Доклад Пути составления экологического паспорта
презентация на тему

Резаева Ирина Александровна

Как правильно составить экологический паспорт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puti_sostavleniya_ekologicheskogo_pasporta.docx22.09 КБ
Файл ekologicheskiy_pasport.pptx1.51 МБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №2 «Пчёлка»

Города Асино

Томской Области

             

«Доклад на тему: «Пути составления экологического паспорта ДОУ»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Воспитатель:

Резаева Ирина Александровна

                                                                        г. Асино 2016г.

Большое значение для организации в дошкольном учреждении работы по экологическому образованию имеет оценка состояния окружающей его среды. В настоящее время во многих регионах дошкольные учреждения находятся в крайне неблагоприятных экологических условиях, их территории слабо озеленены. Все это отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей. Поэтому крайне важно получить информацию о реальной экологической ситуации района, микрорайона, в котором расположено дошкольное учреждение, с целью дальнейшего определения мер по возможному улучшению состояния окружающей среды. Для такой оценки составляется «Экологический паспорт дошкольного учреждения». Оформление такого неофициального документа позволяет решить следующие задачи:

а) собрать информацию об экологическом состоянии района, микрорайона, в котором расположено дошкольное учреждение;
б) изучить состояние его территории и прилегающих участков;
в) оценить с эколого-эстетических позиций здание и внутренние помещения;
г) определить влияние дошкольного учреждения на окружающую среду и наметить пути уменьшения этого влияния;
д) систематизировать и проанализировать профессиональные и материальные ресурсы учреждения с точки зрения возможностей экологического образования;
е) наметить первоочередные задачи и перспективы развития экологического образования в данном конкретном учреждении;
ж) координировать работу по экологическому образованию с другими организациями;
з) создать более благоприятные для здоровья детей условия;
и) привлечь внимание родителей к экологическим проблемам;
к) оценить готовность учреждения к работе по данной проблеме (что важно, в частности, и для работников органов управления образованием разного уровня).

Заполнять «Экологический паспорт» нужно постепенно, начиная с раздела, по которому уже имеется информация. В этом процессе в той или иной степени принимает участие весь коллектив. Координирует работу  старший воспитатель. «Экологический паспорт» лучше всего оформить в виде отдельных листов, помещенных в прозрачные папки-файлы. Желательно включить в него фотографии (экологического комплекса, живого уголка и т.п.), картосхемы помещений, территории дошкольного учреждения и серии карт, отражающих экологическую ситуацию в районе (по материалам комитетов по экологии). Ежегодно в «паспорт» на отдельных листах, с указанием года, вносятся дополнения, отражающие проделанную работу коллектива. Например, отмечается создание экологической комнаты, изменения в озеленении территории, указывается новая литература и т.п. Такая информация позволяет проследить изменения в работе детского сада в области экологического образования за определенный период.

Экологический паспорт ДОУ № ...

1. Экологическая ситуация

Общая характеристика района. Дается оценка района города, где расположено учреждение (для крупных городов). Информация представляется в виде данных, взятых из справочной литературы местных природоохранных органов (уровень загрязнения в целом, наличие промышленных предприятий, состояние подземных и поверхностных вод, растительного, животного мира; уровень радиационного и шумового фона; состояние здоровья населения и другие сведения, которые помогут оценить экологическую обстановку.    Эта информация представляет большой интерес и для родителей, может послужить отправной точкой для обоснования необходимости экологического образования детей.

Характеристика непосредственного окружения учреждения. В этой графе отмечаются источники экологической опасности: близлежащие промышленные предприятия, свалки, оживленные транспортные магистрали, источники шумового, электромагнитного и радиационного загрязнения, указывается роза ветров. В «Экологическом паспорте» следует отметить, есть ли среди окружения детского сада какие-либо цветовые пятна, чередуются ли здания с зелеными насаждениями. В этой графе отмечаются также близлежащие парки и водоемы, их состояние, назначение. Анализ расположения парков, скверов, лесопарков, водоемов позволяет наметить места для организации экологических тропинок, проведения экскурсий и оздоровительных прогулок с детьми, дать обоснованные рекомендации родителям.

