Воспитание ребенка с первых дней его жизни.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

О правильном воспитание своего ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_rebenka_s_pervyh_dney_ego_zhizni.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание ребенка с первых дней его жизни.

Итак, что же нужно для полноценного развития ребенка уже с первых дней его жизни?

Прежде всего, конечно, нежность и любовь близких, постоянные прикосновения рук матери, ее ласковый голос, а еще игры, разговоры и музыка. На первый взгляд вещи само собой разумеющиеся. Однако приходится об этом говорить, поскольку нет- нет да и встречаются такие случаи, когда матери совершенно не разговаривают со своими младенцами, считая, что новорожденные все равно пока ничего не понимают. А о том, что младенцу нужна для полноценного развития музыка, никому и в голову не приходит. Более того, поскольку в первые недели жизни младенец больше спит, чем бодрствует, в силу физиологических моментов, во многих семьях не только не включают магнитофоны, но и вообще стараются разговаривать, что называется, вполголоса. А ведь это все эмоции. Именно они способствуют формированию нервной системы ребенка, развитию его мозга. Сенсорный голод в детстве – потеря невосполнимая. Пример тому – «дети-маугли». Выращенные в звериной стае и возвращенные в человеческую семью, они не становятся полноценными людьми, ибо способности к обучению у них утеряны.

Так что при любой возможности старайтесь больше разговаривать со своим младенцем. Ребенок как можно больше должен слышать человеческую речь.

Известно, что правое и левое полушария мозга выполняют неодинаковые функции: левое преимущественно отвечает за логику, правое дает мышлению образность и приходит на помощь левому в неожиданных трудных ситуациях. Так вот, очень важно с самого раннего детства целенаправленно нагружать правое полушарие. Прежде всего надо уделять больше времени играм с детьми.

«Игра не только стихия, сколько единственная область, где мы представляем ему более широкую инициативу. Лишь в играх ребенок чувствует себя до некоторой степени независимым», - подчеркивал известный польский педагог и детский врач Януш Корчак. А Горький говорил: «Игра есть путь детей к познанию мира».

Именно во время игр, разумеется, правильно организованных, воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются различные навыки, внимательность, сосредоточенность. При этом не менее важно, чтобы игрушки и сами игры не только интересовали ребенка, но и чтобы в них обязательно были заложены элементы творчества. В противном случае малыш легко превращается из неутомимого исследователя в пассивного созерцателя. Даже самые маленькие дети способны овладеть серьезными идеями, если соблюдать правила веселых игр. Заставляйте малышей в этих играх трудиться. Если им будет интересно, то они не устанут. Усложняйте задачи: эволюция заложила в наш мозг стремление к преодолению трудностей.

Возраст от двух до пяти лет, пожалуй, один из самых интересных в жизни каждого ребенка. Мышление его из предметного становится причинным. Никогда больше потом он не задаст вам столько вопросов. И все это вызвано насущной потребностью его неутомимого мозга возможно скорее постичь окружающее.

Л.Н. Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние». Объяснение этому факту можно найти в закономерностях развития мозга. В пятилетнем возрасте вес мозга в 3 или 4 раза больше, чем у новорожденного, составляя около 99% веса мозга взрослого.

С возрастом познавательные интересы ребенка все более утрачивают свою неустойчивость, и уже к 5-6 годам он начинает серьезнейшим образом относиться к материалу своей интеллектуальной работы. А вот насколько богатым оказался этот материал, опять-таки зависит от нас, взрослых.

Многое может быть сделано не только в семье, но и в детском саду. Есть немало дошкольных учреждений, где отлично поставлено художественное воспитание, где детей обучают всерьез пению, музыке, различным трудовым навыкам. Все это следует только приветствовать. Ведь уже выявлено, что для каждого вида деятельности, развивающей ребенка, есть наиболее подходящие годы и месяцы его жизни.

И это должно быть понятно. У мозга есть удивительная способность хранить всю усвоенную когда-либо информацию. Уже 3-4-месячный младенец много помнит. Детство не уходит из памяти взрослого.

Обычно до двух лет дети живут столь насыщенно, что проделывают объем познавательной работы больший, чем потом за всю жизнь. Кстати, многие родители об этом обстоятельстве даже не подозревают. Между тем мозг ребенка развивается удивительно быстро: к трем годам он уже достигает 80% веса мозга взрослого. Однако при всем при этом, как считают современные физиологи. Возможности развития мозга ребенка в обычных условиях нашей жизни тем не менее реализуется далеко не полностью. Более того, «можно даже сказать, что это развитие задерживается стереотипом наших взаимоотношений с маленькими детьми, и тем самым упускается самый активный период», - такого мнение известного нейрофизиолога А.Н. Шеповальникова. По мнению этого ученого, «учить ребенка осмысленному восприятию мира, давать уму разностороннюю информацию, быстро преодолевая период бессмысленного младенчества, - это один из путей к тому, чтобы следующие поколения не просто повторяли способности своих родителей, но превосходили их».

Вполне логично, что такая точка зрения ученого кое-кому из родителей. Да и педагогов, тоже может показаться слишком смелой и категоричной. Каждый из нас, взрослых, по собственному опыту знает, что сегодняшние дети «эпохи телевидения и интернета», несомненно, информированнее своих предшественников. Поэтому как тут провести тот водораздел между информативной и мыслительной нагрузкой на детей и не вызовет ли такое ускоренное обучение в столь ранние сроки вообще срыв интеллектуальной деятельности ребенка?

На этот вопрос профессор Шеповальников отвечает так: «У современных исследователей есть надежное средство наблюдения за работой головного мозга – это запись его биотоков. Электроэнцефалограммы дают объективную картину активности мозговых структур при различных нагрузках. Так вот они показывают, что большинство наших детей страдает не от избытка, а от недостатка информации».

Огромная работа по изучению возможностей интенсивного развития мозга в первые 3 года жизни еще только начата и вряд ли будет полностью решена в скором будущем, пока ею занимаются лишь считанные специалисты. Это комплексная задача необычайной важности. Ведь на знании нейрофизиологии мозга ребенка должны строиться все современные методики дошкольного и школьного воспитания, вся педагогика. Должны быть выработаны конкретные рекомендации и для родителей. Для этого требуется объединить усилия ученых Академии наук, педагогов и медиков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Музыкальный фольклор как средство развития ребенка с первых дней жизни»

Красота народного искусства непосредственно воздействует на душевное состояние человека, его настроение, является источником эмоций, влияющих на отношение к окружающему миру...

Консультация для родителей «Музыкальный фольклор как средство развития ребенка с первых дней жизни»

Народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является основой для формирования духовного мира человека и его нравственности....

«Воспитание Человека доброй воли с первых дней его жизни»

«Воспитание Человека доброй воли с первых дней его жизни»...

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики,нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики,нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начина...

Консультация для родителей Музыкальный фольклор как средство развития ребенка с первых дней жизни.

Консультация для родителейМузыкальный фольклор как средство развития ребенка с первых дней жизни....

Музыкальный фольклор как средство развития ребенка с первых дней жизни»

Консультация для родителей «Музыкальный фольклор как средство развития ребенка с первых дней жизни»...

Воспитание трудолюбия с первых дней жизни

С 2022 года коллектив Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №45 «Журавлик» города Димитровграда Ульяновской области» приступил к иннова...