Психологический климат в коллективе ДОУ и его влияние на качество обучения и воспитания дошкольников
статья на тему

Психологический климат в коллективе   оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога и деятельность наших воспитанников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологический климат в коллективе ДОУ и его влияние на качество обучения и воспитания дошкольников

В современных условиях на образовательные учреждения возлагаются ответственные задачи – воспитывать, обучать и готовить к жизни поколение людей. Труд, инициатива и творчество этих людей будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс Российского общества. И поэтому коллектив образовательного учреждения должен быть готов  работать в новой обстановке. На сегодняшний день проблема создания в коллективе благоприятного психологического климата является одной из самых основных в современной системе образования. От того, как будут складываться отношения внутри ДОУ, во многом будет зависеть качество образовательной деятельности.

Так что же нужно понимать под термином «психологический климат?» Ф.Б.Ольшанский писал: «Психологический климат, или микроклимат, или психологическая атмосфера - все эти скорее метафорические, чем строго научные выражения очень удачно отражают сущность проблемы. Подобно тому, как в одном климате растение может зачахнуть, а в другом - пышно расцвести, человек может испытывать внутреннюю удовлетворенность и быть хорошим работником в одном коллективе и совершенно зачахнуть в другом». [3]

 Таким образом, под психологическим климатом понимается относительно устойчивые психологические состояния коллектива, значимые для деятельности его членов. Климат может быть благоприятным и неблагоприятным, хорошо или плохо влиять на самочувствие человека. Позиция каждого педагога в работе учреждения оказывает влияние на настроение всего педагогического коллектива.  Одним из важных компонентов психологического климата выступает удовлетворенность работников своей жизнедеятельностью в коллективе. Она определяет эмоциональные состояния людей, их привязанность к месту работы. В свою очередь от этого зависит их организационная сплоченность - готовность к продолжению деятельности в своем образовательном учреждении.

Труд педагога невозможен вне общения: непосредственное общение педагогов с коллегами, с детьми, родителями. Большое значение формированию педагогического коллектива придавал А.С.Макаренко. Он писал: «Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса». [1] С этим высказыванием трудно не согласиться. Успешное воспитание дошкольников напрямую связано с индивидуально-личностными и профессиональными качествами воспитателя, среди которых организованность, повышение самооценки и профкомпетенции, нацеленность на результат. Но работа с детьми в ДОУ осуществляется не одним педагогом, а во взаимодействии с коллегами. Макаренко утверждал, что нельзя ставить вопрос о воспитании в зависимости от качества или таланта отдельно взятого учителя. Хорошим мастером можно стать, по его мнению, только в коллективе. И естественно, что разобщенность, конфликтность, отсутствие взаимовыручки будут негативно сказываться на самочувствии педагогов, что может косвенно или напрямую способствовать снижению эффективности взаимодействия как с коллегами, так и с детьми и их родителями.  «Нет ничего опаснее индивидуализма и склоки в педагогическом коллективе, нет ничего отвратительнее, нет ничего вреднее» -писал Макаренко. [2]

Таким образом, строительство психологического климата –это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива. Достаточно появиться в коллективе одному или двум агрессивно настроенным педагогам и вся работа многих лет может пойти насмарку. Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверии и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Критика недостатков педагогов друг друга крайне отрицательно сказывается на формировании благоприятных условий в коллективе. Психологи утверждают, что в человеке гораздо легче увидеть недостатки, чем достоинства. Развитие личности немыслимо в атмосфере равнодушия или неприязни друг к другу. Когда педагоги работают на пределе своих возможностей или заняты рутинной работой, тогда неизбежно возникают конфликты. А если в коллективе наблюдается высокий уровень конфликтности, то уровень эффективности и качества работы будут низкими. Отсюда вытекает еще одна проблема - психологического здоровья педагога. Все мы знаем, что воспитатель-профессия энергозатратная, связанная с творчеством, вечной погоней за информацией, сопровождающаяся взлетами и стрессами, профессиональными страхами, приводящими к нервным срывам, профвыгоранию. И воспитатель должен осознавать, что его профессиональное здоровье – главное условие для создания благоприятного психологического климата в ДОУ, качества обучения и воспитания. Воспитатели, ежедневно общаясь с детьми, напрямую влияют на их личностное развитие. Если педагог будет удовлетворен своей профессией: расходом времени на работу, отношением воспитанников, взаимоотношениями с руководством, хорошей организацией совместного труда, возможностью влиять на дела образовательного учреждения, то вполне понятно, что положительное отношение к профессии создаст предпосылки для получения более полного удовлетворения от работы и достижения высоких результатов. Как известно, оптимистическое настроение -незаменимый стимул трудового процесса.

Подводя итог, отметим, что психологический климат в коллективе   оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога, и безусловно, влияет на сегодняшнюю жизнь, завтрашние взгляды и деятельность наших воспитанников. Если в коллективе будет создан благоприятный психологический климат, то легче будет спрогнозировать и разрешать конфликты и проблемы, отчего зависит качество обучения и воспитания детей.

Список литературы



1. Макаренко А.С. Сочинения: В 7 т. - М., 1958. - Т. 5. - С. 179.

2.  Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. - М., 1958. - Т. 5. - С. 292.

3.  Бойко В.В, Социально-психологический климат коллектива и личность. / В.В Бойко, А.Г Ковалев, В.Н Панферов — М.: Мысль, 1987 г. — 207 с. 

Список использованной литературы

1.Макаренко А.С. Собрание сочинений в пяти томах. Том I – Педагогическая поэма –430 с., Том II - Педагогическая поэма –384 с., Том V.- Честь, статьи о литературе – 510 с. – М.: Правда, 1971.

  2. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей,1994.

  3. Интернет ресурсы: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=648977

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Методическая разработка занятий по оптимизации психологического климата в коллективе.

Практические занятия по созданию благоприятного психологического климата в коллективе, повышение культуры общения между педагогами....

«Влияние психологического климата в коллективе на повышение профессионального мастерства педагога дошкольной образовательной организации».

Данный материал помогаем выяснить,  при каких условиях развития и какие факторы психологического климата в коллективе влияют на повышение  профессионального мастерства педагогов. А та...

Психологический тренинг "Формирование благоприятного психологического климата в коллективе педагогов ДОУ"

В момент написания магистерской диссертации, мной была проведена диагностика психологического климата в коллективе ДОУ, на основании которой проводился тренинг по сплочению коллектива и повышению степ...

Тренинг для воспитателей и педагогов ДОУ с целью сплоченности и благоприятного психологического климата в коллективе «Аура коллектива»

АктуальностьГрупповая сплоченность является необходимым условием для создания комфортного микроклимата в коллективе. Групповой сплоченности способствуют: положительное эмоционально...

Психологический тренинг для педагогов «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе ДОУ»

Психологический тренинг для педагогов «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе ДОУ»...