2. Характеристика территории учреждения

Общие данные. Указывается история возникновения и время постройки учреждения, размеры площади участка. Составляется план участка, отмечаются основные объекты (игровые площадки, газоны и т.п.).

Почвы, растительный и животный мир. Составляется список растений территории, с указанием культурных, дикорастущих и сорных видов, жизненных форм растений (деревья, кустарники, 
лианы, травы, мхи), упавших сухих стволов, пней. Отмечается тип и характер почв (естественные, искусственные или насыпные; с остатками строительного мусора, сухие или увлажненные), степень использования удобрений или других добавок для выращивания растений.

Составляется список птиц, насекомых и других животных участка, который в дальнейшем помогает выбрать объекты для исследований дошкольников и определяет направление работы по привлечению на территорию других животных.

Важным показателем состояния территории является степень ее вытоптанности (обычно это игровые площадки, дорожки). В данной графе указывается процентное соотношение территории под растительностью, асфальтом и оголенных участков.

Зонирование территории. На карту территории наносятся игровые, спортивные, хозяйственные зоны, наиболее влажные (сухие), затененные (освещенные) зоны, наиболее вытоптанные участки (тропинки, игровые площадки), отдельно лежащие камни. Анализ этой информации позволяет выбрать наиболее интересные объекты и составить схему экологической тропинки.

Загрязнение территории. Графа заполняется, если есть сведения о шумовом, радиационном и других видах загрязнения. Необходимые измерения можно провести с помощью простых приборов или с помощью органов санэпидемнадзора. Обращается внимание на особенности ветрового режима: закрыта ли территория со всех сторон деревьями, кустарниками, зданиями, или открыта для ветровых потоков.

Указывается наличие мусора, свалок (причина их возникновения) и мусоросборников.

3. Характеристика здания (помещений)

Характеристика самого здания. В графу заносят сведения об общей площади, этажности, современном состоянии здания, характере материала (различные материалы по-разному влияют на создание микросреды), о помещениях для занятий: экологическом классе, физкультурном зале, живом уголке, бассейне и прочих.

Оформление помещений. Отмечаются материалы, использованные для оформления коридоров, других помещений. Увлечение синтетическими материалами, особенно в групповых комнатах, негативно влияет на здоровье ребенка.

Оформление помещений. Составляются списки комнатных растений и домашних животных учреждения, как приложение к «Паспорту» оформляются альбомы «Наши растения», «Наши животные» с рисунками, фотографиями и описанием особенностей живых организмов. Такая информация помогает выбрать тематику и методику занятий, исходя из конкретных условий учреждения.

Кратко перечисляются оборудование и материалы помещений, зонирование их площади.

4. Влияние учреждения на окружающую среду

Крайне важной для формирования экологического мировоззрения и экологически грамотного поведения в быту воспитателей является оценка влияния их учреждения на окружающую среду. В данной графе отмечается ряд сведений.

Использование воды:

— сколько воды потребляет дошкольное учреждение (хотя бы приблизительно);
— для каких целей она используется;
— есть ли различия в потреблении воды по сезонам года;
— откуда, из каких источников (поверхностных, подземных) поступает питьевая вода;
— куда уходят загрязненные стоки;
— какова плата за использованную воду;
— зависит ли эта плата от количества использованной воды;
— кто платит: дошкольное учреждение или муниципалитет;
— есть ли в помещениях неисправные трубы, краны, постоянно действующие фонтанчики для питья?

Использование энергии:

— сколько энергии в месяц потребляет учреждение; кто и сколько за нее платит;
— тип светильников (лампы накаливания, дневного света);
— откуда поступает энергия (ТЭЦ, ГЭС, АЭС);
— экономится ли энергия?

