Развитие субъектности детей через проектную деятельность
статья (старшая группа) на тему

Кобелева Ольга Александровна

Проектная деятельность как инновационное средство развития субъектности детей дошкольного возраста.

 

Главная задача образования сегодня – это развитие личности, способной к анализу существующей ситуации, самостоятельно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях. А дошкольное образование – это первое звено в системе непрерывного образования.

      Дошкольное образование стало более значимым в развитии ребенка, но вместе с тем выросли требования к дошкольному образованию, которые рассмотрены в принятом федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

       В современных требованиях к образовательным программам детских садов, составленных на   основе примерных программ воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста, уделяется значение и решению педагогических задач, направленных на освоение ребенком позиции субъекта разных видов деятельности, творческой индивидуальности.

     Проектная деятельность обеспечивает полноценное интеллектуальное развитие личности воспитанников. Развитие познавательной активности проявляется у детей в поисковых действиях, развивает их стремление к новой социальной позиции, способствует формированию коммуникативных навыков. Таким образом, мы реализуем личностно – ориентированный, развивающий подходы к обучению и воспитанию.

    Наше дошкольное учреждение осуществляет приоритетное направление – экологическое образование дошкольников и нашей задачей является повышение уровня экологической культуры всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении (дети, родители, коллектив детского сада). Экологически воспитанная личность характеризуется экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, природоохранным отношением. Мы решили поднять и озвучить проблему расточительного отношения к природным ресурсам на уровне семьи, дошкольного учреждения, реализовав краткосрочный проект «Бумаге – вторая жизнь».

Цель нашего проекта – воспитание у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности.

В процессе реализации проекта проведены следующие мероприятия:

Акция «День без бумаги».

«Научимся использовать бумагу рационально!» — таков основной тезис международной «безбумажной» кампании, которая проходит каждый четвертый четверг октября по всему миру. Очевидно, что полный отказ от бумажных документов является недостижимым и ненужным. Однако, это отличный повод поделиться опытом в использовании безбумажных технологий и рассказать другим, о том, как можно вносить ежедневный посильный вклад в защиту экологии.
Цикл бесед с детьми старшего дошкольного возраста на темы:

«История рождения бумаги»,

«Лес – наше богатство»,

 «Кто живет на дереве?».

Дети узнали, какую пользу приносят деревья для человека и животных, какова роль лесов в сохранении состава и чистоты воздуха. Открытием для детей стала информация о том, что деревья – самые долго живущие растения на планете.

Рассматривание репродукций картин Ивана Ивановича Шишкина – певца русского леса. Лес – неиссякаемый источник красоты, вдохновляющий писателей, поэтов и художников. Посещение постоянной экспозиции «Природа и экология Кубани» Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д Фелицына в рамках клуба выходного дня. Удивительно, что благодаря одной выставке можно узнать столько нового о природе родного края. 

Исследовательская деятельность с детьми «Изготовим бумагу сами».

Сначала детей в доступной форме познакомили с процессом промышленного производства бумаги, они узнали, что для производства бумаги требуется древесина и много воды. Важную роль в производстве бумаги играет макулатура. Её применение способствует снижению расхода древесины для производства бумаги, что очень важно с экологической точки зрения. Дети увлеченно занимались исследовательской деятельностью: оказывается, бумагу можно изготовить самостоятельно, имея для этого всего лишь емкость, листы использованной бумаги, миксер, воду, кусок марли, крахмал и струю газету.

Продуктивная деятельность детей и родителей «Вторая жизнь бумаги».

В ход шли разные бумажные отходы: старые журналы, обрезки цветной бумаги, фантики от конфет, картонные коробки, яичные лотки, остатки бумаги от делопроизводства, салфетки, втулки от туалетной бумаги и полотенец…

    Таким образом: в ходе реализации проекта «Бумаге – вторая жизнь» для развития субъектности детей в группе была создана интерактивная РППС, внедрены в практику современные интерактивные методики: игровые проблемные ситуации, исследовательская и экспериментальная деятельность; использованы ИКТ.  Наш проект – пример интегрированного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_subektnosti_detey_cherez_proektnuyu_deyatelnost.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как инновационное средство развития субъектности детей дошкольного возраста.

Главная задача образования сегодня – это развитие личности, способной к анализу существующей ситуации, самостоятельно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях. А дошкольное образование – это первое звено в системе непрерывного образования.

