Организация и проведение прогулок с детьми от 1 года до 3-х лет
статья на тему

Процесс воспитания детей непрерывен. Большие возможности для гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно – образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Значение прогулки в настоящее время увеличивается, в связи с тем, новые ФГОС дошкольного образования предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках ООД, но и при проведении режимных моментов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема выступления: «Организация и проведение прогулок с детьми от 1 года до 3-х лет»

Процесс воспитания детей непрерывен. Большие возможности для гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно – образовательной работы с детьми в условиях прогулки.

Значение прогулки в настоящее время увеличивается, в связи с тем, новые ФГОС дошкольного образования предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках ООД, но и при проведении режимных моментов.

Во время прогулки в полной мере должны реализовываться воспитательно-образовательные задачи:

-Оздоровление детей.

-Физическое развитие.

-Развитие самостоятельности.

-Расширение кругозора.

-Ознакомление с окружающим миром.

-Воспитание эстетических чувств, культуры поведения.

-Воспитание экологической культуры.

Таким образом, именно на прогулке предоставляются уникальные условия для всестороннего развития  ребенка раннего возраста. Однако в силу возрастных особенностей, дети от года до трех лет не могут самостоятельно использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Воспитателю необходимо педагогически правильно руководить их деятельностью.

Польза прогулки велика, поэтому ребенок раннего возраста должен гулять даже в холодное время года.

Согласно п.11.5. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"  

Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий.

  При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.

 11.6. Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой.

В летний период для достижения оздоровительного эффекта в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.

Время выхода на прогулку определяется режимом дня в каждом детском саду.

Для того чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное по режиму время, необходимо им создать условия для разнообразной деятельности. Что значительно зависит от периода года, в который организуется прогулка. Прогулка в холодный и теплый периоды года имеет свои отличительные особенности, которые мы рассмотрим далее.

Зимой, вопреки минусовым температурам, прогулка должна проводиться, а для этого очень важно правильно организовать пребывание детей раннего возраста на свежем воздухе. Игровая площадка детского сада зимой – это прекрасное место для оздоровительных прогулок.

Оформляя участок в зимний период большое значение необходимо уделить безопасности, целесообразности, функциональности, красочности, а также эстетичности построек.

Работы по оформлению участка условно можно разделить на 2 направления: это внешнее оформление, украшение территории. Ярко украшенный участок сам по себе вызывает у детей раннего возраста устойчивый положительный эмоциональный настрой, желание идти на прогулку.

И вторые виды работ – это непосредственное создание условий для развития детей: обеспечение двигательной активности, исследовательской и экспериментальной деятельности, художественного развития, развития мелкой и крупной моторики, экологическое воспитание и т.д.

На участке для детей раннего возраста в зимнее время должны быть созданы условия для всех видов двигательной активности.

Обязательно свободная площадка в центре для организации подвижных игр малышей. Постройки могут быть для: метания (горизонтальная и вертикальная цель); равновесия; лазания; подлезания; влезания; прыжков; скольжения; постройки для сюжетно-ролевых игр. Постройки можно объединять сюжетом, одной темой.

Сооружая зимние постройки на участке, необходимо помнить про требования безопасности и нормативные требования, которые значительно отличаются для детей раннего возраста по сравнению со старшими дошкольниками. С требованиями к зимним постройкам для детей от 1 года до 3 лет Вы можете ознакомиться в памятке.

Активными помощниками в создании условий для прогулок детей раннего возраста являются родители наших воспитанников. В яслях проводятся различные мероприятия совместно с родителями. В рамках конкурсов «Здравствуй, зима!», «Здравствуй, лето!» родители подготовили различное нетрадиционное выносное оборудование, сшили одежду куклам согласно сезону. Неоценима помощь родителей при оформлении участков именно в зимний период. Сотрудники нашего детского сада совместно с родителями проводят зимние субботники. Этой зимой наш субботник прошел под девизом «Подарим детям зимнюю радость». Родители соорудили различные  постройки, слепили снежные фигуры, украсили участки.

Интерес детей раннего возраста к зимней прогулке поддерживается продуманным подбором выносного оборудования и материала. Это и всевозможное оборудование для сюжетно – ролевых игр (куклы, одетые по сезону, санки для кукол, грузовики), оборудование для игр и экспериментирования со снегом, оборудование и материал для трудовой и продуктивной деятельности, для наблюдений и подвижных игр. С более полным рекомендованным перечнем Вы тоже можете ознакомиться в памятке.

Прогулка летом имеет некоторые особенности. Летом дети много времени проводят на улице, поэтому территория участка для прогулки детей раннего возраста должна быть оснащена игровым материалом, необходимым для организации разнообразных видов детской деятельности, по аналогии с оснащением группы.

Летом большое место в жизни детей занимает игра. Новые яркие впечатления обогащают содержание детских игр, а обилие разнообразного природного материала – песка, воды, веток, шишек и т.д. – способствует развитию творческого замысла.

Размещая на участке различные сооружения и приспособления, необходимо оставить просторную площадку для свободной деятельности малышей и подвижных игр.

Необходимые выносной материал и оборудование воспитатель готовит в зависимости от целей и задач прогулки.

Дополнить традиционные игрушки можно разнообразным природным материалом, подобрать бросовый материал (баночки, крышки, пакетики, кусочки ткани), а также подготовить различное нетрадиционное оборудование.

