памятка для родителей
консультация на тему

Хилай Светлана Николаевна

КАК  ВОСПИТЫВАТЬ  РЕБЕНКА  БЕЗ  ФИЗИЧЕСКОГО НАКАЗАНИЯ.

  • СОБЛЮДАТЬ ГРАНИЦЫ ДОЗВОЛЕННОГО.

Все, что необходимо непослушному ребенку, это четкое и однозначное осуждение его поступка.

  • УСТАНОВИТЬ ПРАВИЛА

Наказание будет справедливым, только если мы заранее установили правила поведения и ребенок знает о них.

  • НЕ ЛИШАТЬ ЛЮБВИ

Даже когда мы его наказываем, ребенок должен быть уверен, что он по-прежнему любим: плохой для нас не он сам, а его поступок.

                                 

ПЯТЬ ПРИЧИН, ПО КОТОРЫМ НЕ СТОИТ БИТЬ РЕБЕНКА

ЭТО В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ УДАР, сам по себе достойный осуждения.

ЭТО ПРИЗНАНИЕ СВОЕЙ СЛАБОСТИ: родитель не смог совладать с собой, и это роняет его авторитет в глазах ребенка. Ребенок делает вывод, что своими провокациями он может взять верх над взрослым.

ЭТО ДЕЛАЕТ НАСИЛИЕ ЧЕМ-ТО ОБЫЧНЫМ: взрослый дает понять, что физическая сила – единственное безотказное средство решения конфликта. Есть опасность, что ребенок усвоит это правило и в свою очередь станет выбирать формы поведения, связанные с насилием.

ЭТО УНИЗИТЕЛЬНО: ребенок чувствует себя недостаточно любимым, он все хуже и хуже ведет себя… и получает новые шлепки. Этот порочный круг побуждает и ту, и другую сторону ко все большему насилию и препятствует формированию у ребенка самоуважения.

ЭТО НЕЭФФЕКТИВНО: если ребенок и уступает, то из чувства страха, а не из-за признания своей вины. Он не извлекает из этого наказания никакого урока; причины конфликта не исчезают, наоборот, они провоцируют следующий кризис в отношениях. Да, под влиянием эмоций самый принципиальный родитель может ударить ребенка. Но спустя время, когда кризис миновал, объясните, не путаясь в извинениях: «Я не хотел этого делать, но твое поведение (слова, поступок) вывело меня из себя». Эта фраза покажет ребенку, что вы понимаете бессмысленность физического наказания. И, возможно, станет первым шагом к вашему диалогу. 

ФОРМУЛА ЗДОРОВОГО РОДИТЕЛЬСТВА выводится из двух основных компонентов  - из любви и строгости, которые приводят в действие целую систему поощрений и пресечений. Любое сосредоточение на любви, в ущерб строгости и справедливости порождает неуважение к авторитету и власти родителей. И, наоборот, авторитарная, подавляющая атмосфера в доме глубоко обижает ребенка, который думает, что его не любят и даже ненавидят. Итак, главная задача родителей – добиться точного баланса между милосердием и справедливостью, между нежностью и требовательностью, между любовью и строгостью.

ПОРКА – ЭТО ПЕРВЫЙ ВЕРШОК АРШИННОЙ ДУБИНЫ НАСИЛИЯ. ИМЕННО ИЗ НЕ РОЖДАЮТСЯ ДРАКИ, А, В КОНЦЕ КОНЦОВ – УБИЙСТВА, ИЗНАСИЛОВАНИЯ, ТЕРРОРИЗМ. ПРИНЯТОЕ ДОМА ПОВЕДЕНИЕ ФОРМИРУЕТ МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА И ПОДТАЛКИВАЕТ ЕГО В ПОЛЬЗУ НАСИЛИЯ, КОГДА ОН НЕ ЗНАЕТ, КАК ЕЩЕ ПОСТУПИТЬ.

 

МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ  КОНФЛИКТА.

Подчас взрослому нелегко сдержать себя, чтобы не поднять руку на ребенка. Многие родители легко раздают шлепки и подзатыльники, просто так, не задумываясь, по привычке.

ЧТО  ЖЕ  К  ЭТОМУ  ПРИВОДИТ?

СИТУАЦИЯ – МЫСЛИ  - ЧУВСТВА  - ДЕЙСТВИЯ  родителей.

