. Воспитание аккуратности, уверенности, самостоятельности.

    23

    ОД №7

    «Праздничная

    Ёлочка»

    Создание образа новогодней ёлки из 3-5 готовых форм (треугольников, трапеций); украшение ёлки цветными «игрушками» и «гирляндами» (способом примакивания и тычка). Экспериментирование с художественными инструментами (кисти разного размера, ватные палочки, штампики) и материалами.

    24

    ОД №8

    «Подарки»

    Наклеивание готовых форм – квадратов и прямоугольников разного размера - в соответствии с замыслом Создание своего образа, дорисовывание фломастерами, красками. Воспитание инициативности, уверенности, самостоятельности.

    Январь

    25

    ОД №1

    «Бублики-

    Баранки»

    Наклеивание готовых форм - колец разного размера - в соответствии с замыслом («нанизывание» бубликов-баранок на связку). Нанесение клея по окружности. Воспитание аккуратности, уверенности, самостоятельности.

    26

    ОД №2

    «Колобок на окошке»

    Создание образа колобка: наклеивание готовой формы и дорисовывание деталей фломастерами. Оформление окошка - рисование занавесок, наклеивание декоративных элементов на ставенки.

    27

    ОД№3

    «Колобок покатился по дорожке»

    Наклеивание готовых форм – бумажных полосок, оформление по собственному замыслу. Воспитание инициативности, самостоятельности.

    28

    ОД №4

    «За синими морями, за высокими гора-ми»

    Создание образов сказочных атрибутов - синего моря и высоких гор. Освоение техники обрыв-ной аппликации: разрывание бумаги на кусочки и полоски, сминание, наклеивание в соответствии с замыслом.

    29

    ОД №5

    «Узор на круге»

    Учить располагать узор по краю круга, составлять узор в определенной последовательности, развивать чувство ритма.

    30

    ОД №6

    «Снеговик»

    Наклеивание готовых форм - кругов разного размера - в соответствии с замыслом. Нанесение клея по окружности. Воспитание аккуратности, уверенности, самостоятельности. Дорисовывание материалом по выбору. Развивать инициативность, самостоятельность

    31

    ОД №7

    «Варежки»

    Наклеивание готовых форм - кругов и квадратов разного размера - в соответствии с замыслом. Развивать инициативность, чувство ритма.

    32

    ОД №8

    «Аквариум» (коллективная работа)

    Наклеивание готовых форм (рыбок) разного размера - в соответствии с замыслом. Воспитывать чувство сотрудничества.

    Февраль

    33

    ОД №1

    «Лоскутное

    одеяло»

    Создание образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивание фантиков на основу (2x2 или 3x3) и составление коллективной композиции из индивидуальных работ. Освоение понятия «часть и целое».

    34

    ОД №2

    «Куда ведёт лесенка?»

    Создание образа лесенки: наклеивание готовых форм - бумажных полосок. Дорисовывание сюжета по своему замыслу.

    Воспитание инициативности, самостоятельности.

    35

    ОД №3

    «Платочки и полотенца»

    Наклеивание готовых форм – квадратов и прямоугольников, оформление по собственному замыслу. Воспитание инициативности, самостоятельности.

    36

    ОД №4

    «Мойдодыр»

    Создание весёлых композиций: наклеивание готовых фигурок на цветной фон, рисование на них «грязных» пятен, дорисовка «ёмкостей» для купания (тазик, ванночка, лужа, ручей).

    37

    ОД №5

    Подарок папе, дедушке

    Учить составлять изображение из деталей.

    Развивать эстетическое восприятие, формировать образное представление

    Воспитывать стремление сделать красивую вещь (подарок)

    38

    ОД №6

    «Кто живёт в доме?

    Создание образа: наклеивание готовых форм – квадратов, прямоугольников, треугольников. Дорисовывание сюжета по своему замыслу.

    Воспитание инициативности, самостоятельности.

    39

    ОД №7

    «Сапожки»

    Наклеивание готовых форм - кругов и квадратов разного размера - в соответствии с замыслом. Развивать инициативность, чувство ритма.

    40

    ОД №8

    «Сугробы» (коллективная работа)

    Композиция из мятой бумаги

    Закреплять знания о форме и цвете.

