Обучение ориентированию в пространстве детей с тяжелыми нарушениями зрения
консультация (старшая группа) на тему

Максимова Анастасия Александровна

Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей была и остается проблема ориентировки в пространстве. Социальная адаптация без знаний и умений по пространственной ориентировке ничего не значит.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orientirvka_v_prostranstve.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение ориентированию в пространстве детей с тяжелыми нарушениями зрения в МБДОУ «Детский сад №137» г. Чебоксары

 

Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей была и остается проблема ориентировки в пространстве. Социальная адаптация без знаний и умений по пространственной ориентировке ничего не значит.

Под ориентировкой обычно понимают способность человека разбираться в окружающей обстановке, главным образом, в обстановке окружающей местности. Уметь ориентироваться, это значит уметь правильно определять величину и границы земного пространства, в котором приходится действовать, величину и другие признаки наполняющих это пространство предметов, взаимное их размещение и свое положение относительно каждого из них.

Обучение и совершенствование способностей ориентироваться в пространстве у слепых и слабовидящих осуществляется в течение всей жизни. Начальным этапом обучения является дошкольное учреждение.

По степени тяжести зрительной патологии детей, посещающих ДОУ №137 можно разделить на 3 категории:

1.     слабовидящие;

2.     дети с амблиопией и косоглазием;

3.     слепые. По остроте зрения это дети с остротой зрения от 0% (тотально слепые) до 0,04% на лучше видящем глазу с коррекцией очками (слепые с остаточным зрением).

Основными причинами трудностей пространственной ориентировки для всех категорий являются:

1.     недостаточный запас предметных и пространственных представлений;

2.     сложность анализа и синтеза получаемой через сохранные анализаторы информации об окружающем пространстве;

3.     непрочная связь между восприятием пространственных признаков и отношений и их словесными обозначениями;

4.     нарушение микро- и макрокоординации движений.

Для слепых характерны:

1.     страх перед передвижением в пространстве;

2.     отсутствие интереса к освоению пространства;

3.     необходимость уделять внимание технике передвижения;

4.     неумение пользоваться остаточным зрением при ориентировке.

Задача образовательного учреждения - помочь детям преодолеть эти трудности.

Основные задачи обучения пространственной ориентировке слепых детей:

1. обучение технике выполнения элементарных движений (в статическом положении и в процессе передвижения);

2. развитие сенсорной сферы:

- формирование навыков использования остаточного зрения  в пространственной ориентировке;

- формирование навыков получения информации о пространстве и расположенных в нем объектах через сохранные анализаторы.

Когда говорят об ориентировке слепых, чаще всего имеют в виду именно такую ориентировку среди крупных предметов, составляющих обстановку помещения и улиц населенного пункта. Однако нельзя забывать и о том, что слепому приходится ориентироваться не только на улицах города или в помещении, но и на рабочем месте, среди мелких предметов и даже в самих предметах, пространство которых может быть ничтожно малым. Поэтому принято разделять пространственную ориентировка на ориентировку в микро- и макропространстве. Сотрудничая тс детским благотворительным фондом по линии ЮНЕСКО «Иллюстрированные книги для маленьких слепых детей», мы готовим наших воспитанников к чтению и письму по системе Л.Брайля. Разработан цикл занятий по данным пособиям, где дети в игровой форме учатся ориентироваться на листе, ощупывая объемные рисунки.

Если вдуматься глубже, то станет ясным, что степень самостоятельности всякой деятельности слепого всецело зависит от степени совершенства его пространственной ориентировки и полностью определяется ею.

Ориентировка— это процесс использования органов чувств в определении своего положения относительно других значительных объектов в данной обстановке.

Способность свободно ориентироваться на местности и взаимодействовать с окружающей средой называется мобильностью (М.Н.Наумов).

Мобильность и пространственная ориентация тесно связаны между собой. Пространственная ориентация сама по себе, без мобильности, не имеет смысла.

Мобильность, или способность передвигаться, имеет очень важное значение в жизни и, прежде всего, в проявлении самостоятельности слепого, разумеется, в меру его способностей и возможностей.

Мобильность помогает установить связь между слепым и постоянно расширяющейся окружающей средой. Она благотворно влияет на физическое развитие и состояние организма. Мобильность крайне необходима в трудовой деятельности и позволяет принимать активное участие в общественной жизни.

