Преемственность дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС ДО.
статья на тему

Преемственность между дошкольным и начальным образованием рассматривается как основное средство обеспечения непрерывности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преемственность дошкольного и начального общего

образования в соответствии с ФГОС ДО.

Преемственность между дошкольным и начальным образованием рассматривается как основное средство обеспечения непрерывности. Так, во ФГОС дошкольного образования отмечается, что одной из важных задач является обеспечение «преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (дошкольного и начального общего образования).

В современных условиях на основании закона «Об образовании» дошкольное образование стало первым уровнем общего образования. Вопросы преемственности между дошкольным и начальным общем образованием становятся особенно актуальным, а проблемы подготовки детей дошкольного возраста к школьному обучению волнуют не только родителей, но и педагогов ДОУ.

В современной психологии и педагогики выделаны общая и специальная готовность детей к школьному обучению.

К общей готовности отнесены физическая, личностная и интеллектуальная.

К специальной готовности относят подготовку детей к усвоению предметов начальной школы, которая должна обеспечивать приобретение, как первоначальных навыков чтения, так и общее развитие.

Основу физической готовности составляет состояние здоровья будущего школьника, правильное телосложение, хорошая осанка, своевременное развитие двигательных навыков и качеств (выносливости, координации, физической и умственной работоспособности). В процессе физического воспитания особое внимание уделяется формированию нравственно-волевых качеств: настойчивость, инициативность, самостоятельность, выдержка и т.д.

Личностная готовность охватывает три основные сферы жизненных отношений ребенка:

1.Отношения с окружающими взрослыми – способность действовать в соответствии с сознательно поставленной целью, понимать условие учебных ситуаций, принимать взрослого в новом качестве – качестве учителя.

2.Взаимоотношения со сверстниками – позволяет ребенку понимать и учитывать действия и позиции партнеров.

3.Отношения ребенка к самому себе – объективная оценка собственных возможностей. Это один из показателей готовности к школьному обучению и новому образу жизни.

Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, формирование «внутренней позиции школьника». В ее основе лежит сплав двух разных мотивов учения: социальных, связанных с потребностью детей в общении с другими людьми, приобретение нового социального статуса, и познавательных, связанных непосредственно с учебной деятельностью, потребностью в интеллектуальной активности и познании нового.

Показатели интеллектуального развития детей к концу дошкольного возраста считается сформированности образного и основ словесно-логического мышления. На основе образного мышления формируются первые схематизмы и обобщенные представления о существующих взаимосвязях и отношениях, что лежит в основе логического мышления. В результате дети начинают понимать общие принципы, связи  и закономерности, лежащие в основе научного знания. Однако мышление дошкольника остается, прежде всего, образным и опирается на реальные действия с предметами и их заместителями, что позволяет овладеть построением и использованием различного рода предметных и графических моделей. Впоследствии это становится одним из важнейших средств теоретических знаний.

Успешность обучения в школе зависит от уровня владения детьми родным языком, от развития речи, на которой строится вся учебная деятельность. К старшему дошкольному возрасту, ребенок овладевает структурой языка – фонетикой, лексикой и грамматическим строем – и правилами его использования в общении с окружающими, в познавательной деятельности, планировании и организации собственной деятельности. Особую роль в школьной готовности имеет развитие связной монологической речи, как формы, с помощью которой ребенок может самостоятельно, без помощи взрослого изложить собственные мысли, пересказать текст.

Содержание Программы ДОУ в соответствии с ФГОС, должно обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области)

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральное и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту; социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становления сознания. Развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающей действительности, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира ( форме, цвете, размере, материале, звучания, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причине и следствии и т.д.), о малой родине и Отчизне, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как о доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; связной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развития речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимания на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитеко-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательного аппарата, развитию равновесия, координ6ации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны). Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Приобретение опыта ребенком происходит в следующих видах деятельности:

  • Двигательной;
  • Игровой;
  • Коммуникативной;
  • Познавательно-исследовательской;
  • Восприятия художественной литературы и фольклора;
  • Конструирования;
  • Изобразительной;
  • Музыкальной.

При специальной подготовке особое внимание уделяется тем областям знаний, которые будут востребованные в начальной школе – грамоте и математике. К концу дошкольного возраста на основе овладения элементами грамоты и математики, а также в различных видах детской деятельности, у ребенка формируются качественно новые образования – осознанность и произвольность. Они делают возможным планирование и контроль, осознание и обобщение способов решения самых различных задач, что является важнейшими предпосылками учебной деятельности.

Литература

  1. Ксения Юрьевна Белая. Материалы курса «Организация методической деятельности. Внедрение ФГОС ДО и обновление образовательного процесса»: лекция 5-8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2014.- 68с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС»

Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Часто готовность к школе рассматривается как определенный объем полученных знаний и умений. Положен...

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В  материале представлена преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках введения ФГОС дошкольного образования...

Доклад Тема:«Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС 2 поколения»

Поступление детей в школу – очень важный период в жизни каждого ребёнка, который вызывает и у детей, и у родителей, и у педагогов – тревогу, радость, волнение и ожидание нового....