Картотека дидактических игр
картотека (средняя группа) на тему

Алтунина Наталья Юрьевна

Дидактические игры помогут воспитателю закрепить и расширить знания детей о профессиях  взрослых. Их можно использовать для совместной деятельности и индивидуальной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_po_teme.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека  дидактических  игр   по теме

«Знакомство дошкольников  с профессией»

Игра «Назови профессию»

Цель: формировать умение образовывать существительные от глаголов, развитие внимания и ловкости.

Ход игры:

Воспитатель бросает ребёнку мяч и говорит: « Воспитывает-…(воспитатель), учит-…(учитель),сторожит-…(сторож) , продает -…( продавец),танцует-…(танцор),поёт -…(певец),плывёт-…( пловец), бежит-…(бегун)

На доске могут быть картинки с изображением людей данных профессий.

Игра «Что чем делают»

Цель: закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах;

Употребление существительных в дательном падеже.

Ход игры

На столе разложены картинки с изображением различных орудий труда, в перевёрнутом вниз изображением.

Например: Лопата- ей копают .Рубанок-им строгают.

Эту игру можно провести в виде лото . Воспитатель называет действие предмета, ребёнок угадывает .

Игра « Кому что надо для работы?»

Цель: закрепить представление детей о предметах  и их использовании в трудовом процессе;

Уточнить и расширить знания о профессиях.

Ход игры:

Дети делятся на команды . На столе раздожены картинки с изображением различных профессий. По команде дети берут из общей группы предметы и несут к загаданной катинке

Например: Нож-повару ,шприц-доктору и т. д.

Игра : Помоги Незнайке»

Цель: развивать грамматический строй речи; активизировать и расширить словарный запас детей .

Ход игры:

Дети исправляют ошибки в речи Незнайки

Пилой забивают гвозди (молотком)

Кистью пилю дрова (пила)

Молотком крашу стены (кисть)

Плотник ведёт машину ( шофер)

Маляр работает на кране ( крановщик)

Самосвал поднимает грузы  (кран)

Игра « Подскажи словечко»

Цель:

Развивать логическое мышление ,внимание,память.

Учить подбирать слова в рифму

Ход игры :

Инструмент любой у места-и рубанок и ..(стомеска)

В сумке плотника найдёшь молоток и острый …(Нож)

В небо синее пилот поднимает-…(самолёт)

Выгнал коз на бугорок развесёлый -…(Пастушок)

На глазах у детворы крышу красят -…( маляры)

Кукол я лечу с утра. Я сегодня- …(медсестра)

Кирпичи кладёт он в ряд,

Строит садик для ребят.

Не шахтёр и не водитель,

Дом нам выстороил..-(строитель)

Гвозди ,топоры ,пила ,

Стружек целая гора.

Это трудится работник-

Делает нам стулья-..(плотник) 

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Мы в профессии играем
По душе их выбираем,
И мечтаем поскорее
Мамы с папой стать взрослее,
Чтоб не просто так мечтать,
А кем быть решить и стать.

Саша гордо самолет
На веревочке везет.
Он готовится к полетам,
Значит,вырастет....
(пилотом)

У пилота Боря друг
Красит краской все вокруг.
На окне рисует дождик,
Значит, вырастет ...
(художник)

У художника сестренка
Петь умеет очень звонко.
Подпевают Насте птицы,
Значит, вырастет...
(певица)

У певицы есть соседи -
Близнецы Денис и Федя
Воду варят вечерами,
Значит будут ...
(поварами)

Повара с Валерой в ссоре,
Он опять о вкусах спорит.
Очень любит он дебаты,
Значит будет...
 (депутатом)

Депутат с Мариной дружит.
Той, что вечно в танце кружит,
Ведь красавица Марина
Стать мечтает... 
(балериной)

Балерина дружит с Дашей.
Даша кормит с ложки кашей
Куклу — капризулю Катю -
Подрастает ... 
(воспитатель)

Воспитатель ходит в школу
Вместе с мальчиком веселым.
Ян жонглирует мячом,
Значит, будет ... 
(циркачем)

Ян — циркач знаком с Иваном,
Недоверчивым и странным.
Он следит за дядей Дроном
И мечтает стать... 
(шпионом)

У шпиона есть братишка.
Коля любопытный слишком,
Он наукой увлеченный,
Значит, вырастет... 
(ученым)

Игра « Скажи по -другому»

Цель:

Уточнение и активизация словаря синонимов, антонимов.

Ход игры:

Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет слово . Ребёнок ,поймавший мяч, должен назвать слово-синоним.

Работа (труд, дело), дом (здание, жилище),дорога ( путь, шоссе),

Труженик-(рабочий, работник), учить (педагог, преподаватель),врач (доктор, лекарь),лётчик (пилот),швея-(портниха)

Громадный –(большой, гигантский)

Одеть (раздеть),поднял(опустил),заехал(выехал),бросить( поднять) и т.д.

