Конспект занятия во второй младшей группе "Русский Быт"
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Сергеева Надежда Викторовна

Цель: Формирование элементарного представления воспитанников о Русском Быте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russiy_byt_po_fgos.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Примерная основная образовательная программа  дошкольного образования «Детство»/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014.

Возрастная группа __Вторая  младшая

Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием)

Тема НОД: «Русский Быт»

Цель: Формирование элементарного представления воспитанников о Русском быте.

Задачи: -  Формировать патриотические чувства.
-  Знакомить с новыми словами

- Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей культуре
-  Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.
-  Развивать навыки речевого общения, умения воспринимать на слух читаемый текст.
-  Развивать творческие способности, воображение.
-  Совершенствовать фонематический слух.
-  Воспитывать патриотизм, любовь к Родине.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Оборудование:  предметы быта русского народа (чугунок, ухват, деревянные ложки и миски, прялка, самовар и т. д.) .

Предварительная работа: разучивание стихотворений, песен, загадок. Чтение потешек, сказок. Рассматривание предметов быта русского народа.

Ход НОД:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.Вводная часть

Под Русскую – народную музыку входят дети и хозяюшка.

Хозяюшка приглашает детей к себе в избу:

-Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу в мою избу, детушки! Горница у меня небольшая да красивая какая,

На убранство поглядите, да про всё мне расскажите!

В горнице моей много интересных и незнакомых вещей.

Сегодня по старинной русской традиции мы собрались на посиделки, где сможем отдохнуть, поразвлечься, в игры поиграть, да песни спеть.



Дети располагаются в избе

2. Основная часть

1- й ребенок: Русь деревянная – края дорогие

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные

Раздольные русские песни поют!

- Ребята, а вы знаете, почему Русь называют деревянной? (ответы детей)

-Правильно, ребята! Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из деревянных бревен. Такой дом назывался изба. А строили ее так. Было на Руси правило: шёл хозяин к соседу: «Приходите – говорил – люди добрые, помогите избу строить». «Непременно придём» - отвечал сосед. Шёл хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи. На утро много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубить избу». Рубить избу, означает строить. Строили, или как говорили в старину, рубили с помощью строительных инструментов. А какие это инструменты, отгадайте?

1. Кланяется, кланяется, придет домой, растянется.

2. Весь мир кормит, а сама не ест.

3. Сам деревянный, а голова железная. (молоток) .

-Что сделано из дерева?

-Ребята, а почему раньше все предметы быта делали из дерева?

-В старину бывало на Руси - как заканчивали работу люди, собирались они вечерами в избе, садились возле печи, беседовали, сказки сказывали, пели песни, а в горнице было тепло, светло и чисто. Самой главной в избе была печка .

-А для чего она нужна?

-Кто знает пословицы о печке?

- О печи в старину говорили так: «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница». На печи можно было спать, или лежать греться – место на печи где спали люди называли лопати.

- в каких русских народных сказках встречается печка? (ответы детей)

-а в чем готовили еду?

2-й ребенок: Чугунок – это посуда, в которой варили щи и кашу. Еда, приготовленная в чугунке в русской печи была очень вкусная


-А с помощью чего доставали чугунок из печи?

3-й ребенок: Ухват – это палка с надетой на нее металлической рогаткой. Он был нужен для перемещения чугунков в печи.

-Затем чугунок с пищей ставили на стол и все кушали приготовленную еду.

-Маленький черпачок,

Красненький колпачок.

Три раза в день берется

И опять на место кладется.

4-й ребенок: Деревянные ложки и миски – посуда, которую люди делали из дерева своими руками. Ею пользовались во время еды.

-а еще ложки использовали как музыкальные инструменты.

-В каждой избе обязательно есть красный угол. В нашей избе тоже есть красный угол. В старину слово «красный» означало: красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара.

-А вот стоит прялка. Как вы думаете для чего она предназначалась?

5-й ребенок: Прялка – это предмет на котором русские женщины пряли пряжу, а из пряжи вязали одежду. (рассматривание прялки).
Физ.минутка.
Давайте с вами поиграем в хороводную игру с лентой
«Вышел Ваня погулять»

- Стал подружку выбирать Кому ленточку отдать

-Поклонись, поклонись Да за ленточку держись.

- Поиграли мы с вами , все загадки вы отгадали.

-А давайте с вами испечём баранки в нашей печке?

Воспитатель с детьми ставит баранки в печь

Вот мы с вами и познакомились с русской избой.

– Какие вы молодцы, так много знаете о своей культуре.

Ребёнок читает стихотворение


(Ответы: Всё из дерева, не было  других материалов, дома были из дерева)

Ответы детей (топор, пила, молоток)

Дети рассматривают деревянные изделия

Ответы детей (стол, скамейки, колыбелька, прялка, сундучок, ложки)

Ответы детей (Потому что других материалов не было, а дерево легкое, прочное, хорошо сохраняет тепло, из него можно сделать красивые и нужные вещи).

Ответ детей

Ответ детей: « Когда в печи жарко – тогда и варко».« Что есть в печи – все на стол мечи».
«Не красна изба углами, а красна пирогами»

Ответы детей: Гуси – лебеди , колобок, по Щучьему веленью, Лиса и заяц

в чугунке.

Дети рассматривают чугунок

с помощью ухвата

Отгадывание загадки (деревянные ложки)

 

Дети рассматривают самовар

Ответы детей

(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)

(Дети останавливаются)

(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)

Дети лепят баранки из солёного теста.

3. Заключительная часть. Рефлексия.

- Спасибо ребята что в гости пришли . Только напомните, пожалуйста, что интересного есть у меня в избе?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия во второй младшей группе на тему: "Мое тело. Знание о частях тела и органах чувств" (образовательная область "ЗДОРОВЬЕ")

Организационный момент с помощью игры "Назови ласково"Основная часть: Отгадывание загадок о частях тела. Рассматривание на картинке. Беседа о значимости их для человека.  Проведение игр "Чудесный...

Конспект занятия во второй младшей группе "Осень"

Обобщающее занятие по ознакомлению с окружающим для детей 3-4 лет - ноябрь...

Конспект занятия во второй младшей группе "Лесные чудеса"

Формировать у  детей  представление  о диких  животных: зайце, белке, медведе, их внешнем виде, питании, особенности  образа  жизни.  Познакомить  детей с...

Конспект занятия во второй младшей группе группе. тема занятия "Прогулка в лес"

Закрепление умения детей различать и называть геометрические фигуры, упражнять в умении называть существенные признаки предметов, закреплять умение понимать вопрос "Сколько?" и т.д...

Конспект занятия во второй младшей группе По развитию речи :”Использование дидактических игр на занятии”

Програмнное содержание: Учить использовать в своей речи множественную форму глагола ’’хотеть’’. Закрепить последовательность одевании куклы на прогулку, умение различать в...