Картотека игр к проекту «Развитие познавательной-исследовательской активности детей через экспериментальную деятельность с помощью сказки».
картотека по окружающему миру

Филиппова Алёна Анатольевна

Формирование представлений об агрегатных превращениях воды и сезонных изменениях в природе. Формирование действий превращения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

1.Игра «Изменения»

Педагог предлагает ребятам «проходить через разные ворота» - высокие или низкие. Дети идут по кругу. Если педагог говорит, что ворота высокие, то можно идти прямо, а если ворота низкие - то надо наклониться. Тот, кто вовремя не наклонился, садится отдыхать.

Игра может быть усложнена. Педагог говорит: «Узкие ворота!» - и дети идут боком; «Широкие ворота!» - и дети идут, широко размахивая руками, делая широкие шаги.

2.Игра «Тяжелый - легкий»

Каждому ребенку выдается пустой пакет (сумочка, рюкзак или мешок). Педагог объясняет: «Каждый из вас несет сумку. Она может быть тяжелая или легкая. Посмотрите, как можно нести легкую сумку (Идет, слегка размахивая сумкой, и улыбается.) А теперь посмотрите, как можно нести тяжелую сумку. (Идет, сгибается, охает, вздыхает, останавливается, «вытирает пот».) Давайте сначала попробуем изобразить, как несем сумку, а потом будем играть».

Педагог называет, какая сумка, например: «Легкая!», а дети изображают, как они ее несут.

3.Игра «Светло - темно»

Педагог читает стихотворение:

В небе солнышко сияет,

Светлый день детей встречает!

Солнце, солнце,

Выгляни в оконце!

Дети прикладывают руку козырьком ко лбу и смотрят вдаль, как бы встречая солнышко, затем «просыпаются», потягиваются - утро наступило.

Педагог произносит:

Ночь стучится к нам в окно,

Все вокруг темным-темно...

Дети закрывают глаза, «готовятся ко сну».

Педагог произносит:

Будем солнышка мы ждать,

А сейчас ложимся спать.

Дети складывают ладошки под щеку и склоняют голову набок «снят». Далее стихотворение повторяется, ребята «просыпаются». И так далее.

4.Игра «Что там под платком?»

На стол выкладываются парные предметы разной величины: большие и маленькие кубики, шарики, пуговицы, карандаши, коробочки, колечки и пр. Дети должны внимательно посмотреть на игрушки, потрогать их, сравнить. Потом игрушки закрывают плотным платком. Вызывается ребенок. Он должен, просунув руку под платок и ощупав игрушку, сказать, какая она - маленькая или большая, и назвать ее, например: «Маленький кубик. Большая пуговица». И так далее. Игра продолжается до первой ошибки ребенка.

Остальные дети внимательно следят за игрой, отслеживая правильность называния игрушек.

Примечание. Эту игру можно предложить как домашнее задание родителям. Дома взрослый меняется ролями с ребенком: когда задание выполняет взрослый, ребенок следит за тем, правильно ли он называет объекты.

5.Игра «Мы растем!»

Игру можно проводить на прогулке или в перерыве между занятиями. Педагог говорит: «Ребята, давайте покажем, как мы растем. Мы были маленькие-маленькие, а потом стали какие...? (Большие.) Сейчас мы большие, а вырастем еще больше. Как покажем, что мы маленькие? (Дети приседают и обхватывают себя руками.) А теперь мы растем, растем все выше и выше. (Дети тянут руки вверх, поднимаются, вытягиваются, встают на цыпочки.) Вот какие мы большие стали, молодцы! А ну-ка еще раз - маленькие! (Дети снова приседают.) А теперь опять большие!

Игру можно повторить 3-4 раза.

6.Игра «Мы шагаем»

Педагог говорит: «Ребята, покажите, как вы ходили, когда были маленькие, и как будете ходить, когда станете взрослыми. Ну-ка, изобразите, как ходят маленькие. (Дети идут друг за другом.)

Педагог произносит:

Когда маленькие были,

Понемножечку ходили.

А сейчас мы подрастаем,

Как большие мы шагаем!

