Методическая разработка
учебно-методический материал (средняя группа) на тему

Калягина Анна Викторовна

Методическая разработка  психологического просвещения для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОБУ «ДСКВ№6» г. Всеволожск

Методическая разработка психологического просвещения для педагогов

План-конспект мероприятия

 «Эффективное взаимодействие взрослых с тревожными детьми» (в рамках психологического просвещения)

                                                         Подготовил:воспитатель Калягина А.В.

2016

Методическая разработка психологического просвещения для педагогов

План-конспект мероприятия

 «Эффективное взаимодействие взрослых с тревожными детьми» (в рамках психологического просвещения)

        Форма выступления: тренинг.

        Цель: научиться эффективному взаимодействию с тревожным ребенком.

        Задачи:

1. Изучить понятие тревожности.

2. Провести обмен опытом педагогов и родителей по вопросу тревожных детей.

4. Рассмотреть критерии выявления тревожного ребенка.

5. Проанализировать направления работы с тревожными детьми.

План тренинга:

1. Приветствие.

2. Мини-лекция «Что такое тревожность».

3. Практическое задание «Портрет тревожного ребенка».

4. Мини-лекция «Как выявить тревожного ребенка».

5. Игра «Кенгуру».

6. Мини-лекция «Как помочь тревожному ребенку».

7. Практическое задание «Как играть с тревожными детьми».

8. Упражнение на релаксацию.

9. Подведение итогов. Обратная связь.

        1. Приветствие.

        Игра «Карусель». Участники (воспитатели, специалисты ДОУ), образуя два круга - внешний и внутренний, встают парами, левым плечом друг к другу. По сигналу психолога оба круга начинают двигаться в противоположные стороны. По следующему сигналу останавливаются и поворачиваются лицом в круг, образуя пары, протягивая друг другу правую руку, пожимают ее и называют свое имя, произносят любую приветственную фразу, комплименты и т. д.

        2. Мини-лекция «Что такое тревожность».

        Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают. Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога - это эпизодическое проявление беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.

        Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любой деятельности.

        До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причину возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из причин кроется в нарушении детско-родительских отношений. Тревожность чаще всего развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван следующими факторами:

  1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями и детским садом или школой.
  2. Неадекватными требованиями (чаще всего - завышенными).
  3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

        Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителей передается ребенку. Тревожность "может быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами.

        

              3.Практическое задание «Портрет тревожного ребенка».

        Обмен опытом педагогов. Обобщение психолога: «Тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия.

        Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что они хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах. Для тревожных характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы в горле, сердцебиение и др.».         4. Мини-лекция «Как выявить тревожного ребенка».

        Прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасение, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности, в общении с другими детьми. Чтобы понять ребенка, узнать, чего он боится, можно попросить родителей, воспитателей заполнить бланк опросника. (Работа участников тренинга с анкетами-опросниками - разбор вопросов, признаков тревожности, ответы психолога на вопросы.)

Критерий выявления тревожного ребенка (Бейкер П., Алворд М.)

№ п/п

Ребенок

Да

Нет

1

Испытывает постоянное беспокойство

2

Испытывает трудности (иногда невозможность) при концентрации внимания на чем-либо

3

Испытывает мускульное напряжение (например в области лица, шеи)

4

Раздражителен

5

Имеет нарушения сна

        Чтобы было основание предположить, что ребенок, за которым вы наблюдаете, тревожен, необходимо, чтобы хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявлялся в его поведении.

        5. Игра «Кенгуру».

        Участники делятся на пары. Один из них - кенгуру - стоит, другой - кенгуренок - сначала встает спиной к нему (плотно), а затем приседает. Оба берутся за руки.

        Задача: не разнимая рук, пройти до противоположной стены, до психолога, попрыгать вместе и т. д. На следующем этапе участники меняются ролями, а потом партнерами.

