Главные вкладки

    Отчет по самообразованию ТЕМА: «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».
    методическая разработка (средняя группа) на тему

     «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

    В. А. Сухомлинский.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл samoobrazovanie_ekologiya_novoe_2.docx28.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБОУ Школа № 283

    структурное подразделение №8

    Отчет  по самообразованию

    ТЕМА: «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».

           

                                          Выполнила воспитатель

                                                                                            средней группы 40/8

                                                                                           Мкртчян Аракся Кайцеровна

                                               

                                2015-2016 учебный год

           

                                  Введение

            «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

    В. А. Сухомлинский.

                                                             

    Экология как наука появилась ещё в конце 19 века, однако долгое время она оставалась чисто биологической наукой, которая интересовала лишь учёных. И только в середине двадцатого столетия приобрела широкую известность среди людей. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать среду их обитания приемлемой для существования.

    В переводе с греческого «экология» - наука о доме. Экология – наука комплексная. Существует три основных направления экологии:

    – биологическая или классическая экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом;

    – социальная экология – рассматривает взаимоотношения общества и природы;

    – прикладная экология, или охрана природы.

    Сущность экологии хорошо отражают «законы», сформулированные американским учёным Б. Коммонером:

    – всё связано со всем;

    – всё куда-нибудь девается;

    – всё что-нибудь да стоит;

    – природа знает лучше.

    Задачи экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Уже в старшем возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям.

    Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть источник человечности в человеке. «Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца» – писал В. Сухомлинский. Экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.

    Экология – это наука о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Следовательно, задачей экологического образования должно быть формирование у человека (в том числе у дошкольника) понимания существующих связей между живыми организмами (например, животными и растениями), их связей с окружающей средой и представление о том, что в природе живые организмы не существуют отдельно друг от друга, а образуют разнообразные экосистемы (лес, озеро, болото). Дети должны также знакомиться с развитием живых организмов, с сезонными изменениями в их жизни. Такой подход к изучению природы – то есть с точки зрения существующих в ней взаимосвязей – позволяет логически подвести детей к пониманию влияния человека на окружающую среду. Одно цело, если ребёнку просто сказать, что уничтожать деревья в лесу – это «плохо». И совсем другое – когда ребёнок знает, сколько животных, растений связано с этим деревом (карточки «Дуб и сосна») и сам может объяснить, что произойдёт с ними после исчезновения дерева. Можно просто сказать, что в лесу нельзя разводить костер, а можно объяснить, что почва – «живая земля», в которой обитает множество живых организмов, корни растений. И многие из них гибнут из-за разведения костров. Одна из задач экологического образования – формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорители природы, а как о части природы, зависящей от неё.

    В настоящее время у большинства детей дошкольного возраста сформировано чёткое деление животных на плохих и хороших, злых и добрых, вредных и полезных. Этому способствуют и многие художественные произведения, мультфильмы. Во многих из них хищники изображены злыми, нехорошими. Они хотят съесть «хороших» зайцев, поросят и т. д. Как правило, зайцы побеждают волков и остаются жить в лесу одни, без злых хищников. Многие дети убеждены в том, что хищный зверь – плохо, он не нужен в природе, и что самый прекрасный лес – это лес без волков. С точки зрения экологии, в природе нет плохих и хороших, вредных и полезных. Каждое животное, растение выполняет свою работу, играет свою роль в природе. Нужны одинаково все – и волки, и зайцы. Лес без хищников не будет уравновешенной экосистемой и, в конце концов, начнёт деградировать. Следовательно, одна из важных задач экологического воспитания – выработка одинаково бережного отношения ко всем живым организмам, независимо от того, нравятся они нам или нет.

    Для занятий используем наглядные пособия: это картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян растений, гербарий, игровой материал. Нельзя собирать коллекции бабочек, жуков, так как это противоречит принципам экологического воспитания.

    Выбор моей темы связан с целью глубже познакомиться с методами, приёмами через которые я могу воспитывать у детей эмоционально положительное отношение к природе. Проблема экологического воспитания приобретает острую актуальность в наше время, вместе с тем становится чрезвычайно сложно. Поэтому важно с раннего возраста формировать у детей экологические представления и ориентиры в мире природы, развивать эстетические чувства сопричастности к родному краю, родной станицы. Прежде чем начать работу по теме, мною были изучены следующие программы и пособия. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой» Т. Г. Филипова «Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке» О. В. Дыбина «Ребёнок и окружающий мир» Комплексные занятия по Программе: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Коморовой, М. А. Васильевой   средняя   группа.