    Воспитывать чувство сотрудничества.

    Март

    41

    ОД №1

    «Букет

    цветов»

    Создание красивых композиций: выбор и наклеивание вазы (из фактурной бумаги) и составление букета из бумажных цветов. Развитие чувства цвета и формы.

    42

    ОД №2

    «Бусы»

    Наклеивание готовых форм – кругов разного цвета и размера, оформление по собственному замыслу. Развитие чувства ритма, инициативности, самостоятельности.

    43

    ОД №3

    «Салфетка»

    Учить составлять узор из кругов и квадратов на салфетке квадратной формы.

    Развивать чувство ритма.

    44

    ОД №4

    «Платок для матрешки»

    Учить составлять узор на треугольном платке, чередуя круги и треугольники. Развивать чувство ритма.

    45

    ОД №5

    «Солнце и тучи»

    Учить создавать сюжетную композицию из обрывного по контуру круга и смятых комочков салфеток. Учить наклеивать скатанные большие комочки бумаги на картон.

    46

    ОД №6

    «Неваляшка танцует»

    Учить создавать образ игрушки в характерном движении («неваляшка танцует»). Показать способ передачи движения через изменение положения (смещение деталей для передачи наклона). Вызвать интерес к «оживлению» аппликативного образа, поиску изобразительно-выразительных средств.

    47

    ОД №7

    «Сосульки»

    Учить технике обрывной аппликации. Уточнить знание цветов. Развивать цветовое восприятие. Оформление по собственному замыслу, развивать инициативность и самостоятельность.

    48

    ОД №8

    «Подснежник»

    Уточнить представление детей о внешнем виде подснежника и показать возможность изображения цветка (овалы). Развивать чувство цвета и формы, дорисовывание фломастерами и красками по выбору детей. Воспитывать эстетические эмоции, художественный вкус.

    Апрель

    49

    ОД №1

    «Скворечник»

    Учить определять форму частей (прямоугольная, круглая, треугольная). Уточнить знание цветов. Развивать цветовое восприятие. Оформление по собственному замыслу, развивать инициативность и самостоятельность.

    50

    ОД №2

    «Светофор»

    Учить создавать образ в определённой последовательности, дорисовывание по желанию детей. Развитие инициативности, самостоятельности.

    51

    ОД №3

    «Солнышко»

    Учить создавать образ солнца: приклеивать большой круг, рисовать лучи, изображать тучку - сминать салфетку в комок и приклеивать, стараясь передать образ («на что похоже»). Показать варианты лучиков: прямые и волнистые линии, завитки, треугольники, круги. Развивать восприятие.

    52

    ОД №4

    «Ракета»

    Учить создавать образ из частей. Закреплять понятия «часть, целое» Дорисовывание фломастерами, красками по выбору детей.

    53

    ОД №5

    «Редиска на тарелке»

    Закреплять знания детей о форме предметов. Учить различать предметы по величине. Упражнять в аккуратном пользовании клеем. Учить составлять композицию из нескольких частей. Развивать инициативность, самостоятельность.

    54

    ОД №6

    «Дерево с листочками»

    (коллективная работа)

    Закреплять знания о форме и цвете.

    Воспитывать чувство сотрудничества.

    55

    ОД №7

    «Автомобили на дороге»

    Учить создавать образ в определённой последовательности, дорисовывание по желанию детей. Развитие инициативности, самостоятельности.

    56

    ОД №8

    Дождь идёт

    Аппликативное изображение тучи: наклеивание готовых форм на фон, приклеивание рваных кусочков бумаги вторым слоем. Рисование дождя цветными карандашами и фломастерами.

    Май

    57

    ОД №1

    «Флажки такие разные»

    Учить детей составлять линейную композицию из флажков, чередующихся по цвету и/или форме. Вызвать интерес к оформлению флажков декоративными элементами. Развивать чувство формы, цвета и ритма.

    58

    ОД №2

    «Гвоздика»

    Уточнить представление детей о внешнем виде гвоздики и показать возможность изображения гвоздики из гофрированной бумаги. Развивать чувство цвета и формы, Воспитывать эстетические эмоции, художественный вкус.

