Духовно - нравственное воспитание в семье средствами музыки
статья на тему

Байгуз Инна Петровна

 

Проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость. Очень важно начать музыкальное воспитание как можно раньше, чтобы приобщить ребенка к всему многообразию музыкальной культуры.

 Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno_-_nravstvennoe_vospitanie_v_seme_sredstvami_muzyki.docx648.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ БРЯНСКОЙ ГОРОДСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №27 им. Героя Советского Союза И.Е. Кустова» г. Брянска

отделение дошкольного образования

Сообщение на методобъединении на тему:  

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

в семье посредством музыки

                                                                  Подготовила:

                                                              Музыкальный руководитель

                                                   Байгуз Инна Петровна

Брянск 2017г.

«То, что ребёнок получает в детском саду,

становится одновременно составной частью

 общественного духа»

                                                                                                             (Шандор  Имре).           

Для мыслящих людей разных исторических эпох было очевидным, что качество жизни народа зависит от его нравственности. Фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций, связанные с экономическими и социальными кризисами породили обесценивание знаний, власть примитивного материального богатства, искажение исторических событий, бездуховность, кризис семьи и семейного воспитания, возрастающая агрессия в обществе, озлобленность, пьянство и наркомания в подростковой среде; экологические катастрофы, в том числе, чрезмерное загрязнение вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей, все это сказывается на духовном развитии детей и на их психическом развитии – это делает необходимым возвращение в жизнь ребенка духовно-нравственных традиций нашего народа и мировой культуры, которые нужно привить, сберечь, передать. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость. Очень важно начать музыкальное воспитание как можно раньше, чтобы приобщить ребенка к всему многообразию музыкальной культуры.

 Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека.

 С музыкальным искусством дети соприкасаются от рождения. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию.

 

Музыка - это язык чувств, который ребенок осваивает значительно раньше разговорной речи. Музыка возникла в глубокой древности и признавалась важным и незаменимым средством формирования личных качеств человека, его духовного мира. Слушая музыку, написанную в разное время, дети получают представления о различных способах выражения чувств и мыслей. Имея общую с речью интонационную природу, музыкальный язык доступен ребенку уже в раннем детстве. В этот период, в зависимости от своего содержания, музыка действует на ребенка физиологически: успокаивает его или возбуждает.

В восприятии музыки, ее оценке, самостоятельном музыкальном творчестве ребенок видит собственную значимость. Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, "открыть" себя миру. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей детей, но и способствует социализации ребенка, подготавливает его к "миру взрослых", а также формирует его духовно-нравственную  культуру.

Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия:

  • музыкальные образы пробуждают чувства ребенка;
  • пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, которое отражено в песнях;
  • правильный подбор музыкального и песенного материала способствует воспитанию у детей чувств патриотизма, интернационализма, расширяет их кругозор.

Дошкольный возраст является периодом открытости к различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности их принятию, именно на данном этапе наиболее ярко и интенсивно развиваются нравственные качества ребенка.

Когда мы говорим о нравственном воспитании дошкольников, мы исходим, прежде всего, из потребности сформировать у ребенка ценностные ориентации его жизнедеятельности, приобщить к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Мир дошкольника наполняется в первую очередь образами того народа, наследником традиций которого ребёнок является. Восстановление преемственности поколений в восприятии и освоения традиционной культуры своего Отечества содействует формированию основ самосознания, любви к Родине, а также мировоззрения, основанного на традиционном понимании связи человека со своей семьёй, другими людьми и Богом – Творцом.

 В основе новой концепции, исследователь проблем духовно – нравственного воспитания детей, русский педагог В.В.Зеньковский отмечал, что сфера человека включает в себя три составляющих: моральную, эстетическую и религиозную. Все эти составляющие духовной жизни находят свое выражение «в детстве, в чувствах, работе ума и активности». Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у дошкольника, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

  

  Родителям сегодня доступна масса информации педагогического и психологического характера, но не всегда получается грамотно воспользоваться этой информацией. Родителям нужна конкретная помощь в вопросе воспитания ребенка! От качества нашей просветительской работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Поэтому я считаю, что положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь благодаря согласованным действиям музыкального руководителя и семьи, развитию интереса родителей к вопросам воспитания. Участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволит повысить его качество, так как кто, если не родители, лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении.

Воспитание ребенка, в первую очередь, должно нести в себе духовно-нравственную направленность, привитие моральных, этических и эстетических ценностей.

Семья — самое главное в жизни для каждого из нас. Семья — это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Действительно, семья — это первая и самая важная ступень в жизни человека. Народная мудрость, характеризуя человека, большое значение придавала влиянию на него той семейной обстановки, в которой он вырос. Если о человеке говорят «он из хорошей семьи», это значит, что человек этот трудолюбив, честен, доброжелателен, на него можно положиться в беде, с ним хочется поделиться радостью. Огромное значение для воспитания детей имеет семейный уклад.  Под этим всем подразумевается взаимоотношения внутри семьи и нравственные идеалы.  Иногда родители полагают, что с приходом ребенка в детский сад снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах детского сада. Отметим, что влияние семьи не только не снижается, но возрастает. Единство нравственных требований семьи и дошкольном учреждении, откровенность в процессе воспитания способствуют устойчивости нравственных убеждений ребенка. Слово родителей очень западает в рассудок малыша, если оно произнесено тихо и благосклонно, в отсутствии назидательного тона, который у молодых людей вызывает ожесточение и упорство. Лучше только совместно с ребенком дискутировать, раздумывать о явлениях природы и действиях людей, о музыке, оценивать их, подводить его к самостоятельному выводу. Как правило, семья должна оказывать на ребёнка только положительное влияние.