 

СИТУАЦИИ, ПРИЧИНЫ

Поведение ребенка, которое может привести к физическому наказанию:

- Не слушается, дерется, ведет себя вызывающе;  Врет;   Ворует;

- Не выполняет домашних обязанностей;

- Ломает игрушки, портит вещи;

- Капризничает во время еды, при отходе ко сну;

- Делает все медленно;

- Плохо учится; Ноет, хнычет

      МЫСЛИ

Родители уверены, что они всегда знают, как их ребенок должен вести себя в данный момент. Часто у родителей есть образ «идеального ребенка», с которым они сравнивают своего реального. Они не учитывают, что ребенок может быть счастливым только будучи самим собой, а не таким, каким  они себе его воображают. Неправильные представления о том, каким должен быть ребенок, завышенные требования к нему очень часто ведут к неправильным реакциям на поведение своего, а не идеального ребенка.

 ЧУВСТВА

Отрицательные: раздражение, гнев, ярость, негодование – если с ними не справиться, приводят к физическому наказанию.

ДЕЙСТВИЯ

Физические наказания, которые,  по мнению родителей, станут для ребенка заслуженными и заставят изменить поведение.

ЭТУ ЦЕПЬ РОДИТЕЛИ МОГУТ ПРЕРВАТЬ НА ЛЮБОМ ЭТАПЕ:

 НА УРОВНЕ СИТУАЦИИ

     Вы можете изменить ситуацию так, чтобы ребенку незачем было вести себя неправильно.

     Пример: ребенок постоянно обращается с требованиями, просьбами, не дает родителям поговорить друг с другом.

     Предложение: не дожидайтесь, пока ребенок станет демонстрировать потребность в вашем внимании с помощью капризов. Придя с работы, сразу же уделите ребенку хотя бы 15 минут, поговорите с ним, поиграйте. Используйте любую возможность, чтобы выразить свои теплые чувства ребенку (чаще улыбайтесь, проходя мимо, просто погладьте по руке, обнимите и т.п.)

 НА  УРОВНЕ  МЫСЛЕЙ  И  ОБРАЗОВ

Не предъявляйте ребенку требований, которые не соответствуют его возрасту и возможностям.

Пример: отец шлепает свою двухлетнюю дочь, чтобы «научить ее не выбегать на шумную улицу».

Предложение: присматривайте за малышкой в опасных ситуациях, пока она не достигнет возраста 6-7 лет, когда сама сможет оценить степень опасности.  И дети, и взрослые лгут, когда чувствуют себя загнанными в угол, чтобы избежать наказания и из страха быть отвергнутыми.

Пример: ребенок обманывает.

Предложение: родители должны понять, что ребенок не родился лгуном, а у него должны быть причины для вранья

 НА  УРОВНЕ   ЧУВСТВ

Если поведение ребенка все-таки вызвало у вас раздражение, гнев, то не обязательно они должны вылиться в физическое  наказание.

Пример: «Меня ужасно раздражает, когда мой сын поет».

Предложение: используйте те приемы релаксации, которые вы знаете: глубокий вдох, счет до десяти, расслабление мышц.

 НА  УРОВНЕ  ДЕЙСТВИЙ

Если часто наказывать детей, то они могут привыкнуть реагировать только на физическое наказание.

Пример: ребенок толкается и возится  до тех пор, пока его не отшлепают. Тогда он успокаивается.

Предложение: кроме физического наказания существуют другие меры дисциплинарного воздействия, которые вы не испробовали. Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, отчего ваш ребенок ведет себя не так, как вам хочется? Возможно, ему просто не хватает вашего внимания. Побудьте с ним, расскажите сказку на ночь или почитайте книжку. Удивите ребенка, поступите не так, как всегда, и убедитесь в том, что ваш малыш слышит и понимает вас.

ОЧЕНЬ  ЧАСТО  НАКАЗАНИЕ  ВЫЗЫВАЕТ  У  ДЕТЕЙ  НЕ  РАСКАЯНИЕ  И  ЖЕЛАНИЕ                                                         ИСПРАВИТЬСЯ, А СОВСЕМ  ДРУГИЕ  ЧУВСТВА.

- Возмущение, обиду: Это не справедливо. Я не заслужил такого отношения».

- Месть: «Они выиграли сейчас, но я с ними сквитаюсь».

- Протест: «Я сделаю им назло, пусть они поймут, что я имею право поступать по-своему».

- Изворотливость: «В следующий раз я постараюсь не попасться».

- Снижение самооценки: «Я плохой, я не могу решать сам за себя, за меня всегда должны решать другие.

 

 

 

 

 

Составитель: педагог-психолог              Хилай С.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

КАК  ВОСПИТЫВАТЬ  РЕБЕНКА  БЕЗ  ФИЗИЧЕСКОГО НАКАЗАНИЯ.

  • СОБЛЮДАТЬ ГРАНИЦЫ ДОЗВОЛЕННОГО.

Все, что необходимо непослушному ребенку, это четкое и однозначное осуждение его поступка.

