Особенности коммуникативной деятельности детей со стертой дизартрией
статья на тему

Ляцкая Наталья Николаевна

статья расскрывает особенности коммуникативной деятельности детей со стёртой дизартрией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geknrfwbz.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности коммуникативной деятельности детей со стертой дизартрией

В специальной литературе сведения об особенностях коммуникативной деятельности детей со стертой дизартрией представлены крайне фрагментарно. В большей степени эти вопросы освещены в отношении детей с заиканием, с моторной (экспрессивной) алалией.

Исследование межличностных отношений детей с речевыми нарушениями показало с использованием социометрической оценки, что среднее количество контактов с отдельными детьми в течение срока наблюдения (объем общения) существенно не отличается от показателей, зафиксированных в группе сверстников с нормальным речевым развитием. При этом дети с нарушениями речи чаще меняют партнеров, а их контакты осуществляются в основном на более низком уровне организации. Преобладающими являются невербальные формы общения – бессюжетные подвижные игры. Общение дошкольников без речевой патологии, как правило, более продолжительно и отличается развернутым игровым сюжетом. Кроме того, их взаимодействие осуществляется преимущественно на вербальном уровне с выраженными ролевыми отношениями и иерархией статусов.

Динамика среднего количества взаимодействий в группе детей со стертой дизартрией носит гипостенический  характер, то есть интенсивность общения уменьшается, что обусловлено повышенной истощаемостью нервной системы этих детей. Так, в начале наблюдения дети со стертой дизартрией играли в среднем с пятью партнерами, а к его окончанию (через 30 минут) стали общаться в среднем с тремя партнерами. В то же время их сверстники без речевой патологии отличаются стабильностью игровых объединений. Калягин В.А., Овчинникова Т.С.[10]В исследовании Соловьевой Л.Г. [32]  отмечается, что у дошкольников с общим недоразвитием речи имеются нарушения общения, проявляющиеся, прежде всего, в незрелости его мотивационно-потребностной сферы. Трудности  этих детей в осуществлении речевого общения со взрослыми и сверстниками связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений. Как указывает Соловьева Л.Г. [32], высказывания, используемые дошкольниками этой категории в бытовой речи, как правило, грамматически просты и лаконичны. Применение лексики с конкретным предметным значением исключает несовпадение денотатов у субъектов коммуникации и, соответственно, не препятствует ее реализации.

Преобладающей формой общения со взрослыми у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи является ситуативно-деловая, что не соответствует возрастной норме.

Список литературы:

1.Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999.

2.Андреева Г.М. Социальная психология. – М: Аспект Пресс, 2002.

3.Буева Л.П. Человеческая деятельность и общение – М., 1978

4.Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999.

5.Гриншпун Б.М., Селиверстов В.И. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью / Дефектология. 1988. №3. – С. 80-84.

6.Гуровец Г.В., Маевская С.И. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии, - М., 1982.

7.Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. - М.: Соц.-полит. журн., 1994. - 96 с.

8.Зимняя И. А. Педагогическая психология – 2007.Золотнякова А.С.  Проблемы психологии общения : (Социальный и личностный типы общения. Их профессиональные, познавательные и генетические аспекты). Учеб. пособие по спецкурсу / Золотнякова А.С. - Ростов н/Д: Б. И., 1976 .

9.Исенина Е.И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза (дословесный период): Учебное пособие. – Иваново: ИвГУ, 1983. – 78 с.

10.Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 320 с.

      11.ЛопатинаЛ.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах                                дошкольников со стертой формой дизартрии. — СПб., 1994.

12.Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1999. – 365 с.

13.Лисина М.И. Потребность в общении//Лисина М.И. Проблемы онтогенеза 14.Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. – Кишинев: Штиинца, 1987. – 135 с.

бщения.- М.: Педагогика, 1986

 15.Лопатина Л. В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения. Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена. // Дефектология. – 1986. - № 2.

детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с

16.Лалаева Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников-  Издательство «Феникс» 2004. 224 стр.

17.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986. – 143 с.

18.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1999. – 350 с.

19.Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии // Проблема общения в психологии. – М.: Наука, 1981. – С. 3-23.

20.Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. – М.: Педагогика, 1984. – 240 с.

21.Прыгин Б.Д. Социальная психология – СПб.,2003

22.Рузская А.Г., Рейнстейн А.Э. Речь детей двух-семи лет в общении со взрослым и сверстником // Генетические проблемы социальной психологии. Сб. статей / Под ред. Я.Л.Коломинского, М.И.Лисиной. – Минск: Изд-во «Университетское», 1985. – С. 88-96.

23.Рыбалко Е.Ф. Генетические ступени развития коммуникативной потребности в дошкольный период // Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. Тезисы Всесоюзного симпозиума / Ред. Э.С. Востокова. – Л., 1973. – С. 142-143.

24.Рыбкина В.Л. Формирование навыков общения в процессе логопедической работы с детьми третьего года жизни в условиях дома ребенка: Автореф. дисс. …канд. пед. наук. – СПб., 2003. – 17 с.

 25.Серебрякова Н.В. Формирование ориентировки на слово у дошкольников                                                                со стертой формой дизартрии //Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений речи у аномальных детей. — Л., 1989.

 26.Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений. — Л., 1976.

27.Соботович Е. Ф., Чернопольская А. Ф.. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики. - М., 1974

28.Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000-151 с.

29.Смирнова Е.О. Взаимосвязь между развитием ролевой игры и общением со сверстниками у дошкольников // Общение как предмет теоретических и прикладных исследований: Тезисы Всесоюзного симпозиума / Ред. Э.С. Востокова. – Л., 1973. – С. 148-149.

30.Слама-Казаку Т. Некоторые особенности диалога маленьких детей / Вопросы психологии. 1961. №2. – С. 97-106.

31.Самойленко Е.С. Основные направления экспериментального исследования речи в ситуациях общения / Психологический журнал. 1985. Т.6. №4. – С. 153-156.

32.Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1996. №1. – С. 36

33.Соловьева Л.Г. Формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности // Дефектология. 1996. №6. – С. 21

34.Филичева Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников // «Дети с проблемами в развитии», 2004 №1

35.Щипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения (Основы коммуникации): Программа развития личности ребенка, навыков его общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет). – СПб.: ЛОИУУ, 1996. – 304 с.

36.Эйдинова М.Б. и Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. М. 1959


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья " Особенности фонематического восприятия у детей со стертой дизартрией "

Для правильного формирования звуковой стороны речи ребенок должен иметь не только подготовленный к этому артикуляторный аппарат, но и уметь хорошо слышать и различать правильно и неправильно произноси...

Особенности развития речи детей со стертой формой дизартрии

Консультация для педагогов «Особенности развития речи детей со стертой формой дизартрии»....

Консультация для родителей: "Особенности моторных функций у детей со стертой дизартрией"

Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной ...

Методическая разработка «Особенности фонематических функций дошкольников со стертой дизартрией и пути их формирования в логопедической работе»

       Хорошая речь - главное условие всестороннего полноценного развития детей, чем шире активный словарный запас и грамотнее речь у него, тем проще  выразить свои мыс...

«Особенности нарушения звукопроизношения и просодических компонентов речи у детей со стертой дизартрией»

Нарушения звукопроизношения и просодических компонентов речи у детей со стертой дизартрией, обусловленны органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата и  обусловлена нарушением ...