Комплекс игр и упражнений с песком на улице
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Прокопова Светлана Петровна

Представлены разнообразные игры и упражнения с песком, которые можно предложить детям на прогулке в осенний период.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                         Комплекс игр и упражнений с песком на улице для детей подготовительной группы

Период: сентябрь – октябрь

 Период

 (месяц,

 неделя)

      Название игр

или тема занятия

по конструирова-нию из песка

Задачи

Оборудование

и игровые

материалы

Содержание

Сентябрь

1 неделя

Беседа

«Игры с песком»

Выяснить знания детей о песке, его свойствах, как можно играть с песком?

Правила поведения в песочнице.

Песочница, разные формочки, совочки, мелкие игрушки.

Дети сидят на бортиках песочницы. Воспитатель показывает иллюстрации, изображающие игры детей в песке. Задает вопросы. Дети показывают, как можно играть с песком. Вспоминают правила поведения.

Игра

«Песочные картины»

Развивать творчество, фантазию, умение пальцами изображать задуманное. Развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать  речь

Песочница с мокрым песком, камушки, веточки для украшения рисунков

Представьте, что вы художники по песочным картинам. Вместо кистей у вас – пальчики, а бумага – мокрый песок. Устроим конкурс «песочных» картин. В конце все участники расскажут, что изображено на его картине.

Упражнение

«Чей это след?»

Развивать воображение, внимание, мышление, связную речь, мелкую моторику руки.

Песочница или контейнер с песком,

разные машинки, кукольные туфельки.

На влажном песке дети по очереди оставляют разные следы (от колес машинки, от ладошки или пальчика, от кукольной обуви…). Остальные дети отгадывают.

Игра  «Во саду ли

           в огороде»

Продолжать знакомить с окружающим миром. Развивать мышление, речь, моторику рук.

Плоскостные (пластмассовые) овощи и фруктовые деревья, совочки.

Предложить одной группе детей посадить овощи на определенном участке, а другой группе – посадить фруктовый сад. Рассказать, что у кого растет и что можно приготовить.

Упражнение

«Детские секретики»

Научить рисовать карты-схемы. Развивать

воображение, мышление.

Песочница, мелкие игрушки, бумага, фломастер.

Все вместе рисуют карту-схему (деревья, леса, дома, реки, дороги). Затем дети по этой схеме строят песочную картину. Взрослый прячет секретики и ставит на схеме точки.

Дети отыскивают секретики, следуя схеме.

Сентябрь

 2 неделя

Упражнение

«Необыкновенные

следы»

Развивать тактильную чувствительность, воображение.

Песочница или контейнер с песком.

Дети по показу взрослого, а затем по просьбе изображают кулачками, ладонями, пальцами как прыгают зайцы, идут медвежата, бегут жучки, ползут змейки и следы фантаст. жив.

Игра

«Мы создаем мир»

Расширять представления ребенка об окруж. мире жи-вой и неживой природы, о рукотворном мире человека.

Совочки, различные формы, природный материал, веточки, дерев. Конструктор.

Взрослый показывает способы построения разнообразных объектов: город, деревья, лес, река, озеро, остров. Затем предлагает детям самостоятельно построить или по инструкции

Упражнение

«Угадай, что спрятано в песке?»

Развивать умение представ-лять предметы по   словес-ному описанию и находить их следуя инструкции.

Песочница, миниатюрные фигурки из киндер-сюрпризов.

Предложить детям представить описанный предмет и найти его в песке по инструкции.

Занятие

«Город, в котором мы живем»

Развивать воображение, творческое мышление.

Закреплять знания о родном городе.

Песочница, плоские надписи на здания и люди; транспорт, деревья, формочки.

Дети строят дороги, парки, дома высокие, низкие, длинные… Разные здания украшают надписями, делают клумбы, ставят фигурки людей. Рассказывают о своем городе.

Сентябрь

 3 неделя

Игра

«Путешествие по        Москве-реке»

Развивать воображение, конструктивные навыки,

речь, мелкую моторику руки.

Игрушечные катер, лодки, корабль, фор-мочки, конструктор, деревья, песочница.

Предложить детям отправится  в путешествие по Москве-реке.

Обозначить реку. По берегам реки построить дома, парки, мосты.  

Упражнение

«Узоры на песке»

Развивать зрительно-моторную координацию,

воображение, внимание, мелкую моторику рук.

Песочница или контейнер с песком, кисточки, палочки, камушки, пуговицы.

Взрослый рисует пальцем или кисточкой  узо-ры на песке, дети продолжают или рисуют такой же самостоятельно. Можно предложить выложить узор из пуговиц, камешек, палочек.

