Проект "Готовность дошкольников к школе"
проект (подготовительная группа) на тему

Крохина Людмила Николаевна

Проект как подготовить детей к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект к шкале26.74 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Скоро в школу я пойду»

Вид проекта: долгосрочный (с сентября по май), игровой.

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители

Направленность: Перед педагогами ДОУ стоит задача подготовить к школе не только детей подготовительной группы, но и подготовить родителей к новой социальной роли «родители ученика», а также вовлечение учителей начальных классов в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительных групп.

Актуальность: В данном проекте первоочередное внимание уделяется организации эффективного взаимодействия ДОУ, школы, и семьи, как условие формирования готовности воспитанников к обучению в школе в соответствии с внедрением ФГОС. Подготовка детей к школе является одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории дошкольной и общей педагогики. В настоящее время она становится все более острой в связи с модернизацией всей системы образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с 1 января 2014 года, и ФЗ - № 273 «Об образовании в Российской Федерации» определяют, что дошкольное образование является первой ступенью общего образования. Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально (режим, смена общения с взрослыми и сверстниками, увеличение объема интеллектуальной нагрузки) . Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей ДОУ. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника». Большую роль в подготовке детей к школе играют и родители. Анализ литературы и данные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание безопасной предметно – развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей и взаимодействие с учителями начальных классов.

Проблема:

  1. Недостаточность знаний родителей и детей об обучении в школе,
  2. Небольшой уровень готовности детей к обучению в школе,
  3. Внешняя мотивация к учебе в школе,
  4. Незаконченный психический процесс готовности к школе.

Объект исследования: психолого-педагогическое сопровождение семьи по вопросам подготовки детей к школе.

Предмет исследования: организация педагогических ресурсов для комплексного обеспечения разносторонней поддержки семьи в процессе подготовки ребенка к школе.

Цель проекта: Создание условий для всестороннего развития личности ребенка, психических процессов и осознанной мотивации к учебе.

Задачи проекта:

1. формирование положительной учебной мотивации;

2.  формировать представления детей о школе и её значении; 
3.  культуру общения и культуры поведения в общественных местах;

4. развивать основные психические процессы, необходимые для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);

5. развитие творчески активной личности, развитию навыков общения, работы в коллективе;

6. систематизировать знание детей о здоровом образе жизни, как условии успешного обучения в школе.

7. воспитывать положительные качества в детях, умение слушать взрослых и других детей. 
8. активизировать словарный запас, развивать выразительностью речи, средствами вербального и невербального общения;

9. повысить информируемость родителей в области психических особенностей ребенка на этапе подготовке к школе.

Основные формы реализации проекта:

  1. чтение художественной литературы,
  2. индивидуальные и групповые консультации,
  3.  развивающая среда, игры и упражнения.
  4. непосредственно-образовательная деятельность.

Гипотеза:

  1. Сформировать осознанное отношение родителей к ценности дошкольного детства,
  2. Снизить уровень школьной и личностной тревожности среди выпускников детского сада,
  3. Повысить уровень готовности к школьному обучению у старших дошкольников.

Работа с родителями: 

      1.Заинтересовать родителей актуальностью данной темы,

      2.Сделать единомышленниками в осуществлении данного проекта.

      3.Создание условий, облегчающих школьную адаптацию,

      4.Обогатить предметно-пространственную среду дидактическим        материалом,

Ожидаемый результат:

  1. Формирование у детей мотивационной готовности к школе,
  2. Повышение родительской компетентности в вопросах готовности к школе,
  3. Благоприятное течение адаптационного школьного периода.
  4. Воспитание у детей организованности, сплоченности, уважения к старшим.
  5. Сформированность начальных навыков чтения, элементарных математических представлений.

Реализация проекта:

1 этап – подготовительный

- подготовка необходимого материала для познавательной и продуктивной деятельности,

-разработать конспекты, подобрать материал, консультации для родителей, изготовить настольно –печатных игр

- первичная диагностика развития познавательных процессов,

-создание предметно - развивающей среды, приближенной к школьной.

- подготовить необходимую информацию, домашнее задание.

2 этап – основной

-формы работы групповые и индивидуальные,

- образовательная деятельность в процессе организации различных видов деятельности, в режимных моментах,

- загадывание загадок, чтение пословиц, сказок, рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов о школе,

- настольно –печатные игры и дидактические.

- просмотр мультфильмов о школе «Котенок, который умел считать до 10», «Остров ошибок».

- словесные игры, беседы с детьми, рассматривание картин. иллюстраций.

- сюжетно-ролевые игры, встреча с учениками-выпускниками.

- взаимодействие с родителями: консультации, совместные с детьми чтение книг о школе дома,

3 этап – итоговый

-проведение итоговых диагностических исследований психологической готовности детей к школьному обучению,

Перспективный план работы

Организация

Образовательная

деятельность

Образовательная

деятельность в

режимных

моментах

Самостоятельная

деятельность

Взаимодействие

с родителями 

Срок

Ознакомление с окружающим:

«На пороге школы»

ЦЕЛЬ:

Воспитывать интерес к школьной жизни, ее традициям.

Экскурсия в общеобразовательную школу (посещение урока, перемены, знакомство с учителем)

Сюжетно ролевая игра «Урок физкультуры»

ЦЕЛЬ:

Воспитывать взаимо

выручку, здоровый образ жизни.

Беседа: «Моя первая учительница».

сентябрь

Социальный мир: «Кто такие первоклассники»

ЦЕЛЬ:

 знакомить со школьной жизнью, сходство и отличие детского сада и школы

Встреча с первоклассниками,

выпускниками сада.

