Развитие познавательно -исследовательской активности детей через проектную деятельность «Деревянные игрушки»
проект (подготовительная группа)

Сисина Елена Борисовна

Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.

Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательно -исследовательской активности детей через проектную деятельность «Деревянные игрушки»

Сисина Елена Борисовна

Воспитатель

                                                                      МАДОУ детский сад №233

                                                                                         г.Екатеринбург

Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.

Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.

 Дети стремятся к экспериментам, им нужно исследовать новое и неведомое. Так они растут и учатся; кроме того, так укрепляется их вера в собственные силы. Детскую любознательность, тягу к экспериментам и приключениям нужно не порицать, а, наоборот, всячески поддерживать. «Да» дети должны слышать чаще, чем «нет». Конечно, нужно защищать малышей от реальных опасностей. Но не менее важно уметь определять, какие перед ними опасности - реальные, мнимые или преувеличенные.

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.» К. Е. Тимирязев
Поэтому мы выделили главную задачу: создание педагогических условий, которые будут способствовать полноценному раскрытию познавательного потенциала и развитию исследовательской активности каждого ребенка. Можно 5 лет объяснять, как ездить на велосипеде, но результат будет сомнительным, а можно за неделю практики добиться отличного результата, усвоенного навыка. Самое лучшее открытие- то, которое ребенок сделал сам! Усваивается все прочно только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

В этой статье я бы хотела поделиться с вами опытом своей работы. 10 лет назад было решено создать в нашем саду мини- музей «Русская изба». Мы разработали цикл занятий. Проводя беседу в музее, я познакомила детей с жизнью людей в старину. Дети узнали, что главным материалом для строительства на Руси издавна было дерево. Из дерева строили дома. Как назывался деревянный дом на Руси? (Изба) В избе была деревянная мебель, стол, лавки, посуда, люлька для ребенка. Вручную эти мастера занимались строительством и украшением своих домов. Ребята увлеченно рассматривали экспонаты музея. Задавали много вопросов. Все вопросы были бережно записаны (Как определить сколько лет дереву? Из каких деревьев можно делать игрушки? Чем и как пилят деревья?

Как называются рабочие, которые обрабатывают дерево? Где можно использовать дерево? Какими игрушками играли в старину? Из чего они были сделаны? Где можно об этом узнать?)

       И вот началась наша поисково- исследовательская деятельность. Просмотр презентации «Лес-наше богатство» Повторили виды деревьев, их отличительные особенности и основные части.

       Затем детям предлагалось индивидуальное задание и совместно с родителями подготовиться к выступлению. Одни загадывали загадки, другие придумали дидактические игры. Федор с мамой подготовили познавательную презентацию. Из которой узнали, что древесина липы легко обрабатывается и идет на производство мебели, музыкальных инструментов. Кору липы используют для плетения корзин и лаптей. И еще много интересных и новых фактов.

           Маруся с мамой помогли оформить выставку «Народная, деревянная игрушка». Так в нашем музее появились новые игрушки. Каждая народная игрушка имеет различную символику. Например, игрушка в форме солнца, коня-качалки, качелей является символом благополучия. Игрушка в форме яйца, петуха — символом неба. Олень символизирует солнечный свет, мир на земле и счастливый брак. Медведь является символом силы и богатства.

 Дети познакомились с федосеевской подвижной игрушкой, узнали как выглядит деревянная птица счастья, чем отличаются матрешки, как можно играть на свистульках и дудочках.

           Алексей с мамой подготовили разные опыты с деревом. Дети считали кольца на спилах деревьев. Так узнали сколько лет дереву. Запускали деревянные бруски в воду и они плавали, а вот железный гвозди тонули. Ответили на вопрос: - Почему пластилин изменил форму, а деревянный брусок нет? Наблюдали как горят спички.

 Ксавера и Семён представили на выставку свои творческие работы на тему «Удивительная природа»

             Все родители включились в совместную деятельность. Ведь для

родителей это прежде всего выражение любви к своим детям, а для детей предмет  гордости за мастеровитых родителей.

            Гришины родители предложили провести с детьми мастер- класс по изготовлению деревянной игрушки. Как известно все мальчишки очень любят  военную технику. Поэтому мальчики решили изготовить игрушку –танк. А девочки расписывали деревянные елочные игрушки. Чтобы делать деревянные игрушки своими руками, одного желания недостаточно. Нам пришлось обзавестись минимальным набором инструментов и расходных материалов. Гришин папа принес все необходимые инструменты. Так дети познакомились с электролобзиком. В процессе работы дети сравнивали разные виды наждачной бумаги (крупнозернистая, среднезернистая и мелкозернистая) Узнали, что начинать работу надо с использования шкурки с очень грубыми частицами. Постепенно осуществляется переход на бумагу с более мелким абразивом, и выполняется финальная полировка. Дети получили начальное представление о графической и технологической документации. Осуществляли разметку при помощи карандаша и линейки. Обсудили технику безопасности. Требования к безопасной работе с инструментом делятся на две части: меры предосторожности и правила использования средств индивидуальной защиты. Цель выполнена. Игрушка сделана. У неё красивый внешний вид. Она лёгкая, экологически безопасна и её трудно сломать, она долговечны и ее было делать интересно и увлекательно.

 Вот так мы получили все ответы на поставленные вопросы. Собрали и систематизировали информационный материал по теме деревянная Русь, свойства древесины, изготовление деревянной игрушки. Дети проявляют большой познавательный интерес, желание исследовать и экспериментировать. Был обогащен опыт детей в разных видах деятельности.

Родители приняли активное участие.

       В будущем мы планируем продолжить нашу работу. Придут новые дети, будут новые опыты и открытия.

 


Список литературы:

    1.Воробьева Н. А., Зебзеева В. А. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации их экспериментально-исследовательской деятельности/ «Общество и цивилизация в ХХIвеке: тенденции и перспективы развития». М., 2010. С. 156-160.

    2. Короткова Н.А. Познавательно- исследовательская деятельность старших дошкольников/ Н. А. Короткова // Ребенок в детском саду, 2009. № 3, 4,

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательно –исследовательской активности детей через опытно-экспериментальную деятельность (анализ собственного опыта)

Данные разработки могут использоваться и другими педагогами для работы с детьми потому,  что данная работа вполне предполагает вариативность ее использования в связи с конкретными задачами педаго...

Развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников через детское экспериментирование.

В докладе представлена и описана предметно - пространственная среда, влияющая на развитие познавательно - исследовательской активности, ее описание и значение. Доклад представлен на межрайонном семина...

проект «Процесс взаимодействия семьи и ДОУ в развитии познавательно - речевой активности дошкольников посредством проектной деятельности с учетом ФГОС»2014г

Тема: «Процесс взаимодействия семьи и ДОУ в развитии познавательно - речевой активности дошкольников посредством проектной деятельности с учетом ФГОС.» Цель: Создать условия, раскрывающие ...

Презентация для родителей "Формирование познавательно-исследовательской активности детей через экспериментальную деятельность в младшем дошкольном возрасте"

Усваивается ребёнком всё прочно и надолго , когда он слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования, взрослым необходимо лишь создать условия для экспер...

Презентация мастер-класс "Формирование познавательно-исследовательской активности детей через экспериментальную деятельность в младшем дошкольном возрасте"

}Развитие познавательной активности у детей развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.}  ...