        Обсуждение. Участники делятся впечатлениями, ощущениями, возникшими у них при выполнении различных ролей. Затем они обсуждают область применения игры в повседневной практике, а также отмечают, как игра может быть использована в работе с тревожными детьми.

        6. Мини-лекция «Как помочь тревожному ребенку».

        Работу с тревожными детьми желательно проводить в трех направлениях:

  1. Повышение самооценки.
  2. Обучение умению снимать мышечное напряжение.
  3. Отработка навыка уверенного поведения в конкретных ситуациях.

        Состояние тревоги, как правило, сопровождается повышенным мышечным напряжением в области лица, шеи, рук, живота и т. д. Поэтому при работе с тревожными детьми особенно эффективными являются упражнения на релаксацию мышц (одно из направлений работы с тревожными детьми).

        7. Практическое задание «Как играть с тревожными детьми».

        Участники делятся на подгруппы, каждая из которых в течение 5 минут выполняет практическое задание и составляет список игр из своей практики, наиболее эффективных при работе с тревожными детьми.

        Обсуждение, выработка основных принципов подбора игр.

        8. Упражнение на релаксацию.

        Проигрывается любое предложенное упражнение, игра из опыта работы воспитателей или психолога.

        9. Обратная связь.

        Подведение итогов. Участники тренинга передают по кругу мяч и отвечают на вопросы:

  1. Чем полезна именно для вас данная встреча?
  2. Какие конкретные приемы вы будете использовать в своей работе?
  3. Ваши пожелания на следующий день занятий.

        10. Домашнее задание:

- изготовить стенды повышения самооценки: «Цветик-самоцветик», «Звезда недели», «Мы сегодня» (воспитатели, специалисты ДОУ);

Методическая разработка по психопрофилактики для детей

Конспект занятия

«Круг общения – дружба». Средняя группа.

Цель: Формировать социально-коммуникативные навыки в процессе формирования представлений о дружбе,умение реагировать на происходящее посредством мимики,желание дружить, радоваться общению.Воспитывать уважение к окружающим идружеские взаимоотношения в группе.

Дети входят в зал, здороваются с гостями.

Психолог звенит колокольчиком.Стихотворение с движениемв кругу.

Колокольчик озорной

Ты друзей в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева друг и справа друг.

I куплет песни «Улыбка» и припев дети в кругу поют с движением.

Игра «Цветок Дружбы»

На полу лежит круглая подушечка с грустным лицом и листья (цветок без лепестков).

Подходим к цветку:

Психолог: - Ребята! Посмотрите, какой грустный цветок? Как вы думаете. Почему?

Ответы детей: - Потому что у него нет лепестков.

Психолог: - А, давайте поднимем ему настроение, сделаем ему лепестки.

Садимся к цветку ножками и играем в цветок дружбы, держась за руки.

Цветок закрылся(дети сидят, наклоняясь вперед, тянутся руками к носочкам), цветок раскрылся (берутся за руки и ложатся на спину). Повторяют три раза.

Переворачиваем подушечку (на другой стороне подушки – веселое лицо).

Психолог: - Дети, наш цветок улыбается.

Дети: - Мы с ним поиграли, и он перестал грустить.

Садимся на стульчики.

Игра  « Улыбка»

Передаем друг другу смайлики. Дети по кругу отвечают на вопросы:

- Когда мы улыбаемся?

- Кому улыбаемся?

Психолог: - Значит в нашей группе живет улыбка. Значит у нас дружная группа.

Пальчиковая игра: «Дружба».

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

А теперь подружат маленькие пальчики

1, 2, 3, 4, 5

Начинаем мы играть.

            Психолог: - Дети, у нас дружная группа, а что мы делаем когда вдруг поссорились.

Дети: – Миримся .

«Мирилки».

Психолог: Ребята, посмотрите, что у нас в корзиночке?

Волшебные платочки. Достаем платочки.

Играем в игру

 «Платочки».

