Картотека дидактических игр
картотека (средняя группа) на тему

Алтунина Наталья Юрьевна

Дидактические игры помогут воспитателю закрепить и расширить знания детей о профессиях  взрослых. Их можно использовать для совместной деятельности и индивидуальной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_po_teme.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека  дидактических  игр   по теме

«Знакомство дошкольников  с профессией»

Игра «Назови профессию»

Цель: формировать умение образовывать существительные от глаголов, развитие внимания и ловкости.

Ход игры:

Воспитатель бросает ребёнку мяч и говорит: « Воспитывает-…(воспитатель), учит-…(учитель),сторожит-…(сторож) , продает -…( продавец),танцует-…(танцор),поёт -…(певец),плывёт-…( пловец), бежит-…(бегун)

На доске могут быть картинки с изображением людей данных профессий.

Игра «Что чем делают»

Цель: закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах;

Употребление существительных в дательном падеже.

Ход игры

На столе разложены картинки с изображением различных орудий труда, в перевёрнутом вниз изображением.

Например: Лопата- ей копают .Рубанок-им строгают.

Эту игру можно провести в виде лото . Воспитатель называет действие предмета, ребёнок угадывает .

Игра « Кому что надо для работы?»

Цель: закрепить представление детей о предметах  и их использовании в трудовом процессе;

Уточнить и расширить знания о профессиях.

Ход игры:

Дети делятся на команды . На столе раздожены картинки с изображением различных профессий. По команде дети берут из общей группы предметы и несут к загаданной катинке

Например: Нож-повару ,шприц-доктору и т. д.

Игра : Помоги Незнайке»

Цель: развивать грамматический строй речи; активизировать и расширить словарный запас детей .

Ход игры:

Дети исправляют ошибки в речи Незнайки

Пилой забивают гвозди (молотком)

Кистью пилю дрова (пила)

Молотком крашу стены (кисть)

Плотник ведёт машину ( шофер)

Маляр работает на кране ( крановщик)

Самосвал поднимает грузы  (кран)

Игра « Подскажи словечко»

Цель:

Развивать логическое мышление ,внимание,память.

Учить подбирать слова в рифму

Ход игры :

Инструмент любой у места-и рубанок и ..(стомеска)

В сумке плотника найдёшь молоток и острый …(Нож)

В небо синее пилот поднимает-…(самолёт)

Выгнал коз на бугорок развесёлый -…(Пастушок)

На глазах у детворы крышу красят -…( маляры)

Кукол я лечу с утра. Я сегодня- …(медсестра)

Кирпичи кладёт он в ряд,

Строит садик для ребят.

Не шахтёр и не водитель,

Дом нам выстороил..-(строитель)

Гвозди ,топоры ,пила ,

Стружек целая гора.

Это трудится работник-

Делает нам стулья-..(плотник) 

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Мы в профессии играем
По душе их выбираем,
И мечтаем поскорее
Мамы с папой стать взрослее,
Чтоб не просто так мечтать,
А кем быть решить и стать.

Саша гордо самолет
На веревочке везет.
Он готовится к полетам,
Значит,вырастет....
(пилотом)

У пилота Боря друг
Красит краской все вокруг.
На окне рисует дождик,
Значит, вырастет ...
(художник)

У художника сестренка
Петь умеет очень звонко.
Подпевают Насте птицы,
Значит, вырастет...
(певица)

У певицы есть соседи -
Близнецы Денис и Федя
Воду варят вечерами,
Значит будут ...
(поварами)

Повара с Валерой в ссоре,
Он опять о вкусах спорит.
Очень любит он дебаты,
Значит будет...
 (депутатом)

Депутат с Мариной дружит.
Той, что вечно в танце кружит,
Ведь красавица Марина
Стать мечтает... 
(балериной)

Балерина дружит с Дашей.
Даша кормит с ложки кашей
Куклу — капризулю Катю -
Подрастает ... 
(воспитатель)

Воспитатель ходит в школу
Вместе с мальчиком веселым.
Ян жонглирует мячом,
Значит, будет ... 
(циркачем)

Ян — циркач знаком с Иваном,
Недоверчивым и странным.
Он следит за дядей Дроном
И мечтает стать... 
(шпионом)

У шпиона есть братишка.
Коля любопытный слишком,
Он наукой увлеченный,
Значит, вырастет... 
(ученым)

Игра « Скажи по -другому»

Цель:

Уточнение и активизация словаря синонимов, антонимов.

Ход игры:

Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет слово . Ребёнок ,поймавший мяч, должен назвать слово-синоним.

Работа (труд, дело), дом (здание, жилище),дорога ( путь, шоссе),

Труженик-(рабочий, работник), учить (педагог, преподаватель),врач (доктор, лекарь),лётчик (пилот),швея-(портниха)

Громадный –(большой, гигантский)

Одеть (раздеть),поднял(опустил),заехал(выехал),бросить( поднять) и т.д.