Отопление:

— тип отопления;
— хорошо ли помещение утепляется на холодный период;
— регулируется ли температура в помещениях?

Отходы:

— какое количество отходов выбрасывается за день (приблизительно: сколько ведер, бачков и т.п.). В какое время года их бывает больше всего;
— какие отходы преобладают;
— куда вывозятся эти отходы;
— платит ли учреждение за отходы;
— используются ли отходы (в первую очередь упаковочные) для поделок, оформления помещений и т.п.)?

Химические вещества:

— список химических веществ, используемых в учреждении для разных целей;
— где они хранятся, кто за этим следит;
— что происходит с химическими веществами, имеющими просроченный срок годности;
— обрабатываются ли помещения в отсутствие детей? Строго ли соблюдаются правила их применения? Какие из них наиболее опасны?

Указывается общее количество взрослых и детей в учреждении (чем численность больше, тем интенсивнее влияние на окружающую среду).

5. Профессиональная и методическая подготовка

Программы, методики. Приводится краткий результат анализа используемых коллективом комплексных и парциальных программ и методик с точки зрения экологического образования; акцент делается на направлениях, связанных с ознакомлением детей с окружающим миром, природой и т.п.

Кадры. Дается информация о кадровом составе учреждения (психолог, эколог, лаборант живого уголка, педагог по изобразительному искусству и т.п.), сведения о повышении квалификации педагогов на курсах, семинарах в области экологического образования, указывается специализация (приоритет) учреждения.

Литература. Многие детские сады и школы имеют свою библиотечку, однако книги часто не систематизированы и работать с ними сложно. 
В качестве приложения к «Экологическому паспорту ДОУ» составляются списки (каталоги) литературы, которую можно использовать для целей экологического образования (литература для детей, методическая литература, литература для родителей).

Дидактические материалы. Таким же образом анализируются и классифицируются имеющиеся дидактические материалы.

Основные направления работы. Почти все учреждения знакомят детей и родителей с вопросами охраны окружающей среды, но часто это происходит эпизодически. В данной графе предлагается четко сформулировать основные направления работы и проанализировать их.

Связь с другими организациями. Дается список организаций, занимающихся вопросами экологического образования, их адреса, направления работы (органы образования, охраны природы (экологии), другие детские сады, школы, работающие в этом же направлении, библиотеки, музеи, экологические центры, вузы, станции юннатов). В качестве приложения дается схема связей ДОУ с учреждениями и организациями.

6. Дополнительные сведения

Графа заполняется в зависимости от специфики учреждения (вносится любая значимая для данного детского сада информация, которая не нашла отражения в предыдущих разделах).

7. Выводы и рекомендации

Данная графа может считаться основной. На основе анализа информации «Экологического паспорта» формулируются основные выводы и главные направления в работе с детьми, экологизации среды, в улучшении состояния территории, оформлении помещений детского сада, необходимости повышения квалификации, координации с другими учреждениями и т.п.

К «Экологическому паспорту» прилагаются картосхемы микрорайона детского сада, территории детского сада. Можно также сделать схемы расположения помещений на этажах и макет территории детского сада с объемными фигурками деревьев, песочниц, зданий, которые дети смогут переставлять во время игры.

В последнее время в литературе по экологическому образованию дошкольников все чаще можно встретить термин «мониторинг окружающей среды» детского сада. Мониторинг — это именно система слежения за состоянием окружающей среды, подразумевающая многократные наблюдения, их сравнение.

 Таким образом, коллектив детского сада,  может  проводить лишь некоторые, наиболее простые наблюдения за состоянием окружающей среды (в том числе и в рамках «Экологического паспорта»), которые можно рассматривать как элементы мониторинга. В целом же эта проблема обязательно должна решаться с привлечением специалистов.