Психолог берет платочек и закрывает себе лицо, предлагает детям сделать то же самое, потом просит детей открыть лицо и показать:

- Какое у вас лицо, когда вы съели шоколад?

- Когда попробовали лимон?

- Увидели друга?

- Мама огорчена и т.д.

Теперь положим волшебные платочки в корзинку. Пусть они отдыхают.

Игра «Ласковые волны».

Предоставьте, что вы на берегу волшебного озера, дует ласковый ветерок и ласковые волны касаются тебя.

Илюша, чувствуешь ласковые волны?

Выходи в круг. Давайте называть Илюшу ласковыми именами.

Теперь встаем в круг. Дует ласковый ветерок и ласковые волны касаются тебя.

- Дети, мы с вами поиграли с цветком, сделали ему лепестки, давайте сделаем ему настоящие лепестки, чтобы он всегда улыбался. Помните,  мы рисовали с вами ладошки Дружбы. Давайте сделаем ему из них лепестки.

-Посмотрите, какой красивый цветок получился. Давайте еще раз улыбнемся друг другу и цветку.

А теперь попрощаемся с гостями.

А цветок заберем с собой в группу. Он будет напоминать о том. Что в нашей группе живет дружба и улыбка.

Практический материал просветительской работы

Консультация педагога-психолога для родителей детей средней группы на тему: «Дисциплина. Поощрение и наказание»

        Психолог: Уважаемые родители, сегодня я хочу поговорить о таких вещах как дисциплина и поощрение и наказание.

        Научить ребенка дисциплине - одна из основных задач родителей. К сожалению, многие мамы и папы не утруждают себя тем, чтобы ставить перед ребенком рамки дозволенного. Некоторые бывают настолько подавлены плохим поведением ребенка, что не знают, с какого бока к нему подступиться. Другие считают, что устанавливать рамки дозволенного вовсе не обязательно, и перекладывают эту обязанность на плечи соседей, друзей, родственников, а чаще всего воспитателей или учителей. В большинстве случаев родители не решаются быть строгими к ребенку из-за того, что боятся потерять его любовь. Вместо того чтобы поставить ребенка на место, они игнорируют его плохое поведение со словами: "Дети есть дети". Помните, установление рамок дозволенного целиком лежит на ответственности родителей, процесс воспитания нельзя пускать на самотек или откладывать на потом.

        Нужно ли ограничивать ребенка во всех его желаниях или лучше обходиться без контроля ?

        Оказывается, только разумный баланс между строгими ограничениями и свободой действия позволит вашему ребенку гармонично развиваться.

Сегодня мы поговорим о том, как вводить в жизнь ребенка требования и запреты и добиваться его послушания.

- А для начала, попробуем разобраться, «Почему маленькие дети должны слушаться?».

        Ответы родителей.

        Психолог: Понятно, что родители только выигрывают от детского послушания, а какая польза детям от того, что взрослые контролируют их поведение?

        Умение следовать правилам – ранняя часть социализации. Дошкольники, которые не научились этому у своих родителей, будут иметь большие проблемы с адаптацией к детскому саду. Чтобы малыш приобрел навыки самодисциплины, правила на первом этапе должны быть навязаны ему извне.

- Способность подчиняться правилам и следовать им важна для развития отношений между детьми. Детей ,без таких навыков сверстники могут не принимать в игры, отвергать, и потом это очень сложно изменить, даже если навык появится.

- Родители часто сами выполняют задачи самообслуживания за плохо слушающихся детей, предпочитая быстро и качественно сделать что-то самим, чем выслушивать отговорки ребенка. В результате к детскому саду такие дети обладают слабой или средней задержкой развития навыков самообслуживания.

- Дети действительно хотят, чтобы их контролировали. Полная свобода привлекательна, но вызывает большую тревогу у детей, безопасность и выживание которых зависит от их родителей.

- По простым соображениям безопасности маленькие дети должны следовать правилам и быстро реагировать на указания родителей.

Дети интуитивно чувствуют что за родительскими «нельзя» скрывается забота о них.