    59

    ОД №3

    «Салют»

    Учить составлять композицию из нескольких частей (круги разного цвета и размера». Дорисовывание фломастерами, красками по выбору детей. Развивать инициативность, самостоятельность.

    60

    ОД №4

    «Ромашка»

    Уточнить представление детей о внешнем виде ромашки и показать возможность изображения ромашки (круг и овалы). Развивать чувство цвета и формы, Воспитывать эстетические эмоции, художественный вкус.

    61

    ОД №5

    Одуванчик

    Вызвать интерес к созданию выразительного образа пушистого одуванчика в технике обрывной аппликации. Уточнить представление детей о внешнем виде одуванчика и показать возможность изображения жёлтых и белых цветов. Развивать чувство цвета и формы, Воспитывать эстетические эмоции, художественный вкус.

    62

    ОД №6

    «Цветочная поляна» (коллективная работа)

    Закреплять знания о форме и цвете.

    Воспитывать чувство сотрудничества.

    63

    ОД №7

    «Кто в домике живёт?»

    Учить составлять композицию из нескольких частей, соблюдая определенную последовательность. Закреплять знание геометрических фигур.

    64

    ОД №8

    «Клубника на блюдце»

    Закреплять знания детей о форме предметов. Учить различать предметы по величине. Упражнять в аккуратном пользовании клеем. Учить составлять композицию из нескольких частей. Развивать инициативность, самостоятельность.

    2.3.2. План работы в средней группе (2021 – 2022 уч. год)

    Образовательная деятельность

    Наименование  темы

    Цель

    Сентябрь

    Мониторинг развития познавательной активности

    Октябрь

    1

    ОД №1

    «Железная дорога»

    Знакомство с ножницами и освоение

    техники резания по прямой –

    разрезание бумажного

    прямоугольника на узкие полоски

    (шпалы для железной дороги).

    2

    ОД №2

    «Цветочная

    клумба»

    (коллективная работа)

    Составление полихромного цветка

    из 2-3 бумажных форм, подбор

    красивого цветосочетания.

    Освоение приёма оформления цветка:

    надрезание «берега» (края)

    бахромой.

    3

    ОД №3

    «Цветной

    домик»

    Разрезание («на глаз») широких

    полосок бумаги на «кубики» (квадраты)

    или «кирпичики» (прямоугольники).

    Деление квадрата по диагонали на два

    треугольника (крыша дома).

    4

    ОД №4

    «Листопад

    и звездопад»

    Создание красивых композиций из

    природного материала (засушенных

    листьев, лепестков цветов, семян)

    на черной бумаге. Знакомство

    с явлением контраста.

    5

    ОД №5

    «Золотые

    подсолнухи»

    Создание композиций из разных

    материалов. Формирование

    аппликативных умений в приложении

    к творческой задаче. Развитие чувства

    ритма и композиции.

    6

    ОД №6

    «Город» (коллективная работа)

    Разрезание («на глаз») широких

    полосок бумаги на «кубики» (квадраты)

    или «кирпичики» (прямоугольники).

    Воспитывать чувство сотрудничества.

    7

    ОД №7

    «Вишнёвый компот»

    Отрезание уголков у квадрата, умение самостоятельно составлять композицию (вишни в банке). Развивать инициативность.

    8

    ОД №8

    «Овощи»

    Отрезание уголков у прямоугольника и квадрата, умение самостоятельно составлять композицию (огурцы и помидоры в банке). Развивать инициативность.

    Ноябрь

    9

    ОД №1

    «Тучи по небу

    бежали»

    Знакомство с техникой аппликативной

    мозаики: разрезание узких полосок

    бумаги синего, серого, голубого и

    белого цвета на кусочки и наклеивание

    в пределах нарисованного контура –

    дождевой тучи.

    10

    ОД №2

    «Заюшкин

    огород

    (капустка

    и морковка)»

    Аппликативное изображение овощей:

    разрезание прямоугольника

    по диагонали и закругление уголков

    (две морковки); обрывная

    и накладная аппликации (капуста).

