Мастер - класс для педагогов ДОУ по экспериментальной деятельности с различными материалами Тема "Путешествие маленького утёнка"
опыты и эксперименты

Бусовикова (Мусонова) Оксана Викторовна

Демонстрация некоторых видов экспериментирования с водой, льдом, песком, магнитом, бумагой. Обсуждение с педагогами о развитии ребёнка через познавательно-исследовательскую деятельность, выявление "плюсов" и "минусов", возможности, перспективы исследовательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад № 15 с. Кабанск»

Мастер – класс

Тема: «Путешествие маленького утёнка»

для педагогов ДОУ

по экспериментальной деятельности

с различными материалами

Подготовила:

воспитатель

высшей квалификационной категории

 Мусонова О.В.

2016 г.

Цель мастер-класса: продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, песком, льдом, магнитом.

Задачи:

 1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

 2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться  приобретенным опытом с другими людьми.

Практическая значимость: Данный мастер - класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдёт для себя что-то новое, а не работающий, поймёт насколько это интересное и увлекательное занятие. 

        В ходе проведения мастер - класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Каждый участник  мастер - класса должен будет провести опыт и определить свойства материалов.

Методические рекомендации: Чтобы мастер - класс был интереснее и более похож на инсценировку сказки, советую к каждому опыту подобрать соответствующую музыку.

Ход мастер-класса:

«Расскажи - и я забуду,

покажи - и я запомню,

дай попробовать - и я пойму».

Китайская пословица

        «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», - утверждают педагоги-практики.

        «Чем больше ребёнок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.

        Малыш - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познаёт мир, в который пришёл. Он изучает всё, как может и чем может - глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

        Развитие ребёнка осуществляется через различные виды деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, художественное чтение.  Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира. В дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется

        Я в своей работе, наиболее глубоко занимаюсь использованием познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

         Познавательно-исследовательская деятельность - форма активности ребёнка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует формированию целостной картины мира. Такое современное определение даётся в ФГОС ДО.

         Самой главной  задачей  познавательно-исследовательской  деятельности с детьми  является придание творческого  исследовательского характера  процессу изучения окружающего мира.

        Вопрос к слушателям: что означает данная задача, что значит - «творческий исследовательский характер»?

(Ответ: зажечь в ребёнке желание самому узнать что-то новое, используя разные информационные средства познания (опыты, эксперименты, книги, беседы, споры) и воплотить это в индивидуальный или совместный творческий продукт самим ребёнком (альбом, панно, открытка, макет и т. д.) т. е. развивать познавательную активность).

       Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя различные типы исследований, доступных дошкольникам и позволяющие занять им активную исследовательскую позицию.

        Вопрос к слушателям: Какие типы исследований вы используете в своей работе?  (Опыты и эксперименты, коллекционирование и классификация).

        Сегодня я хочу остановиться именно на экспериментировании.  Исследования  Н.Н. Поддьякова, подтверждают, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование; что потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

     Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.

       Я хочу сегодня в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми. Основное содержание данных исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:

1. О материалах (песок, бумага).

2. О природных явлениях (дождь).

3.О закономерностях в природе.

        Сказка называется «Путешествие утёнка, или мир за забором птичьего двора».

        На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора и он пошёл открывать мир.

       Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нём плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и утёнок  увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.

Опыт № 1

        Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки  на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

        Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

        Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Опыт № 2

        Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в неё виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на неё тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывёт.

        Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывёт.

       Вывод: так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

        Но тут подул ветер, на небе появились тучи и пошёл дождь.

Опыт № 3

        Налейте в литровую банку горячей воды. Банку закройте крышкой с дырочками, сверху положите несколько кубиков льда. Лёд будет таять от теплого воздуха, в дырочки будет стекать талая вода, имитируя капли дождя. Утёнок испугался и спрятался под кустом. Прошло немного времени  и дождь закончился, снова появилось солнце. Утёнок решил идти дальше. Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы, а потом он увидел ещё другие следы, и был в недоумении, кто же это?

Опыт № 4

        Песок в песочнице смачивается водой, чтобы видно было отпечатки, делаете  отпечаток на песке одним из предметов (следы можно изготовить из пластилина или дерева). Сначала сделать  отпечаток следа утёнка, а потом собачки или птицы.

        Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.

        Шёл, шёл утёнок и увидел перед собой  огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами, к цветам подлетали маленькие жучки и громко жужжали, это были пчелы.

Опыт № 5

        Железный цветок обклеить блестящей липкой бумагой, на картинки пчёлки приклеить с обратной стороны магнит. Пчёлки будут магнититься к цветку.

        Утёнку  так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у него осталось много вопросов:

 1. Почему же распускаются кувшинки?

 2. Почему плавают рыбки?

 3. Почему идет дождь?

 4. Почему остались следы на песке?

 5. Почему пчёлы летят на цветы?

        Обсуждение  экспериментов с педагогами.

        Обсуждение - плюсы и минусы исследовательской деятельности дошкольников.

        Обсуждение - возможности и перспективы исследовательской деятельности.

       В результате регулярной и систематической экспериментальной деятельности с различными объектами дети переходят к самостоятельной постановке проблемы, к отысканию метода и разработке самого решения. Дети сами проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач.

        Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное.     И всё это - в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться.

        Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для педагогов по опытно-экспериментальной деятельности

Организация  игровой деятельности опытно-экспериментального характера....

Мастер – класс для педагогов по опытно – экспериментальной деятельности. Тема: « Путешествие любопытного лягушонка».

Данный мастер – класс может быть интересен и педагогам, использующим экспериментирование в своей работе, возможно, они найдут для себя что-то новое, и начинающим, так как они  поймут, насколько э...

Мастер – класс для педагогов по опытно - экспериментальной деятельности.

Демонстрация экспериментов с цветом[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11272517","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 240px; height: 150px;"}}]]...

Мастер класс для педагогов по опытно–экспериментальной деятельности.

Мастер класс для педагогов по опытно–экспериментальной деятельности....

Мастер – класс для педагогов по опытно – экспериментальной деятельности. Тема: « Путешествие любопытного лягушонка».

Мастер – класс для педагогов по опытно – экспериментальной деятельности.Тема: « Путешествие любопытного лягушонка».Цель: повысить уровень знаний и умений педагогов в методике проведения опытов и экспе...

Мастер-класс для педагогов по опытно-экспериментальной деятельности

Метод экспериментирования способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную де...

Мастер-класс для педагогов по опытно-экспериментальной деятельности «Исследовательская деятельность дошкольников (домашний лимонад)»Удивительные свойства воды.

Мастер-класс для педагогов по опытно-экспериментальной деятельности «Исследовательская деятельность дошкольников (домашний лимонад)»...