        Соответственно возникает вопрос: если ребенок чувствует себя более защищенным в условиях заведенного порядка и определенных правил поведения, то почему они наровят эти правила и порядок нарушить? Почему постоянно жалуются родители и воспитатели?

        Ответить на вопрос можно так, дети восстают не от правил, а от способов их внедрения. Поэтому можно сформулировать вопрос: как найти путь к бесконфликтной дисциплине ребенка?

        Думаю о такой дисциплине мечтает каждый, существует множество эффективных дисциплинарных стратегий, работающих в разных обескураживающих ситуациях, но они требуют от вас умений, которые достигаются практикой и самоконтролем. Они не приходят на ум автоматически. Но хорошо то, что эти стратегии не только останавливают нежелательное поведение, но в конечном итоге помогают ребенку почувствовать угрызения совести, а не желание отомстить, и таким образом он постепенно начинает чувствовать ответственность за свое поведение.

        Существует несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье безконфликтную дисциплину. Данные правила прописаны в книге Гиппенрейтер Ю.Б «Общаться с ребенком. Как?»

        Правило первое. Правила (ограничения, запреты, требования) обязательно должны быть в жизни каждого.Это особенно важно помнить родителям, которые стремятся как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними.

        Правило второе. Правил (ограничений, запретов, требований) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Родители прежде всего должны определить для себя, «что можно детям» и «что нельзя».

        Правило третье. Родительские требования не должны вступать в явное противодействие с важнейшими потребностями ребенка.Потребность в движении, познании, упражнении –это естественная и важная потребность ребенка .Им гораздо больше чем нам, нужно двигаться, исследовать предметы пробовать свои силы. Запрещать подобные действия- это все равно ,что перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о то, чтоб направить ее в верное русло.

        Психолог: А сейчас давайте вместе подумаем и разберемся, как можно поступить в тех или иных ситуациях.

Упражнение «Продолжи предложение»

- Исследовать лужи можно, но только …(в высоких сапогах)

- Разбирать часы можно, но только…..(если они старые и давно не ходят)

- Играть в мяч можно, но только …( не в помещении и подальше от окон)

        Правило четвертое

        Правила (ограничения, запреты, требования) должны быть согласованны взрослыми между собой.

        Знакомо ли вам, когда мама говорит одно, папа другое бабушка-третье.

        Правило пятое

        Тон, в котором сообщается требование или запрет., должен скорее быть дружественно-разъяснительным , а не повелительным.

        Любой запрет желаемого для ребенка труден, если он произносится сердитым и властным тоном.

        Объяснение должно быть коротким и повторяться только один раз.

Разговор о дисциплине неминуемо приводит к вопросу о наказаниях, что делать если ребенок , не смотря ни на какие ухищрения не подчиняется?

        Время от времени возникают ситуации, требующие вашего непосредственного вмешательства и контроля.

1.Соблюдайте последовательность

Наказание приносит пользу и не причиняет вреда в том случае, когда оно закономерно, а не случайно. Если вы наказываете ребенка, поддавшись внезапному всплеску раздражения, то это однозначно нарушение правил игры и ничего хорошего из этого не последует ни для ребенка, ни для вас.

По возможности предупреждайте ребенка заранее, за что и как он может быть наказан.

Внимание: не запугивайте, не угрожайте, а предупреждайте!

2. Давши слово - держись. Обещали - выполняйте, то есть наказывайте.

Родители, полагающие, что бесконечные предупреждения и угрозы наказания лучше, чем сами наказания, ошибаются. Бесконечное выяснение отношений с ребенком на одну и ту же тему - не лучший способ проводить время. К тому же, если вы только постоянно грозитесь наказать, но никогда не приводите свою угрозу в исполнение, ребенок может заподозрить, что вы не слишком уверены в себе и в справедливости того правила, которое пытаетесь отстаивать таким неубедительным образом. "Я тебя сто раз предупреждала! Теперь предупреждаю в сто первый и последний, а в следующий раз уже обязательно накажу!" - в подобном послании нет никакой полезной информации для ребенка.