Игра «Ассоциации»

Цель:

Учить детей подбирать слова-орудия по представлению.

Ход игры:

Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет профессию, ребёнок называет предмет, который может принадлежать человеку этой профессии и возвращает мяч.

Дворник (лопата),продавец (касса), врач (фонендоскоп), повар  ( кастрюля),маляр (кисть), штукатур  (мастерок),художник- (кисть).

Игра : « Кем быть»

Цель: развивать слуховое внимание, мышление, связную речь, активизировать словарный запас по теме  « Профессии»

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям подумать кем бы они хотели быть ,описать профессию, чтобы остальные дети поняли

Ребёнок: «Мне нужны такие инструменты» : ножницы, расчёска, бритва, фен. ( Парикмахер)

Можно предложить игру-наоборот

Рыболов ( сеть,крючок,удочка)

Дидактическая игра «Где это можно купить?»

Цель: игра закрепляет знания детей о том, что разные товары продаются в различных магазинах: продуктовых, промтоварных, книжных (бывают разные продуктовые магазины: «Овощи — фрукты», «Булочная», «Молоко», промтоварные: «Обувь», «Одежда», «Ткани», «Детский мир», «Спортивные товары»); учит детей различать магазины по их названию, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывает желание помогать родителям, делать несложные покупки; общаться в совместной деятельности.
Дидактический материал: предметы, изображенные на маленьких картинах, на больших карточках.
Ход игры: 
Игра проводится по типу лото. Выигрывает тот, кто первым закроет все карточки и ни разу не ошибется. 
В начале игры воспитатель проводит с детьми беседу о том, знают ли они, где их мамы покупают продукты, необходимые вещи, предметы, какие они знают магазины, как называются магазины, которые находятся близко от дома. Помогают ли они своим родителям в покупке молока, хлеба и других продуктов. 
После беседы воспитатель показывает большие карточки. Где изображены магазины. Дети по витринам узнают, какие это магазины.
Воспитатель: А сейчас, дети, поиграем. Я вам раздам маленькие карточки, и вы потом должны будете сказать, где на большой карте положить маленькую карточку, принесите карточку и положите на большую карту, на тот магазин, где это можно купить. Не спешите, внимательно посмотрите на картинку! 
Раздав карточки, воспитатель дает сигнал: «Игру начинай!». Дети подходят к столу и кладут свои карточки на клетки большой карты. Туда, где нарисован магазин «Молоко», кладут карточки с изображением пакетов молока, сыра, масла, сметаны, творога и др. Воспитатель проверяет правильность действий детей, поощряет тех, кто правильно нашел нужный магазин.
Игра помогает детям усвоить знания о том, что все, что нужно людям, покупают в магазинах, магазины бывают разные. Надо знать, какие действия и слова нужно произнести, чтобы быстро купить нужные товары.

Дидактическая игра
«Кто больше расскажет о профессии».

Цель: соотносить действия людей с их профессией. 
Организация: Воспитатель уточняет понимание детьми слов «профессия», «действие». 
Воспитатель: 
- Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я рассказываю вам, как себя вести, играю с вами, рисую, читаю, пою, гуляю, укладываю спать… А как вы думаете, какая профессия у Оксаны Александровны, которая готовит нам обед? Правильно, повар. А какие вы еще знаете профессии? (Высказывания детей). Каждый взрослый человек имеет свою профессию. Он работает и выполняет какие – то действия. Что же делает повар? (Повар варит, печет, жарит, чистит овощи…)
- А что делает врач? (Врач осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции). 
- А что делает портной? (Портной кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет, шьет).
Воспитатель называет еще профессии строителя, учителя, сторожа, пастуха, сапожника, а дети называют действия людей этих профессий.

Да или нет? Цель игры: развивать внимание, логическое мышление.

Ход игры: воспитатель задает провокационные вопросы по теме, например,

- повар делает уколы, так ли это?

-дворнику нужен белый халат, так ли это?

-врач должен подметать двор, так ли это?

-шофер пользуется фонендоскопом, так ли это? и т. п.

Кто это? Цель игры: развивать умение определять представителя той или иной профессии по отличительным признакам.

Ход игры: воспитатель описывает представителя какой-либо профессии, дети угадывают кто это, например,

-ходит в белом халате,

-на голове - белый колпак,

-без него все ребята останутся голодными, и т. п.

Кто больше придумает

Цель игры: развивать речь, умение грамотно составлять предложения.

Ход игры: дети придумывают предложения или словосочетания со словами, которые называет воспитатель, например,

-градусник (Надо поставить Мише градусник.)

-горло (У Маши красное горло, и т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека (средняя группа) на тему: Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы

Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для  средней группы...

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...