Дети «растут» - ходят «как большие» (широко шагают, размахивают руками). По команде педагога дети снова «становятся маленькими».

Игру можно повторить 3-4 раза. Хорошо использовать соответствующую музыку для маленьких и для больших шагов.

7.Подвижная игра «Каравай»

Дети идут по кругу, хлопают в ладоши и повторяют: «Как на слоненка именины испекли мы каравай, вот такой вышины (поднимают руки высоко вверх), вот такой ширины (широко разводят в стороны)».

Воспитатель. А там мышка была, в день рожденья нас звала. Ну-ка, песню запевай, какой вышел каравай!

Дети. Как на мышкины именины, испекли мы каравай. Вот такой вышины (показывают, какой маленький: приседают, ладошки недалеко от пола), вот такой ширины (показывают ладошками небольшое расстояние).

Далее игру можно продолжить, включая и другие персонажи: например муравьишку (дети должны показать размер очень маленького каравая пальчиками), затем опять включить «большой» персонаж.

8.Закрепление материала в течение недели

Во время завтрака или обеда обратить внимание детей на контрастные температурные состояния жидкой пищи: горячий суп - холодный сок, суп горячее, чем компот; на снижение температуры жидкости с течением времени: «Вот видишь, суп уже остыл, пока ты играл: был суп горячий, стал холодный».

9.Закрепление материала в течение недели

На прогулке обратить внимание детей на замерзшие лужи. Пусть ребята потрогают лед, постучат по нему камешком.

10.Игра «Твердый - жидкий» («Тяжелый - легкий», «Светло - темно»)

Взрослый называет слово, обозначающее какое-либо вещество или предмет. Дети должны определить, к какому состоянию вещества это слово относится твердому или жидкому, и изобразить это состояние игровым действием - показать «твердое» (сжаться, руки к груди) или жидкое («плавающие» движения).

Исходное положение: руки на пояс. Если слово обозначает вещество или предмет, которое нельзя отнести ни к твердому, ни к жидкому состоянию, то дети оставляют руки на поясе.

Можно называть такие слова: компот, кисель, суп, пуговица, кубик, гвоздик, бумага, пальто, волосы, одеяло, подушка, шапочка и т. д.

11.Игра «Назови твердое или жидкое»

Игра обратна предыдущей игре. Теперь жидкое или твердое изображает взрослый, а дети называют предмет или вещество.

12.Игра «Лед - вода - пар»

На команду педагога «Пар!» дети изображают пар (выполняют круговые движения руками и произносят: «Ф-ф-ф»), На команду «Вода!» дети «плавают», на команду «Лед!» - сжимаются.

13.Прочитать детям сказку «Мойдодыр». Акцентировать внимание ребят на мытье рук перед едой: руки были грязные, помыли - стали чистые.

14.«Лед - вода - пар». Помните игру «Твердый - жидкий»? А сегодня мы будем играть по-другому. Вспомните, как мы изображали лед.

Дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди, съеживаются.

Воспитатель.

Лед растает, и тогда

Будет из него... (вода). (Дети «плавают».)

Если сильный-сильный жар,

Из водички будет. (пар). (Дети изображают пар движением рук - поднимают руки вверх и вращают кистями, произнося: «Ф-ф-ф!».)

Если пар вдруг охладится,

Превратится пар. (в водицу). (Дети «плавают».)

Если холод вдруг придет,

Из водицы будет. (лед). (Дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди, съеживаются.)

Если облачко летит,

Пар оно изобразит! (Показывает символ пара.)

Хорошо мы все запомним,

Что водичка - это волны! (Показывает символ воды.)

А квадратик - твердый лед,

Это каждый разберет! (Показывает символ льда.)

Все теперь картинки знаем,

Лед и воду отличаем.

Если солнцу появиться,

Лед в водичку превратится! (Держит «лед» в одной руке, «солнце» - в другой, затем «лед» кладет на стол, вместо него берет «воду».)

Будем дольше греть водицу —

В пар водица превратится! (Меняет «воду» на «пар».)