    Работая по программе «От рождения до школы», в своей работе я так же использовала методические разработки Тугушевой Г.П., Чистяковой А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, Кондратьевой Н.Н. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада, Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!»

    Кроме этого, мной велась большая работа с родителями: были подготовлены консультации для родительского уголка, в папке – передвижке размещались экологические игры и перечень художественной литературы для детей экологического содержания, родители участвовали в экскурсиях, природоохранных акциях и выставках книг экологического содержания.

    Опираясь на результаты мониторинга можно сказать, что использование системного подхода в работе с дошкольниками на протяжении одного года позволило обеспечить положительную динамику в освоении детьми программного содержания экологического характера.

    Чтобы повысить эффективность экологического образования используются различные формы и методы:

    – экологические занятия;

    – экологические экскурсии;

    – уроки доброты;

    – уроки мышления;

    – экологические конкурсы;

    – обсуждение и проигрывание ситуаций;

    – трудовой десант;

    – коллекционирование;

    – экологические праздники;

    – экологические игры (дидактические, имитационные, игры – моделирование экосистем, игры – путешествия);

    – экологические сказки;

    – инсценировки.

    Актуальность.

    В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

    На первом этапе работы мной были проведено анкетирование родителей и интервьюирование детей с целью выявления их экологической компетентности. Анализ результатов анкетирования родителей, интервьюирования детей и первичный мониторинг в средней группе, показал, что дети имеют не систематичные разрозненные знания экологического характера, а родители имеют не очень высокий уровень экологической культуры и не уделяют особого внимания уровню развития детей в этом направлении.

    Цель: Изучение особенностей экологического воспитания детей в детском саду. 

     Способность понимать и любить окружающий мир и природу.

    Ожидаемый результат

     Расширение кругозора детей о природе и её обитателей.

     Улучшение предметно-развивающей среды.

     Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

     Активное участие воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

    Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

    Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление

    творчества.

            Планируемые мероприятия

        Сроки

    Сбор и анализ литературы по данной теме

    Сентябрь

    Составление плана

    Октябрь

    Рассматривание иллюстраций, альбомов.

    Наблюдения за деревьями, кустарниками, цветами на клумбе.

    Беседы: «Деревья нашего двора»; «Во саду ли в огороде»; «Как мы грибы искали»

    Коммуникации: рассказ по картине Левитан

    «Березовая роща» Описание берёзы.

    Чтение художественной литературы по теме.

    Загадывание загадок.

    Октябрь-Ноябрь

    Беседы: «Обитатели скотного двора»; «Где живет медведь»; «Забавные истории о добрых животных»; «Охрана природы»

    Наблюдения за обитателями живого уголка.

    Чтение художественная и познавательная по теме,

    Загадывание загадок.

    Художественное творчество: рисование «Пушистое животное»; «Зайка серый, где ты бегал?»; «Жил-был тигр»

    Аппликация «Пингвин на льдине»; «Зайка в зимней шубке».

    Лепка «Деревенское подворье»; «Пластилиновая сказка»;

    Конструирование: «Ферма кота Матроскина».

    Оригами-животные.

    Д/И «Мама, папа и ребенок»; «Загадки и отгадки»; «Кто где живет»; «Пищевые цепочки»

    Речевые логические задачи «О чем рассказал ежик»; «Кто где зимует

    Ноябрь-декабрь

    Наблюдение за птицами на кормушке.

    Рассматривание фотоиллюстраций с изображением птиц и их жизни.

    Беседы: «Какие бывают птицы»; «Куда улетают птицы»; «Наши друзья пернатые».

    Чтение художественной литературы.

    Загадывание загадок.

    Рассказывание по картине «Грачи прилетели»

    Речевая логическая задача «Кто обедал в птичьей столовой»

    Инсценеровка  «Зимующие птицы»

    Художественное творчество. Рисование «Ласточки в полете», «Снегири.»

    Аппликация «Поющий соловей»

    Коллективная работа из пластилина «снегири на дереве»

    Декабрь-март

    Беседы о цветах:

    «Кто живет на подоконнике?»

    Составление описательного рассказа на тему: «Комнатные растения».