Выносной материал для детей раннего возраста необходимо периодически обновлять, ежедневно мыть, он должен быть исправным.

Рекомендованный перечень выносного материала в теплый период года представлен в памятке.

При организации прогулок в любое время года следует учитывать особенности детей этого возраста:

1. Быстрая утомляемость, что ставит перед взрослым задачу следить за самочувствием малышей на протяжении всей прогулки, осуществлять смену видов деятельности. Нельзя допускать, чтобы на прогулке дети находились длительное время в однообразной позе. Нужно переключать их на другую деятельность и менять место игры.

2. Неумение сосредоточиться и отвлекаемость, а на прогулке этих поводов предостаточно. Все это диктует необходимость дозирования новых сведений (рассказ о явлениях природы, жизни птиц и животных и т.п. не может длиться более 3 – 4 минут).

3. Затруднения при запоминании. Поэтому показы, беседы нужно проводить ярко, эмоционально и обязательно предусматривать повторение.

4. У детей раннего возраста наглядно – действенное мышление. Жизненный опыт их невелик. Малыш может понять только то, что находится непосредственно перед ним (радуга, метель, листопад) и с чем он может сам действовать, поэтому выносное оборудование и материал должны быть разнообразными и в достаточном количестве.

5. У детей раннего возраста каждый этап прогулки значительно отличается по времени в отличие от старших дошкольников.

Каждый из обязательных компонентов прогулки у детей в возрасте от 1 года до трех лет занимает по времени от 7 до 15 минут.

Наблюдения в раннем возрасте должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

Дидактические игры являются одним из структурных компонентов прогулки. Они непродолжительны, занимают по времени в младшем возрасте 3-4 минуты.

Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого малыша задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности – не превышали 7-10 минут.

У детей в возрасте от 1 года до 3 лет воспитатель формирует элементарные хозяйственно-бытовые навыки: собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д.

Труд в природе – это активное, посильное участие детей в работе на цветнике, огороде и т.д. Для этого на участке должен быть весь необходимый инвентарь, инвентарь должен соответствовать росту и силам ребенка. В яслях к инвентарю для трудовой деятельности имеется ряд требований: объем ведерка – до 0,8 л, с внутренней стороны должен быть отмечен уровень его наполнения, а именно 0,2 – 0,3 кг. Носить груз (лейки с водой, ведерки с песком или водой) ребенку разрешается одновременно в обеих руках. Время выполнения поручения – 7 – 10 минут, расстояние, которое могут преодолевать дети, следует ограничивать 100 – 150 м. В зимнее время детям предлагаются ведерки до 2 л, так как снег легкий, объемный. Длина черенков лопат, грабелек не должна превышать 60 – 70 см.

Подвижные игры.  Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности. Проводить их нужно в середине или конце прогулки. Таким образом, план должен включать: игры малоподвижные, игры средней активности, игры с высокой двигательной активностью.

Подвижная игра в раннем возрасте должна длиться 6-10 минут.

Каждый месяц разучивание 2-3 подвижных игр (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год).

В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).

Таким образов, прогулка – обязательный  элемент режима дня, который необходимо использовать в полном объеме и с пользой для детей. Для того чтобы прогулки радовали малышей и способствовали всестороннему развитию, а не становились скучными, воспитатели ежедневно должны планировать их содержание, включая образовательную составляющую и самостоятельную деятельность детей раннего возраста. Основная задача воспитателя при проведении прогулок состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для воспитанников деятельности соответственно их возрасту.
          Планирование разнообразной деятельности на прогулке позволяет воспитывать любовь и бережное отношение к природному окружению. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления. Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место.

Также для достижения всех целей и выполнения поставленных задач при организации прогулки, необходимо, чтобы участок был педагогически грамотно оформлен, а выносное оборудование и материал были разнообразными и соответствовали возрасту детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и проведение прогулок с детьми старшего дошкольного возраста

Здесь представлен материал об организации прогулок детей...

Организация и проведение прогулок с детьми на природе "Гуляем!"

статья по организации и проведении прогулок с детьми на природе...

«Организация и проведение прогулок с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с использованием современных форм и технологий для сохранения и укрепления здоровья детей»

laquo;Организация и проведение прогулок с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с использованием современных форм и технологий для сохранения и укрепления здоровья детей»...

Презентация "Организация и проведение прогулок с детьми раннего возраста"

Презентация для воспитателей работающих на группах раннего возраста "Организация и проведение прогулок с детьми раннего возраста"...

Консультация для родителей "Организация и проведение прогулок с детьми в зимний период"

Консультация для родителей о том в какие игры и забавы можно поиграть с детьми в зимний период...

Методические рекомендации по организации и проведению прогулок с детьми дошкольного возраста в зимний период"

Искрящийся на солнце снег, сугробы, сосульки ледяные глыбы не только необыкновенно красивы, но и очень интересны. Сколько занимательных веселых игр предлагает зима! И при этом дарит здоровье и хорошее...

Организация и проведение прогулок с детьми в весенний период года

Организация и проведение прогулок с детьми в весенний период года. 1. Воспитатель организует прогулки в отведенный режимом отрезок времени,  согласно своей возрастной группы.2. Длительность прогу...