    11

    ОД №3

    «Зайка

    серенький стал

    беленьким»

    Трансформация выразительного

    образа зайчика: замена летней шубки

    на зимнюю – наклеивание бумажного

    силуэта серого цвета и раскрашивание

    белой гуашевой краской.

    12

    ОД №4

    «Полосатый

    коврик для кота»

    Составление красивых ковриков из

    полосок и квадратиков, чередующихся

    по цвету. Освоение нового способа –

    резание бумаги по линиям сгиба.

    13

    ОД №5

    «Перчатки

    и котятки»

    Изображение и оформление «перчаток» (или «рукавичек») по своим ладошкам – правой и левой. Формирование графических умений – обведение кисти руки с удерживанием карандаша на одном расстоянии без отрыва от бумаги. Создание орнамента (узор на перчатках).

    14

    ОД №6

    «Опавшие листья»

    Учить технике обрывной аппликации. Создание композиции по замыслу, воспитание инициативности, самостоятельности.

    15

    ОД №7

    «Полоски на чашке»

    Учить детей правильно держать ножницы, сжимать и разжимать кольца, резать по прямой линии, украшать предмет с помощью вырезанных полосок.

    16

    ОД №8

    «Снег на крыше»

    Учить технике аппликативной

    мозаики: разрезание узких полосок

    бумаги белого цвета на кусочки и наклеивание

    в пределах нарисованного контура –

    крыши.

    Декабрь

    17

    ОД №1

    «Белая снежинка»

    Продолжать учить правильно держать ножницы, разрезать квадрат на узкие полоски. Упражнять в составлении задуманного предмета из полос. Закреплять навыки аккуратного и ровного наклеивания.

    18

    ОД №2

    «Будка для собаки»

    Учить разрезать квадрат на два треугольника, а круг на два полукруга. Продолжать учить составлять и аккуратно наклеивать изображение предмета из нескольких частей. Развивать инициативность, самостоятельность.

    19

    ОД №3

    «Теремок»

    Продолжать формировать навык разрезания прямоугольника на длинные полосы. Закреплять умение составлять из полос задуманный предмет. Учить располагать предмет в центре листа, аккуратно и ровно наклеивать. Дорисовывание фломастерами, красками.

    20

    ОД №4

    «Зимний лес»

    Учить технике аппликативной

    мозаики: разрезание узких полосок

    бумаги разного цвета на кусочки и наклеивание

    на нарисованные деревья. Воспитание инициативности, самостоятельности.

    21

    ОД №5

    «Гирлянда из флажков»

    Коллективная работа

    Учить складывать прямоугольник пополам, соединять с помощью клея стороны сложенного прямоугольника, пропуская между ними нитку. Учить чередовать флажки по цвету

    22

    ОД №6

    Праздничная

    ёлочка

    (поздравительная открытка)

    Аппликативное изображение ёлочки из треугольников, полученных из квадратов путём разрезания их по полам по диагонали. Украшение ёлок декоративными элементами (сочетание аппликативной техники с рисованием ватными палочками). Создание красивых новогодних открыток в подарок родителям.

    23

    ОД №7

    «Украсим ёлочку»

    Учить технике аппликативной

    мозаики: разрезание узких полосок

    бумаги разного цвета на кусочки и наклеивание

    в пределах нарисованного контура –

    ёлочки.

    24

    ОД №8

    «Снег на ветке»

    Учить технике обрывной аппликации.

     Создание композиции по замыслу, воспитание инициативности, самостоятельности.

    Январь

    25

    ОД №1

    «Варежки»

    Изображение и оформление  «варежек» по своим ладошкам – правой и левой. Формирование графических умений – обведение кисти руки с удерживанием карандаша на одном расстоянии без отрыва от бумаги. Создание орнамента (узор на варежках).

    26

    ОД №2

    «Вкусный сыр

    для медвежат»

    Вызвать интерес к обыгрыванию сказочной ситуации деления сыра на части (По

    мотивам венгерской сказки «Два жадных

    медвежонка»). Учить детей делить бумажный круг пополам. Показать приёмы

    оформления сыра дырочками. Формировать представление о целом и его частях

    (круг – целое, половинки – части, четвертинки – части половинок и круга в

    целом).