  • УСТАНОВИТЬ ПРАВИЛА

Наказание будет справедливым, только если мы заранее установили правила поведения и ребенок знает о них.

  • НЕ ЛИШАТЬ ЛЮБВИ

Даже когда мы его наказываем, ребенок должен быть уверен, что он по-прежнему любим: плохой для нас не он сам, а его поступок.

                                 

ПЯТЬ ПРИЧИН, ПО КОТОРЫМ НЕ СТОИТ БИТЬ РЕБЕНКА

ЭТО В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ УДАР, сам по себе достойный осуждения.

ЭТО ПРИЗНАНИЕ СВОЕЙ СЛАБОСТИ: родитель не смог совладать с собой, и это роняет его авторитет в глазах ребенка. Ребенок делает вывод, что своими провокациями он может взять верх над взрослым.

ЭТО ДЕЛАЕТ НАСИЛИЕ ЧЕМ-ТО ОБЫЧНЫМ: взрослый дает понять, что физическая сила – единственное безотказное средство решения конфликта. Есть опасность, что ребенок усвоит это правило и в свою очередь станет выбирать формы поведения, связанные с насилием.

ЭТО УНИЗИТЕЛЬНО: ребенок чувствует себя недостаточно любимым, он все хуже и хуже ведет себя… и получает новые шлепки. Этот порочный круг побуждает и ту, и другую сторону ко все большему насилию и препятствует формированию у ребенка самоуважения.

ЭТО НЕЭФФЕКТИВНО: если ребенок и уступает, то из чувства страха, а не из-за признания своей вины. Он не извлекает из этого наказания никакого урока; причины конфликта не исчезают, наоборот, они провоцируют следующий кризис в отношениях. Да, под влиянием эмоций самый принципиальный родитель может ударить ребенка. Но спустя время, когда кризис миновал, объясните, не путаясь в извинениях: «Я не хотел этого делать, но твое поведение (слова, поступок) вывело меня из себя». Эта фраза покажет ребенку, что вы понимаете бессмысленность физического наказания. И, возможно, станет первым шагом к вашему диалогу. 

ФОРМУЛА ЗДОРОВОГО РОДИТЕЛЬСТВА выводится из двух основных компонентов  - из любви и строгости, которые приводят в действие целую систему поощрений и пресечений. Любое сосредоточение на любви, в ущерб строгости и справедливости порождает неуважение к авторитету и власти родителей. И, наоборот, авторитарная, подавляющая атмосфера в доме глубоко обижает ребенка, который думает, что его не любят и даже ненавидят. Итак, главная задача родителей – добиться точного баланса между милосердием и справедливостью, между нежностью и требовательностью, между любовью и строгостью.

ПОРКА – ЭТО ПЕРВЫЙ ВЕРШОК АРШИННОЙ ДУБИНЫ НАСИЛИЯ. ИМЕННО ИЗ НЕ РОЖДАЮТСЯ ДРАКИ, А, В КОНЦЕ КОНЦОВ – УБИЙСТВА, ИЗНАСИЛОВАНИЯ, ТЕРРОРИЗМ. ПРИНЯТОЕ ДОМА ПОВЕДЕНИЕ ФОРМИРУЕТ МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА И ПОДТАЛКИВАЕТ ЕГО В ПОЛЬЗУ НАСИЛИЯ, КОГДА ОН НЕ ЗНАЕТ, КАК ЕЩЕ ПОСТУПИТЬ.

МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ  КОНФЛИКТА.

Подчас взрослому нелегко сдержать себя, чтобы не поднять руку на ребенка. Многие родители легко раздают шлепки и подзатыльники, просто так, не задумываясь, по привычке.

ЧТО  ЖЕ  К  ЭТОМУ  ПРИВОДИТ?

СИТУАЦИЯ – МЫСЛИ  - ЧУВСТВА  - ДЕЙСТВИЯ  родителей.

СИТУАЦИИ, ПРИЧИНЫ

Поведение ребенка, которое может привести к физическому наказанию:

- Не слушается, дерется, ведет себя вызывающе;  Врет;   Ворует;

- Не выполняет домашних обязанностей;

- Ломает игрушки, портит вещи;

- Капризничает во время еды, при отходе ко сну;

- Делает все медленно;

- Плохо учится; Ноет, хнычет

      МЫСЛИ

Родители уверены, что они всегда знают, как их ребенок должен вести себя в данный момент. Часто у родителей есть образ «идеального ребенка», с которым они сравнивают своего реального. Они не учитывают, что ребенок может быть счастливым только будучи самим собой, а не таким, каким  они себе его воображают. Неправильные представления о том, каким должен быть ребенок, завышенные требования к нему очень часто ведут к неправильным реакциям на поведение своего, а не идеального ребенка.

