Статья для родителей: "Особенности коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
статья (старшая группа)

Садыкова Резиля Решитовна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oda.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО–ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Речь является одной из важнейших психических функций человека. Благодаря речи формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение способностью речевого общения создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.

Проблемы нарушения общения ребенка с ДЦП со сверстниками, сложности адаптации в группе сверстников в современном обществе приобретают все большее социальное значение. Для полноценного психического развития ребенка важен не только сам процесс общения со взрослым, особенно с родителями, но также велика и роль общения со сверстниками. Коммуникативная деятельность и ее значение для общего психического развития детей с ДЦП изучены недостаточно полно по сравнениюс общением здорового ребенка со сверстниками и взрослыми.

Изучению коммуникативной деятельности детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в психолого-педагогической литературе посвящено множество специальных исследований. Это работы Е.М. Мастюковой, Л.М. Шипициной, И.И Мамайчук и др. По данным Е.М. Мастюковой коммуникативные расстройства наблюдаются у 70 – 80 % детей с ДЦП.

Актуальность данной работы заключается в определении уровня сформированности общения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями функций опорно – двигательного аппарата.

Целью нашего исследования явилось изучение особенностей коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Работа проводилась на базе Казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения Чувашской Республики для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Чебоксарская специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад №3 "Надежда" и МБДОУ «Детский сад № 162 «Акварелька» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому развитию детей»» города Чебоксары.

В эксперименте приняли участие две группы испытуемых 6-7 лет: дети, имеющие нарушения функций опорно-двигательного аппарата (экспериментальная группа, 5 детей) и их нормально развивающиеся сверстники (контрольная группа, 6 детей).

Для осуществления поставленных в исследовании задач, нами были использованы психодиагностические методики: «Маски» и «Два домика», предложенные Т.Д. Марцинковской. Данные методики позволяют определить эмоциональное состояние ребенка в группе, а также выявить  круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе и  выявление симпатий к членам этой группы.

Анализ полученных данных показывает, что между экспериментальной и контрольной группами имеются различия. Данные о распределении по социометрическим статусам в обеих группа свидетельствуют, что в детском коллективе с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, преобладает социометрический статус «предпочитаемые» (100%), а в контрольной группе распределение статусных категорий было следующим: «предпочитаемые» (50%), «пренебрегаемые» (33%) и «звезды» (17%). В двух группах по результатам исследования не выявилось статуса «изолированные» и «отвергаемые». Следует отметить, что дети обеих групп в процессе эксперимента были заинтересованы заданиями, им не требовалась помощь в понимании и принятии инструкции.

Результаты оценки эмоционального состояния детей в процессе общения в группе детского сада имеют следующую картину: доминирующим эмоциональным состоянием детей в группе с нарушениями функций опорно -двигательного аппарата выступает позитивное (100%). В группе нормально развивающихся сверстников также преобладающим эмоциональным состоянием является позитивное (67%), однако, у трети детей отмечается негативное (33%).

Таким образом, проведенное исследование продемонстрировало  различия между изучаемыми нами аспектами коммуникативной деятельности. Наблюдение за детьми в процессе проведения эксперимента показало, что дети с нарушениями функций опорно– двигательного аппарата более доброжелательны и уважительны друг другу, чем их здоровые сверстники. На наш взгляд, различия между группами с условиями, в которых развиваются дети. В группе, где воспитываются дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата преобладает атмосфера теплоты, спокойствия с ними всегда рядом педагог, воспитатель, да и численность детей в таких группах маленькая, а в контрольной группе наблюдалась колеблющаяся атмосфера, детей в группе много, поэтому один воспитатель не может охватить всех воспитанников и создать необходимые условия для благоприятного отношения детей в группе.  

Проведенное исследование подтвердило, что формирование личности ребенка, его коммуникативной деятельности зависит не столько от наличия и характера нарушений в развитии, сколько от социальных связей, контактов, в которые включается ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому можно утверждать, что коррекционно-развивающая среда, созданная в учреждении, где воспитываются дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, выступает мощным средством их социализации.      

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата через конструктивную деятельность».

Актуальность  моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с НОДА через конструктивную деятельность ...

«Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата через конструктивную деятельность»

В данной работе  раскрыты теоретические основы  развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата, особенности развития мелкой моторики у детей...

Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута как средство формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраст с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Аннотация: в статье рассмотрены особенности проектирования индивидуального образовательного маршрута для старших дошкольников с ОВЗ, в частности, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Приведены...