Особенности развития речи детей третьего года жизни .15.03.2017
консультация (младшая группа) на тему
Особенности развития речи детей третьего года жизни. 15.03.2017
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Особенности развития речи детей третьего года жизни .
На третьем году жизни ребёнка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа. Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития.
Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками выступает как важнейшая часть педагогики раннего возраста.
Речь детей под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется. С ее развитием становится точнее и осмысленнее восприятие ребенком предметов, явлений. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи. Ребёнок способен слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять простые словесные поручения. Двухлетние дети овладевают умением понимать несложный рассказ взрослого о событиях, не имевших места в их личном опыте. Они легко запоминают и повторяют за взрослым не только отдельные слова, но и целые фразы, рифмовки.
Говоря о характерном для детей этого возраста интенсивном количественном и качественном росте словаря, исследователи указывают на наличие трех уровней усвоения слов-названий предметов, действий, качеств, отношений:
- ребенок может понимать слово, но не использовать его в речи;
- узнает и называет предмет (действие, качество и пр.) лишь в привычных сочетаниях, условиях (ножницы нужны, чтобы стричь ногти);
- Понимать и правильно использовать слово-название в любых, доступных его пониманию связях и отношениях.
Наряду с фактом неповторимого роста словаря (с двух до трех лет он увеличивается в 3-4 раза, в дальнейшем же пополнение протекает значительно медленнее и относительно равномерно).
Задачи развития речи.
Развитие речи осуществляется в разных моментах воспитательно-образовательного процесса. Поэтому и задачи обучения родному языку конкретизированы в разных разделах «Программы воспитания и обучения в детском саду»: «Ознакомление с окружающим», «Развитие речи», «Изобразительная деятельность» и др.
В первой младшей группе детского сада «Программа» рекомендует:
- Продолжать развивать способность детей понимать речь окружающих; расширять ориентировку ребенка в окружающем, воспитывать внимание и интерес к явлениям природы и разнообразным предметам, формировать первичные представления о них.
- Формировать словарь: учить детей по словесному указанию педагога находить предметы по цвету, размеру (принеси красный кубик; спой песенку маленькому медвежонку), различать их местоположение (матрешку на верхней полочке; высоко; поставь рядом), имитировать движения людей и движения животных (покажи как поливают цветочки из леечки; походи, как медвежонок).
- Обогащать словарь детей существительными, обозначающими название транспорта (машина, автобус), частей автомобиля (кабина, руль, колесо), растений (дерево, трава, цветы); глаголами, обозначающими некоторые трудовые действия взрослых (мыть, вытирать, стирать), взаимоотношения детей (помогать, не мешать); прилагательными, обозначающими величину, цвет, вкус (сладкий, кислый, большой);наречиями (сейчас, близко, далеко, темно).
- Воспитывать звуковую культуру речи: приучать детей говорить внятно, не торопясь. Учить произносить звукоподражательные слова в разном темпе (быстро, медленно), с разной силой голоса (тихо, громче).
- Совершенствовать грамматический строй речи: учить детей согласовывать существительные и местоимения с глаголом, строить предложения из 3-4-х слов.
- Развивать связную речь: продолжать учить детей понимать речь воспитателя, отвечать на простейшие вопросы.
- Способствовать зарождению интереса и любви к художественному слову: учить детей воспринимать небольшие потешки, сказки и рассказы (без наглядного сопровождения).
Основные требования к проведению занятий.
В первой младшей группе детского сада каждую неделю с детьми проводят занятия по развитию речи. Они планируются как на утреннее, так и на вечернее время. В первую половину дня целесообразно проводить занятия, на которых дети осваивают новый программный материал. Вечером, как правило, планируются занятия, в процессе которых закрепляются умения детей. Необходимо удобно усадить детей (полукругом); все должны хорошо видеть воспитателя и предметы, которые он показывает. Большое значение имеет речь воспитателя, его умение разговаривать с детьми. Речь педагога должна быть четкой, выразительной, неторопливой. Слова и фразы, сказанные детям, не должны быть случайными, а по возможности подготовленными заранее.
Воспитание звуковой культуры речи.
Воспитание звуковой культуры речи занимает важное место в системе работы по обучению детей родному языку. Это особая речевая задача, которая почти полностью должна быть решена в дошкольном возрасте. И чем раньше эта работа будет начата, тем большие успехи могут быть достигнуты.