Пар мы будем охлаждать,

Воду будем получать. (Меняет «солнце» на «мороз», «пар» на «воду».)

15.Игра «Лед - вода - пар». Повторение стихов о льде, воде и паре.

Игру можно продолжить аналогично игре «Покажи твердое или жидкое».

Воспитатель. А теперь смотрите внимательно - я буду показывать символ - солнышко или Деда Мороза, - а вы должны превращать свои картинки. Все возьмите символ «лед», а прежде чем поднять другую картинку, смотрите и внимательно слушайте. (Показывает солнышко.)

Если солнце появляется,

То у нас все нагревается!

Дети меняют «лед» на «воду».

Педагог показывает Деда Мороза и произносит:

Если холод наступает,

Сразу все он охлаждает!

Дети меняют «воду» на «лед».

Воспитатель (показывает солнышко).

Если солнце появляется,

То у нас все нагревается!

Дети меняют «лед» на «воду».

Воспитатель (двигает солнышко ближе к детям).

Солнце все сильнее греет,

Греет-греет, нагревает

И водичку превращает...

Дети меняют «воду» на «пар».

Воспитатель (показывает Деда Мороза).

Если холод наступает,

Сразу все он охлаждает!

Дети меняют «пар» на «воду».

Игра продолжается.

16.Закрепление материала в течение недели

Повторить с детьми стихи и загадки о воде, игры: «Мы шагаем», «Мы растем», «Каравай».

Воспитатель. Жили-были в царстве льда ледышки. Они были холодные-прехолодные, твердые-претвердые, и так им было грустно быть ледышками, что они мечтали попасть в царство воды и пара, но вот только никак не могли они расколдоваться - разморозиться. И стали они просить солнышко, чтобы оно их разморозило:

Солнышко - солнышко,

Горячо свети

Солнышко - солнышко,

В водичку преврати!

Услышало солнышко, как ледышки просят его прийти, согреть их теплом и превратить в водичку, и выглянуло из-за тучки. (Звенит колокольчиком.) Ну-ка, ребята-ледышки, превращайтесь в капельки и повторяйте песенку капелек.

Дети бегут в «царство воды» и повторяют вслед за педагогом:

Мы капельки, мы капельки,

Хорошо живем.

Мы капельки, мы капельки,

Плывем, плывем, плывем!

(Дети ходят по кругу и совершают «плавательные» движения.)

А теперь слушайте: солнце греет-пригревает, в пар водичку превращает! Ну-ка, превратитесь все капельки в парники! Бегите на лестницу! (Дети залезают на лестницу, на 1-3 ступеньки.) Теперь вы в «царстве пара». Повторяйте за мной:

Мы легкие паринки.

А раньше были льдинки!

Капельками были,

В пар нас превратили!

Пришел Дед Мороз в царство льда и видит, что нет ледышек. И в

царстве воды тоже их нет, они же в паринки все превратились. Захотел Дед Мороз обратно ледышки в царство заполучить и начал морозить! (Играет на дудочке.) Во что паринки превращаются? Правильно, снова в капельки. (Дети бегут в царство воды.) А Дед Мороз стал сильнее морозить. (Играет на дудочке.) И превратились капельки в ледышки.

Дети бегут на коврик, садятся, обхватывают себя руками.

Педагог продолжает: «Вот как Дед Мороз вернул свои ледышки. Как же им вернуться и стать парниками? Надо снова солнышко просить. Давайте попросим солнышко, ребята!

Солнышко-солнышко,

Горячо свети,

Солнышко-солнышко,

В водичку преврати!»

Игра повторяется. В ней могут участвовать и другие дети.

Игра получается интересной, если дети хорошо знают стихи. После того как все ребята усвоят правила игры, значения превращений - куда перемещаться и как реагировать на сигналы колокольчика и дудочки, - можно поиграть в более интересные варианты игры «Царство льда, воды и пара».

17.Закрепление материала в течение недели

При игре с различными игрушками обращать внимание детей на мягкие и твердые игрушки. Предложить им принять посильное участие в починке поломавшихся игрушек, твердых и мягких.

