«АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ»
консультация на тему

«Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)».  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt_agressiya_deti.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

 Кальсина А.А.

педагог–психолог

МДОУ ЦРР «Дружба»  

«АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ»

Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ».

 «Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)».  

Если сказать проще: Агрессия – это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. Поэтому  он  ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. Окружающим  не всегда понятно, почему он ведет себя так и  чего хочет добиться, но ребенок понимает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание.

Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Выделяют  виды агрессии:

  1. Использование физической силы против другого лица или объекта - Физическая (нападение).
  2. Выражение негативных чувств (ссора, крик, визг) – Вербальная.
  3. Действия, которые направлены на другое лицо  (злобные сплетни, шутки и т.п.), и действия, характеризующиеся направленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.п.)- Косвенная.
  4. Направленна против другого (угроза, проклятие, ругань) – Прямая.
  5. Агрессия направленая на себя(самообвинение, нанесение телесных повреждений) – Аутоагрессия.

Причины и факторы возникновения агрессивности у детей:

  • наследственно-характерологические (наследственно- конституциональная предрасположенность к агрессивному поведению;  обусловленное поведение родителей или родственников);
  • биологические факторы (агрессивное поведение связывают с установлением биохимических, гормональных механизмов, влияющих на развитие);
  • некоторые соматические заболевания, заболевания головного мозга, резидуально-органические поражения (минимальная мозговая дисфункция, травма головного мозга и т.п.);

Для дошкольника значимыми являются три фактора:

  1. Семья.

В дошкольном возрасте на появление агрессии самое большое влияние оказывает семейное воспитание ребенка, взаимоотношения между родителями, стиль отношений в семье.

  • Если родители систематически проявляют физическую или вербальную агрессию по отношению к ребенку. Вероятность проявления у ребенка защитной агрессии, подражания такой модели поведения родителей.
  • Если родители применяют слишком суровые, несоотносимые с проступком наказания. Уровень агрессивности у ребенка повышается, возрастает готовность к агрессивным действиям.
  • Если родители не обращают внимания на агрессивное поведение, вспыльчивость ребенка,  и не контролируют его поведение, в дальнейшем ребенок чувствует вседозволенность.
  • Если родители не дают возможности ребенку проявить способность к самостоятельному выбору, запрещают любые формы проявления детского гнева. Ребенок избегает открытого проявления гнева, и подавляет свои эмоции, проявляется деструктивная агрессивность.
  • Если родители проявляют агрессию по отношению к окружающим в присутствии ребенка. У ребенка закрепляется уверенность, что окружающие люди являются виновниками всех их бед.
  • Конфликты между родителями, развод, могут привести к  демонстративной агрессивности (привлечение внимания к своей персоне); формирование агрессивной модели «выяснения отношений».
  1. Окружающие дети.

Также дети учатся агрессивному поведению  в ходе взаимодействия с другими детьми. Одним из таких способов является – игра. К таким играм можно отнести те, в которых дети толкаются, догоняют друг друга, дразнятся и пр., но некоторым детям нравятся шумные игры и они хорошо относятся к партнерам по шумным играм.

  1. Средства массовой информации.

Серьезную озабоченность вызывает СМИ, они оказывают влияние на становление агрессивного поведения ребенка.  Демонстрирующие в кино  сцены  вербальной агрессии,  насилия,  способствует повышению уровня агрессивности у детей дошкольного возраста.

Существуют условия и факторы, провоцирующие агрессивное поведение:

  • реактивность или ответная агрессия;
  • введение жестких ограничений в воспитании ребенка;
  • новые незнакомые условия, увеличивают тревогу ребенка;
  • нарастание утомления и пресыщения у ребенка и др.

Психологическая коррекция агрессивных форм поведения проводится различными путями, такими, как:

  • метод рисунка;
  • использование воды;
  • песочная терапия;
  • игротерапия;
  • проигрывание ситуаций с последующим их анализом;
  • тематическая беседа;
  • работа с мягким материалом;
  • сказкотерапия или психотерапевтические истории для детей.

Известно, что коррекционная работа с детьми не будет успешной без поддержки и взаимодействия всех участников воспитательного процесса, родителей необходимо учить понимать ребенка, чувствовать его. Работу с родителями агрессивного ребенка целесообразно проводить в двух направлениях:

  • обучение эффективным способам выплескивания гнева и общения с детьми (лекции, тренинги детско-родительских отношений, индивидуальные беседы, семинары и диспуты).
  • Просвящение, т.е. (лекции, сообщения на родительских собраниях, наглядная информация, размещенная на стендах в группе, кабинете психолога и т.д.)

В процессе информирования родителей решаются следующие задачи:

  • развитие взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга;
  • снижение тревожности и приобретение уверенности в себе;
  • переосмысление роли и позиции родителя;
  • выработка стиля эффективного взаимодействия с детьми;
  • формирование готовности обсуждать с детьми все спорные и конфликтные ситуации в семье.

 Таким образом, в большей мере социальное окружение влияет на становление агрессивной модели поведения, поэтому необходимо проводить коррекционную работу по устранению причины и источников, провоцирующих агрессивное поведение у детей дошкольного возраста. Только при взаимодействии всех участников воспитательного процесса будет достигнут результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие «Агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста, современные технологии по преодолению агрессии у детей»

 Данная презентация рассказывает о технологиях, направленных на преодоление агрессии у детей, рассказывается о работе с детьми, о создании условий, о работе с родителями и педагогами по данному вопр...

Агрессивное поведение детей 3х лет. Как общаться с агрессивным ребенком, постепенно снижая уровень агрессии.

Агрессивное поведение ребенка связано с возрастным кризисом 3х лет. Приступы агрессии в этом возрасте происходят достаточно часто. Таким поведением дети выражают свое недовольство или разочарования. Н...

Консультация для родителей детей средней группы на тему "Агрессивное поведение детей".

Агрессивное поведение – наиболее распространенный способ реагирования на срыв какой-либо деятельности, непреодолимые трудности, ограничения или запреты. В обществе такое поведение называют неаде...

Консультация для родителей детей средней группы на тему "Агрессивное поведение детей".

Агрессивное поведение – наиболее распространенный способ реагирования на срыв какой-либо деятельности, непреодолимые трудности, ограничения или запреты. В обществе такое поведение называют неаде...