3.Наказывайте только за конкретный проступок

Главный принцип такого вмешательства заключается в том, чтобы не страдали ни самооценка, ни уверенность в себе, а наказание принесло реальную пользу. Надо очень ясно представлять себе, что, зачем и почему вы делаете, а также понимать, чем именно было вызвано "наказуемое" поведение ребенка. Если он разлил воду на полу, потому что хотел помочь вам полить цветы, но не удержал в руках тяжелую бутылку, - это повод не для наказания, а для покупки маленькой и легкой лейки.

А вот если ребенок сознательно совершает какое-то действие, которое прежде уже было однозначно запрещено, то это можно рассматривать как повод для наказания. При этом важно, чтобы запреты и наказания оговаривались заранее, а не тогда, когда проступок уже совершен.

4. Будьте искренни

Если уж наказывать - так от души! Не в том смысле, что очень сильно, а в том, что искренне, то есть лишь тогда, когда у вас есть твердая внутренняя уверенность: в данный момент можно поступить только так и не иначе.

Как же наказывать? Каждый для себя решает сам. Единого эталона здесь не существует. Конечно, все зависит от возраста ребенка.

Часто родители наказывают четырех-, пятилетних детей тем, что отнимают у них игрушки и привилегии. Такие наказания имеют смысл, когда плохое поведение было непосредственно связано с тем, что у ребенка отняли.

        Перед тем как наказать ребенка, родители должны предупредить его, если он не изменит своего поведения, то лишится игрушки. Не следует отнимать игрушку или лишать привилегии на длительное время. В этом случае ребенок будет думать не о собственном плохом поведении, а о несправедливости родителей. Смысл такого наказания заключается в том, чтобы показать ребенку связь между баловством, велосипедом и его утратой. Как правило, такие связи помогают предотвратить повторения неправильных поступков.

Наказания бывают:

Физическое наказание.

Одной из распространенных негативных форм наказания является физическое наказание, основанное на страхе перед болью. Значительная часть родителей традиционно считает, что физическое наказание - довольно эффективный способ воздействия на детей.

        В некоторых семьях порка является основной мерой воспитания. Обычно ее применяют тогда, когда другие, более мягкие меры, такие как просьбы, уговоры, угрозы, не дают желаемых результатов. Порка действительно помогает подчинить ребенка воле родителей. Но при помощи физического наказания можно всегда достичь определенной цели и оказать влияние на кого угодно, а уж тем более, если речь идет о ребенке, т. е. значительно более слабом и практически беззащитном человеке.

        Лишение любви

        Очень распространенной формой наказания детей в семье является лишение ребенка части родительской любви. Эта форма действует очень сильно, поэтому применять ее нужно осторожно. Она может быть как полезной, так и повлечь за собой серьезные проблемы и для детей, и для взрослых.

        Суть наказания сводится к тому, что родители меняют привычный стиль отношений с детьми. Ребенок по-прежнему продолжает получать необходимую родительскую заботу, но лишается доли внимания и проявления родительской любви. Это наказание может дать эффективные результаты только в том случае, если между ребенком и родителями существовали действительно близкие отношения, основанные на доверии, любви и взаимном уважении. Если же этого не было, то такая форма наказания результата не даст, поскольку ребенку нечего будет терять.

        Такой метод воспитания нужно применять, учитывая возраст ребенка и индивидуальные черты характера. Чрезмерно чувствительный, легко ранимый малыш может испугаться, что родители перестали его любить. Если же ребенок поверит в это, наказание следует считать вредным, неподходящим для него. В раннем возрасте дети очень чувствительны к эмоциональному состоянию взрослых.

        Отказ или отсрочка удовольствий

        Эта форма наказания ограничивает поведение ребенка. Например, можно отказать ему в возможности пойти в театр, цирк, зоопарк, запретить общение с товарищами, лишить возможности играть с любимыми игрушками, то есть отказать в привычных удовольствиях. Подобные методы воздействия примитивны, но часто ошибочны.