Игра

«Новая квартира куклы Даши»

Развивать образное мышле-ние, зрительное восприятие, умение строить в соответ-ствии с планом-схемой.

Кукольная мебель, кукла Даша,

план-схема квартиры, песочница

Предложить детям рассмотреть план новой квартиры куклы. Наметить комнаты, сделать из песка стены между комнатами и расставить необходимую мебель или построить из песка.

Игра «Строители на сказочном острове»

Развивать воображение,  мышление, конструктивные способности, умение строить по плану-схеме.

Блоки различной формы, палочки, фигурки животных, птиц, людей.

Взрослый рассказывает историю об чудесном острове с красивыми башнями и дворцами. На который обрушился ураган и всё разрушил.

Надо помочь построить все заново по плану.

Сентябрь

 4 неделя

Упражнение   «Цветы на клумбе»

Развивать внимание, мышление, разговорную речь, моторику руки.

Песочница, игрушечные цветы или нарисованные цветы на подставках.

Взрослый взмахивает палочкой и песочница превращается в цветочную клумбу с тремя бороздками. Цветы из 2 слогов сажают в верх-нюю, из 3-х – в среднюю, из 4-х – в нижнюю.

Игра  «Песочные

           строители»

Развивать воображение,

память, мышление; закреп-лять пространственные представления.

Песочница, мелкие игрушки, различные формочки, камушки.

Следуя инструкции, дети строят в указанном углу дом круглой формы для колобка, прямо-угольной формы – для жирафа, квадратной – для бегемота, треугольной – для собаки…

Упражнение

«Тир»

Развивать глазомер, меткость, самоутверждение, координацию движений.

Песочница, камушки.

В песке выкапывают лунку и совочком прочерчивают вокруг неё несколько концен-трических кругов. Это будет мишень. Дети

отходят на три шага и кидают в неё камушки.

Игра

«Детский сад

для зверюшек»

Закреплять пространствен-ные представления. Развивать мышление, вооб-ражение, моторику рук.

Фигурки зверюшек, заборчики из конст-руктора, палочки, пуговицы, дощечки.

Предложить построить детский сад для зве-рюшек; предварительно наметить, где будет игровая площадка и что там построить для развлечения и игр зверят.

 Октябрь

 1 неделя

Упражнение

«Мы едем в   гости»

Развивать внимание, пространственные

представления,

ориентировку на плоскости.

Песочница или контейнер с песком.

Дети по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходят, ползают, прыгают, бегают» по песку, изображая различных персонажей.

Упражнение

«Археологи»

Развивать мышление, связную речь, тактильную чувствительность, навыки позитивной коммуникации.

Различные небольшие игрушки.

Закопать несколько игрушек связанных обобщенным понятием. Дети – археологи. В ходе раскопок, по открывающимся частям,  дети определяют, что спрятано.

Игра

«Построим город»

Закреплять знания о родном городе. Развивать воображе-ние, конструктивные навы-ки, умение строить по плану

План-схема города, различные формы, транспорт, фигурки людей, деревья.

Предложить детям построить город, предварительно ознакомиться с готовым планом. Разделится на бригады, договорится кто что будет строить, определить зоны.

Упражнение

«Песочный круг»

Развивать тактильно-кинестетическую чувстви-тельность, воображение,

речь, мелкую моторику руки

Песочница или

контейнер с песком, камушки, семена, пуговицы.

Дети на песке любым способом рисуют круг и украшают его. Дают название своему кругу. Те же манипуляции совершает с отпечатками своих ладоней. Сочиняет истории о пальчиках

 Октябрь

 2 неделя

Игра  

«Лес, поляна

и их обитатели»

Развивать тактильную чувствительность, память, познавательный интерес, конструктивные навыки.

Песочница, деревья, веточки, природный материал, фигурки зверей, птиц.

Предложить посадить лес, выкопать озеро. Заселить лес зверями, птицами. Построить для них жилище. Рассказать о лесе и его обитателях.

Упражнение

«Жизнь крота»

Развивать тактильную чувствительность, расслаб-ление, образное мышление; активизировать интерес.

Песочница с сухим песком, кисточки, перышки, палочки.

Рука ребенка превращаются в крота. Следуя инструкции, он погружает её в песок, шевелит ею под песком, затем раскапывает каждый палец. Можно дуть, использовать кисточку…

Игра  

«Сказочный городок»

Развивать воображение, образное мышление, речь, навыки планирования на песке, моторику руки.

Миниатюрные фи-гурки, предметные картинки-вывески, формочки, растения.

Дети строят городок для игрушек. Дома украшают предметными картинками-вывеска-ми. После завершения работы рассказывают, где что построили.

