Влияние тренинговых упражнений на развитие познавательной сферы дошкольников
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Прилепская Мария Владимировна

Проблема развития детского мышления является предметом научного исследования психологов и педагогов в течение многих лет. Современная концепция общего образования во главе всего ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, то теперь положение коренным образом изменилось. Сегодняшние дети умнее своих предшественников - это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано - в 3 - 4 года.В настоящее время большую популярность приобретают  тренинговые упражнения. Термин тренинг имеет ряд значений: обучение, воспитание, тренировка, дрессировка. В отечественной психологии распространены определения тренинга как одного из активных методов обучения, или социально-психологического тренинга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta.docx15.27 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние тренинговых упражнений на развитие познавательной сферы дошкольников

Общепринятого понятия тренинг не существует, что и приводит к расширительному толкования метода и обозначению этим термином самых разных приёмов, форм, способов и средств, используемых в психологической практике. Термин тренинг имеет ряд значений: обучение, воспитание, тренировка, дрессировка. В отечественной психологии распространены определения тренинга как одного из активных методов обучения, или социально-психологического тренинга. Психологи рассматривают социально-психологический тренинг, как средство воздействия, направленное на развития знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения, средство развития компетентности в общении. Психологи рассматривают понятие «тренинг», как способ перепрограммирования имеющийся у человека модели управления поведением и деятельностью.

Термин упражнение психологи рассматривают, как повторное выполнение действия с целью его усвоения. В различных условиях обучения упражнение — это: либо единственная процедура, в рамках которых выполняются все компоненты процесса учения— уяснение содержания действия, его закрепление, обобщение и автоматизация; либо одна из процедур — наряду с объяснением и заучиванием, предшествующим упражнению и обеспечивающим первоначальное уяснение содержания действия и его предварительное закрепление; здесь упражнение обеспечивает завершение уяснения и закрепления, а также обобщения и автоматизации; в итоге это приводит к полному овладению действием и превращению его (в зависимости от достигнутой меры автоматизации) в умение или навык. Упражнение может выполняться и сразу после объяснения, без предварительного заучивания; при этом закрепление полностью происходит в ходе упражнений.

Активность участников тренинговой группы носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В тренинговые упражнения люди вовлекаются в специально разработанные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнению упражнении, наблюдение за поведением других по специальной схеме. Активность возрастает в том случае, если мы даем участникам установку на готовность включиться в совершаемые действия в любой момент.

Тренинговые упражнения, как правило, делятся на три вида:

Коммуникативные. Их основная задача — постановка поведенческих навыков. Ведущий берётся научить эффективному поведению в различных ситуациях общения. Предполагается, что умения и навыки, сформированные в искусственно созданных и «безопасных» условиях психологического тренинга, помогут вам преодолеть трудности в реальной жизни. Например, если вы боитесь или стесняетесь чего-либо, вам помогут закрепить необходимые навыки, еще и еще раз проигрывая эту ситуацию с другими членами тренинговой группы. На таких тренингах учатся решать сложные проблемы, которые возникают в процессе межличностного общения у каждого человека. Для этого используются специальные упражнения, моделирующие различные жизненные ситуации. Выполняя их, участники тренинга учатся налаживать отношения с другими людьми и лучше их узнавать, проявлять внимание ко всему, что происходит на невербальном уровне и вступать в контакт с помощью иных средств, нежели слово (взгляд, поза, прикосновение, жесты и т.п.)

Тренинги личностного роста. Тренинговые упражнения личностного роста представляют собой разновидность коммуникативных упражнений, в которых с помощью различных техник участники пытаются осознать и преодолеть свои трудности.

Бизнес - тренинги. Это - бесчисленные вариации первых двух категорий, сориентированные на решение конкретных бизнес-задач. Популярны также тренинги ведения переговоров, решения конфликтных ситуаций. Работа с коррекцией своего эмоционального и физического состояния — важная часть тренинга. Она повышает устойчивость к стрессовым ситуациям, делает поведение более гибким, уменьшает степень страха перед неопределенными или незнакомыми ситуациями.

Педагог, в своей работе по развитию мышления у детей при помощи тренинговых упражнений, использует различные методы. Выделяют базовые методы, которые используют в любых тренинговых группах. Это групповые дискуссии, игровые методы, моделирование ситуаций, техники развития сенсорной чувствительности. В зависимости от целей тренинг включает в себя эти методы в разных пропорциях и соотношениях.

Групповая дискуссия - это совместное обсуждение спорных вопросов, позиций и стратегий поведения участников. Этот метод дает участникам возможность увидеть проблему с разных сторон, пережить различные ситуации общения внутри группы, самостоятельно ответить на поставленные ими вопросы, придти к какому-либо решению. Ведущий может управлять дискуссией с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения. Дискуссия может и не управляться, тогда темы выбирают сами участники.

Игровые методы включают в себя ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельные, имитационные, деловые игры. Использование игровых методов в тренингах чрезвычайно продуктивно. На стадии знакомства с группой игры нужны для преодоления скованности и напряженности, снятия "психологической защиты". Игры применяют для диагностики трудностей в общении и психологических проблем участников тренинга. В игре происходит обучение новым навыкам, тренируются необходимые профессиональные учения. Происходит самораскрытие участников, повышается их творческий потенциал.

Моделирование ситуаций. Часто во время тренинга необходимо понять, как ребёнок ведет себя, какими шаблонами поведения пользуется. Тогда предлагается разыграть наиболее привычную ситуацию, например, поведение в конфликтной ситуации. Моделирование дает возможность участнику тренинга увидеть свои выигрышные и проигрышные шаблоны поведения, а наблюдающих приучает анализировать ситуации.

Техники развития сенсорной чувствительности - с помощью них участники развивают у себя умение воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу. С помощью специальных упражнений можно получить вербальную и невербальную информацию о том, как их воспринимают другие люди, насколько точно их собственное самовосприятие, насколько влияет внешнее мнение на их поведение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и упражнений для развития познавательной сферы (из различных источников)

Материал будет полезен педагогам- психологам ДОУ, воспитателям, родителям, которые заинтересованы в успешности своего ребенка в учебной деятельности (НОД)....

Консультация для воспитателей Развитие познавательной сферы дошкольников: возрастные потребности и особенности развития познавательной сферы дошкольников

Развитие познавательной сферы дошкольников: возрастные потребности и особенности развития познавательной сферы дошкольников...

Консультация для родителей «Влияние родительских установок на развитие эмоциональной сферы дошкольников»

Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо ус...

Влияние тренинговых упражнений на развитие познавательной сферы дошкольников

Общепринятого понятия тренинг не существует, что и приводит к расширительному толкования метода и обозначению этим термином самых разных приёмов, форм, способов и средств, используемых в психологическ...

Игры и упражнения на развитие познавательной сферы

Описание игр и упражнений на развитие мышления, памяти, внимания, речи....

Консультация для родителей.«Влияние родительских установок на развитие эмоциональной сферы дошкольников»

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух вза-имоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое – сознание и подсознание....

Влияние изобразительной деятельности на развитие эмоциональной сферы дошкольников

Изодеятельность предоставляет большие возможности для умственного, эмоционального, эстетического развития, для совершенствования всех психических функций, осуществления коррекции двигательных навыков,...