Методическая разработка «Самарские достопримечательности»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Пикулина Юлия Викторовна

Данная методическая разработка помогает сформировать у дошкольников интерес и любовь к родному городу, чувства патриотизма и гражданственности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №377» г.о.Самара

Методическая разработка

Номинация: Самара вчера, сегодня, завтра: история моего города

Тема: «Самарские достопримечательности»

 Выполнила:  Пикулина Юлия Викторовна

МАДОУ «Детский сад №377» воспитатель

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Самара, 2016

1

Цель:

         Формировать нравственно-патриотические чувства, расширять представления детей об истории города, обогащать и углублять знания детей о его достопримечательностях.

Задачи:

• обобщить, систематизировать и расширить знания детей о родном городе, его достопримечательностях;

• развивать познавательный интерес и любовь к родному городу;

• воспитывать патриотические чувства и любовь к своей малой Родине.

Предварительная работа: беседы о достопримечательностях родного города, о его улицах, рассматривание книг, альбомов с видами города, фотографий, разучивание стихов, песен о Самаре, знакомство детей с гербом и флагом Самары, рисование на тему «Мой любимый город», «Мой двор», работа над понятиями «Родина», «Малая родина», взаимодействие  с родителями: подборка литературы, фотографий, создание альбома любимых мест, составление рассказов с детьми о любимом уголке города; экскурсия с детьми в музей А.Н. Толстого.

Материалы и оборудование: проектор, фотографии с видами города, карта Самары.

Ход ООД:

Организационный момент.

Воспитатель читает отрывок из стихотворения Эвелины Глазковой «Наша Самара»

Самара, Самара, ты - дом наш родной,

Омытый прохладною волжской волной,

Объят Жигулями, обласкан дождем

Ночной тишиною и солнечным днем.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете о чем пишет поэт в стихотворении?

2

Дети: О нашем городе Самаре!

Воспитатель: А как вы считаете, поэт любит свой город?

Из каких строк вы об этом догадались?

(Ответы детей)

Воспитатель: А знает ли кто нибудь из вас, как образовался наш город?

Откуда он получил свое название?

(Ответы детей)

Воспитатель: Но город не всегда был таким большим и красивым, хотите узнать его историю? Кто основатель, кто здесь жил, какие достопримечательности есть в нашем городе?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда нам надо собираться в дорогу. Я хочу предложить вам совершить небольшое путешествие в прошлое нашего города, но для этого нам нужно немного размяться.

Физминутка:

Мы по городу идем (маршируют)

Звонко песни мы поем (покачивание головой вправо-влево)

Мы по улице шагаем (маршируют)

Ровно ноги поднимаем.

Делай шаг — раз, два,

Повернулась голова (вправо — влево)

Руки вверх и ноги шире.

Прыгнем вместе высоко

И побегаем легко.

Воспитатель: Самара была основана на самом красивом месте в центре огромной степи (Дикого поля) вдали от Москвы, столицы ранней России (демонстрация карты).

-Как вы думаете, а каким был город раньше?

3

-Кто в нем жил?

-Как получил свое название?

(Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! У вас очень интересные предположения. А теперь послушайте мой рассказ. Самара была основана в 1586 г. по указу царя Феодора Иоанновича, воевода князь Засекин. (Слайд №1) построил  деревянную крепость с целью защиты судоходства на участке реки, протекавшей рядом с городом, и для охраны границ.

Воспитатель показывает фото крепости Самара (слайд №2)

        В дальнейшем (1688) статус центра края изменился - Самара из крепости стала городом.

Воспитатель показывает фото старой Самары (Слайд №3,4)

Воспитатель: В наш город каждый день приезжает много гостей,  на самолете, или  на поезде, на машине, или на теплоходе. Посмотрите на картинку, и скажите, по — вашему, что это за здание?

Воспитатель показывает фото старого  Ж/д вокзала. (слайд №5)

(Ответы детей)

Воспитатель: Так выглядело здание вокзала 140 лет назад.  В 1876 году был построен вокзал по проекту и под наблюдением петербургского инженера-архитектора графа Н.И. Де-Рошефора. 31 декабря 1876 года самарцы впервые услышали гудок паровоза, а с 1 января 1877 года открылось регулярное движение по Оренбургской железной дороге. С этого момента самарцы получили возможность ездить прямым сообщением в Москву через Сызрань, Пензу, Тулу.

        Воспитатель показывает фото нового Ж/д вокзала.(слайд №6)

Воспитатель: Каким великолепным мы находим сейчас здание нового вокзала, поражающего своим внешним видом. Самарский вокзал представляет собой одно из великолепнейших творений современной

4

архитектуры. Высота купола  составляет 76 метров. Вокруг купола сделана смотровая площадка, которая находиться на высоте 64 метров и дает возможность обозревать город Самару и неповторимую своим великолепием Волгу с высоты птичьего полета. Открытие вокзального комплекса состоялось 21 декабря 2001года.

        Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отгадать загадки о нашем городе.  Послушайте, и постарайтесь дать правильный ответ.

Дома стоят,

Друг на друга глядят

Пешеходы идут,

Сумки несут. И автомобили

Куда-то покатили. (Слайд №7 Улица)

Угадай, куда ведут

Малышей с утра.