        При использовании этого метода можно добиться положительного результата только в том случае, если сам ребенок считает это наказание справедливым и согласен с ним.

        Далее работа с родителями по разбору проблемных ситуаций.

        Обсуждение ситуаций с родителями.

Ситуация: Ребенок балуется с велосипедом (разумно будет отобрать его у ребенка на некоторое время.)

Ситуация: Ребенок кидается песком на других детей (стоит лишить привилегии играть в песочнице на один день.

Ситуация: Одна девочка плохо вела себя во время обеда в кафе, и мама пригрозила ей: "Будешь и дальше вести себя так, ляжешь сегодня спать в семь часов". Девочка все равно продолжала шалить и в ответ получила: "Так-так. Не в семь, а в половине седьмого.» ( данном случае можно сказать. Ошибка !!! Вместо того чтобы откладывать наказание на вечер, мама должна была просто отвлечь внимание девочки. Или пригрозить, что отправит ее за другой стол, что они немедленно уйдут из кафе. В этом случае девочка поймет, что ее поведение может привести к неприятным последствиям.)

Ситуация: Вы проходите мимо комнаты сына, я видете, как он сбрасывает все паззлы с полки на пол, разбрасывая их по всей комнате. (Концентрируйтесь не на том, как заставить ребенка подчиниться, а на разборке кусочков и уборке беспорядка. Помните, что тон вашего голоса и тщательный выбор слов могут сильно помочь или помешать достижению "сотрудничества" с ребенком. Начните с признания его права на такие чувства ("Да, это твоя комната"), но сохраняйте твердость. ("Но твоя комната - часть нашего общего дома, и каждый в нашей семье должен соблюдать установленные у нас правила"). Покажите ребенку, что ему тоже не безразлична проблема поддержания порядка.

Мир ребёнка

        Мир ребёнка – это его комната с кубиками и куклами, стульчиком и кроваткой, это двор, где можно качаться на качелях, ездить на велосипеде, детский сад с воспитателем и другими детьми. Этот уютный мир ограничен: для малыша существует только то, что он видит и слышит сейчас, в данный момент.

        Общаясь с ребенком, взрослый постепенно расширяет эти границы, вводит малыша в свой более сложный и богатый мир. Ребенок начинает вспоминать о прошедших событиях, строить планы на будущее. Конечно, без общения со взрослыми это было бы невозможно. Например, гуляя с бабушкой по улице, четырехлетний  Митя увидел кошку. Удивился, обрадовался, хотел догнать, но не получилось. Мальчик тут же забыл о ней и пошел дальше. Так, наверное, эта кошка никогда бы и не вспомнилась Мите, если бы на другой день бабушка за обедом вдруг не сказала: «А помнишь, Митенька, какую мы вчера кису видели, как она быстро бегала, а ты ее догонял? » И сразу перед глазами мальчика возникла эта история, и он начал вспоминать ее подробности: кошка убежала, на дерево залезла и т. д.

        Таким же образом малыш узнает о будущем времени: «Завтра мы пойдем в зоопарк», - говорит папа, и ребенок мысленно представляет себе эту прогулку.

        Постепенно малыш начинает понимать, что жизнь не ограничивается сегодняшним днем. Правда, он ещё долго может путать значения слов «вчера» и «завтра» и строить смешные фразы типа «Завтра я был у бабушки» или «Вчера я в кино пойду». Но именно так он начинает постигать течение времени.

        От взрослых ребенок узнает и о том, что мир велик, что существуют разные города, страны, реки, моря, океаны. И хотя сам он не был, например, в Африке, на реке Лимпопо, местность эта стала ему знакомой благодаря «Доктору Айболиту» К. Чуковского:

А в Африке, а в Африке на черной Лимпопо

Сидит и плачет в Африке печальныйГиппопо.