    Дидактическая игра «Живая и неживая природа»

    Рисование «Комнатный цветок»

    Загадывание загадок

    Март-апрель

    Насекомые

    Наблюдения за насекомыми

    Беседы «Таинственный мир насекомых»

    Коллективная работа «Милые букашечки»

    Настольные игры: «Лото», «Божьи коровки», «Паучок»

    Подвижные игры «Бабочки и ласточки», «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики»

    Инсценировка «Муха-цакатуха»

    Апрель

    Реализация проекта «Зимующие птицы» и «Домашние животные»

    Март-апрель

    Презентация «Предметный мир» 

    Май          

                                         

                                               

    Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

     сформированы начала экологической культуры у детей;

     сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

     дети учатся практическим действиям по охране природы;

     развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

     у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

    Результативность: итоги первичного мониторинга во второй младшей группе показали, что дети имеют не систематичные разрозненные знания экологического характера. Исходный уровень развития распределялись следующим образом: низкий уровень – 30%, средний –70 %, высокий - 0%. В результате работы, на конец учебного года  результаты следующие: низкий уровень – 15%, средний – 35%, высокий - 50%.

    В средней группе следующие показатели на начало года:

    низкий уровень – 10%, средний – 50%, высокий - 40%;

    В настоящий период: низкий уровень –5%, средний –30%, высокий- 65%.

    Литература.

      1. Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3) ;

            2.  Федеральный Государственный Образовательный стандарт

            3. П. Г. Саморукова «Как знакомить детей с природой?»

           4. М. В. Лучич «Детям о природе».

            5.Н. А. Рыжова « Не просто сказки»

            6.Н. А. Гуняга «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста».

            7.П. Г. Саморукова «Как знакомить дошкольника с природой»

            8.В.Дрязгунова «Дидактические

    игры для ознакомления детей с растениями»

           

             9. С.Н.Николаевка «Методика экологического воспитания в детском саду»

           

    10. М.А.Рунова.,А.В.Бутилова «Ознакомление с природой через движение(Интегрированные занятия)

    11. Т.А.Шорыгина «Птицы. Какие они?»

    Приложение

    Диагностика экологических знаний детей второй младшей группы

    1. Назови и покажи животных на картинке (по 2-3 вида домашних и диких)

    2. Скажи, как называется детёныш у коровы, овцы, лисицы и др.

    3. Назови и покажи птиц на картине (2 вида)

    4. Покажи, где у птички клюв, крылья и т.д.

    5. Чем подкармливают птичек зимой?

    6. Назови и покажи рыб, которые живут в аквариуме

    7. Назови и покажи дерево, куст, цветок, траву

    8. Покажи у дерева ствол, ветки и листья

    9. Узнай, с какого дерева этот лист? (2-3 вида)

    10. Покажи стебель, лист, цветок.

    11. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (по 2-3 вида)

    12. Назови (покажи на картинке), какое сейчас время года

    13. Одень куклу соответственно погоде и сезону

    Оценка знаний:

    1 балл – ребёнок не ответил

    2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя

    3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.

    Подсчёт результатов:

    15 – 22 баллов – низкий уровень

    23 – 35 – средний уровень

    36 – 45 – высокий уровень

    Диагностика экологических знаний детей средней группы

    1. Назови и покажи животных на картинке (по 3-4 вида диких и домашних)

    2. Какие животные домашние, какие дикие, назови

    3. Зачем человек держит корову, овцу, лошадь? Как он ухаживает за ними?

    4. Назови и покажи птиц на картинках (3-4 вида)

    5. Чем птица ест, чем покрыто тело птицы? Что общего у всех птиц?

    6. Назови и покажи домашних птиц

    7. Расскажи, как выросла птичка?

    8. Назови и покажи рыб, которые живут в аквариуме

    9. Назови и покажи части тела рыбы на картинке

    10. Расскажи и покажи, какие деревья ты знаешь? (2-3 вида)

    11. Назови и покажи хвойные и лиственные деревья

    12. Узнай, с какого дерева лист (3-4 вида)

    13. Назови, узнай растение по цветку (3-4 вида)

    14. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (4-5 вида)

    15. Что нужно, чтобы растение росло?

    16. Что произойдёт, если растение не поливать?

    17. Назови, какое сейчас время года, какое время года было? (найди и покажи на картинке)

    Критерии оценки ответов:

    1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается

    2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов

    3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы

    Подсчёт результатов:

    15 – 22 баллов – низкий уровень

    23 – 35 – средний уровень

    36 – 45 – высокий уровень


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»

    Экологическое воспитание детей прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей....

    Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через игры с песком и водой.

    Материал будет интересен педагогам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста....

    Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром.

    Методическая разработка по экологическому воспитанию малышей через ознакомление с окружающим миром.(план ,конспект занятия,игры-экспериментирования)....

    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема : Использование народного фольклора в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.

    КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                 ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕТема : Использование народного...

    Открытое мероприятие по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста "Растения вокруг нас"

    Экологическое культура воспитания дошкольников, формирование знания о цветах и растениях которые окружают нас, о временах года. Умение работать в коллективе. ативизировать словарный запас дошкольников...