Игра

«Мост через реку»

Развивать воображение, мышление, пространствен-ные представления,

конструктивные навыки.

Песочница, строительный

конструктор, транспорт.

Предложить детям превратится в строителей и построить мост через реку. Сначала надо схематично изобразить всё на песке, затем отобрать материал для строительства.

 Октябрь

 3 неделя

Игра

«Заколдованные цифры»

Закрепить счет и цифры от 1 до 10. Развивать память, мышление, речь, мелкую моторику руки.

Песочница, пласт-массовые цифры от 1 до 10, изображения Феи Зла и Добра.

Фея Зла украла все цифры от 1 до 10. У Феи Добра на платье есть цифры. Вспомните и назовите эти числа в прямом и обратном порядке. Пальцами найдите в песке цифры.

Упражнение

«Волшебные отпечатки на песке»

Развивать зрительное восприятие, фантазию, воображение, речь.

Песочница с мокрым песком, камушки и другие предметные украшения.

Дети оставляют отпечатки на мокром песке своих рук, а затем дорисовывают их или украшают камушками, чтобы получились весёлые мордочки, рыбки, птички, осьминоги.

Занятие

«В гостях у бабушки»

Закреплять знания о домаш-них животных. Развивать память, мышление, речь, конструктивные навыки.

Фигурки домашних животных и птиц, конструктор, расте-ния, план, формочки

Мы приехали в гости к бабушке. У неё есть дом. животные и птицы. Все сараи и загоны сломаны, да и дом уже старый. Построим всё заново по плану, составленному бабушкой.

Игра

«Улица города»

Развивать воображение, конструктивные навыки. Закреплять правила дорожного движения.

Песочница, вывески названий магазинов, деревья, транспорт, дорожные знаки.

Предложить детям построить улицу города:

построить дорогу, установить дорожные

знаки, обозначить газоны и деревья, построить дома и магазины вдоль дороги.

 Октябрь

 4 неделя

Игра

«Городок «Букваринск»

Развивать зрительное восприятие, фантазию, образное мышление, речь, мелкую моторику рук.

Песочница или контейнер с влаж-ным песком, буквы из магнитной азбуки для подсказки.

Сгребая песок рёбрами ладоней, на его поверхности «лепят» буквы или выводят их пальцем. Строится целый город букв, приду-мывается сказка. Одна буква превращается в другую (Л-А, Г-Т, Б-В, С-О, Р-В, Л-Д, Ц-Щ ...)

Игра

«Строим зоопарк»

Развивать воображение,

мышление, пространствен-ные представления, конструктивные навыки.

Фигурки зверей жарких стран, заборчики, деревья, природный материал

В город привезли зверей из жарких стран. Необходимо построить зоопарк. Дети выбирают зверей и строят для них клетки. За-тем обустраивают всю территорию зоопарка.

Упражнение

«Песочные

прятки»

Развивать тактильную чувствительность,  восприя-тие, образное мышление; формировать зрительно-пространственную

ориентировку.

Песочница или контейнер с сухим песком,

миниатюрные игрушки, палочки, кисточки.

Ведущий прячет игрушки. Дети в это время отворачиваются. Затем ищут игрушки в том месте и тем способом, который указал ведущий (раздувать песок, раскапывать

пальчиком, использовать палочку, кисточку).

Игра

«Космическое путешествие»

Развивать познавательный интерес, фантазию, творческое воображение, образное мышление, конструктивные навыки.

Песочница, блоки геом. формы, фор-мочки, плоскостные фигурки иноплане-тян и фантаст.живо-тные, камушки, природный материал

Представьте, что мы отправились в путешест-вие на космическом корабле. Совершаем остановки на разных планетах, на которых есть горы, камни, вода, различные сооруже-ния. Встречаем инопланетян и разнообразных космических обитателей. Изобразите все на песке, что увидели во время путешествия.

                                                                                                                                                         Подготовила воспитатель

                                                                                                                                                         Прокопова Светлана Петровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс игр и упражнений с песком для детей второй младшей группы "Волшебный песок"

Этот материал содержит комплекс игр с песком, способствующих развитию связанной речи, навыков конструирования....

Игры-упражнения с песком и водой

Игры с песком и водой открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, малыши по...

Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.

“Печем куличики”.Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить” куличики, тщательно ...

Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.

Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить” куличики, тщательно заполняя всю ёмко...

Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.

ldquo;Печем куличики”.Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить&rdq...

Формирование личности ребенка через игры с песком на улице у детей младшего возраста.

Использование песочной игротерапии гармонично дополняет традиционные формы работы с детьми. Зона песка привлекает внимание детей яркостью, необычностью, оригинальностью. Проводя самоанализ работы мы п...