Самоанализ профессиональной педагогической деятельности
материал на тему
Самоанализ профессиональной педагогической деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 66.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ профессиональной педагогической деятельности.
С 2014 года «Использование современных образовательных технологий в коррекционной работе на этапе автоматизации звуков у детей старшего дошкольного возраста» стало приоритетным направлением в моей деятельности.
Цель: повысить эффективность коррекционной работы средствами современных образовательных технологий.
Задачи:
- изучение опыта педагогов и логопедов по использованию образовательных в дошкольном воспитании и их влияние на коррекцию речевых расстройств у детей старшего дошкольного возраста;
- разработка и апробация блока занятий коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с использованием методов современных образовательных технологий.
1. Анализ реализации современных образовательных технологий.
Мне, как учителю-логопеду, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Поэтому, наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик – современных образовательных технологий, эффективность которых очевидна. В рамках групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий мною используются следующие технологии:
- наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Мною активно используются в работе: наглядные модули, опорные схемы, пиктограммы, картинно-графические планы, карточки-символы;
- игровые технологии – это технологии, которые предоставляют широкие возможности для творческой деятельности детей, интеллектуального развития. Особо хочется выделить внедряемую в нашем детском саду инновационную игровую технологию ТРИЗ « В стране Котландии», математический планшет, логические блоки Дьеныша.. Эти игры не только развивают детей, они стимулируют их творческие способности, учат познанию мира. Играя с этими пособиями, ребенок получает возможность совершенствовать свой интеллект, внимание, память, воображение и творческие способности. В игре незаметно для себя ребенок осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение. На своих занятиях я использую пособия: «Игровизор», «Пространственные конструкторы», «Игры-шнуровки», «Конструктор слов», «Конструктор букв» и др.;
- информационно-компьютерные технологии – это комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией; внедрение в образовательный процесс средств, основанных на микропроцессорной технике. У детей вызывает большой интерес применение на наших занятиях мультимедийных презентаций. Очень легко и интересно проходит логопедическое обследование детей именно с использованием презентаций. Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Мною были подготовлены различные презентации с играми для занятий и презентация для логопедического обследования детей. Ещё в своей работе с детьми включаю в занятия работу с интерактивной доской;
- здоровьесберегающие технологии. Наряду с речевыми нарушениями у многих воспитанников не развиты общая и мелкая моторика, страдают психические процессы: память, внимание, мышление. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций, физкультминутки, упражнения для профилактики зрения.Так же, на коррекционных занятиях использую элементы имаготерапии (куклотерапия и сказкотерапия). Это способствует развитию активности, самостоятельности, творчества, эмоциональности, произвольности, имеет психотерапевтический эффект. У ребёнка ликвидируются болезненные переживания, связанные с дефектами речи, укрепляется психическое здоровье, что способствует улучшению социальной адаптации
2. Анализ предметно- развивающей среды.
Основное назначение моего логопедического кабинета - создание рациональных условий, которые соответствуют ФГОС: развивающая предметно пространственная среда должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Логопедическая работа направлена на коррекцию следующих речевых параметров:
- коммуникативно - речевых умений;
- развитие артикуляционной моторики и мимики;
- звукопроизносительной стороны речи;
- импрессивной стороны речи;
- лексического развития;
- грамматического строя речи;
- слоговой структуры слова;
- фонематического слуха и восприятия;
- развитие связной речи;
- навыкам звукового анализа.
В соответствии с основными коррекционными направлениями в работе и принципами построения окружающей среды, а также в соответствии с реализуемой программой учреждения, пространство логопедического кабинета разделено на блоки:
- диагностический блок;
- коррекционно - развивающий блок;
- информационный блок;
- научно - методический блок.
В коррекционно - развивающий блок входят коррекционно-развивающие игры и наглядные картинки. Эти пособия эффективно использовались мною для коррекции звукопроизношения детей на индивидуальных занятиях, а так же для развития связной речи, профилактики дисграфии и дислексии, пополнения словарного запаса детей, обучению слоговому и звуковому анализу, обучению составления сложных слов, развитию внимания, памяти и мышления.
При проведении занятий по развитию связной речи с использованием красочных наглядных пособий и пиктограмм у детей наблюдался стойкий интерес на протяжении всей длительности и желание работать и отвечать. Дети с нетерпением ждут следующего такого занятия, что очередной раз подтверждает эффективность использования метода наглядного моделирования в работе логопеда.
Для занятий с применением ИКТ я создала ряд мультимедийных презентаций с логопедическими играми. Надеюсь, что эта копилка презентаций будет пополняться. Считаю, что данные презентации так же составляют часть образовательной среды.
В течение года пополняю копилку методической литературы – журнал «Логопед», где можно почерпнуть много новой и необходимой информации по методике работы, новым инновационным технологиям в логопедии, советам из опыта работы.
В своей работе для закрепления изученного материала и домашних заданий, использую альбомы упражнений по обучению грамоте детей старшей группы и подготовительной к школе группы, под редакцией О.С. Гомзяк. Детям несложно и интересно работать в них.
