Размышления перед школой
статья (подготовительная группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

Советы родителям детей идущим в первыцй класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razmyshleniya_pered_shkoloy.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Размышления перед школой

Как быстро пролетает дошкольное детство! Казалось, совсем недавно малыш еще не умел как следует одеваться, заправлять кровать, аккуратно есть, очень переживал, что мама уходит и оставляет его в детском саду с незнакомыми взрослыми и детьми. Были и слезы, капризы. А сколько серьезных размышлений, постоянных сомнений родителей: «Нужно ли отдавать в детский сад? Внимательны ли к нему взрослые, не обижают ли дети?». Но заботливый, добрый взгляд воспитателя вселял надежду. Сейчас уже не хочется вспоминать внезапно налетевшие болезни, все эти инфекции и вирусы, вызвавшие столько тревог и волнений, и постоянный червячок сомнений: «Это все из-за того, что ходит в детский сад, не ходил бы, так не болел». И после болезни снова периоды привыкания к режиму детскому саду… Но малыш подрастал, и родители с приятным удивлением отмечали изменения в нем. Сейчас уже не вспомнить, что однажды поразило больше: самостоятельно слепленная им из пластилина крепкая морковка или упорное желание самостоятельно застегнуть все пуговицы на новой курточке, а может быть, горсть любимых конфет, протянутая девочке из группы, и его такое радостное: «Оля, на! Вкусные очень!» Карандаш стал увереннее держать, считать может уже до 10, песенки и стихи новые выучил, сам завязывает шнурки, цветы поливает. Да разве все перечислишь?

Постепенно отступила тревога за малыша. Он уже многое делал самостоятельно, у него появились друзья в группе, и воспитательница уже на втором месте после мамы, так часто он упоминает ее имя дома. Благодатное время для родителей. Можно идти на работу и быть спокойными за ребенка: ему интересно в детском саду и уютно. Но вот на горизонте замаячила школа. Конец спокойствию родителей.

«Школа» - это слово у нас, взрослых, ассоциируется с трелью звонка, шумной неугомонностью перемены, строгим голосом учителя, диктантами, контрольными, домашними заданиями. Кто-то улыбнется и чуть-чуть взгрустнет о своем беспечном, веселом школьном детстве. А у кого-то, наоборот, радостное чувство возникает только при мысли, что все это позади и никогда не повторится. И, пожалуй, нет такого человека, у которого при упоминание о школе не вызвало бы никаких эмоций. А если это касается собственного ребенка, тем более.

«В какую школу? Готов ли он? Как ему там понравится?» - тревожатся родители. Хочется, чтобы в хорошую, к доброму, ответственному, умному учителю. Хочется, чтобы готов был не хуже других. Вот тут-то впервые серьезно и встает вопрос: чему научил детский сад? Спохватившись, ощутив свою недостаточную внимательность к интеллектуальному развитию ребенка, некоторые родители бросаются записывать его на занятия по подготовке к школе ( которые ведут школьные преподаватели), сами иногда пытаются учить ребенка чтению, счету, письму. Сколько сетований при этом на неусидчивость, невнимательность малыша. «Как же трудно ему в школе будет!» - подчас восклицают расстроенные родители. Заботы о режиме, эмоциональном благополучии как бы отходят на второй план, а главное место занимают учебные навыки и знания. Ребенку трудно сразу приспособиться к резко возросшим требованиям и нагрузке. Если уже сейчас нужно так долго заниматься, когда хочется гулять, играть, то что же будет в школе? И упражнения мало или совсем неинтересны, да и трудноваты…Вот тут-то и начинает создаваться негативная установка по отношению к будущему обучению в школе. А родители еще и укрепляют ее своими недовольными замечаниями: «Это я с тобой нянчусь: давай почитаем, давай попишем, а в школе с тобой никто так носиться не будет, учительница скажет: «Пиши!»  - и никуда не денешься»; «Опять отвлекаешься! Погоди, в школу пойдешь, узнаешь, что такое «2» по поведению. А с двоечниками никто дружить не дружит»… Стоит ли удивляться, если ребенок, еще ни разу не побывав в школе, твердо знает, что идти туда ему совсем не хочется.

Бывает и наоборот. Родители настолько уверены в «широких» познаниях сына или дочери, что сразу записывают в школу со сложной экспериментальной программой, с конкурсом на приеме. И потом бывают крайне недовольны, как это их чадо не прошло по конкурсу: либо придирались преподаватели, либо подтасованы результаты. Если же они присутствуют на собеседовании и лично могут убедиться, что ребенок не знает многих простых вещей, недовольство обрушивается на него, а заодно и на детский сад, который так плохо, с точки зрения родителей, подготовил детей к школе.