        Постепенно малыш узнает, что ночью светит луна, а днем солнце, что бывают разные времена года и т. д.

        Все эти новые значения и представления, которые передаются через общение со взрослыми, расширяют и углубляют мир ребенка, выводят его за пределы воспринимаемой конкретной ситуации.

        Сначала инициатива в таком диалоге принадлежит взрослому; он рассказывает, а ребенок слушает, причем зачастую не слишком внимательно и, кажется, мало что понимая. Но это обманчивое впечатление, потому что малыш вдруг начинает задавать такие вопросы, на которые не всякий взрослый сразу найдет ответ: Почему луна на землю не падает? Почему у собаки много ног, а у меня две? А если Пушкин умер, почему же тогда сказки Пушкина? Может ли козел жениться на еже и какие у них будут дети – с рогами или с иголками? Почему курица не летает, а крылья у нее есть? Почему девочки носят платья, а мальчики нет?. .

        Дети 4-5 лет буквально засыпают взрослых подобными вопросами. Этот период называют иногда возрастом «почемучек».

        Детские вопросы не только вызывают умиление и восхищение у взрослых, но и заводят их в тупик. Потому что простые, однозначные ответы на них, доступные детскому пониманию, дать невозможно, поскольку предполагают они подробное и обстоятельное объяснение законов живой и неживой природы, которые ребенок не в четыре года, ни в пять лет еще не в силах понять. А если взрослый и попытается дать научно обоснованный ответ, малыш поймет его весьма своеобразно. Так, один мальчик за обедом спросил папу, почему у курицы кости. Выслушав подробное объяснение отца об опорной функции скелетных костей у позвоночных, мальчик сделал вывод: «Значит, кости для того, чтобы мясо не падало на землю». Вопросы пятилетнего ребенка порой поражают своей неожиданностью. В его сознании удивительным образом уживаются самые несовместимые, с точки зрения взрослого, понятия. Когда мама однажды спросила свою дочку, кто такой Хрюша из передачи «Спокойной ночи, малыши! », та, не задумываясь, ответила: «Обыкновенный живой игрушечный говорящий поросенок. Что тут непонятного? » Для ребенка вполне естественно, что волшебное и реальное, живое и неживое могут совмещаться в одном предмете. Его ум напряженно работает, обобщая и анализируя окружающий мир, совершая своеобразные открытия, которыми малыш охотно делится со взрослыми: «А правда, что мандарин – это сын апельсина? », «Мама, посмотри, хомяки сделаны из мышек! »

        Подробные вопросы и умозаключения ребенка свидетельствуют о появлении у него потребности познавать мир. При нормальном ходе развития она складывается примерно к пяти годам. Явным ее свидетельством являются вопросы, адресованные старшим, которые, как правило, направлены на выяснение основных закономерностей живой и неживой природы. Взрослый помогает дошкольнику по-новому взглянуть на окружающие вещи, узнать о том, что он не может видеть, сформулировать свои собственные вопросы.

        И вовсе не обязательно давать научно обоснованные ответы (как выше это попытался сделать папа, достаточно просто связать интересующее явление с тем, что малыш уже знает и понимает. Например: бабочки зимуют под снегом, им там теплее; белки боятся охотников; бумагу делают из дерева и т. д. Такие весьма поверхностные ответы вполне удовлетворяют ребенка и способствуют тому, что у него складывается свое, пусть ещё примитивное, видение окружающего. В то же время детские представления о мире надолго остаются в памяти, поэтому ответы взрослого не должны искажать действительность. Однако не всегда объяснение взрослого непосредственно отпечатывается в сознании ребенка. Даже у самых маленьких детей представление об окружающем мире бывает весьма своеобразным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

М.о. на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГА КАК ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. Методическая разработка -показатель педагогического мастерства педагогов.Презентация методических разработок педагогов.

1-Презентация на тему: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГА КАК ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ.2- доклад к презентации ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ...