Театр - территория души
проект (средняя группа) на тему

Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей… ”

(Б. М. Теплов)

В наше современное время компьютеризации и технического процесса дети, по причине вечной занятости родителей, предоставлены сами себе и свободное время они, как правило, проводят не за книжками, а за телевизионным экраном и компьютерными играми. В отличие от добрых сказок, примеры злых персонажей разного рода «мультиков» и «ужастиков» увлекают детей и оказывают негативное воздействие на неокрепшее детское сознание, у них проявляется склонность к злу и жестокости.

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Это период становления личности, когда закладываются предпосылки нравственных качеств, формируются ответственность и способность к свободному выбору, уважению и пониманию других людей.

Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы, связанные с нравственным воспитанием.

Нравственное развитие и воспитание ребенка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, чему способствует музыкально-театрализованная деятельность, которая помогает в усвоении  норм и правил. Действуя в воображаемой ситуации за другого, ребенок присваивает черты другого и начинает чувствовать себя другим, становится другим не только в игре, но и во взаимоотношении с окружающим его миром.

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления детей с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового и семейного воспитания.

Участие в театрализованной деятельности побуждает к развитию таких качеств личности, как доброжелательность, стремление совершать добрые поступки; терпимость к недостаткам и ошибкам окружающих, способность просить прощения и прощать, стремление примирить ссорящихся, не отвечать злом на зло; человеколюбие, уважение индивидуальности и мнения окружающих, ответственность за свое решение; честность, правдивость, справедливость, способность видеть свои недостатки, признавать ошибки; заботливость, чуткость к людям, сострадание, послушание; трудолюбие, бережное отношение к труду других; совестливость, стыдливость, способность слушать «голос совести».

Для новой образовательной ситуации характерно усиление этнизации содержания образования, связанной с проблемой приобщения подрастающего поколения к русской народной культуре, которая продолжает оставаться одной из самых насущных в педагогической науке современного российского общества. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. И мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянное сквозь сито веков.

Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающее значение в становлении основ личности.

Проанализировав уровень воспитанности детей в нашей группе, мы пришли к выводу, что у них недостаточно сформированы нравственно-этические чувства, любовь к Родине, чувство сопереживания друг другу, доброжелательность, умение прийти на помощь сверстникам. Для формирования данных качеств нами был разработан цикл занятий и досуговых развлечений, целью которых является приобщение детей к национальной культуре. Данную задачу мы решали посредством театрализованной деятельности, так как именно она является одним из самых распространенных видов детского творчества.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что она ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимость и индивидуальность. Специально организованные театрализованные занятия и развлечения позволяют приобщать детей дошкольного возраста к истокам народной культуры.

Цель проекта: развитие духовно-нравственных качеств детей 4-5 лет

через знакомство с театром.

 Задачи:

1Приобщать детей дошкольного возраста к театральной культуре, знакомить с различными видами театров, народным творчеством и традициями русского народа, учить детей передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи.

2. Способствовать формированию доброжелательности, стремления совершать добрые поступки; терпимости к недостаткам и ошибкам окружающих, способности просить прощения и прощать, стремления примирить ссорящихся, не отвечать злом на зло; человеколюбия, уважения индивидуальности и мнения окружающих, ответственности за свое решение; честности, правдивости, справедливости, способности видеть свои недостатки, признавать ошибки; заботы, чуткости к людям, сострадания, послушания; трудолюбия, бережного отношения к труду других.

3Развивать психофизические процессы (восприятие память, внимание, воображение), вербальную и невербальную сторону речи, творческие способности (умение перевоплощаться, брать на себя роль), специальные умения (актер, зритель).

4. Воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре русского народа.

5. Приобщать взрослых и детей к театрально-исполнительской деятельности.
       6. Приобщать родителей к театрально-культурной жизни.

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатель.

Сроки реализации: краткосрочный, октябрь 2015-декабрь 2015.

Ожидаемые результаты

Театрализованные развлечения и занятия влияют на успешное развитие личности  дошкольников, приобретение таких качеств, как любовь к Родине, уважение к культуре русского народа, формированию доброжелательности, стремления совершать добрые поступки; терпимости к недостаткам и ошибкам окружающих, способности просить прощения и прощать, стремления примирить ссорящихся, не отвечать злом на зло; человеколюбия, уважения индивидуальности и мнения окружающих, ответственности за свое решение; честности, правдивости, справедливости, способности видеть свои недостатки, признавать ошибки; заботы, чуткости к людям, сострадания, послушания; трудолюбия, бережного отношения к труду других.

Театрализованная деятельность способствуют обогащению знаний дошкольников о традициях, обычаях, обрядах родного народа.