    27

    ОД№3

    «Деревья в снегу»

    (коллективная работа)

    Учить технике обрывной аппликации.

     Создание композиции по замыслу, воспитание инициативности, самостоятельности.

    28

    ОД №4

    «Открытка»

    Учить технике аппликативной

    мозаики: разрезание узких полосок

    бумаги разного цвета на кусочки и наклеивание

    в пределах нарисованного контура –

    открытки.

    29

    ОД №5

    «Веселый снеговик»

    Учить технике обрывной аппликации.

     Создание композиции по замыслу, воспитание инициативности, самостоятельности.

    30

    ОД №6

    «Угощение»

    Создание композиции разными техниками (мозаика, обрывная), воспитывать дружеские взаимоотношения, формировать детское сообщество.

    31

    ОД №7

    «На прогулку»

    Учить обрезать прямоугольник до трапеции. Закреплять умение составлять предмет из отдельных частей. Дорисовывание материалом по выбору. Воспитывать инициативность, самостоятельность.

    32

    ОД №8

    «Снег»

    Учить технике аппликативной

    мозаики: разрезание узких полосок

    бумаги белого цвета на кусочки и наклеивание

    в пределах нарисованного контура –

    домиков.

    Февраль

    33

    ОД №1

    «Избушка

    ледяная

    и лубяная»

    Создание на одной аппликативной

    основе (стена – большой квадрат,

    крыша – треугольник, окно –

    маленький квадрат) разных образов

    сказочных избушек – лубяной для

    зайчика и ледяной для лисы.

    34

    ОД №2

    «Зимняя картина»

    (коллективная работа)

    Создание композиции разными техниками (мозаика, обрывная), воспитывать дружеские взаимоотношения, формировать детское сообщество.

    35

    ОД №3

    «Валентинка»

    Учить технике аппликативной

    мозаики: разрезание узких полосок

    бумаги разного цвета на кусочки и наклеивание

    в пределах нарисованного контура –

    сердечка. Развитие инициативности, самостоятельности.

    36

    ОД №4

    Военный корабль

    Учить обрезать прямоугольник до трапеции. Закреплять умение составлять предмет из отдельных частей. Дорисовывание материалом по выбору. Воспитывать инициативность, самостоятельность.

    37

    ОД №5

    «Быстрокрылые

    самолёты»

    Изображение самолёта из бумажных

    деталей разной формы и размера

    (прямоугольников, полосок).

    Видоизменение деталей: срезание,

    загибание и отгибание уголков,

    разрезание прямоугольника пополам

    поперёк и по диагонали.

    38

    ОД №6

    «Снегирь на ветке рябины»

    Создавать объёмную аппликацию выполняя ягоды рябины в виде комочков и приёмов вытачки и частичного приклеивания крыла снегиря. Упражнять в разрезывании бумаги на узкие полоски.

    39

    ОД №7

    «Ваза»

    Учить технике аппликативной

    мозаики: разрезание узких полосок

    бумаги разного цвета на кусочки и наклеивание

    в пределах нарисованного контура –

    вазы.

    40

    ОД №8

    «Курочка

    и петушок»

    Создание условий для творчества

    детей по мотивам филимоновской

    игрушки. Уточнение представления о

    характерных элементах декора и

    цветосочетаниях.

    Март

    41

    ОД №1

    «Цветок в горшке»

    Продолжать учить вырезать трапецию из квадрата, срезая углы, отрывать от салфетки небольшие кусочки, сминать их в комочек и наклеивать. Дорисовывание материалом по выбору, воспитание инициативности, самостоятельности.

    42

    ОД №2

    «Цветы в подарок маме»

    Учить детей создавать красивую композицию из цветов (букет) в смешанной технике: бумажная пластика, мозаика, обрывная, развивать эстетическое восприятие, формировать образное представление. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание ее порадовать.

    43

    ОД №3

    «Смотрит солнышко в окно»

    Продолжать учить детей работать в смешанной технике, дополнять по желанию недостающими деталями, развивать воображение, чувство цвета и формы. Воспитание инициативности, самостоятельности.

    44

    ОД №4

    «Воробьи в лужах»

    Вырезание круга (лужа, туловище

    воробья) способом последовательного

    закругления четырёх уголков

    квадрата. Обогащение аппликативной

    техники.