18.Закрепление материала в течение недели

Обратить внимание детей на прогулке на выдыхаемый воздух, на ветер, который дует и колышет ветви деревьев.

19.Закрепление материала в течение недели

Прочитать ребятам фрагменты сказок, в которых упоминается ветер («Сказка о царе Салтане...», «Соловей-Разбойник» и т. д.). Важно, чтобы дети хорошо запомнили, что ветер - это движение воздуха.

20.Закрепление материала в течение недели

Прочитать детям рассказы о кораблях, морях, приключениях кораблей. Изготовить вместе с ребятами бумажные кораблики.

21.Закрепление материала в течение недели

Поиграть с детьми в игры «Наоборот», «Тяжелый - легкий». Во время обеда обратить их внимание на то, что ложка железная, тяжелая, она тонет в воде (в стакане), а корабли не тонут, хотя они тоже железные, потому что они особой формы - у них есть бортики.

23.Закрепление материала в течение недели

Продолжить знакомство детей с термометром - повесить в помещении группы термометр со шкалами разных цветов: от 0° и выше красно! о цвета, ниже 0° - синего. Обратить на него внимание детей, отметить, что он показывает «тепло». Такой же термометр повесить за окно. Пусть дети сравнивают показания этих двух термометров по критериям «тепло» - «холодно». За окном холодно - столбик на «синем», в комнате тепло - столбик на «красном».

Поиграть с детьми в игры: «Лед - вода - пар», «Мы растем».

24.Игра «Заморозить - растопить»

Выбирается водящий - Мороз. Если Мороз касается ребенка, он его «замораживает» - ребенок замирает в той позе, в которой его коснулись. Последний «незамороженный» ребенок кричит: «Я солнышко, солнышко вышло, всех растоплю!» - и бегает, касаясь всех «замороженных» детей. Они «размораживаются». Коснувшись последнего неразмороженного ребенка, Солнце касается его и само «замораживается».

Последний «неразмороженный» играющий становится Морозом и кричит: «Я мороз, я мороз, всех заморожу». Он снова «морозит» всех, а касаясь последнего играющего, «замораживается» сам. Последний «незамороженный» кричит: «Я солнышко, я солнышко, всех растоплю!» Игра повторяется.

25.В игре могут принимать участие сначала 5-7 человек (остальные

дети наблюдают за игрой).

Воспитатель (демонстрируя символ «холода»).

Вот и холод наступает

Замерзает, охлаждает.

Все в ледышки превращает,

Все вокруг затвердевает!

Дети изображают лед.

Воспитатель. А вот солнце теплое (демонстрирует символ «тепла»).

Греет - нагревает.

Нагревает, превращает...

Превращает всех ледышек

В быстрых жидких шалунишек!

Дети «превращаются в воду», «плавают».

Далее игра повторяется, в ней может принять участие вся группа.

В завершение проводится игра «Наоборот».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для родителей "Формирование познавательно-исследовательской активности детей через экспериментальную деятельность в младшем дошкольном возрасте"

Усваивается ребёнком всё прочно и надолго , когда он слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования, взрослым необходимо лишь создать условия для экспер...

Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет по теме «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Актуальность выбранной темыНа протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятель...

Презентация мастер-класс "Формирование познавательно-исследовательской активности детей через экспериментальную деятельность в младшем дошкольном возрасте"

}Развитие познавательной активности у детей развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.}  ...

«Формирование познавательно - исследовательской активности детей через экспериментальную деятельность в младшем дошкольном возрасте»

Цель мастер – класса – вовлечение родителей в совместную деятельность по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.Задачи: познакомить родителей с де...

Формирование познавательно - исследовательской активности детей через экспериментальную деятельность в младшем дошкольном возрасте

}Развитие познавательной активности у детей развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.}  ...

Проект: «Развитие познавательной-исследовательской активности детей через экспериментальную деятельность с помощью сказки»

laquo;Самое лучшее открытие то,которое ребенок делает сам.(Ральф У. ЭмерсонЦель: в процессе познавательно-исследовательской деятельности направить внимание детей на динамичность окружающего мира, на ...