Игра «Ассоциации»

Цель:

Учить детей подбирать слова-орудия по представлению.

Ход игры:

Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет профессию, ребёнок называет предмет, который может принадлежать человеку этой профессии и возвращает мяч.

Дворник (лопата),продавец (касса), врач (фонендоскоп), повар  ( кастрюля),маляр (кисть), штукатур  (мастерок),художник- (кисть).

Игра : « Кем быть»

Цель: развивать слуховое внимание, мышление, связную речь, активизировать словарный запас по теме  « Профессии»

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям подумать кем бы они хотели быть ,описать профессию, чтобы остальные дети поняли

Ребёнок: «Мне нужны такие инструменты» : ножницы, расчёска, бритва, фен. ( Парикмахер)

Можно предложить игру-наоборот

Рыболов ( сеть,крючок,удочка)

Дидактическая игра «Где это можно купить?»

Цель: игра закрепляет знания детей о том, что разные товары продаются в различных магазинах: продуктовых, промтоварных, книжных (бывают разные продуктовые магазины: «Овощи — фрукты», «Булочная», «Молоко», промтоварные: «Обувь», «Одежда», «Ткани», «Детский мир», «Спортивные товары»); учит детей различать магазины по их названию, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывает желание помогать родителям, делать несложные покупки; общаться в совместной деятельности.
Дидактический материал: предметы, изображенные на маленьких картинах, на больших карточках.
Ход игры: 
Игра проводится по типу лото. Выигрывает тот, кто первым закроет все карточки и ни разу не ошибется. 
В начале игры воспитатель проводит с детьми беседу о том, знают ли они, где их мамы покупают продукты, необходимые вещи, предметы, какие они знают магазины, как называются магазины, которые находятся близко от дома. Помогают ли они своим родителям в покупке молока, хлеба и других продуктов. 
После беседы воспитатель показывает большие карточки. Где изображены магазины. Дети по витринам узнают, какие это магазины.
Воспитатель: А сейчас, дети, поиграем. Я вам раздам маленькие карточки, и вы потом должны будете сказать, где на большой карте положить маленькую карточку, принесите карточку и положите на большую карту, на тот магазин, где это можно купить. Не спешите, внимательно посмотрите на картинку! 
Раздав карточки, воспитатель дает сигнал: «Игру начинай!». Дети подходят к столу и кладут свои карточки на клетки большой карты. Туда, где нарисован магазин «Молоко», кладут карточки с изображением пакетов молока, сыра, масла, сметаны, творога и др. Воспитатель проверяет правильность действий детей, поощряет тех, кто правильно нашел нужный магазин.
Игра помогает детям усвоить знания о том, что все, что нужно людям, покупают в магазинах, магазины бывают разные. Надо знать, какие действия и слова нужно произнести, чтобы быстро купить нужные товары.

Дидактическая игра
«Кто больше расскажет о профессии».

Цель: соотносить действия людей с их профессией. 
Организация: Воспитатель уточняет понимание детьми слов «профессия», «действие». 
Воспитатель: 
- Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я рассказываю вам, как себя вести, играю с вами, рисую, читаю, пою, гуляю, укладываю спать… А как вы думаете, какая профессия у Оксаны Александровны, которая готовит нам обед? Правильно, повар. А какие вы еще знаете профессии? (Высказывания детей). Каждый взрослый человек имеет свою профессию. Он работает и выполняет какие – то действия. Что же делает повар? (Повар варит, печет, жарит, чистит овощи…)
- А что делает врач? (Врач осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции). 
- А что делает портной? (Портной кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет, шьет).
Воспитатель называет еще профессии строителя, учителя, сторожа, пастуха, сапожника, а дети называют действия людей этих профессий.

Да или нет? Цель игры: развивать внимание, логическое мышление.

Ход игры: воспитатель задает провокационные вопросы по теме, например,

- повар делает уколы, так ли это?

-дворнику нужен белый халат, так ли это?

-врач должен подметать двор, так ли это?

-шофер пользуется фонендоскопом, так ли это? и т. п.

Кто это? Цель игры: развивать умение определять представителя той или иной профессии по отличительным признакам.

Ход игры: воспитатель описывает представителя какой-либо профессии, дети угадывают кто это, например,

-ходит в белом халате,

-на голове - белый колпак,

-без него все ребята останутся голодными, и т. п.

Кто больше придумает

Цель игры: развивать речь, умение грамотно составлять предложения.

Ход игры: дети придумывают предложения или словосочетания со словами, которые называет воспитатель, например,

-градусник (Надо поставить Мише градусник.)

-горло (У Маши красное горло, и т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...

Дидактические игры в младшей группе. Картотека Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС

Дидактические игры в младшей группе. КартотекаДидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС...

Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения для работы с дидактическим пособием «Макет дороги».

Картотека дидактических игр разработана для дидактического пособия по изучению правил дорожного движения (ПДД) «Макет дороги», она предназначена для детей старшего дошкольного возраста....