    45

    ОД №5

    «Признаки весны» (коллективная работа)

    Создание композиции разными техниками (мозаика, обрывная), воспитывать дружеские взаимоотношения, формировать детское сообщество.

    46

    ОД №6

    «Кот и мышка»

    Упражнять детей в скручивании жгутиков разных размеров из бумажных салфеток и использовании их в аппликации, создавать образы животных.

    47

    ОД №7

    «Декоративный поднос»

    Продолжать учить детей работать в смешанной технике, дополнять по желанию недостающими деталями, развивать воображение, чувство цвета и формы. Воспитание инициативности, самостоятельности.

    48

    ОД №8

    «Нарядная лампа»

    Учить технике аппликативной

    мозаики: разрезание узких полосок

    бумаги разного цвета на кусочки и наклеивание

    в пределах нарисованного контура –

    лампы.

    Апрель

    49

    ОД №1

    «Живые»

    облака

    Изображение облаков, по форме

    похожих на знакомые предметы или

    явления. Освоение обрывной техники

    аппликации. Развитие воображения.

    50

    ОД №2

    Кошка

    с воздушными

    шариками

    (по мотивам

    Д. Хармса)

    Рисование простых сюжетов по

    мотивам литературного произведения.

    Свободный выбор изобразительно-выразительных средств для передачи

    характера и настроения персонажа

    (кошки, поранившей лапку).

    51

    ОД №3

    «Ракеты

    и кометы»

    Создание аппликативных картин

    на космическую тему. Освоение

    рационального способа деления

    квадрата на три треугольника

    (один большой для носа ракеты

    и два маленьких для крыльев).

    Совершенствование обрывной техники.

    52

    ОД №4

    «Мышонок -

    Моряк»

    Вырезание и наклеивание разных

    корабликов. Самостоятельное

    комбинирование освоенных приёмов

    аппликации: срезание уголков для

    получения корпуса корабля, разрезание

    прямоугольника или квадрата по

    диагонали для получения паруса.

    53

    ОД №5

    «Рыбки играют,

    рыбки сверкают

    (на основе

    незавершённой

    композиции)»

    Изображение рыбок из отдельных

    элементов (кругов, овалов,

    треугольников). Развитие

    комбинаторных и композиционных

    умений.

    54

    ОД №6

    «Весенние  листочки»

    Создание аппликативных картин

    на весеннюю тему. Совершенствование обрывной техники. Развитие самостоятельного поиска и инициативности

    55

    ОД №7

    «На дороге»

    Учить вырезать круглые формы из квадратов путем скругления углов, создавать образ из заранее вырезанных частей, создание своего образа. Дорисовывание материалом по выбору.

    56

    ОД №8

    «Разные мячики»

    Закреплять умение разрезать полосы на квадраты, скруглять углы, развитие самостоятельного поиска в решении творческой задачи.

    Май

    57

    ОД №1

    «У солнышка

    в гостях»

    Рисование простых сюжетов по мотивам сказок. Закрепление техники вырезания округлых форм из квадратов разной величины. Понимание обобщённого способа изображения разных животных (цыплёнок и утёнок) в аппликации и рисовании – на основе двух кругов или овалов разной величины (туловище и голова). Развитие способности к формообразованию.

    58

    ОД №2

    «Трава и цветы»

    Учить технике аппликативной

    мозаики: разрезание узких полосок

    бумаги разного цвета на кусочки и наклеивание

    в пределах нарисованного контура –

    травы.

    59

    ОД №3

    «Воздушные шары»

    Учить вырезать овалы из прямоугольников и наклеивать их на нарисованные веревочки того же цвета. Развивать мышление и глазомер. Дорисовывание по выбору. Воспитание инициативности, самостоятельности.

    60

    ОД №4

    «Салют»

    Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на темный фон.

    61

    ОД №5

    «Ветка яблони»

    Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на нарисованную ветку. Воспитание инициативности, самостоятельности.

    62

    ОД №6

    «Божьи коровки»

    Продолжать формировать умение отрывать от листа бумаги кусочки, наклеивать на приготовленную форму. Дорисовывание материалами по выбору.