Тут и завтрак, и уют,

Няня, медсестра. (слайд № 8 Детский сад)

Вот большой и круглый дом.

Ой, какое место!

Ведь всегда ребятам в нем

Очень интересно.

В этом доме непременно

Есть и звери, и арена. (слайд № 9 Цирк)

Нам вчера в античном зале

Про Афины рассказали.

А потом сказала мама

5

- В древнем зале есть и мамонт!

Угадайте-ка, ребята,

Где такие экспонаты? (Слайд №10 Музей)

Над рекою я лежу,

Оба берега держу. (Слайд №11 Мост)

Сидим, пока над нами ночь,

Как рассветет — уходим прочь. (Слайд № 12 Кинотеатр)


Надо хлеба нам купить,

Иль подарок подарить,

- Сумку мы с тобой берем,

И на улицу идем,

Там проходим вдоль витрин

И заходим в… (Слайд №  13 Магазин)

В городе деревьев мало

И гулять стремятся все,

Уходя на два квартала

От проспектов и шоссе.

Тут прохладно средь аллей

 И зеленых тополей. (слайд № 14 Сквер, парк)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием! А теперь давайте вновь вернемся в старую Самару и я предлагаю вам посмотреть еще на одну картинку. Как по-вашему, что на ней изображено?

(Ответы детей)

Воспитатель: А теперь послушайте рассказ о самом «главном» парке Самары — о Струковском парке.

Воспитатель показывает фотографии «старого» и современного парка. (Слайд №15, №16, №17, №18)

        6

        В 1810-х годах полковник Григорий Никонорович Струков приобрел в Самаре на окраине города (ныне ул.Куйбышева), обширное дворовое место, на котором построил дома и разбил сад, лучший в городе. В октябре 1855 г., Струковский сад юридически стал общественным садом. Со Струковским садом связаны многие славные страницы городской жизни. Он по праву считался «легкими Самары». Здесь самарцы находили спасение от пыльных улиц, так как сад был расположен на территории когда — то шумевшего здесь леса. В середине 20 века Струковский сад был переименован в городской парк культуры и отдыха им.Горького. В наше время парку вернули историческое название. Ведь в сердцах самарцев Струковский парк всегда оставался одним из красивейших уголков Самары, где можно пройтись по теннистым аллеям, предаться воспоминаниям о далекой старине.

Воспитатель: Ребята, вот вы еще больше узнали о нашем городе, а чтобы проверить ваши знания, я предлагаю вам поиграть в игру «Путаница».

Игра «Путаница»

Правила игры таковы: если правда -покажи (кивок головой, если нет – то докажи (доказательная речь)

1. В нашем городе много детских садов и школ? (дети кивают головой)

2. В нашем городе живут шахтеры? (доказывают своим объяснением)

3. В нашем городе есть музеи? (кивают головой)

4. Наш город расположен на реке Волге?

5. У нас в городе есть театры?

6. Вокруг нашего города растут леса?

Воспитатель: Да, ребята, красив наш город, много в нём удивительных мест, где мы можем узнать что – то интересное, отдохнуть, полюбоваться живописными местами. (Слайд №19). И всю эту красоту родного края сберегли для нас наши предки. А мы, в свою очередь, должны также

7

заботиться о нашей малой Родине и передать её красоту будущим поколениям. А какие они новые самарчане, вы подумаете дома и нарисуете город Самару и ее будущих жителей.

8

Литература:

1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999.

2. Самароведение: учебное пособие по Самарскому краеведению. -Самара.: ООО «Книга», 2011

3. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.

4. http://samkray.ru/informaciya-o-krae/istoriya/

5. www.samkray.ru/interesnoe/poet-klub


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по знакомству детей с городом Санкт – Петербургом, его достопримечательностями и историей в рамках ОЭР по реализации проекта «Мой любимый город» в подготовительной к школе группе.

Методическая разработка направлена на закрепление и расширение знаний детей о городе Санкт – Петербурге, возможности для детей практического использования своих знаний на различных мероприятиях...

Методическая разработка "Достопримечательности приморского района"

презентация знакомит с достопримечательностями Приморского района...

Методическая разработка. НОД на тему «Достопримечательности Санкт-Петербурга» для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Формирование лексико - грамматических категорий  на материале лексической темы «Мой город – Санкт- Петербург»....

Собственная методическая разработка Конспект совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста и воспитателя «Достопримечательности Санкт Петербурга» С использованием ЭОР (презентация Power Point)  

Интеграция образовательных областей:« Социально-коммуникативное развитие»«Познавательное развитие»«Речевое развитие»«Художественно-эстетическое развитие»...

Методическая разработка по ознакомлению детей с достопримечательностями Санкт-Петербурга. Экскурсия "Ростральные колонны"

Разработка занятия  для старшей группы.Цель: Знакомство детей с городом. С достопримечательностями. Экскурсия «Ростральные колонны» Программное содержание:Расширить...

Методическая разработка по познавательному развитию " Олимпийцы земли Самарской"

Методическая разработка по познавательному развитию "Олимпийцы земли Самарской"...

Методическая разработка занятия по окружающему миру «Знакомство с достопримечательностями Санкт-Петербурга»

Расширение знаний и представления детей о родном городе. Закрепление в памяти у ребят названий достопримечательностей города Санкт-Петербурга....