Воспитание слухового восприятия.
Чтобы научить детей правильно произносить звуки, отчетливо и ясно выговаривать слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом (менять громкость и скорость речи), надо прежде всего научить их слышать и слушать речь окружающих, т.е. развивать слуховое восприятие.
Формирование звукопроизношения.
Большая часть заданий по воспитанию звуковой культуры речи посвящена уточнению и закреплению правильного произношения звуков. Звуки даются в определенной последовательности, с учетом артикуляционной трудности их произношения. Для закрепления звуков, выработки отчетливого произношения слов целесообразно использовать шутки-чистоговорки, в которых нужный звук неоднократно повторяется. Воспитателю не всегда следует стремиться, чтобы дети точно по образцу воспроизводили слова. В некоторых случаях будет достаточно того, чтобы ребенок только приблизил слово к правильному произношению.
Темп речи.
Начиная с этого возраста необходимо учить детей пользоваться умеренным темпом речи. Это достигается, прежде всего, путем личного примера воспитателя, напоминаниями малышам о том, что говорить надо не спеша. Воспитывая у детей умение менять громкость голоса, темп речи, воспитатель тем самым подготавливает их к правильному использованию в дальнейшем интонационных средств выразительности, развивает речевой слух.
Рассказывание и чтение детям.
Сказки.
В течение года детей знакомят примерно с пятью русскими народными сказками. Маленькому ребенку легче воспринимать рассказ, чем чтение, поэтому рассказывание в первой младшей группе предпочтительнее. Оно требует от воспитателя тщательной подготовки. При повторении сказок желательно вводить элементы драматизации. Заканчивать занятие целесообразно самостоятельной игрой детей с фигурками настольного театра, а также рассматриванием иллюстраций.
Потешки.
В первой младшей группе очень серьезное внимание уделяется ознакомлению детей с потешками. Знакомство с каждой новой потешкой доставляет малышам радость. Они с удовольствием вслушиваются в звучание народной речи, улавливают стихотворный ритм, богатство оттенков слов: травушка-муравушка, птичка-синички и т.п.
О работе с родителями.
Тесный контакт детского сада и семьи- это необходимое условие правильного и своевременного развития речи ребенка. На данном возрастном этапе некоторые несовершенства детской речи вполне закономерны. Однако родителей необходимо предупредить о том, что не следует повторять вслед за ребенком неправильно сказанное слово, так как это закрепляет дефект. Если ребенок по каким-либо причинам не смог усвоить программный материал, воспитатель может порекомендовать родителям позаниматься с малышом дома, объяснив конкретно, что они должны делать.
К концу года дети могут:
- Иметь активный словарный запас(1000-1200 слов),
- Повторять за взрослым слово или небольшое предложение,
- Ответить на понятный вопрос взрослого,
- Поделиться информацией (Оля пришла), действия сверстника (отнимает),
- Сопровождать речью игровые и бытовые действия,
- Слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/19/picture-649720-1437309546.jpg)
"Каковы особенности развития речи детей третьего года жизни"
Характеристика особенностей речи детей третьего года жизни , рекомендации родителям по развитию речи детей....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/31/picture-652779-1635682705.jpg)
Консультация для родителей "Особенности развития речи детей третьего года жизни"
Консультация для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/28/picture-790679-1643401005.jpg)
Особенности развития речи ребенка третьего года жизни.
Благодаря данному консультативному материалу, родители смогут ознакомиться с развитием речи детей третьего года жизни. Сравнить данные развития с возможностями своих детей. И узнать способы развития р...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/31/picture-652779-1635682705.jpg)
Консультация по теме "Особенности развития речи детей третьего года жизни ".
Консультация по теме "Особенности развития речи детей третьего года жизни "....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/14/picture-497276-1413311835.jpg)
Особенности развития речи детей третьего года жизни «Говорун» и «молчун». Кто это?
Каждый ребенок индивидуален, и уже после года можно определить «молчун» он или «говорун»....
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/12/picture-1362498-1636733435.jpg)
Презентация "Особенности развития речи детей третьего года жизни"
Третий год жизни ребёнка является важнейшим этапом в развитии речи. Овладение речью имеет огромное значение для психического развития малыша...