Литература

1. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.
2. Экологический паспорт детского сада (образец). М.: Дошкольное образование № 8, 2002.
3. Создаем макет территории детского сада. М.: Дошкольное образование № 8, 2002. 
4. Предъявите экологический паспорт. М.: Обруч № 2, 1997.
5. Экологический паспорт дошкольного учреждения. / Экологическое образование до школы, вне школы, в школе № 2, 2000.
6. Экологический паспорт детского сада. 
М.: Дошкольное воспитание № 2, 2000.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пути составления экологического паспорта ДОУ Составила воспитатель: Резаева И.А .

Слайд 2

ВВЕДЕНИЕ Большое значение для организации в дошкольном учреждении работы по экологическому образованию имеет оценка состояния окружающей его среды. В настоящее время во многих регионах дошкольные учреждения находятся в крайне неблагоприятных экологических условиях, их территории слабо озеленены. Все это отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей. Поэтому крайне важно получить информацию о реальной экологической ситуации района, микрорайона, в котором расположено дошкольное учреждение, с целью дальнейшего определения мер по возможному улучшению состояния окружающей среды. Для такой оценки составляется «Экологический паспорт дошкольного учреждения». Оформление такого неофициального документа позволяет решить следующие задачи:

Слайд 3

ЗАДАЧИ: а) собрать информацию об экологическом состоянии района, микрорайона, в котором расположено дошкольное учреждение; б) изучить состояние его территории и прилегающих участков; в) оценить с эколого-эстетических позиций здание и внутренние помещения; г) определить влияние дошкольного учреждения на окружающую среду и наметить пути уменьшения этого влияния; д ) систематизировать и проанализировать профессиональные и материальные ресурсы учреждения с точки зрения возможностей экологического образования; е) наметить первоочередные задачи и перспективы развития экологического образования в данном конкретном учреждении; ж) координировать работу по экологическому образованию с другими организациями; з ) создать более благоприятные для здоровья детей условия; и) привлечь внимание родителей к экологическим проблемам; к) оценить готовность учреждения к работе по данной проблеме (что важно, в частности, и для работников органов управления образованием разного уровня).

Слайд 4

Экологический паспорт ДОУ 1. Экологическая ситуация 1.1 Общая характеристика района. 1.2 Характеристика непосредственного окружения учреждения. 2. Характеристика территории учреждения 2.1 Общие данные. 2.2 Почвы, растительный и животный мир 2.3 Зонирование территории. 2.4 Загрязнение территории.

Слайд 5

3. Характеристика здания (помещений) 3.1 Характеристика самого здания. 3.2 Оформление помещений. Отмечаются материалы, использованные для оформления коридоров, других помещений . 3.3 Оформление помещений. Составляются списки комнатных растений и домашних животных учреждения, как приложение к «Паспорту» оформляются альбомы «Наши растения», «Наши животные» с рисунками, фотографиями и описанием особенностей живых организмов.

Слайд 6

4. Влияние учреждения на окружающую среду 4.1 Использование воды: — сколько воды потребляет дошкольное учреждение (хотя бы приблизительно); — для каких целей она используется; — есть ли различия в потреблении воды по сезонам года; — откуда, из каких источников (поверхностных, подземных) поступает питьевая вода; — куда уходят загрязненные стоки; — какова плата за использованную воду; — зависит ли эта плата от количества использованной воды; — кто платит: дошкольное учреждение или муниципалитет; — есть ли в помещениях неисправные трубы, краны, постоянно действующие фонтанчики для питья?

Слайд 7

4.2 Использование энергии: — сколько энергии в месяц потребляет учреждение; кто и сколько за нее платит; — тип светильников (лампы накаливания, дневного света); — откуда поступает энергия (ТЭЦ, ГЭС, АЭС); — экономится ли энергия? 4.3 Отопление: — тип отопления; — хорошо ли помещение утепляется на холодный период; — регулируется ли температура в помещениях? 4.4 Отходы: — какое количество отходов выбрасывается за день (приблизительно: сколько ведер, бачков и т.п.). В какое время года их бывает больше всего; — какие отходы преобладают; — куда вывозятся эти отходы; — платит ли учреждение за отходы; — используются ли отходы (в первую очередь упаковочные) для поделок, оформления помещений и т.п.)?