Важно и то, что окружающие относятся к слепому, самостоятельно ориентирующемуся в пространстве, с восхищением, благосклонно, а не с чувством жалости.

Ни один из органов чувств не способен заменить зрение,но все они вместе взятые, суммируя в мозгу разнообразные сведения, которые получают из окружающей среды, могут помочь представить мир таким, какой он есть в действительности.

Остаточное зрение   дает слепым    некоторую    информацию об окружающем мире. Однако опыт показывает, что не все инвалиды умеют использовать частичное зрение.    Иногда частичное зрение даже является тормозом активной деятельности слепого. Это нужно учитывать при обучении слепых пространственной ориентировке и добиваться, чтобы частичное зрение стало для них помощником.

Частичновидящих со светоощущением и цветоразличением учим использовать ощущение цвета, света и тени при определении места окон и открытых дверей в помещении, различать постройки по  изменению освещенности при ходьбе, определять (узнавать) участок пути (дорога, тротуар) по его освещенности, использовать в качестве зрительных ориентиров разницу освещенности стен зданий, заборов и других объектов, определять место деревьев и других зеленых насаждений по зеленому фону, определять (узнавать) здания по цвету фасада. Частичновидящие могут также использовать как ориентиры различные источники света: уличные фонари, свет из окон зданий, световые рекламы, осветительные приборы в помещениях.

Чтобы зрительная информация была полезной, педогоги ДОУ обучают слепых обследовать объекты с помощью осязания (руками или тростью). Осязательное обследование дополнит  неясный, расплывчатый образ объекта конкретными деталями.

Осязание весьма сложное чувство, которое способно отражать различные по своему характеру тактильные, температурные и болевые ощущения. Благодаря разнообразию осязательных   восприятий,   слепой   получает   обширную информацию. Осязанием воспринимаются форма, величина, направление, удаление, телесность, покой и движение.

Кроме того, осязание отражает твердость и упругость предмета, вес, тепло, холод. Таким образом, осязанием воспринимается больше категорий (признаков), чем зрением. Однако это не значит, что осязательное восприятие более совершенно, чем визуальное (зрительное). Как уже говорилось, при обследовании крупного предмета или объекта при помощи осязания слепой нередко получает фрагментарное представление о предмете, и только благодаря мышлению и воображению он воссоздает правильный образ этого предмета.

У зрячих людей предметность таких ощущений, как слух, обоняние, может формироваться на основе предметности зрительных, у незрячего же человека - только на основе осязательных ощущений. Например, любой звук остается беспредметным, если слепой не обследует источник звука с помощью осязания. То же самое можно сказать и о запахах, вкусовых ощущениях. Чтобы другие органы чувств, особенно слух и обоняние, помогали слепым получать необходимую информацию о предметах окружающего пространства, необходимо, прежде всего, позаботиться о формировании предметности этих ощущений, иначе слепые будут слышать звуки, чувствовать запахи, но не смогут правильно истолковать их.

За каждым словом, которое услышит слепой, должен стоять конкретный чувственный образ. Поэтому изучение любого предмета проводиться в следующем порядке: сначала слепой обследует изучаемый предмет, а затем взрослый рассказывает ему о его свойствах и назначении.

Осязание проявляет себя и в форме мышечно-суставного чувства, возникающего при раздражении чувствительных нервных окончаний, расположенных в мышцах, сухожильях, суставах.

Благодаря мышечно-суставному чувству, наши ноги даже через подошву обуви в состоянии определить текстуру покрытия поверхности, по которой мы проходим.

При отсутствии зрения слух является единственным, наиболее эффективным органом чувств, при помощи которого слепой  может определить предмет или объект на расстоянии, поэтому слух называют дистантным анализатором.      

Слепой должен научиться распознавать, какой предмет издает звук, уметь локализовать его, то есть определить, в какой точке пространства находится предмет, издающий звук, движется этот предмет или находится в покое, если движется, то в каком направлении и с какой скоростью. Для этого используются различные музыкальные игрушки, музыкальные книги, а так же диски с записями звуков окружающего мира (транспорт, звуки природы, звуки в быту).

С помощью слуха человек ощущает не только отдельные звуки, но и их сочетания, т. е. может воспринимать окружающую обстановку в виде звуковых картин.