    63

    ОД №7

    «Петушок – золотой   гребешок»

    Упражнять в комковании и скатывании в жгутики полосок от бумажных салфеток. Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных жгутиков на силуэт хвоста, комочков на туловище)

    64

    ОД №8

    «Весенний луг» (коллективная работа)

    Создание композиции разными техниками (мозаика, обрывная), воспитывать дружеские взаимоотношения, формировать детское сообщество.

    3. Методическое обеспечение

             Материально-техническое обеспечение

             - дидактический материал. Он включает в себя иллюстрации, дидактические игры, наглядный и раздаточный материал, специальную и дополнительную литературу;

            - столы для продуктивной деятельности, стулья, мольберты, подставки

     под экспонаты;

            - бумага офисная белая, цветная бумага, гофрированная, картон, газета, бросовый материал и др.;

            - изобразительные материалы и инструменты: карандаши, фломастеры,

    клей ПВА, клей – карандаш, ножницы, пластилин, стеки, клеенки;

            - природный материал (еловые, сосновые шишки, гербарии трав, цветов,

    листьев, перья, семена, мох, ветки и др.).

            Методы и приёмы

            - словесные (рассказ, объяснение, беседа, художественное слово, проблемные вопросы);

             - наглядные (демонстрация педагогом приемов работы; показ предметов, поделок, демонстрация произведений народного творчества, использование образца, использование иллюстративного материала);

            - практические (экспериментирование с изобразительными материалами, обследование предметов, являющихся основой художественного творчества; овладение приемами работы и технологическими процессами).

            - активно - деятельный метод (дети приобретают знания и навыки в деятельности);

             - продуктивный (дети самостоятельно приобретают новые знания и навыки, используя имеющийся опыт);

            - поисковый (исследовательская деятельность, в ходе которой открывают новые знания).

    Список источников

    1. Айдашева Г.А. Дошкольная педагогика [Текст] / Г.А. Айдашева, Н.О. Пичугина. - М: Феникс, 2014. - С.326.
    2. Актуальные проблемы развития психики ребенка // Вопросы детской психологии (дошкольный возраст). Известия АПН РСФСР, вып. 14).М.; Л., 2014, с. 24-37
    3. Большая книга развития творческих способностей для детей 3-6 лет, С.Е. Гаврина и др., 2009 г.
    4. Баданина Л.П. Диагностика и развитие познавательных процессов. Практикум по общей психологии. - М.: НОУ ВПО МПСИ, 2012. - 264 с.
    5.  Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста [Текст] / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1986.- 228 с.
    6. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.
    7. Ванслова, Е.Г. Раздвигаем границы эстетического образования [Текст] / Е. Ванслова // Искусство. 2–008. –№2. – С. 28 – 29.
    8. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. - 2003. - №6. - С.57-67.
    9. Ветлугина Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду / В.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2002.
    10. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362 с.
    11. Веракса, Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 336
    12. Веракса Н.Е. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте [Текст] /Н.Е. Веракса, А.И. Булычева// «Вопросы психологии» 2002. -№. 2.-С.24.
    13. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст]/Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 523 с.
    14. Выготский, Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте. Развитие высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский. // Психология. – М.: Сфера, 2012. – С. 212-246.
    15. Давидчук, А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре: Методическое пособие / А.Н. Давидчук.. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 96 c.
    16. Кирсанова, Т. В., Кузьмина С. П., Савостикова, Е. Л. Условия оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ / Т. В. Кирсанова, С. П. Кузьмина, Е. Л. Савостикова // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 5. – С. 11–15.
    17. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 64с.
    18. Комарова, Т. С. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада [Текст] / Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина . – М.: Мозаика – Синтез, 2010. – 256 с.
    19. Локтионова, З. А., Варыгина, В. В. Поисково-познавательная работа в детском саду / З. А. Локтионова, В. В. Варыгина // Методист. – 2006. – №8. – С. 60–64.
    20. Лосева, Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы / Е. В. Лосева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.
    21. Леонова, Н.Н. Художественно-эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ. Перспективное планирование, конспекты / Н.Н. Леонова. - СПб.: Детство-Пресс, 2016. - 320 c.
    22. Левин В.А. Воспитание творчества. Томск: Пеленг, 2009. 56 с.
    23. Литвинова, О.Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности / О.Э. Литвинова. - СПб.: Детство-Пресс, 2015. - 256 c.
    24. Лыкова И.А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности. Обзор программ дошкольного образования. М., 2010. 144 с.
    25. Лыкова И. А.  Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа: учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017. – 152 с.
    26. Микляева, Н.В. Познавательное и речевое развитие дошкольников (под ред. Н.В. Микляевой) / Н.В. Микляева. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 208 c.
    27. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с
    28. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336
    29. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240 с.
    30. Поддъяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. М., 2011. 187 с.
    31. Поддъяков Н.Н. Очерки психического развития дошкольников. – Просвезение-Альфа, М., 2012. – 341с.
    32. Полозова, Е. В. Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста [Текст] / Е. В. Полозова. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С. – 2007. – 218 с
    33. Тугушева, Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста / Тугушева Г. П. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.
    34. Художественно–эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи.» [Текст] \(сост. Е. П. Климова) – Волгоград: Учитель, 2005. – 246 с.
    35. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – Фортуна, М., 2013. – 207с.