Слайд 8

4.5 Химические вещества: — список химических веществ, используемых в учреждении для разных целей; — где они хранятся, кто за этим следит; — что происходит с химическими веществами, имеющими просроченный срок годности; — обрабатываются ли помещения в отсутствие детей? Строго ли соблюдаются правила их применения? Какие из них наиболее опасны? Указывается общее количество взрослых и детей в учреждении (чем численность больше, тем интенсивнее влияние на окружающую среду).

Слайд 9

5. Профессиональная и методическая подготовка 5.1 Программы, методики. Приводится краткий результат анализа используемых коллективом комплексных и парциальных программ и методик с точки зрения экологического образования; акцент делается на направлениях, связанных с ознакомлением детей с окружающим миром, природой и т.п. 5.2 Кадры. Дается информация о кадровом составе учреждения (психолог, эколог, лаборант живого уголка, педагог по изобразительному искусству и т.п.), сведения о повышении квалификации педагогов на курсах, семинарах в области экологического образования, указывается специализация (приоритет) учреждения. 5.3 Литература. В качестве приложения к «Экологическому паспорту ДОУ» составляются списки (каталоги) литературы, которую можно использовать для целей экологического образования (литература для детей, методическая литература, литература для родителей).

Слайд 10

5.4 Дидактические материалы. Таким же образом анализируются и классифицируются имеющиеся дидактические материалы. 5.5 Основные направления работы. Почти все учреждения знакомят детей и родителей с вопросами охраны окружающей среды. 5.6 Связь с другими организациями. Дается список организаций, занимающихся вопросами экологического образования, их адреса, направления работы (органы образования, охраны природы (экологии), другие детские сады, школы, работающие в этом же направлении, библиотеки, музеи, экологические центры, вузы, станции юннатов).

Слайд 11

6. Дополнительные сведения Графа заполняется в зависимости от специфики учреждения (вносится любая значимая для данного детского сада информация, которая не нашла отражения в предыдущих разделах). 7. Выводы и рекомендации Данная графа может считаться основной. На основе анализа информации «Экологического паспорта» формулируются основные выводы и главные направления в работе с детьми, экологизации среды, в улучшении состояния территории, оформлении помещений детского сада, необходимости повышения квалификации, координации с другими учреждениями и т.п.

Слайд 12

Деревья , кустарники Клумбы , цветы Веранда Кормушка Игровые комплексы Песочница УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

Слайд 14

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ, ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ исследовательский проект

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ,ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ...

Доклад "Пути повышения качества образования в ДОУ"

Доклад был представлен на педагогические чтения работников образования Тайшетского района в 2013 году, в нем дается анализ работы ДОУ по реализации модели взаимодействия с семьями воспитанников. ...

«Лепка гжельской посуды путем составления ее из колец»

НОД на тему "Лепка посуды путем составления ее из колец"Цель:Познакомить с работай гжельских мастеров.Познакомить с лепкой посуды из колец....

Конспект занятия "Лепка посуды путем составления ее из колец"

Конспект занятия по лепке в подготовительной группе "Лепка посуды путем составления ее из колец"...

Методическая разработка: Экологическая тропа. Экологический паспорт (приложение)

Методическая разработка: «Экологическая тропа» направлен на экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Представлен материал из опыта работы МБДОУ детский сад "Рябинушка"...

Анкета семьи для составления социального паспорта группы

Анкета семьи для составления социального паспорта группы...

Анкета для родителей для составления социального паспорта семьи

Анкетирование - это инструмент получения первичной психологической (социально-психологической) статистической информации. Проводится анкетирование с целью выяснить общую картину в определенной те...