3. Анализ работы с родителями.
Одним из основных направлений в работе учителя - логопеда в ДОУ является взаимодействие с семьей ребенка-логопата. Половина успеха в достижении хороших результатов коррекции зависит от того насколько грамотно и тесно построена эта работа. Работу с родителями я провожу в соответствии с годовым планом, который составляется на начало года. Но хочется отметить, что в течение года определенные запланированные мероприятия иногда отодвигаются, а новые, более актуальные и подходящие для текущего момента могут быть проведены.
Работу с семьей воспитанников веду, используя различные способы и методы взаимодействия. Это личный и, наверное, самый важный способ контакта. Уголок учителя-логопеда так же является одним из способов подачи информации. Тетради и альбомы упражнений для индивидуальных заданий, родительские собрания, открытые мероприятия.
В течение года родители не раз обращались с конкретными вопросами, которые их волнуют и их запросы мною были удовлетворены. Были проведены консультации по насущным и волнующим темам: «Учимся общаться», «Что делать, если у ребёнка плохая память?», «Работа над формированием звукослогового анализа у детей с ОНР», «Предупреждение ошибок на письме».
Открытые мероприятия, как никакие другие, могут показать результативность работы учителя - логопеда. Родителям очень нравится видеть своих детей в работе. Каждый год я провожу открытые занятия.
На протяжении всего учебного года я регулярно предлагаю индивидуальные задания для каждого ребенка в тетрадях и альбомах упражнений, которые привлекают родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у детей; закреплению полученных знаний, речевых умений и навыков. Хочется отметить, что родители ответственно относятся к данной работе.
«Логопедическая игротека».
Данный вид взаимодействия заключается в знакомстве родителей детей-логопатов с логопедическими играми и через «включённое» наблюдение, помогает увидеть им процесс речевого развития собственного ребёнка, оценить его достижения, учебные и коммуникативные навыки, выявить затруднения. С играми родители могут познакомиться через информацию в «Уголке логопеда».
«Уголок логопеда» (уроки для родителей)
Данная форма взаимодействия является классической и проверенной. Родители в моменты ожидания ребенка могут в спокойной обстановке ознакомится с интересными советами и рекомендациями учителя - логопеда. В течение года мною были предложены следующие консультации: «От слогов к словам», «Правила хорошего слушания», «Азбука вежливости», «Семья: родственные и возрастные отношения», «Город звуков и букв», «Общение без проблем», «Готов ли ваш ребёнок к обучению в школе».
4. Анализ методической работы
Свою методическую работу я провожу на основании годового плана и вопросов, возникающих в ходе работы с детьми, воспитателями и специалистами. Взаимодействие специалистов и воспитателей в дошкольном учреждении считаю необходимым условием для полноценной и эффективной работы, направленной на достижение положительных результатов. Более тесное взаимодействие у меня, как у учителя-логопеда, происходит с воспитателями групп и педагогом – психологом. Все запланированные консультации и практикумы были особенно востребованы у воспитателей, они с большим интересом и ответственностью подходили ко всем практическим вопросам. Можно сказать, что наша работа в течение года слаженная и продуктивная. Много вопросов по особенностям развития детей с ОНР мы обсуждали с педагогом-психологом, т.к. детям с таким заключением часто требуются и психологическая коррекционная помощь.
5. Мониторинг качества воспитательно-образовательного процесса.
Качество коррекционного процесса можно проследить по результатам мониторинга состояния речи детей, зачисленных на логопедический пункт. Данные результаты показывают динамику в состоянии звукопроизношения и развития речи в целом.
2014-2015 учебный год. Старшая группа (15 детей)
2015-2016 учебный год, подготовительная к школе группа (15 детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/11/picture-19645-1691738195.jpg)
САМОАНАЛИЗ МОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МОИХ ВОСПИТАННИКОВ.Диагностика разработана мной самостоятельно.Тесты которые могут проверить знания дошкольников по экологическому воспитанию....
Самоанализ профессиональной педагогической деятельности
Самоанализ воспитателя ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/03/picture-190213-1362286380.jpg)
самоанализ профессиональной педагогической деятельности
В самоанализ моей работы вошел материал за последние три года деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/03/picture-720875-1567526677.jpg)
Самоанализ профессиональной педагогической деятельности 2019 год
Данный документ содержит полное описание профессиональной педагогической деятельности музыкального руководителя: Флат Любови Владимировны....
Самоанализ профессиональной педагогической деятельности
Самоанализ профессиональной педагогической деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/01/picture-1071438-1609509817.png)
самоанализ профессиональной педагогической деятельности Безруковой Е. Н.
самоанализ профессиональной педагогической деятельности Безруковой Е. Н....
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/19/picture-1323087-1616158665.jpg)
Самоанализ профессиональной педагогической деятельности воспитателя МБДОУ "ЦРР- детский сад с. Бакчара" Горловой Елены Яковлевны
Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего,мир природы с безграничным богатством явлений,с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детского разума....