Сюжетно ролевая игра

«Школьники»

ЦЕЛЬ: воспитывать дружеские отношения между детьми

Консультация

«Ваши дети - первоклассники».

октябрь

Познавательный мир «Профессия учитель»

ЦЕЛЬ:

познакомить

с профессией  учитель, с уважением относиться к труду взрослых.

Пригласить учительницу в детский сад.

Дидактическая

игра «собери портфель»

ЦЕЛЬ: познакомить со школьными принадлежнос

тями.  

Родительское собрание

«Давайте познакомимся»

ноябрь

Познавательный цикл: «Школьная библиотека»

ЦЕЛЬ:

Воспитывать интерес  и бережное отношение к книгам.

Экскурсия в школьную библиотеку.

Сюжетно ролевая игра «Школьная библиотека»

ЦЕЛЬ:

познакомить с профессией библиотекаря,

учить выбирать книги по интересам, зачем нужно читать много книг.

Памятка «Умные помощники».

декабрь

Развитие речи:

«Знакомимся с буквой»

ЦЕЛЬ;

Закрепление букв, составление слогов, слов. предложений, заучивание стихов, чтение произведений.  

Составление рассказов о школе.

Рассказ-фантазия «Мой первый день в школе»

ЦЕЛЬ;

развивать выразительность речи, память, внимание.

Консультация

«Мотивационная готовность детей дошкольного возраста по обучению развития речи»

январь

Математика для дошкольника

ЦЕЛЬ:

Закрепить математические понятия, формы, направления…

Математическая викторина

Викторина

«Незнайка и Знайка»

ЦЕЛЬ:

развивать логику, мышление.

Выставка

Психолого-педагогическая

«Первый раз в первый класс»

февраль

Рисование

ЦЕЛЬ:

Закрепляем умение рисовать красками и карандашами, рисовать аккуратно.

Учимся выражать свои мысли на бумаге.

Рисунки детей «Чем я буду заниматься в школе»

ЦЕЛЬ:

Продолжать формировать положительное отношение к школе, возможность выразить в рисунке.

Информацион

ный стенд «Достижения детей»

март

ОБЖ, ПДД, ПБ.

ЦЕЛЬ:

Закрепить знания детей в различных ситуациях.

Ситуации:

«Я - школьник»

«Телефоны помощники»,

«Дорога на пути»,

«Один дама»,

«Правила поведения».

ЦЕЛЬ:

запомнить эти правила, чтоб не попасть в беду.

Фильмы для родителей:

«Родители – будьте примером вашим детям»

апрель

Интеллектуальная готовность к школе.

ЦЕЛЬ:

Подвести итог готовности детей к школе.

«КВН», между детьми подготовительной группы и первоклашками

Интеллектуальная игра «Умники и умницы» ЦЕЛЬ:

упражнять в умении рассуждать на любые темы, самостоятельно находить решение поставленной задачи.

Семинар «Готовимся к школе всей семьей»

май

Заключение 

Формирование компетенций, необходимых будущему школьнику, поможет система педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации детской деятельности и педагогического процесса в целом.

Обеспечить всестороннее развитие ребёнка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия воспитателей, учителей и родителей.

Семья первая и наиболее важная среда развития ребёнка, однако, в дошкольном и школьном учреждении формируется и развивается личность ребёнка. Лучше всего на практике видно, как сказывается на развитии ребёнка единство взаимодействия семьи, детского сада и школы.

Проект «Скоро в школу Я иду» поможет перенести адаптационный период, порой затянувшийся, на более ранние сроки, т. е. до начала учебного процесса и ребёнок пойдёт в школу с устойчивыми компетенциями:

 Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.

  Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире.

  Эмоционально отзывчивый.

 Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

  Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений; соблюдающий элементарные, общепринятые нормы и правила поведения.

 Способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

  Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

 Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и точно выполнять его инструкции.

 Овладевший необходимыми умениями и навыками для осуществления различных видов детской деятельности.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании личностной готовности старших дошкольников к школе

  Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании личностной готовности старшего дошкольника к школе  – это система развивающего взаимодействия, направленного на достижен...

Родительский клуб "Готовим дошкольника к школе".

Материал может быть использован педагогами ДОУ при подготовке к проведению родительских собраний, индивидуальных консультаций родителей. Включает четыре основных раздела: Мотивационная готовность ребе...

Консультация. "Ваш ребенок идет в школу". Игры на определение уровня готовности дошкольника к школе.

Не стоит бояться, поступления в школу ребенка, главное создать прочный тандем между: ребенком – родителем– учителем, а для подготовки к школе Вам необходимо не упустить врем...

Семинар педагогов-дошкольников ГБОУ Школа 718 "Способы повышения двигательной активности дошкольников в режимных моментах"

На семинаре участники в результате коллективного обсуждения искали и нашли предпосылки создания условий повышения двигательной активности воспитанников и делились своим опытом....

Итоговое родительское собрание в подготовительной к школе группе «Готовность дошкольника к школе в контексте ФГОС»

В рамках закона об образовании вышел «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования”, коротко — ФГОС, и он вступил в силу с 1 января 2014года, в данный...

Спикер в Международной научно-практической конференции "Компетенции воспитателя - условие развития навыков будущего у дошкольника". Трек "Нейроготовность дошкольников к школе"

Данная методика представляет собой одно из направлений работы по развитию межполушарного взаимодействия у детей дошкольного и младшего школьного возраста.   «Межполушарные игры» ...