 К сожалению, не все родители откликаются на желание музыкальных руководителей сотрудничать, проявляют должный интерес, усилия в вопросах воспитания своего ребенка. Многие ошибочно рассматривают дошкольное учреждение как место, где только присматривают за ребенком или как место подготовки к школе. Конечно, родителям необходимо знать, как ведет себя ребенок в группе, умеет ли выполнять элементарные требования? В чем ребенку надо помочь, над чем поработать дома? В большинстве случаев музыкальные руководители всегда готовы поделиться с родителями такой информацией.   Ведь наиболее успешным формирование личности будет только тогда, когда и в детском саду, и в семье требования будут одинаковые. Именно поэтому музыкальный руководитель сегодня целенаправленно ищет пути решения проблемы взаимодействия с родителями. 

Таким образом, дети будут получать эстетическое удовольствие от пения, что очень важно и для социально-эмоционального, и для духовного становления личности каждого ребёнка.

Необходимыми условиями полноценного духовно-нравственного воспитания средствами музыки являются систематическое педагогическое сопровождение,

интересная форма подачи и тщательный отбор музыкального материала. 

Задача музыкального руководителя: раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости.

Вовлечение родителей в музыкально-образовательное пространство ДОУ организую в нескольких направлениях:

  • повышение компетентности в вопросах музыкального воспитания детей (индивидуальные беседы, анкетирование, консультации, изготовление папок-передвижек);
  • вовлечение в музыкально-образовательный процесс (открытые занятия, участие в них, создание развивающей предметно-пространственной среды);
  • совместная культурно-досуговая деятельность (написание сценариев, участие в подготовке и проведении праздников, исполнение ролей, изготовление театральных атрибутов).

Формы работы взаимодействия с семьёй:

1. Музыкальная НОД (открытые музыкальные занятия).

Целью является повышение родительской компетентности в музыкальной области (День открытых дверей):
1)Индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка;
2)В сфере всех видов музыкальной деятельности по закреплению навыков и умений, приобретённых в музыкальной НОД в детском саду.

2. Мастер-классы, занятия-практикумы.

1)приобретение родителями практических навыков музыкального развития (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, логоритмика);
2) с целью знакомства с детским музыкальным репертуаром, обучение совместно музицированию с детьми, вооружение родителей основами музыкальных знаний о музыкальных инструментах, необходимых для воспитания здорового ребёнка (слушание, изготовление, игра).

3. Совместные праздники и развлечения, игры, музыкальные гостиные с элементами театрализации.

С целью формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми и взрослыми («День Матери», «День защитника Отечества», «Осенние капустники», «8 Марта»).
Родители – полноправные участники таких действ – от идеи до воплощения:
- Обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;
- Разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью, придумывание сказок, историй;

- Подготовка отдельных номеров;

- Пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита;

- Помощь в оформлении помещения;

- Помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.

 4. Информационно - аналитический стенд, пропагандирующий вопросы по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников среди родителей. Он содержит информацию, касаюшуюся:

        - Работы музыкального зала, расписание музыкальных занятий;

        - Значимости музыкального воспитания детей;

        - Информация о программах музыкального воспитания детей;

        - Перечень рекомендуемой литературы по музыкальному воспитанию, а также музыкальные игры и упражнения, которые можно делать в домашних условиях;

        - Об особенностях эмоционального мира дошкольника;

        - Фотографии занятий, выступлений.

5. Индивидуальные беседы с родителями.

6.Консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье.

Проводятся с целью музыкального просвещения родителей, по темам:

«Музыкальное воспитание в семье»,

«Родителям о музыкальном воспитании»,

«Как слушать музыку с ребенком»

 8. Папки – передвижки: «В мире музыки», «Рождество», «Масленица», «Пасха».

Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее духовно-нравственное развитие. Песня открывает перед ребенком красоту мира. Дети слушают музыку природы, которая является важнейшим источником эмоциональной окраски слова, ключом к пониманию и переживанию красоты мелодии. Слушая музыку природы, дети эмоционально готовятся к хоровому пению. Важно добиться того, чтобы они различали в природе музыку, созвучную песне, которую будут петь.   То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Один из путей интенсификации музыкального образования - это насыщение содержания музыкального образования новыми пластами музыкального искусства: музыкальным фольклором, духовной музыкой, современной академической музыкой, джазом, авторской песней и т.п.  Ведь музыка всегда являлась самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Поэтому духовно-нравственное воспитание  должно стать приоритетным направлением становления духовно – нравственной личности.

Главная цель музыкального руководителя не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все воспитанники любили музыку, чтобы она стала духовной потребностью.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания в семье».

дошкольный возраст является, наиболее подходящим и интересным для осуществления духовно – нравственного развития и воспитания - являются народные игры....

Консультация для родителей «Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания в семье»

Консультация для родителей «Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания в семье»Введение.В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая больш...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников как средство реализации ФГОС ДОО

Описание опыта работы учреждения  «Духовно-нравственное воспитание дошкольников как средство реализации  ФГОС ДОО»...

«Фольклорные праздники как средство духовно-нравственного воспитания в семье».

Народная культура - одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей....

Отчет по теме самообразования «Духовно-нравственное воспитание детей посредством классической музыки».

Отчет по теме самообразования «Духовно-нравственное воспитание детей посредством классической музыки»....