Особенности выбора песенного репертуара музыкальным руководителем в детском саду
статья на тему

Семенова Татьяна Владимировна

Огромный интерес у детей на занятиях музыки вызывает разучивание новых песен и  исполнение их на праздниках перед родителями.  Музыкальный руководитель должен ответственно подходить к выбору музыкального репертуара, основываясь в своем выборе на на возрастные особенности детей, на весь комплекс музыкальных способностей и вокально-певческих навыков.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Охране детского голоса содействует продуманный подбор музы¬кального репертуара, соответствующего певческим возрастным возможностям детей. Дети затрудняются в воспроизведении сложного ритмического рисунка мелодии, у них скромные фонети¬ческие и лексические возможности речи в младшем дошкольном возрасте (О. П. Радынова и др.).

Помимо требований художественности и доступности к репертуару детских песен предъявляется еще ряд требова¬ний (Н. А. Ветлугина, А. Н. Зимина и др.):

 мелодии песен должны быть простые, яркие и разнообразные по характеру, познавательные в отношении содержания текста;

 тематика песен разнообразная, но близкая и понятная детям;

 песни должны быть педагогически ценными, отвечать дидакти¬ческим требованиям: доступности, систематичности и последо¬вательности, сознательности, активности. В частности, посте¬пенное усложнение песен должно идти от более легких к более трудным по мелодии, гармонизации, структуре. При этом дети должны справляться с осмыслением содержания текста и требо¬ваний к исполнению песни, с исполнением песни самостоятель¬но как соло, так и хором;

 песни должны способствовать решению воспитательных, обра¬зовательных и эстетических задач, соответствовать психиче¬ским и физическим особенностям ребенка. Это относится как к музыке, так и к тексту песни.

К песенному репертуару предъявляются также вокальные требования (Н.А. Ветлугина, А. Г. Гогоберидзе и др.):

 мелодии песен должны соответствовать вокальным возможно¬стям детей;

 в младшей группе песня должна состоять из коротких музыкаль¬ных фраз. Предпочтительный размер 2/4, окончание фраз мело¬дии должно быть на длинных нотах, чтобы дети успели сделать вдох перед началом каждой следующей музыкальной фразы (чем младше ребенок, тем они должны быть короче).

Это связано с особенностями дыхания ребенка, так продолжи¬тельность пения на одном дыхании составляет: в 3 года — 1 такт (2 с); в 4 года — 2 такта (4 с); в 5 лет — 3 такта (6 с); в б лет — 4 такта (8 с);

 чем младше ребенок, тем медленнее темп песен, так как детям младшего возраста трудно произносить слова в подвижном темпе;

 ритм мелодий должен быть простым — состоять из соединения четвертных, половинных и восьмых нот;

 необходимо учитывать движение мелодии: с дошкольниками ре¬комендуют использовать мелодии с переменным, нисходящим и волнообразным направлением;

 важен также интервальный состав песни. Дошкольникам доступны интервалы: секунда, терция, кварта, квинта.

 

Более сложными для пения считаются секста, септима и октава, поскольку требуют перестройки голосового аппарата;

 текст песни должен быть удобным вокальным, т. е. включать в себя максимальное количество гласных, звонких согласных.

Говоря о детском музыкальном репертуаре, А. Г, Гогоберидзе и В. А. Деркунская отмечают, что музыкальная культура нашей страны обладает уникальной коллекцией музыкальных произведений для детей (песни В. Шаинского, Г. Гладкова, Е. Крылатова и др.), хотя этот репертуар долгие годы не обновляется. Музыкальные же произведения, предлагаемые современными авторами, часто трудны для детского пения.

Педагоги-музыканты едины во мнении о том, что самый подходящий материал для занятий с детьми всех возрастов, отвечающий требованиям художественности и доступности, — народный фольклор — детские попевки, хороводные игры:

 их мелодии просты и доступны дошкольникам: они написаны в диапазоне кварты, простыми мелодическими ходами (терция, секунда), несложны по ритму и тексту («Петушок», «Василек», «Андрей-Воробей», «Котенька-Коток» и др.);

 ритм несложных народных мелодий тоже очень простой — чередование восьмых и четвертей;

 размер двух- и трехдольный;

 музыкальные фразы оканчиваются четвертями, что удобно для детского дыхания;

 куплетная форма с повторением мелодии соответствует склонности детей к повторению;

 запев и припев, встречающиеся во многих народных песнях, дают возможность детям петь не все время, а с отдыхом: запев поют одни, припев — другие.

Это связано с тем, что народные песни складывались голосом без помощи музыкального инструмента. Поэтому многие из них удобны для детского голоса, легко усваиваются и поются детьми чисто, без сопровождения.

Для русской песенной культуры характерно синтетическое, импровизированное, игровое, творческое начало. Именно поэтому дошкольников приобщать к певческой деятельности в повседневной жизни лучше всего через песенно-игровые традиции, календарно-обрядовые праздники.

Поэтому песенные жанры русского фольклора становятся основой игрового творчества дошкольников. Они могуг применяться как музыкальным руководителем, так и воспитателем в различных жизненных ситуациях — как на занятиях, так и в повседневной жизни: самостоятельной песенной деятельности, игровой драматизации в любой группе детского сада, что стимулирует певческую деятельность ребенка, прежде всего самостоятельную, и способствует приобретению опыта музыкальной деятельности.

Для организации певческой деятельности в группе (как составной части игровой или самостоятельной деятельности и т. п.) могут успешно использоваться песни В. Шаинского, Г. Гладкова, Е. Крылатова и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности работы музыкального руководителя в детском саду для детей с нарушением зрения"

Материал содержит особенности развития детей с амблиопией и козоглазием на музыкальных занятиях. Перечисленны задачи решаемые на музыкальных занятиях, связанные со зрительной спецификой....

Рекомендация для родителей:"Помощь в выборе одежды для детей в детском саду"

В данной рекомендации описаны советы,по выбору одежды ребенка для детского сада.Одежда для прогулки,для сна,для праздника,для занятий по физкультуре....

Музыкальный руководитель в детском саду Должностная инструкция музыкального руководителя

Музыкальный руководитель в детском садуДолжностная инструкция музыкального руководителя...

Инсценирование песен и хороводов в детском саду.

Автором представлен материал для родителей и педагогов...

Тексты песен на выпускной в детском саду

Сегодня стало мне немного грустноСегодня выпускной у нас в саду!Не передать словами мои чувства!И им я объяснений не найду!Как жаль, что с нашим детством беззаботным,Простится настает уже пора!Дни озо...

Основные направления работы музыкального руководителя в детском саду с детьми ОВЗ (Особенности возможностей здоровья)

В статье рассматриваются наиболее интересные и значимые формы коррекционной работы с детьми с ОВЗ....

Консультация для родителей "Особенности работы музыкального руководителя в детском саду для детей с нарушением зрения"

Через музыкальное искусство ребенок с нарушением зрения осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах....