Выступление из опыта работы в кружковой деятельности
статья (подготовительная группа) по теме

Шулятьева Елена Валентиновна

Выступление из опыта работы в кружковой деятельности в подготовительной к школе группе по теме "Книжный дизайн". Дизайн-деятельность в детском саду - прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности. А книжный дизайн стимулирует развитие устойчивого интереса к художественной литературе. описывается содержание деятельности с детьми, родителями, социумом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление из опыта работы

Кружковая деятельность в подготовительной к школе группе

«Книжный дизайн»

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Шулятьева Елена Валентиновна, я воспитатель МДОУ «Увинский детский сад №2». Сегодня я представляю вашему вниманию программу кружковой деятельности с детьми  подготовительной к школе группы «Юные дизайнеры» по теме «Книжный дизайн».

Свое выступление я хочу начать со слов Яна  Амоса Коменского :

 «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»

Интерес к дизайн-деятельности у меня возник не случайно, а как следствие углубленной работы на протяжении нескольких лет по развитию художественно-творческих способностей  детей.

Поэтому темой самообразования на период 2013-2017 г.г. стала: Дизайн-деятельность как условие  развития творческих способностей дошкольников.

Дизайн-деятельность детей предполагает авторизацию культурного опыта и выражается в создании уникального – оригинального и нового – продукта.

Совместную деятельность с детьми по выбранной теме  решила организовать, в традиционной форме для нашего ДОУ, кружок «Юные дизайнеры»

ФГОС ДО являлись основой при разработке программы кружковой работы.

1.В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте:

«Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».

Дизайн- деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

2.Программа кружка «Юные дизайнеры» соответствует основным требованиям ФГОС ДО, в частности, построения части, формируемой участниками образовательных отношений (2.11.2):

-учитывает образовательные потребности и интересы детей, родителей и  педагога;

-направлена на художественно-эстетическое развитие детей в совместной творческой деятельности;

Актуальность темы  обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы кружка с требованиями жизни. Учитывая то, что мы живем в спроектированной среде, ребенку необходимо дать элементарные знания о дизайне, который сейчас называют «символом современной цивилизации».

Как отмечает Г. Н. Пантелеев – член Союза профессиональных художников, старший научный сотрудник центра Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, в практике детского сада нередко смешивают содержание понятий «изобразительная деятельность», «творческое конструирование» и собственно «деятельность детского дизайна». Детская продукция, после художественно-дидактических занятий, сложенная в папки – это не дизайн. А, например, создание декораций к кукольному спектаклю, оформление выставки, оформление книги, аранжировки из природного материала, первые шаги в архитектуре и т.д. относятся к детскому дизайну. Эта деятельность близка занятиям творческого конструирования, но вместе с тем подготавливаем ребёнка к основам социопространственного творчества. В результате дизайн-деятельности у детей развивается элементарное дизайнерское мышление, которое позволяет комплексно подходить к оценке и созиданию окружающей его предметной среды.

Работу по дизайн-деятельности с детьми я разделила на разделы, которые соответствуют возрастным интересам и способностям детей:

2013/2014

Плоскостной(аппликативно-графический) дизайн – рамочки

2014/2015

Предметно-пространственный дизайн –мобиль

2015-2016

Плоскостной(аппликативно-графический) дизайн –открытка

2016-2017

Плоскостной(аппликативно-графический) дизайн – книжка-самоделка

 Актуальность  программы в подготовительной к школе группе обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и опыт в дальнейшей жизни. Квалифицированное руководство со стороны педагога должно способствовать активности детей при воплощении ими собственных творческих замыслов, развитию детской одаренности.

Новизна программы состоит в том, что предлагается ознакомление детей с книжным дизайном, что способствует в процессе кружковой деятельности получить знания о простейших закономерностях строения формы, цветоведения, композиции, декоративной стилизации форм, красоте природы.

 Целью  является развитие способностей и творческого потенциала у каждого ребенка, стремление к самосовершенствованию и самореализации.

Сопутствующая цель: развитие  устойчивого  интереса  к книге, а также бережного отношения к ней.

Основные задачи (соответствуют ФГОС ДО п.1.6.):

- развивать эстетическое восприятие предметов окружающего мира как эстетические объекты;

- развивать художественно-творческие способности детей в продуктивных видах детской деятельности;

- воспитать художественный вкус и чувство гармонии;

- ознакомить детей с основами книжной графики в среде  дошкольного учреждения и библиотеки;

-приобщать к художественной литературе.

Программа предполагает проведение одного занятия в две недели, во вторую половину дня в рамках  работы кружка. Общее количество занятий в год – 16.

Особенностью является совместная с детской библиотекой организация некоторых занятий с целью приобщения детей к художественной литературе.

Основной принцип (ФГОС п.1.4.)– развитие творческой индивидуальности каждого, побуждение к самостоятельному творчеству.

Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает образовательные области (ФГОС п.2.6.):

а) художественно-эстетическое развитие: формирование элементарных представлений о видах искусства. Видоизменяются детские игры художественного содержания, переходящие в продуктивную деятельность различного вида:  рисование, лепку, аппликацию, творческое конструирование.

Создаются условия для приобщения дошкольников к художественной литературе.

б) речевое развитие: формируется культура речи и общения, речевое творчество, знакомство с книжной культурой, детской литературой.

в) познавательное развитие:  развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды книг, профессии людей), формируется способность к анализу и обобщению, пространственное воображение, проектное мышление, творческая активность, расширяется кругозор.

в) социально-коммуникативное  развитие: решаются задачи нравственного воспитания в условиях социализации детей в коллективе и в семье; становление самостоятельности, целенаправленности собственных целей; формирование позитивных установок к творчеству.

г) в области “Физическое развитие”: энергетика и динамизм детского дизайна позволяют решать задачи охраны здоровья ребенка (снижение явлений гиподинамии, неврозов, сколиозов, близорукости и т. д.)

Для решения поставленных задач реализуется не только деятельность с детьми, но и взаимодействие с родителями детей и социумом, участие в различных конкурсах.

Содержание деятельности с детьми

Книжный дизайн ориентирован  на создание не просто красивых оригинальных предметов, но немаловажное значение имеет практическая составляющая результатов творческой деятельности.

В течение учебного года дети знакомятся с авторами художественных произведений, художниками-иллюстраторами, с элементарным дизайном: создание обложки, страниц книги в едином стиле, буквицами, видами книг:

  1. Книги-сказки на примере творчества И.Билибина (слайд)
  2. Книжка-образ на новогоднюю тематику(слайд)
  3. Книжка-раскладушка, созданная в подарок детям младшей группы к дню рождения А.Барто-17 февраля (слайд)
  4. Книжка с иллюстрацией-сюрпризом (слайд)
  5. Книжки-картинки по мотивам рассказов и иллюстраций Е.Чарушина (слайд)
  6. Фотокнижка, созданная из фотографий детей с их любимыми игрушками. Создание этой книги может входить в систему работы по речевому развитию детей по программе «Радуга» в цикл мероприятий «Моя любимая игрушка». Книга сейчас находится в стадии заполнения, т.е. дети, с помощью воспитателя, постепенно заполняют свои страницы фотографиями и рассказами о своих игрушках (сдайд)
  7. В перспективе изготовление книжек с глазками, книжка-схема «У лукоморья дуб зеленый…» (рисование схем-подсказок), объемная книжка-дерево «Времена года» и книжка-альбом «До свидания, детский сад!».

На протяжении года у детей не угасает интерес к творческому созданию книг.

Книги-самоделки активно используем для чтения в книжном уголке и в организованной деятельности, для пересказа любимых произведений, сочинения новых историй, что неразрывно связано с речевым развитием основной программы ДОУ.