Слуховые ощущения человека избирательны. Из множества окружающих звуков человек может выбрать один, интересующий его звук и, сосредоточив на нем внимание, четко воспринимать его. Остальные звуки при этом как бы не слышны. Это свойство слуха ценно в пространственной ориентации слепых. Полезны такие игры как «Минута тишины», «Расскажи, что ты слышишь», «Какой предмет издает этот звук» и т.п.

Практическое значение для ориентировки имеют обонятельные и вкусовые ощущения.

Вкусовые ощущения контактны. Поэтому они могут быть использованы слепыми только в бытовой предметной ориентации. По вкусу незрячие определяют виды продуктов питания, их качество.

Обонятельные ощущения дистантны. Незрячие могут по запахам узнавать различные объекты, используя их как ориентиры. Запах обычно определяют и по предмету, от которого он исходит: запах цветущей сирени, запах парфюмерного магазина, — поэтому запахи обретают сигнальное значение. Благодаря обонянию, слепой может, находясь на некотором расстоянии от объекта, получать информацию о его свойствах и о происходящих изменениях в окружающей обстановке: например, обоняние подскажет, к какому объекту приближается слепой к булочной, столовой, кондитерской, аптеке, парикмахерской, обувному магазину, промышленному предприятию.

Для успешной адаптации и социализации воспитанников нашего ДОУ организована взаимосвязанная работа всех специалистов. На занятиях воспитателя по ИЗО, лепке и конструированию детям предъявляются предметы, изображающие различные пространственные отношения, дети учатся обследовать и узнавать их с помощью осязания, словесно обозначать их пространственное расположение, учатся самостоятельно выполнять построение пространственных отношений.

На занятиях по ФЭМП при ознакомлении детей с объемными и плоскими геометрическими фигурами дети учатся узнавать их с помощью осязания, находить сходства и различия между ними, определять их расположения в микропространстве.

На физкультурных и музыкальных занятиях педагоги формируют и отрабатывают у детей технику выполнения различных движений, прежде всего ходьбы, широко используя при этом зрительные, осязательные и звуковые ориентиры, развивают сохранные анализаторы.

Во время режимных моментов отрабатываются навыки ориентировки в групповых помещениях, на участке и других помещениях ДОУ. На прогулках, экскурсиях дети практически осваивают ближайшее пространство, окружающее ДОУ,  и находящиеся в нем предметы и объекты в условиях непосредственного контакта с ними.

Коррекционная работа строится с учетом всех особенностей детского организма, характера дефекта, предыдущего опыта жизни, по принципу возрастающей сложности, с постоянным возвращением к уже усвоенному, что позволяет сформировать у детей прочные навыки практического ориентирования. Именно с этой целью в ДОУ используются индивидуальные коррекционно- развивающие программы, где все специалисты учреждения прописывают маршрут дальнейшего развития каждого ребенка.

Резюмируя тему можно привести слова профессора Сверлова: «Ориентировка- это сложный психический процесс анализа и синтеза разнообразных восприятий, возникающих в результате потока раздражений, падающих на человека извне и воздействующих на все его органы чувств».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями зрения

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями зрения...

Зарядка с мячом для детей с тяжелыми нарушениями зрения

"Я не вижу, но, как и все дети, очень люблю играть в мяч. Поиграем вместе!"...

Конспект интегрированного занятия по развитию ориентировки в пространстве для детей с тяжелыми нарушениями зрения

Конспект описывает интегрированное занятие тифлопедагога и инструктора по физической культуре с детьми с тяжелыми нарушениями зрениями (1-2й год обучения). Основной целью занятия является развитие ори...

Конспект НОД инструктора по физической культуре с детьми дошкольного возраста для детей с тяжелыми нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие)

Конспект НОД инструктора по физической культуре с детьми дошкольного возраста для детей с тяжелыми нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие)Тема: Весенняя прогулка....

Презентация "Сенсомоторное развитие детей с тяжелыми нарушениями зрения"

Сенсомоторика – умение слышать, видеть, осязать, т.е. воспринимать окружающий мир. Сенсомоторное развитие ребенка обеспечивает формирование представлений о себе и об окружающем мире, благоприятно...

НОД по формированию пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями зрения в разновозрастной группе.

Организация педагогического процесса в разновозрастных группах имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования...

«Дидактические пособия по формированию элементарных математических представлений для детей с тяжелыми нарушениями зрения старшего дошкольного возраста»

laquo;Дидактические пособия по формированию элементарных математических представлений для детей с тяжелыми нарушениями зрения старшего дошкольного возраста»...