 ЧУВСТВА

Отрицательные: раздражение, гнев, ярость, негодование – если с ними не справиться, приводят к физическому наказанию.

ДЕЙСТВИЯ

Физические наказания, которые,  по мнению родителей, станут для ребенка заслуженными и заставят изменить поведение.

ЭТУ ЦЕПЬ РОДИТЕЛИ МОГУТ ПРЕРВАТЬ НА ЛЮБОМ ЭТАПЕ:

 НА УРОВНЕ СИТУАЦИИ

     Вы можете изменить ситуацию так, чтобы ребенку незачем было вести себя неправильно.

     Пример: ребенок постоянно обращается с требованиями, просьбами, не дает родителям поговорить друг с другом.

     Предложение: не дожидайтесь, пока ребенок станет демонстрировать потребность в вашем внимании с помощью капризов. Придя с работы, сразу же уделите ребенку хотя бы 15 минут, поговорите с ним, поиграйте. Используйте любую возможность, чтобы выразить свои теплые чувства ребенку (чаще улыбайтесь, проходя мимо, просто погладьте по руке, обнимите и т.п.)

 НА  УРОВНЕ  МЫСЛЕЙ  И  ОБРАЗОВ

Не предъявляйте ребенку требований, которые не соответствуют его возрасту и возможностям.

Пример: отец шлепает свою двухлетнюю дочь, чтобы «научить ее не выбегать на шумную улицу».

Предложение: присматривайте за малышкой в опасных ситуациях, пока она не достигнет возраста 6-7 лет, когда сама сможет оценить степень опасности.  И дети, и взрослые лгут, когда чувствуют себя загнанными в угол, чтобы избежать наказания и из страха быть отвергнутыми.

Пример: ребенок обманывает.

Предложение: родители должны понять, что ребенок не родился лгуном, а у него должны быть причины для вранья

 НА  УРОВНЕ   ЧУВСТВ

Если поведение ребенка все-таки вызвало у вас раздражение, гнев, то не обязательно они должны вылиться в физическое  наказание.

Пример: «Меня ужасно раздражает, когда мой сын поет».

Предложение: используйте те приемы релаксации, которые вы знаете: глубокий вдох, счет до десяти, расслабление мышц.

 НА  УРОВНЕ  ДЕЙСТВИЙ

Если часто наказывать детей, то они могут привыкнуть реагировать только на физическое наказание.

Пример: ребенок толкается и возится  до тех пор, пока его не отшлепают. Тогда он успокаивается.

Предложение: кроме физического наказания существуют другие меры дисциплинарного воздействия, которые вы не испробовали. Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, отчего ваш ребенок ведет себя не так, как вам хочется? Возможно, ему просто не хватает вашего внимания. Побудьте с ним, расскажите сказку на ночь или почитайте книжку. Удивите ребенка, поступите не так, как всегда, и убедитесь в том, что ваш малыш слышит и понимает вас.

ОЧЕНЬ  ЧАСТО  НАКАЗАНИЕ  ВЫЗЫВАЕТ  У  ДЕТЕЙ  НЕ  РАСКАЯНИЕ  И  ЖЕЛАНИЕ                                                         ИСПРАВИТЬСЯ, А СОВСЕМ  ДРУГИЕ  ЧУВСТВА.

- Возмущение, обиду: Это не справедливо. Я не заслужил такого отношения».

- Месть: «Они выиграли сейчас, но я с ними сквитаюсь».

- Протест: «Я сделаю им назло, пусть они поймут, что я имею право поступать по-своему».

- Изворотливость: «В следующий раз я постараюсь не попасться».

- Снижение самооценки: «Я плохой, я не могу решать сам за себя, за меня всегда должны решать другие.

Составитель: педагог-психолог              Хилай С.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей Памятка по обучению детей правилам дорожного движения

Уважаемые родители хочется напомнить Вам еще раз правила безопасного поведения на улицах нашего города. 1. Переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги прекратите разговариват...

Памятка для родителей «Памятка родителям от детей»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШЕОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКОГО РАЙОНА Памятка для родителей «Памятка род...

консультация для родителей "Безопасные окна" памятки "Как предотвратить выпадение ребёнка из окна" памятка для родителей "Безопасность при движении зависит и от вас" листовка "Тонкий лёд" памятка для родителей "Безопасный интернет"

фликерыСоветы безопасного поведения на дороге3Д-ручка для ребёнка-интересная информация.безопасность на льдуКонсультация для родителей "Безопасные окна"памятки  "Как предотвратить ...

Памятка родителям "Развития речи ребенка 5 – 6 лет" (Памятка для родителей)

Памятка для родителей содержит материал по характеристике речи детей 5-6 летнего возраста....

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....