Дошкольное обучение и воспитание является частью системы образования. Одна из задач детского сада – подготовка детей к обучению в школе. И детские сады в целом справляются с этой задачей. Вопрос в том, к какому обучению. Сейчас так много различных школ, гимназий, лицеев. В программе каждого свои особенности. Соответственно требования к будущим ученикам у всех разные. В одном учебном заведении успешное усвоение программы предполагает достаточно высокий уровень развития интеллектуального и творческого потенциала будущего первоклассника, в другом – овладение школьными навыками чтения, письма, счета на уровне первого класса, потому что в программе время для формирования их значительно сокращено. А есть и такие учебные заведения, где конкурс детей чисто символический, а фактически – конкурс родителей. Но это тема отдельного разговора.

Детский сад готовит детей к школьному обучению по программе обычной средней сложности. Но ведь родители чаще всего стремятся отдать ребенка в престижную школу (языковую), где скорее всего экспериментальные программы. И тогда получается нестыковка результатов работы детского сада и требований школы. Есть ли выход из такой ситуации? Он давно найден в виде комплексов, в которых дошкольное и школьное отделения работают согласованно и целенаправленно. Но пока они есть не везде. Кроме того, бывают ситуации, когда ребенок, закончив дошкольное отделение комплекса, школьное обучение начинает в другом месте из-за переезда или желания родителей поменять учебное заведение на более престижное, перспективное, с другим уклоном в обучении и пр.

Что же посоветовать родителя будущих первоклашек?

Не стремитесь, чтобы ребенок научился считать до ста, тысячи миллиона. Важно, чтобы он понимал состав числа и мог производить простые математические действия сложения и вычитания в пределах хотя бы первого десятка; для освоения этого можно использовать рисунки, схемы. В игровой форме проверьте его знание геометрических фигур, покажите, как можно из них составлять разные композиции, например дом, машину, снеговика и т.д.

Много внимания уделяйте развитию тонких движений кисти. Закрашивание внутри контура, мозаика, рисование, лепка из пластилина, конструирование, вырезание ножницами сложных деталей из бумаги – все это поможет ребенку увереннее держать карандаш, ручку. Учителя не рекомендуют родителям обучать детей написанию письменных букв, потому что переучивать потом труднее, чем учить заново. Но вместе с тем советуют научить ребенка писать печатные буквы, тренироваться рисовать орнаменты с элементами букв.

Читая с ребенком книги, рассматривая иллюстрации, побуждайте его к пересказу, составлению рассказа по незнакомой картинке. Поиграйте в игру вопросов и ответов, предлагая малышу ответить на ваши вопросы после прочтения текста. Одни вопросы будут строго по тексту, другие – произвольные, например об эпизодах, действующих лицах, не описанных в тексте, но предполагаемых или упомянутых автором.

Таким образом вы  сможете увидеть глубину и полноту понимания текста ребенком, получить представление о его внимательности, памяти, а также стимулировать его творческое воображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что должен знать и уметь ребёнок перед школой

Основные критерии готовности к школе. На что необходимо обратить родителям при подготовке своего ребёнка к поступлению в школу....

Материалы для родителей - "Как не сойти с ума перед школой?!"

Прощай, отдых! Позади свобода, море, речка, друзья, беззаботное время, а впереди - уроки, домашние задания, нудные учителя... Как психологически правильно подготовить ребенка, будь он первоклашка или ...

"Всё ли в порядке, или зачем диспансеризация перед школой?"

Консультация в родительский уголок подготовительной группы....

"Всё ли в порядке, или зачем диспансеризация перед школой?"

Консультация в родительский уголок подготовительной группы....

Книжка-передвижка для родителей подтовительной к школе группы "Множество "Почему" перед школой"

У родителей перед школой возникает множество вопросов, на которые поможет ответить эта книжка-передвижка....

Консультации для родителей: "Скоро в школу", "Активные дети", "Плохое поведение", "Ребенок берет чужие вещи","Страх перед школой"

Часто в дошкольном возрасте родители сталкиваются с такими вопросами, почему дети боятся темноты и одиночества, из-за чего появляется детская тревога, почему будущий первоклассник боится школы, зачем ...

Консультация для родителей «Готовность ребенка к обучению в школе и что должен знать ребенок перед школой»

Консультация для родителей«Готовность ребенка к обучению в школеи что должен знать ребенок перед школой»Воспитатель: Коробченко Г.Г.   Цель: познакомить родителей с основными асп...