Взаимодействие  с родителями

Для достижения высоких результатов по данной теме большое значение имеет взаимодействие с родителями. Необходимо их заинтересованное участие в процессе ознакомления дошкольников с книжным дизайном. При этом используются такие формы работы как:

-выступления на родительских собраниях,

- консультации,

- привлечение родителей к изготовлению и приобретению материалов для детского творчества,

-посещение родителями выставок детских работ, детской библиотеки.

- участие в создании коллективных работ.

В совместном творчестве детей и родителей созданы несколько книг:

  1. «Красная книга. Животные России»;
  2. «Красная книга. Растения России»;
  3. « Осень золотая»
  4. «Зимняя книга»
  5. «Весенняя капель»

Взаимодействие с социумом

Большое значение отводим  взаимодействию с социумом. Тесно сотрудничаем с детской библиотекой. В начале учебного года организовали встречу с заведующей детской библиотекой З.И.Зариповой, на которой она рассказала о направлениях работы библиотеки, значении и разнообразии детской литературы. В течение года мы систематически посещаем различные мероприятия. В конце марта в библиотеке запланирована организация выставки наших книжек-самоделок, к чему дети с энтузиазмом готовятся, пригласили своих родственников.

 Также в нашем детском саду проводим акции «Подарок маленьким детям» (книжки А.Барто), «Вместе почитаем» (детям младших групп).

Дети и их родители участвуют в различных творческих конкурсах:

  1. «Подарок книге» Трефилов Захар
  2. Конкурс «Зимняя книга» на уровне ДОУ – 1 место
  3. Конкурс «Мир животных» -
  4. Всероссийские конкурсы……

Если рассматривать требования ФГОС ДО к результатам освоения ООП ДО, то можно утверждать, что предлагаемая программа кружковой деятельности направлена на возможные достижения ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования:

- у детей сформированы первоначальные представления о книжном дизайне;

- у ребенка достаточно хорошо  развиты умения, дающие возможность создавать предметы окружающего мира по законам красоты;

- дети знают некоторых художников-иллюстраторов;

- у них достаточно хорошо развито чувство ритма, симметрии, цвета;

- обладает творческим мышлением;

- ребенок  способен  к созданию задуманного, к созданию выразительного художественного образа;

-знаком с произведениями детской литературы.

Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а  главным критерием оценки ребенка  является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата.

И также, как следствие,  приобщение к художественной литературе.

Таким образом, искусство дизайна активно входит в нашу жизнь.

Детский дизайн - новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка.

Более подробно ознакомиться с программой кружковой деятельности можно на сайтах по представленным адресам в буклетах и оставить комментарий. (слайд)

Спасибо за внимание! Я надеюсь, что кого-то заинтересует данное направление в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы по теме: "Интеграция образовательных областей в ходе проведения непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию дошкольников"

Выступление из опыта работы по теме: "Интеграция образовательных областей в ходе проведения непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию дошкольников"...

Выступление из опыта работы по теме: "Практическое использование экспериментальной деятельности при работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Выступление из опыта работы по теме: "Практическое использование экспериментальной деятельности при работе с детьми старшего дошкольного возраста"...

Выступление из опыта работы на МО на тему: «Развитие познавательной активности детей посредством исследовательской деятельности».

В современном мире свою актуальность имеет развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста, так как на каждом возрастном этапе ребенок неизбежно сталкивается с чем-то новым, и когда ма...

Выступление из опыта работы "Технология проектной деятельности как основа программы летнего отдыха дошкольников"

В свете реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования актуален вопрос создания системы работы по внедрению в  образовательный процесс ДОО метода прое...

Выступление из опыта работы:"Использование технологии проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Использование технологии проектного метода позволяет мне создать условия для поддержки детской инициативы в условиях детского сада, семьи,  что способствует  получению следующих результатов:...

Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»

laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение  персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....