      Дошкольное образование стало более значимым в развитии ребенка, но вместе с тем выросли требования к дошкольному образованию, которые рассмотрены в принятом федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

       В современных требованиях к образовательным программам детских садов, составленных на   основе примерных программ воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста, уделяется значение и решению педагогических задач, направленных на освоение ребенком позиции субъекта разных видов деятельности, творческой индивидуальности. 

     Проектная деятельность обеспечивает полноценное интеллектуальное развитие личности воспитанников. Развитие познавательной активности проявляется у детей в поисковых действиях, развивает их стремление к новой социальной позиции, способствует формированию коммуникативных навыков. Таким образом, мы реализуем личностно – ориентированный, развивающий подходы к обучению и воспитанию.

    Наше дошкольное учреждение осуществляет приоритетное направление – экологическое образование дошкольников и нашей задачей является повышение уровня экологической культуры всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении (дети, родители, коллектив детского сада). Экологически воспитанная личность характеризуется экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, природоохранным отношением. Мы решили поднять и озвучить проблему расточительного отношения к природным ресурсам на уровне семьи, дошкольного учреждения, реализовав краткосрочный проект «Бумаге – вторая жизнь».

Цель нашего проекта – воспитание у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности.

В процессе реализации проекта проведены следующие мероприятия:

Акция «День без бумаги».

«Научимся использовать бумагу рационально!» — таков основной тезис международной «безбумажной» кампании, которая проходит каждый четвертый четверг октября по всему миру. Очевидно, что полный отказ от бумажных документов является недостижимым и ненужным. Однако, это отличный повод поделиться опытом в использовании безбумажных технологий и рассказать другим, о том, как можно вносить ежедневный посильный вклад в защиту экологии.
Цикл бесед с детьми старшего дошкольного возраста на темы:

«История рождения бумаги»,

«Лес – наше богатство»,

 «Кто живет на дереве?».

Дети узнали, какую пользу приносят деревья для человека и животных, какова роль лесов в сохранении состава и чистоты воздуха. Открытием для детей стала информация о том, что деревья – самые долго живущие растения на планете.

Рассматривание репродукций картин Ивана Ивановича Шишкина – певца русского леса. Лес – неиссякаемый источник красоты, вдохновляющий писателей, поэтов и художников. Посещение постоянной экспозиции «Природа и экология Кубани» Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д Фелицына в рамках клуба выходного дня. Удивительно, что благодаря одной выставке можно узнать столько нового о природе родного края.  

Исследовательская деятельность с детьми «Изготовим бумагу сами».

Сначала детей в доступной форме познакомили с процессом промышленного производства бумаги, они узнали, что для производства бумаги требуется древесина и много воды. Важную роль в производстве бумаги играет макулатура. Её применение способствует снижению расхода древесины для производства бумаги, что очень важно с экологической точки зрения. Дети увлеченно занимались исследовательской деятельностью: оказывается, бумагу можно изготовить самостоятельно, имея для этого всего лишь емкость, листы использованной бумаги, миксер, воду, кусок марли, крахмал и струю газету.

Продуктивная деятельность детей и родителей «Вторая жизнь бумаги».

В ход шли разные бумажные отходы: старые журналы, обрезки цветной бумаги, фантики от конфет, картонные коробки, яичные лотки, остатки бумаги от делопроизводства, салфетки, втулки от туалетной бумаги и полотенец…

    Таким образом: в ходе реализации проекта «Бумаге – вторая жизнь» для развития субъектности детей в группе была создана интерактивная РППС, внедрены в практику современные интерактивные методики: игровые проблемные ситуации, исследовательская и экспериментальная деятельность; использованы ИКТ.  Наш проект – пример интегрированного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие субъектности детей через формирование субъектной позиции родителей в учреждении дополнительного образования.

В данной статье раскрывается опыт работы по взаимодействию учреждения дополнительного образования с семьёй в рамках организации психологического клуба. Целью работы клуба является формирование субъект...

Мастер-класс по развитию познавательных способностей детей через проектную деятельность.

формировать у детей представления о профессиях  взрослых в ближайшем окружении....

Художественно-эстетическое развитие детей через проектную деятельность в условиях ФГОС (На примере татарского фольклора)

Художественно-эстетическое развитие детей через проектную деятельность в условиях ФГОС(На примере татарского фольклора)Разработала  воспитатель МБДОУ  "Лямбирский детский сад №3 комбини...

Развитие познавательно -исследовательской активности детей через проектную деятельность «Деревянные игрушки»

Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализ...

"Развитие познавательной активности детей через проектную деятельность"

Расширить представления родителей о проектной деятельности....