    Приложение

    Приложение 1

    Возрастные особенности развития детей 3–4 лет

            В  возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за  пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не  только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с  его реальными возможностями.

            Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с  одними предметами предполагает их отнесенность к  другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.

            Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

            Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

            Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

            Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

            Конструктивная деятельность в  младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.         В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от  использования предэталонов  —  индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по  величине, ориентироваться в  пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса—и в помещении всего дошкольного учреждения. Развиваются память и  внимание.

            По  просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4  слова и  5–6 названий предметов. К  концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

            Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

            В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

            Взаимоотношения детей обусловлены нормами и  правилами. В  результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. Взаимоотношения детей ярко проявляются в  игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения.

            Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

            В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями.

            Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

    Приложение 2

    Возрастные особенности развития детей 4–5 лет

            В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от  принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и  реальных взаимодействий детей.

            Развивается изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

            Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по  собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

            Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

            К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.

            Совершенствуется ориентация в пространстве.

            Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

            Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по  схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

            Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше  — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же—больше белых.

            Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и  произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.         Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он  способен удерживать в  памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

            В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и  дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.

            Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

            У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

            Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

            Основные достижения возраста связаны с  развитием игровой деятельности; появлением ролевых и  реальных взаимодействий; с  развитием изобразительной деятельности; конструированием по  замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в  уважении со  стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со  сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дополнительная образовательная программа по сенсорному развитию «РАДУГА» с детьми дошкольного возраста 3 – 5 лет

        Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе,...

    Дополнительная образовательная программа по сенсорному развитию «РАДУГА» с детьми дошкольного возраста 3 – 5 лет

        Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе,...

    Инновации в образовательном пространстве: Опыт, проблемы, перспективы Статья:"Роль проектной в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста"

    Инновации в образовательном пространстве:ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ,ПЕРПЕКТИВЫ. Статья: "Роль проектной в развитии позновательной активности детей дошкольного  возраста" (ссылка)...

    Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности. План-программа по конструированию для детей 3 – 4 лет

    Тематический план рабочей программы составлен в соответствии с тематическим планом образовательной программы ДОУ по программе «Союз трех культур»....

    «Юные Эйнштейны» (Программа по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста через детское экспериментирование)

    Программа по развитию познавательной  активностидетей дошкольного возрастачерез детское экспериментирование...

    Дополнительная образовательная программа по экологическому развитию для детей старшего дошкольного возраста тема: «Огород – круглый год»

    Пояснительная записка Рабочая программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста разработана на основе:§парциальной программы экологического воспитания  дошкольн...

    Мастер-класс для педагогов: «Использование интерактивных тематических папок в образовательном процессе ДОУ, способствующих развитию познавательной активности детей дошкольного возраста»

    Все дальше и дальше люди отдаляются от своего главного источника знаний – книга. Перед педагогом всё чаще стоит вопрос. Как, привить у ребёнка любовь к книге и поддержать познавательную ак...